Этика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 10:11, реферат

Описание работы

Деловое общение, в отличие от других видов общения (социального, личностного, целевого, инструментального, модального) имеет свои собственные сущностные характеристики и признаки. Выделение этих признаков позволит дать более полное и четкое определение понятия делового общения.
Что же такое деловое общение? Какие существенные признаки ему присущи? Определения, которые мы можем встретить в современной литературе, характеризуют общение как:
предметно-целевую деятельность;
частный момент, какой-либо продуктивной совместной деятельности людей, служащий средством повышения качества этой деятельности;
способ оптимизации и организации разных видов предметной деятельности (производственной, научной, коммерческой).

Файлы: 1 файл

рус.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

Таким образом, гуманистические идеи в западноевропейской этической мысли утверждали в деловом общении "человечность межличностных отношений, включающую в себя уважительное и ответственное отношение к деловому партнеру, осмотрительность в собственных притязаниях, внимание к запросам коллег по работе, подчиненных или начальства"

Наряду с гуманистической тенденцией в западноевропейской этической мысли в контексте политических и экономических теорий формируется прагматично-утилитаристская тенденция, которая ориентирует деловые отношения на жесткий прагматизм, расчет, максимизацию выгоды любой ценой. Зарождению этой тенденции в немалой степени способствовал макиавеллизм - учение итальянского мыслителя 16 века Н. Макиавелли. Основной постулат этого течения: политика и мораль - это две плоскости, которые никак не пересекаются и исходя из этого для достижения, завоевания и удержания власти оправданы любые средства.

Основной принцип макиавеллизма "цель оправдывает средства", а всякие социальные, моральные факторы признавались как внешние рамки, которые можно и не учитывать. Таким образом, принцип экономической выгоды по существу был возведен на уровень определенной нормативной ценности, которой должен следовать человек в своих деловых отношениях. Этот тип деловых отношений получил название "деловой макиавеллизм".

Следующие экономические теории середины 19 века еще больше очищают "экономического человека" от "посторонних" моральных принципов. Это человек, который не только исчисляет свою экономическую выгоду в деловых отношениях, но и оптимизирует свои действия на основе полезности и индивидуальных предпочтений.

Попытки ограничить (неоклассические теории Дж. Кейнса) или расширить мотивационное поле экономического человека в деловых отношениях- (А. Сена, Ю. Эльстер, в теории социально выбора) привели к введению этических мотивов в анализ поведения экономического человека и улучшению структуры побудительных мотивов поведения. Но общая формула поведения экономического человека, предложенная в деловом общении осталась по существу неизменной: максимизация своей экономической выгоды, достижение наиболее удачного сочетания своих потерь и выгод.

Основатель социологической науки О. Конт, считал, что человек - это деятельное существо, но побуждение к деятельности исходит в первую очередь из чувств, а не из разума. Поэтому он утверждал, что любая деятельность человека побуждается чувством и не контролируется разумом. Человек от природы эгоистичен, но у него существуют склонности к любви, бескорыстию, которые и проявляются в общении с другими людьми.

Особый интерес представляет социологическая концепция марксизма, в которой прагматично утилитаристская модель "экономического человека" подвергается жесткой критике с социально классовых и конкретно исторических позиций. Так как капитализм по Марксу явление преходящее и к тому же завершающее предысторию человечества, то и способ производства порождает определенную форму общения людей. Сущность человека при этом не остается неизменной, поскольку она выступает каждый раз как совокупность определенных общественных отношений. Формы производства согласно Марксу изменяют формы общения людей. А подлинный переворот в формах общения произойдет только с наступлением коммунистической формации.

Что касается российского официального этикета, его развитие отражено в соответствующих документах. Так, еще в 1747 г. при Елизавете Петровне был опубликован документ из 98 параграфов "Церемония о послах чужестранных государей при Императорском Всероссийском дворе".

В 1827 г. вышел в свет свод протокольных правил "Высочайшие утвержденные этикеты при Императорском Российском дворе", а в 1889 г. был опубликован еще один документ - "Правила светской жизни и этикета".

Лучшие традиции русского национального этикета развивались в 19 веке в среде, так называемой разночинной интеллигенции, вышедшей из демократических слоев населения. В это время вырабатывались принципы новых отношений между людьми, отвергались, высмеивались бессмысленные условности, как дворянского этикета, так и мещанско-купеческой манерности, провозглашались и пропагандировались естественность и простота в общении людей между собой.

