Этика Дарвина и Спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:42, реферат

Описание работы

Эмпирические философы основывались на естествознании, и поэтому не доказали существования нравственных понятий, которые можно назвать началом эволюции, Виновны в этом в большей мере философы ненаучные, спекулятивные, которые отрицали эмпирическое, естественное происхождение нравственного чувства. Они приписывали нравственному чувству сверхприродное происхождение. В связи с этим была неизбежная реакция против метафизических и мифологических понятий.
Теперь развитие этических начал начинает рассматриваться как результат естественного развития, не впадая в сверхприродную философию.

Файлы: 1 файл

Этика Дарвина и Спенсера.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Ученый отвечал на критику о  его приверженности утилитаристам, разобрал роль справедливости в формировании нравственных понятий.

Все общества стремятся к достижению счастья, хотя идут к этому разными  путями, но есть несколько общих  условий - это согласованное сотрудничество, отсутствие прямого насилия в виде нарушения договоров, то есть эти условия представляют одно: соблюдение честных равных отношений. Благополучие каждого и всех достигается путем равноправия. Справедливость для Спенсера заключается в признании равноправия.

Главы, посвященные альтруизму и эгоизму, содержат основы этики Спенсера. Что же такое альтруизм, т.е. если еще не любовь к другим, то по крайней мере помышление об их нуждах, и эгоизм, т.е. себялюбие? Прежде чем действовать, животное должно жить, поэтому поддержание жизни является первой заботой любого живого существа. Эгоизм стоит впереди альтруизма, следовательно, самосохранение составляет условие для общего благосостояния. Преобладание эгоизма над альтруизмом выступает как процесс постепенного развития человечества. Это вывод считают неверным. Основное правило  жизни звучит так: преследование личного счастья в пределах, приписанных общественными условиями. Часть, посвященная защите эгоизма крайне слаба у ученого. Спенсер признает, что самопожертвование оказывается таким же первичным фактом, как и самосохрание. Альтруизм и эгоизм взаимозависимы. Этика – это развитие общественных привычек и ослабление узколичных, которые не видят общества из-за своей личности, а потому не достигают своей цели, т.е. блага личности; тогда как развитие навыков к работе сообща и взаимной помощи ведет к благим последствиям как в семье, так и обществе. В человеке и в обществе постоянно идет борьбе между эгоизмом и альтруизмом. Цель нравственности в соглашении между противоположными влечениями эгоизма и альтруизма. К такому соглашению и торжеству общественных влечений над влечениями личного себялюбия люди приходят впоследствии изменения основных начал своих обществ.

Первоначально строй общества был  военный. Доблесть считалась высшей добродетелью, способность отнять восхвалялась как высшая заслуга. Далее, складывается промышленный строй, в нем вырабатываются черты промышленного быта, вместе с ним рождается новая нравственность, в которой присутствуют черты мирной общественности – взаимная симпатия.

Сначала правила жизни устанавливала религия, восхвалявшая войну, мужество, повиновение начальству, беспощадность. Затем этика приобрела черты утилитаризма. В развитии нравственных чувств, Спенсер увидел полезность, хотя и говорил, что нельзя все нравственные проявления рассматривать с точки зрения полезности. В одном быту людям  полезно воевать, и у них развиваются определенные правила жизни, насилие и грабеж возводятся в нравственные начала. С развитием промышленного-торгового быта складывается новая религия и новая этика, изменяются понятия и чувства.

Спенсер пришел к выводу, что нравственные явления очень сложны, и из них  трудно вывести обобщение. Данные, приведенные  Спенсером можно представить  в такой форме: основа всякой нравственности – чувство общительности, свойственное всему животному миру, и суждение равноправия, составляющее одно из основных первичных суждений человеческого разума. Признать это мешают хищнические инстинкты, сохранившиеся с первобытных времен.

Второй том этики Спенсер  посвятил справедливости и благотворительности – положительной и отрицательной. Сначала чувство справедливости вырабатывалось из личных, эгоистических побуждений (боязнь мести). С умственным развитием появилось чувство взаимной симпатия и затем вырабатывалось умственное понятие о справедливости, хотя его развитию мешали войны. Справедливость так понимается Спенсером: каждый имеет право делать, что он хочет, при условии не посягать на такую же свободу какого-либо другого человека. Свобода каждого ограничена лишь такой же свободой других.

