Этическое поведение и культура поведения социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Стандарты этического поведения социального педагога и социального работника определяют нормы их профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами социальной работы. Эти стандарты не носят исчерпывающего характера.
Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога и социального работника.
Социальный работник:
а) соблюдает Кодекс этики, утверждает ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивает, совершенствует и популяризирует их;

Содержание работы

1. Этическое поведение и культура поведения социального работника.
2. Понятие «этика» и «мораль» и их соотношение.
3. Категории морали: честность и справедливость.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Этика в социальной работе.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

План:

 

1.   Этическое  поведение и культура поведения  социального работника.

2.   Понятие  «этика» и «мораль» и их  соотношение.

3.   Категории  морали: честность и справедливость.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Этическое  поведение и культура поведения социального работника.

Стандарты этического поведения  социального педагога и социального  работника определяют нормы их профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами  социальной работы. Эти стандарты  не носят исчерпывающего характера.

Этическое поведение по отношению  к профессии социального педагога и социального работника.

Социальный работник:

а) соблюдает Кодекс этики, утверждает ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивает, совершенствует и популяризирует их;

б) повышает качество и эффективность  социальных услуг, предоставляемых  людям, развивает профессионализм  социальной работы, привлекая непрофессиональных помощников социальных педагогов и  социальных работников к решению посильных для них задач;

в) повышает статус социальной и социально-педагогической работы, защищает ее от необоснованной критики  и укрепляет у людей различных  социальных групп веру в ее необходимость;

г) принимает участие и  поощряет других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов и методик социальной работы и социально-педагогической деятельности;

д) критически оценивает  достигнутые в личной практической работе результаты, не преувеличивает свои профессиональные и личные возможности;

е) в доходчивой форме  разъясняет окружающим назначение, цели и задачи профессиональной социальной и социально-педагогической работы, в качестве представителя этих профессий.

Этическое поведение, но отношению  к людям, которые пользуются социальными  услугами.

Социальный работник:

а) соблюдает принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимает человека таким, как он есть; привлекает его к активной совместной работе; обеспечивает конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней; несёт ответственность за результаты своей работы с клиентом; проявляет личную порядочность по отношению к нему;

б) ценит и уважает личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу и творческий подход клиента  к совместному с ним решению  его проблем; оказывает помощь клиентам с целью восстановления и развития их собственных потенциальных возможностей с соблюдением в равной степени прав других людей и социальных групп;

в) отдаёт приоритет поддержке  основных интересов клиентов, но при  этом уважает и учитывает интересы и других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов различных клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в Украине законодательства, предупреждает клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты;

г) минимизирует использование юридических, психологических, экономических или других видов принуждения; в случаях, когда такое принуждение неизбежно, оно должно быть этически, профессионально и юридически оправдано;

д) отвергает любые формы  дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, на умственных или физических, недостатках, привилегиях, персональных характеристиках.

Этическое поведение  по отношению к коллегам

Социальный работник:

а) с уважением относится  к коллегам вне зависимости от их специальности и специализации, уровня профессиональной подготовки и  стажа практической работы, оказывая им всемерное содействие для достижения высокой эффективности их работы в области социальной и социально-педагогической деятельности;

б) уважает различные  мнения и подходы коллег и других специалистов, принимая на себя ответственность  за справедливость своей критики  в их адрес в различных инстанциях и межличностных отношениях;

в) защищает своих  коллег от любых форм и видов давления со стороны клиентов, руководства, государственных  организаций или общественных объединений  в тех случаях, когда такое  воздействие необоснованно;

г) следует советам  и консультациям коллег и наставников, если они служат интересам дела.

Этическое поведение по отношению к взаимодействующим  организациям

Социальный  работник:

а) строит свои взаимоотношения с другими организациями  на основе доброжелательности, ориентированности  на интересы людей, обратившихся к нему за помощью, с учетом возможностей и назначения этих организаций и непротиворечивости деятельности этих организаций этике социального работника и социального педагога;

б) придерживается своих обязательств, данных взаимодействующим  организациям, и добивается от этих организаций выполнения их собственных обязательств при использовании их ресурсов на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены;

в) развивает  командные, межинституциональные и  межведомственные формы социальной и социально-педагогической работы, оберегает рабочую атмосферу в коллективах и командах, поддерживая приемлемые условия для деятельности каждого сотрудника.

Соблюдение норм и  правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими называют культурой поведения.

В современной социокультурной  и экономической ситуации, характеризующейся  открытостью, динамизмом, изменяются задачи профессиональной деятельности будущих  социальных работников, от которых  требуются умения работать с разнообразной информацией, вступать в профессиональные контакты с коллегами и клиентами, работать в команде. Другими словами, время требует профессионализма, показателем которого выступает культура поведения.

Стать высококвалифицированным  специалистом в области социальной работы, невозможно без развитой культуры профессионального поведения.

Культура поведения  социального работника – это  интегрированная характеристика профессиональных и личностных качеств, отражающая совокупность мировоззренческих и профессиональных знаний, качеств, умений, навыков, интересов, потребностей, нравственной позиции, ценностных ориентаций, норм и образцов поведения социального работника.

Культура поведения  включает  и  высокую нравственность, и проявление уважительного отношения  к другому человеку, готовность вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Основой культуры поведения  является признание ценности другого  человека, что может выражаться в  конкретных оценках достоинств человека, проявлении терпимости к особенностям его характера, мировоззрения, поведения. Терпимость – также один из важных принципов, свидетельствующих о культуре, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более доброжелательными. Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные ценности, как доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову.