К сожалению, в современном российском бизнесе и предпринимательстве лучшие этические принципы межличностного общения, разработанные в российской мысли 19 и начала 20 века, оказались менее востребованными, чем в советский период. Можно лишь выразить надежду на то, что времена меняются и наступит период, когда самобытная российская этическая традиция будет оценена по достоинству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности  национальных стилей этики делового  общения

Россия - связываются с понятиями: "загадочная русская душа", богатство русского языка, русское искусство, литература.

Англия - "страна туманного Альбиона", английский этикет, порядочность, любовь к дому, понимание свободы, спартанское воспитание детей, сознательное самоограничение материальных потребностей.

Деловой этикет британцев изначально достаточно формален, протокольные правила соблюдаются неукоснительно, но по мере продвижения диалога формализм может напрочь исчезнуть, и после двух-трех встреч они снимают пиджаки, закатывают рукава, обращаются по именам и продолжают так вести себя и дальше.

С южными англичанами уместно подчеркивать свою цивилизованность и образованность; общаясь же с более практичными северными англичанами, а также с шотландцами и уэльсцами, следует большее значение придавать искренности, прямоте и более простой процедуре переговоров. К переговорам британцы подходят с большой долей прагматизма, полагая, что в зависимости от позиции партнера лучшее решение может быть найдено уже на первой встрече. Они достаточно гибки и охотно откликаются на инициативу противоположной стороны, демонстрируя благоразумие и готовность к компромиссу.

Британцы редко выражают свое несогласие, традиционным для них было и есть умение избегать острых углов во время переговоров.

Используя обаяние, неопределенность и сдержанность в высказываниях, юмор и явное благоразумие, британцы могут смеяться на переговорах, но довольно долго оставаться жесткими. Почти всегда они занимают оборонительную позицию, которую скрывают как можно дольше. Они не любят спешить и даже при отсутствии разногласий редко принимают окончательное решение в процессе переговоров.

Франция - одна из старейших наций в Европе, ораторское искусство, остроумие, французская мода, шарм парижанок.

Это страна где пунктуальность рассматривается как высшая форма вежливости. Бизнесмены, как правило, отличаются консервативностью и соблюдают всевозможные формальности. Деловая встреча считается официальным событием, что, прежде всего, находит отражение в одежде, а также в подчеркнутой официальности поведения и соблюдении протокола. Обращение - исключительно по фамилии. Не принято обсуждение личных или семейных дел. Вежливость и официальность будут поддерживаться во время переговоров, если французы "руководят" ими.

Французские бизнесмены тщательно готовятся к предстоящим переговорам. Они любят досконально изучать все аспекты и последствия поступающих предложений. К обсуждению они относятся как к интеллектуальному процессу, во время которого знакомятся с другой стороной и, возможно, обнаруживают ее слабости. В их аргументах преобладает логика, и они быстро будут "привязываться" к любому нелогичному высказыванию противоположное стороны. Это приводит также к пространному анализу всех обсуждаемых вопросов. Они часто уклоняются от повестки дня и подолгу говорят по ряду вопросов в произвольном порядке. Поэтому встреча может быть продолжительной и многословной.

Французы достаточно жестко ведут переговоры и, как правило, не имеют запасной позиции, зачастую им свойствен конфронтационный тип взаимодействия, впрочем, поведение может кардинальным образом меняться в зависимости от того, с кем они обсуждают проблемы.

Они не предъявляют своих требований в начале встречи, но подводят к ним с помощью тщательно сконструированных логических обоснований. Они гордятся своей быстротой мышления, но не любят, когда их торопят в принятии решений. При этом важные решения редко принимаются во время переговоров. Часто тот, кто отвечает за их принятие, отсутствует на встрече.

Следует учитывать, что французам свойственна обидчивость которая может проявиться, если они не чувствуют должного уважения или если не соблюдается протокол.

Германия - "страна броккенских великанов", германских рыцарей культуры, учености и романтизма.

Немцы питают огромное уважение к имуществу и собственности. Солидным зданиям, мебели, автомобилям и хорошей одежде они придают большое значение. Уважают звания и титулы. Немецкая пунктуальность является эталоном.

Основными характеристиками немецкой деловой культуры являются: монохромное отношение ко времени, т.е. стремление завершить одну цепь действий, прежде чем перейти к другой; твердая убежденность немцев в том, что они на переговорах ведут себя честно и прямо; склонность к резкому и открытому выражению своего несогласия, а не к любезностям или дипломатии.

Немцы обладают собственным, особым стилем проведения встреч и переговоров, процедуры переговоров с крупными немецкими компаниями намного более формализованы, чем в других странах.