 Далее в трудах Спенсер  разбирает государство. Понятие  нравственности зависит от общества, в котором живут люди. Основано  ли оно на полном подчинении  центральной власти, на самодержавии, представительном правлении, на  централизации или на договорах  вольных народов, основана ли экономическая жизнь на власти капитала или на трудовом начале – все это отражается в нравственных понятиях людей и в изучении о нравственности данной эпохи. Спенсер указал на то, что в истории проявляются два типа общественности: военная, в первобытных обществах, и промышленная форма. Признавая одинаковую свободу каждого из членов общества люди должны были признать политическое равноправие, т.е. право на выбор правительства, но политическое равноправие еще не есть равенство, этого не достаточно, потому, что еще существуют антагонистические интересы отдельных классов. Не признается право государства распоряжаться свободой и личностью граждан.

Образованное общество стремится  к тому, чтобы каждый мог удовлетворять  свои потребности, не мешая делать другим то же, поэтому роль государства должна ограничиться охранением справедливости. Но одной справедливости мало и обществу нужны поступки на пользу другим и обществу, за которые человек не ждет вознаграждения. Этот разряд поступков он назвал благотворительностью.

Многие перестают признавать разницу  между тем, что можно требовать  от людей, и тем, что следует считать  «благодеянием». Спенсер был против такого смешения понятий, которые ведут  к вырождению, к коммунизму и анархизму. Равенство вознаграждений за труд ведет к коммунизму, следовательно, каждый может взять то, что ему нравится, «изъять» каждого, кто стоит на его пути. Тут начинается анархизм и неограниченная борьба за жизнь. Все это оттого, что не делается различия между справедливостью и благотворительностью. Смягчить существующий в природе закон истребления наименее приспособленных необходимо, но это «смягчение» должно быть предоставлено частной собственности, а не государству. В этом Спенсер переходит на точку зрения самого заурядного человека. Он забывает, что неспособность массы людей заработать необходимое для жизни создалась в обществе путем захвата власти и классового законодательства. Он понимал «борьбу за существование», как истребление менее приспособленных, тогда как главной ее чертой является выживание приспособляющихся к изменчивым условиям жизни. Это большая разница, в одном случае – это борьба друг против друга, а в другом – борьба с враждебными силами природы или же с другими видами животных, ведущаяся сообща путем взаимопомощи.

Выводы: Анализируя эволюционную этику можно сделать вывод, что нравственность заложена в человеке природой, она передается по наследству и существует в зачатке еще у животных. Нравственные чувства формировались с помощью естественного отбора, так как были необходимы для выживания. Природа выбирает постепенное нравственное совершенствование человека. То есть, чем больше развито чувство долга, справедливости и т.д. тем более приспособлен человек в жизни общества и тем более он способствует развитию этого общества. Не нужно думать, что этическое было создано искусственно человеку и не выполняет никакой природной функции. Эволюционная этика открывает нам глаза на природные и естественные функции нравственности, которая развивалась с человеческим родом и теснейшим образом связана с жизнью в обществе. Это две неразрывные составляющие современного человека. Человек, становясь общественным существом, неизбежно приобретал нравственные чувства, как единственный способ выжить в данных условиях.

В отличие от Дарвина Спенсер не рассматривает нравственного чувство как продолжение чувство общительности. Долг он понимает как продукт принуждение. По Спенсеру, история делится на два периода: военный и промышленный. Для каждого общества нужна своя этика. Сейчас происходит переход общества от военного к промышленному, а в военном обществе главенствует принуждение. Таким образом, источник нравственности по Дарвину – общественный инстинкт, а Спенсер колеблется между теориями принуждения, утилитаризма и религии. Спенсер не заметил, что выживают виды, более восприимчивые к требованиям изменчивых условий жизни, у которых более развита стадность, общественность, что ведет к лучшему развитию умственных способностей. Позднее в своих работах Спенсер указал на общественность у животных и ее значение, но вся его постройка этики, сделанная ранее, пострадала от неверной посылки.


Информация о работе Этика Дарвина и Спенсера