Этические учения Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:27, доклад

Описание работы

Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI-П тыс. до н. э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах "великих peк". Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока.

Файлы: 1 файл

Этитеские мысли в древности.docx

— 27.70 Кб (Скачать файл)

Родоначальником скептицизма был  Пиррон (ок. 365–275 до н. э.). По его учению, философ – человек, который стремится к счастью. Счастье же может состоять в невозмутимом спокойствии и в отсутствии страданий. Желающий достигнуть счастья должен ответить на три вопроса:

1) из чего состоят вещи;

2) как мы должны к ним относится;

3) какую выгоду получим мы  из нашего к ним отношения.

На первый вопрос мы не можем дать никакого ответа: ни о чем нельзя утверждать определенно, что оно  существует. Поэтому о любом способе  познания нельзя сказать, истинный он или ложный, как всякому утверждению  о любом предмете может быть с  равным правом противопоставлено противолежащее ему утверждение.

Из невозможности однозначных  утверждений о предметах Пиррон выводил ответ на второй вопрос: истинно философский способ отношения  к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это не значит, что не существует ничего достоверного: наши чувственные восприятия, или впечатления, безусловно, достоверны. Заблуждения возникают лишь в суждениях

– там, где высказывающий пытается от кажущегося и являющегося заключать к тому, что существует поистине.

Ответом на второй вопрос определяется, по Пиррону, и ответ на третий вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания  от всяких суждений, будет невозмутимость, или безмятежность, в которой  скептицизм видит высшую ступень  возможного для философа суждения.

Основные положения Пиррона  получили свое дальнейшее развитие в  учении его последователей: Тимона, Энесидема и Секста Эмпирика, позднего представителя скептицизма, жившего во II в. н. э.

4. КИНИКИ.

Учения стоиков, Эпикура, скептиков, хотя и отражали некоторые общие  черты мировоззрения своей эпохи, были рассчитаны на наиболее культурные и привилегированные круги. В  отличие от них киники выступали  перед толпой на улицах, площадях, в  портах, доказывая неразумность существующих порядков и проповедуя бедность не только на словах, но и своим образом  жизни. Наиболее известными из киников эллинистического времени были Кратет из Фив (около

365—285 гг. до н. э.) и Бион Борисфенит (III в. до н. э.). Кратет, проповедовал умеренный кинизм и был известен своим человеколюбием. Он имел большое число учеников и последователей, в их числе некоторое время был и Зенон, основатель школы стоиков. Однако дальше критики богачей и правителей киники не пошли, достижение счастья они видели в отказе от потребностей и желаний, в «нищенской суме» и противопоставляли философа-нищего не только царям, но и «неразумной толпе». Этика киников провозглашала как высшую добродетель человека его умение наслаждаться малым, быть независимым от государства, общества, даже от культуры и семьи. Когда Диогена посетил знаменитый Александр Македонский и спросил, что он желает, то лишь ответил:

"Не заслоняй солнца".

5. НЕОПЛАТОНИЗМ.

Последней крупной и по-своему эпохальной школой эллинизма является неоплатонизм. Основоположника неоплатонизма - Плотин (204/205 - 270 гг.).

Философия неоплатонизма возникает  в III н. э. и развивается вплоть до начала VII в. Неоплатонизм связан, прежде всего, с именами Плотина,Порфирия, Прокла и Ямвлиха.

Плотин написал 54 опуса на различные  темы. Он не претендовал на оригинальность. На Плотина оказал значительное влияние  Платон. На его мировоззрение также  повлияли многие другие греческие, и  даже римские философы, в том числе  Сенека. Характерно, что возврат  к идеям Платона и потребность  в их переосмыслении возникают в  период, когда античный способ философствования подходит к концу, постепенно уступая  новому и радикально отличному от него, философствованию, основывающемуся  на христианском мировоззрении. Неоплатонизм возникает на фоне широкого распространения  разнообразных учений, пытающихся сочетать в себе несоединимые элементы древних  философских систем. Подобно тому, как стоицизм был характерен для  теоретического мировоззрения Ранней Римской империи, так для Поздней  Римской империи характерен неоплатонизм. Он возникает в вакууме между  империями. Этот вакуум продолжался  полвека: с 235 г., до 284 г.

Плотин обосновывает свое идеалистическое  учение через учение о разных типах  людей. Обыденный человек погружен в чувственно-практическое существование. Для такого человека вещи важнее идей, материальное важнее идеального. Для обыденного низменного человека тело важнее души, и он тешит свое тело, нисколько о душе не беспокоясь. Вся деятельность души такого человека обусловлена его пребыванием в теле, целиком зависит от тела. Но это потому, что душа такого человека заужена, ведь он сам сделал ее служанкой тела, и не больше того.

Иной, возвышенный человек поднимается  от низшего состояния существования  к высшему его состоянию. Он переносит  центр тяжести своего бытия с  телесного на душевное. Он развивает в себе способности к интеллектуальному сверхчувственному умосозерцанию, он обращается от внешнего мира в глубины своей души и находит там истину, покой и безмятежность, которые столь недоступны низменному человеку.

Возвышенный человек отворачивается от чувственной красоты, презирает  ее и ищет красоту истинную. Прежде всего, он способен увидеть то, что  не видит низменный человек: красоту  добродетели, благоразумных действий, добрых нравов, красоту величия характера, справедливости сердца и т.п. На этой ступени человеческого бытия  душа в своей деятельности все  еще пребывает в теле, но она  от тела независима.

Эту относительную независимость  души от тела возвышенного человека

Плотин обосновывает идеей о  предсуществовании души.


Информация о работе Этические учения Древнего Востока