Этические основы социальной работы с неполными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление этических особенностей социальной работы с неполными семьями. Задачи:
- описать и проанализировать понятие, сущность и основные характеристики неполных семей;
- дать характеристику неполной семьи, выделить основные проблемы в таких семьях;
- рассмотреть и проанализировать этические проблемы социальной работы с неполной семьей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3
1 Неполная семья: понятие, основные проблемы……….………………….….4
1.1 Понятие, сущность, основные характеристики неполных семей……...4
1.2 Проблемы неполных семей……………………………………..……….9
2. Этические особенности социальной работы с неполной семьей………...13
Заключение………………………………………………………………….……18
Список использованных источников………………………………………...…19

Файлы: 1 файл

Koscheeva.docx

— 49.34 Кб (Скачать файл)

Также Н.Смелзер  пишет о том, что существует серьезная проблема социокультурного порядка: при отсутствии помощи в воспитании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя отчужденными, т.е. оторванными от общества и возложенная на них обязанность кажется им непосильной [11, С. 419]. Следовательно проблемы неполной семьи связанны не только с экономическими факторами и недостатком внимания к детям, психологический дискомфорт испытывает и родитель.

И.Ф. Дементьева также отмечает, что в целом и одиноких отцов, и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности [12, С. 110]. Соответственно, мнение о том, что одинокие матери испытывают меньше проблем и дискомфорта , нежели одинокие мужчины ошибочно, т.к. изменения, происходящие в связи с изменением статуса семьи одинаковы для родителей обоих полов.

Обобщая сказано выше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто  оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причем это влияние  многосторонне. В социально-экономическом  плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и  трудовой перегруженности матери. В  медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме  и чаще страдают различными соматическими  заболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно  сделать вывод, что у детей  из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки). Трудности заключаются и в том, что самый близкий человек - родитель, который должен оказать эмоциональную поддержку ребенку, выполнять воспитательную функцию, заботиться об экономическом положении семьи, сам часто находиться в подавленном, отчуждённом состоянии.

 

 

2 Этические особенности социальной работы с неполной семьей

 

 

В социальной работе с неполными семьями  применяются все универсальные  профессионально-этические принципы социальной работы (принципы гуманизма, конфиденциальности, уважения прав человека, толерантности, клиентоцентризма, профилактической направленности).

Общим этическим требованием к социальному  работнику, работающему с детьми и подростками в неполных семьях, является соблюдение и контроль над  соблюдением всех прав ребенка всех уровней законодательства. В трудной  жизненной ситуации ребенок может  быть совершенно беззащитен, и его  единственным защитником выступает  социальный работник. В работе с  детьми недопустимы злоупотребление своим положением, не нужно ставить себя выше ребенка, оказывать какое либо давление на него, так как это может привести к необратимым последствиям в становлении его личности.

В процессе изучения теоретического аспекта  социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании ребенка, удалось  выяснить, что целью данного вида поддержки «является оказание помощи ребенку  в процессе его социализации и создание условий для его  самореализации в обществе» [13, С. 351-352]. Соответственно, социальный работник, должен действовать таким образом, чтобы процесс социализации проходил наиболее успешно, а для этого необходимо учитывать нижеперечисленные правила.

Е.И. Холостова определяет  важные этические  рекомендации при работе с неполными  семьями:

- Гуманное, не унижающее человеческое достоинство обращение. Если у детей, как мы отметили выше, уже формируется чувство самоуважения, то у подростков развивается чувство собственного достоинства, являющееся базовой чертой человеческой личности. Не зная об этом, социальный работник может нанести серьезный психологический ущерб.

- Внимательность и психологическая наблюдательность. Социальный работник должен демонстрировать заботу и искренний интерес к клиенту в неполной семье в целом, и отдельно взятому ребенку в данной семье в частности, создавая тем самым ощущение защищенности.

- Учет семейных и родственных связей. Какими бы ни были родители ребенка или подростка – это ближайшие для него люди. Разрушение родительского авторитета может навредить психике ребенка. Лишение родительских прав должно проводиться только при наличии законных оснований, при выборе опекуна или попечителя социальный работник должен изучить отношения ребенка со всеми кандидатами и выбрать наиболее подходящего, с учетом отношения к нему ребенка, а не только по формальным требованиям. Учет семейных связей проявляется также в обязательной работе с семьей ребенка независимо от его социальной проблемы.