Немцы предпочитают те переговоры, в которых они с достаточной очевидностью видят возможность нахождения решения. Обычно участники очень тщательно прорабатывают свою позицию. В ходе переговоров они предпочитают обсуждать вопросы последовательно один за другим и не любят, когда их торопят. Они рассчитывают на принятые решения в рамках встречи, но всегда соблюдают осторожность.

Немцы стремятся к поиску общей платформы, считая это лучшим способом добиться прогресса, но в то же время нелегко отказываются от своих аргументов.

Немцы аккуратны и щепетильны в соблюдении условий и сроков договоренностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Тестовое задание

1. К функциональным чертам  разговорного стиля речи относятся

а) конкретная персональная адресность речи

b)наличие непосредственной ,сиюминутной обратной связи

c) строгая логичность изложения

d)использование тропов и фигур речи

Ответ: к функциональным чертам разговорного стиля речи относятся - конкретная персональная адресность речи  ; наличие непосредственной ,сиюминутной обратной связи.

 

2.Публицистическому стилю  свойственны…

а)сочетание экспрессии и стандарта

b)поиск новых средств выразительности, которые нередко становятся стандартом

с)стилевая окраска долженствования, предписания

d)подчеркнутая логичность изложения

Ответ: Публицистическому стилю свойственны: сочетание экспрессии и стандарта ; поиск новых средств выразительности, которые нередко становятся стандартом

 

3.Нарушением норм речевого  этикета являются обращения…

a)Уважаемый господин!

b)Уважаемый господин Иванов Дмитрий Александрович!

c)Уважаемые коллеги!

d)Уважаемый Борис Сергеевич!

Ответ: Нарушением норм речевого этикета являются обращения- Уважаемый господин Иванов Дмитрий Александрович!,  Уважаемый господин!

 

4.К числу основных  функций рекламы относятся…

a)информировать ,сообщить о предлагаемой услуге или товаре

 b)привлечь внимание потребителя

 c)побудить адресата совершить покупки или воспользоваться услугами рекламодателя

d) развлечь адресата

Ответ: К числу основных функций рекламы относятся- информировать ,сообщить о предлагаемой услуге или товаре; привлечь внимание потребителя; побудить адресата совершить покупки или воспользоваться услугами рекламодателя

 

5.В деловой документации  не используются…

а) общеупотребительная лексика

b)эмоционально-оценочные слова и выражения

 c)стилистически нейтральные и книжные элементы

 d )языковые формулы(клише) , облегчающие восприятие текста

Ответ: В деловой документации не используются- общеупотребительная лексика; эмоционально-оценочные слова и выражения.

 

6.К деловым бумагам  группы «деловая переписка» относятся…

a)сопроводительное письмо

 b)письмо-благодарность

c)пригласительное письмо

d)объяснительная записка

Ответ: К деловым бумагам группы «деловая переписка» относятся- сопроводительное письмо, пригласительное письмо, объяснительная записка.

 

7.Включение элементов  диалога в монолог оратора  именуется

а)диалогизацией

 b)вопросно-ответным единством

 c)авторизацией

 d)приемом провокации

Ответ: Включение элементов диалога в монолог оратора именуется - приемом провокации

8. В предложении  «Проскочив на красный свет, вы  можете попрощаться с белым»  использована такая стилистическая  фигура, как …

 a)антитеза

 b)эллипсис

 c )инверсия

d )эпифора

Ответ:

 

9.Грамматические  ошибки допущены в предложениях…

a)Каждый студент за год должен получить нагрузку более восемьсот учебных часов.

 b )В игре примут участие двадцать один человек.

c)Вернувшись из поездки ,я первым делом позвонил отцу.

 d) Среди научных трудов Ф.И, Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческая грамматика русского языка».

Ответ: Грамматические ошибки допущены в предложениях- В игре примут участие двадцать один человек. Каждый студент за год должен получить нагрузку более восемьсот учебных часов.

 

10. К числу приемов  привлечения внимания  аудитории  относятся

 a)возбуждение любопытства

 b)использование цитат

 c)выражение недовольства чем-либо

 d )извинение по какому-либо поводу

Ответ: К числу приемов привлечения внимания  аудитории относятся- выражение недовольства чем-либо; возбуждение любопытства.

 

11. По родам изменяются…

a)полные прилагательные

 b)краткие прилагательные

 c)количественные числительные

 d)существительные

Ответ: По родам изменяются- полные прилагательные

 

12.Архаизмом является  слово…

а )отрок

 b)урядник

 c)беспредел

 d)виртуальный

Ответ: Архаизмом является слово-отрок.

 

13.Неправильная  форма прилагательного использована  в словосочетании …

Информация о работе Этика делового общения