Культура поведения  социального работника должна включать такие качества как интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли клиента по нужному руслу – эти и другие качества всегда должны быть присущи социальному работнику.

Социального работника  нередко и по праву называют "врачом души" и психологом. Ни одна профессия не имеет столько сторон соприкосновения с человеческой судьбой, как социальная. От культуры общения и поведения социального работника во многом зависят результаты его дальнейшей работы.

 

2.   Понятие «этика» и «мораль» и их соотношение.

 

Понятие «этика»  имеет несколько значений. В повседневном употреблении этим понятием обозначают совокупность принципов жизни людей, выступающих своеобразным кодексом поведения. Так, когда мы говорим, например, о христианской этике, то имеем в виду совокупность принципов, нашедших отражение в Нагорной проповеди И. Христа.

Однако под  этикой также понимают этическую  теорию, которая имеет дело с такими вопросами: «Можно ли прожить жизнь  достойно?», «Какая жизнь является достойной  и правильной?» и пр. Прежде чем определить предмет этики как теоретической дисциплины, рассмотрим происхождение от термина, которым она обозначается.

Термин «этика»  происходит от древнегреческого слова  «ethos», первоначально означающего  – совместное жилище, местопребывание. Позднее стали появляться новые значения этого слова: образ мысли, характер, нрав, обычай. Несмотря на смысловые различия этих понятий, в них отражается то, что характер, образ мысли, нрав, обычаи не только формируются в совместном общежитии, но и проявляют себя в нём.

Аристотель, отталкиваясь от «ethos» как нрава (характера), образовал  прилагательное - этический «ethicos» (этикос). Этим понятием он обозначал совокупность душевных качеств, к которым относил  справедливость, мужество, умеренность, кротость, щедрость, дружелюбие, любезность и правдивость. Наука, изучающая этические добродетели, а также добродетельные поступки была названа Аристотелем этикой. Итак, в 4 в. до н. э.  этическая наука получила своё имя, которое носит до наших дней.

  Аналогичной была история формирования латинского термина «мораль». Латинским аналогом греческого слова «ethos» (этос) является – «moris» (морис), которое переводится как нрав, обычай, характер. Цицерон, опираясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное «moralis» (моралис). От этого прилагательного позднее было образовано существительное «мораль», совпадающее по содержанию с термином «этика». Таким образом, по этимологическому содержанию греческое понятие «этика» и латинское - «мораль» являются эквивалентными. Позднее в русском языке появилось слово «нравственность», значение которого совпадает с греческим - "этика" и с латинским - "мораль".

Вплоть до наших дней термины  «этика» и «мораль» в живом  языке используются как взаимозаменяемые. Например, когда мы говорим медицинской этике, то часто имеем в виду определённые моральные явления – набор правил, которых придерживаются медицинские работники в своём общении друг с другом и со своими пациентами. Нет также однозначности в толковании следующих словосочетаний: этика учёного, мораль учёного, этика науки, и т.п. Однако отождествление понятий «этика» и «мораль» может быть допустимым лишь в разговорном стиле речи. В строгих научных рассуждениях эти понятия не отождествляются. В сложившейся учебно-академической традиции термины «этика» и «мораль» несут разный смысл.

При этом понятием «этика»  обозначают науку, а понятием «мораль» - то, что данной наукой изучается. Таким  образом, в ходе историко-культурного  развития термины «мораль» и «этика»  перестали отождествляться. Этикой стали обозначать область философского знания, исследующую мораль, (нравственность). (Понятия «мораль» и «нравственность» в научной речи рассматриваются как синонимы). Итак, этика – это философская наука о морали (нравственности).

Однако характеристика этики как науки о морали (нравственности) не является достаточной. Ответить на вопрос, что такое этика – это  и дать толкование самой морали. Что такое мораль (нравственность)?

Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают систему высших ценностей, характеризующуюся противоположностью добра и зла и обусловливающую нормы долженствования человеческого поведения. Согласно этому определению, мораль представлена её двумя составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали (мораль - это система высших ценностей), а вторая - отмечает императивный характер нравственных ценностей, и этим ещё более усиливает их положительное значение. Действительно, если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, морального идеала в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль становится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактическим положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и нравственно ценным.

Необходимость установления такого единства отмечал  ещё Аристотель, характеризуя этику  как науку не только о добродетелях, но и о добродетельных поступках. Но на этом не остановился процесс  формирования этической науки. Как отмечал В.С. Соловьёв, период становления этики как самостоятельной науки был длительным и не завершился в работах Аристотеля. Велика роль И. Канта в этом процессе. Кант обосновывал решение нравственных проблем, исходя из самой морали. Он считал, что нет необходимости характеризовать мораль с помощью каких-либо проявлений культуры (психологии, религии и пр.), так как принципы морали заложены в нашем разуме. Мораль развивается по своим законам, поэтому, считал Кант, нравственное поведение основывается только на уважении к нравственному закону. Человек по своей природе несовершенен. Он не всегда следует этому закону. Поэтому этика не является знанием о том, что было и есть. Этика формирует представление о том, как должно быть. Иными словами, этика – это наука не о сущем, а о должном.

Этика является наукой, которая не только предписывает, как «должно» поступать в тех  или иных случаях, но и объясняет  природу морали. Это делает убедительными  её рекомендации для личности, поставившей  перед собой задачу нравственного совершенствования.

Информация о работе Этическое поведение и культура поведения социального работника