- Аккуратность, подтянутость, точность, доброжелательность и обязательность – вот черты, вызывающие доверие клиента. Наблюдательность, способность быстро принимать решения, выдержка, умение владеть собой – качества, необходимые в общении с любой категорий населения, и неполные семьи не являются исключением [14, С. 56]. Таким образом, мы видим, что в работе с неполными семьями важно учитывать целое множество этических рекомендаций, обладать рядом личностных и профессиональных качеств. Именно это и будет определять эффективности и качества работы.

Подробнее можно рассмотреть этический  аспект социальной работы с неполной семьей в вопросе о том, что  социальный работник не должен стараться заменить ребенку родителя. Его задачей является решение социальных проблем неполной семьи, а не установление слишком близких отношений, что может повредить работе семье. Ни в коем случае при беседе с ребенком не нужно оценивать  действия родителей и других родственников, так как это не этично, это может привести к снижение авторитета родителей, что является серьезной проблемой в воспитании ребенка, а тем более подростка.

Так в своем учебном пособии отмечает И. В. Шаповаленко, в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых [15,С.252]. Следовательно падение авторитета родителей только усугубит ситуацию, ребенок совсем оторвется от семьи, соответственно вся ответственность будет лежать на социальном работнике и он не добется своей изначальной цели.

  В установлении доверительных отношений с ребенком очень важно не переступить грань возможных тем для разговора, так как для того чтобы вызвать доверие у ребенка, социальному работнику необходимо показать, что он не осуждает действий ребенка, хотя иногда эти действия выходят за рамки социально дозволенных, то что он и сам иногда делал подобное, был в подобной ситуации, испытывал подобные чувства. В таком случае, ребенок может почувствовать социальную одобряемость своих действий. Это может привести к проблемам с учителями, друзьями и наконец с законом. Следовательно, нужно стараться выбрать такие темы для разговора, которые соответствуют этическим нормам и нормам морали в целом.

Что касается работы с одинокими родителями, по мнению С.В. Агулиной, существует определенные правила проведения консультирования, которые должен учитывать социальный работник Так, в процессе консультирования он контактирует с родителем несколько раз: в ходе краткой первичной беседы при записи (заполняется карточка семьи), при обстоятельной беседе (это может быть посещение на дому) и в процессе заключительной беседы по результатам изучения проблемы [16]. Таким образом, специалист должен уделить внимание разъяснению возможных целей и задач консультирования, сформировать установки на совместный и разносторонний анализ возникшей проблемы. Специального разъяснения требует также направление ребенка на консультацию к другим специалистам.

Немаловажным является учет этических особенностей и знание предполагаемых проблем в консультировании и других технологиях социальной работы с семьей. Следует отметить, что в зависимости от того в следствии чего семья приобрела статус неполной будут отличаться этические проблемы консультирования родителя. Так при работе с семьей, в которой родители в разводе возможно консультирование обоих родителей, учитывая то, что родители не всегда хотят, чтобы им кто-то советовал как воспитывать детей, как ограничить пагубное влияние разногласий между родителями на психику ребёнка. Поэтому важно очень тонко чувствовать настроения родителей или одного из них при проведении консультирования.

В работе с родителем, в  неполной семье, получившей данный статус в результате смерти одного из родителей важно оценивать психологическое состояние родителя после потери и проявлять терпение в случае неустойчивого состояния клиента. Также нужно соблюдать и уважать чувства человека, лишившихся близкого.

 В работе с типом  неполной семьи, где изначально  нет одного из родителей, чаще  это мать с ребёнком, важно выяснить из каких побуждений женщина пошла на создание семьи без второго родителя, так как многие женщины приверженцы феминистического движения, считают, что сами могут воспитать ребенка, это вполне нормально и нет никакой разницы воспитывать ребенка с отцом или без. В это случае возникает этическая дилемма, с одной стороны это убеждения матери, которых она придерживаться и социальный работник должен уважать это, с другой стороны убеждения матери могут привести к неправильному, неравномерному и неполноценному развитию ребенка.

В социальной работе в целом  также часто возникает проблема конфиденциальности, а значит неполная семья не исключение. В данном случае возникают ситуации, в которых возможно нарушения конфиденциальности между консультируемыми, например матерью и ребенком, когда социальный работник из-за неосторожности может что-то очень личное рассказать другому члену семьи, что может привести к абсолютно непредсказуемым последствиям. Также при взаимодействии с другими службами необходимо удержаться от передачи информации, которая является личной. Кроме того, ненужно распространять информацию не с целью помощи клиенту, а например  для того чтобы в качестве поддержания разговора рассказать что-то, что для клиента очень личное. Информация о том, что из уст социального работника кто-то еще получил доступ к личной информации клиента, скорее всего приведет к разрушению доверительных отношений, потеряется авторитет социального работника и скорее всего к нему больше не обратиться за помощью. Также эта информация может привести к конфликтам внутри семьи клиента и его окружении. Помимо этого важно помнить, что право клиента, на нераспространение информации о нем охраняется законом.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что несоблюдение этических требований социальным работником окажет отрицательное педагогическое воздействие и может послужить причиной для формирования асоциальных ценностей, установок и поведения у детей и подростков. Работа должна проводиться не только с детьми в данной семье, хотя в такой ситуации ребенок находится в более уязвимом положении, а и с родителями. Социальная работа с родителями также подразумевает учет этических особенностей, которые могут быть как и общечеловеческими, так и специальными для каждой конкретной ситуации. Пренебрежение этими особенностями может привести к усугублению состояния родителя и к ухудшению положения ребенка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в данной работе были рассмотрены особенности воспитания и работы с неполными семьями, а также основные этические особенности.

Так, в первой главе данной курсовой работы автором рассматривались понятие, сущность и основные характеристики неполной семьи.  В связи с этим, необходимо отметить, что рост неполных семей в обществе порождает немалые проблемы: экономические, демографические, педагогические. На сегодняшний день подавляющее большинство неполных семей можно отнести к категории материально нуждающихся. Поэтому, необходимо принять меры для того, чтобы полная семья стала доминирующей константой в нашем обществе.

Во второй главе были рассмотрены этические особенности социальной работы с неполной семьей. В результате чего можно сделать вывод о том, что в решении проблем неполных семей необходим комплексный подход. Очень важно учитывать этические особенности работы как с детьми в таких семьях, так как именно они наиболее уязвимы. Немаловажен и учет этических особенностей в работе со взрослыми, так как психологические проблемы возникшие у родителя негативно влияют на психологический климат в семье, а значит ухудшается положение ребенка. Было бы полезно организовать педагогические курсы для родителей (при детских садах и школах), где специалисты освещали бы вопросы воспитания, особенности детской психологии. В данном вопросе нельзя обойти вниманием и детей. В школах целесообразно вновь ввести в программу предмет «Этика и психология семейной жизни». На этих уроках подростки могли бы обучаться самоанализу и методам разрешения конфликтов, с которыми им придется столкнуться в их личной жизни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Целуйко В.М. Вы и ваши дети: настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей. М.: АСТ, 2008. 430 с.
  2. Николаев М. Н. Вечная ценность семьи. М.: Антиква, 2006. 184 с.
  3. Гончарова Г. С. Браки, разводы и неполные семьи в регионах Сибири // Этносоциальные процессы в Сибири. 2001. Вып. 4. С. 52-59.
  4. Федеральная служба государственной статистики. 2012. URL: http://www.gks.ru. (дата обращения: 05.12.2012).
  5. Голод С.И.  Будущая семья: какова она?: (Социально-нравственный аспект). М: Знание, 1990. 62 с.
  6. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие. М.: «Дашков и К», 2008. 259 с.
  7. Башкирова Н. И. Ребенок без папы: решение проблем неполной семьи. СПб.: Наука и техника, 2007. 268 с.
  8. Волкова Л.М. Проблемы неполных семей. Минск: «Красико-Принт», 2011. 125 с.
  9. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная защищенность городской монородительской семьи // Мир России. 2004.Т. 13, № 2. С. 66-95.
  10. Журавлев Д.Н.  Неполные семьи: как помочь детям? // Народное образование: общественно-педагогический журнал. 2010. № 1. С. 211-218.
  11. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 2009 г. 688 с.
  12. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования, 2001 г., №11. С. 108-113.
  13. Программа «Будущим родителям»: [из опыта работы Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» (Красноярский край)] // Энциклопедия социальных практик, 2011. С. 351-352 .
  14. Холостова Е.И. Технология социальной работы: учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. 197 с.

Информация о работе Этические основы социальной работы с неполными семьями