Эстетика эпохи Просвещение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

В истории человечества существовало множество культур - самобытных, не похожих одна на другую. Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой сопровождалась адекватной сменой эстетических принципов и устоев общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
1.Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом
развитии общества………………………………………………… ………..4 стр.
2. Эстетика в различных формах Просвещения…………………………...10стр.
Заключение………………………………………………………………….19 стр.
Список использованной литературы………………………………………20 стр.

Файлы: 1 файл

просвещение печать.docx

— 53.87 Кб (Скачать файл)

 

ОГОУ ВПО «СМОЛЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «ЭСТЕТИКА»

 

 

Тема: «ЭСТЕТИКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЕ»

 

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – Цаплина С. П., доцент

 

 

Исполнитель:

студентка группы 5-10

Веригина Мария

Специальность – Режиссура  театрализованных представлений и  праздников

Квалификация – Режиссер театрализованных представлений и  праздников, преподаватель.

Место работы: МБУК ДК «Шарм»

Должность: культорганизатор

 

 

Контрольная работа принята: «____» ______________2014 г.

Методист факультета: _______________________

Отметка о зачёте:

« ___» ______________________2014г.

Преподаватель: ______________________

 

 

 

Смоленск, 2014

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

1.Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом

развитии общества………………………………………………… ………..4 стр.

2. Эстетика в различных формах Просвещения…………………………...10стр.

Заключение………………………………………………………………….19 стр.

Список  использованной литературы………………………………………20 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории человечества существовало множество культур - самобытных, не похожих одна на другую. Борьба между  умирающей и зарождающейся новой  культурой сопровождалась адекватной сменой эстетических принципов и устоев общества.

В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим  поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эпоха Просвещения и ее прогрессивная  роль в эстетическом развитии  общества.

Просвещение - идейное, общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая- дата из английской истории. В 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, "славная революция" в Англии. Вторая дата - начало Французской революции, воспринимавшейся современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.

Предпосылкой  и первопричиной эстетической эволюции общества явились те изменения, которые оставило Просвещение в науке, культуре, искусстве, политике, идеологии стран и народов.

Деятели Просвещения боролись за установление "царства разума", прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть "естественное равенство", а отсюда- политическая свобода и гражданское равенство.

При всем многообразии мнений большинство мыслителей сходились в оценке Просвещения как передового новаторского явления. Иммануил Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах интеллектуального, морального и эстетического раскрепощения личности, а Фридрих Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций.

Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признавшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущением) и даже божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс.

Как течение общественной мысли Просвещение  представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения - такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода.

Эстетическим предпочтениями данного времени стало обращение к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности.

Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий, в светские салоны Лондона и Парижа, становясь предметом обсуждения уже не только ученых, но и литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии.

Уверенность в мощи человеческого разума, в  его безграничных возможностях, в  прогрессе науки, создающем условия для экономического и социального благоденствия - пафос эпохи Просвещения.

Просветители  убеждали, что просвещением масс воспитанные  монархи приведут к уничтожению  бесправия и несправедливости.

Просветители  происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов; разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.

В Англии в XVII--XVIII вв. после революции  и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению  правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному и эстетическому развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступила церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632--1704). Основное его сочинение - "Опыт о человеческом разуме"- содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, считал Локк, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность он тесно связывал с высокой оценкой человеческого труда. Воззрения Локка близки к трудовой теории стоимости Адама Смита: как и представители классической буржуазной политэкономии, он убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов: правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Просвещение способствовало закреплению в характере  англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

На  шотландское Просвещение большое  влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени, в частности  Дэвида Юма (1711-1776) и Адама Смита (1723--1790). Выдающийся теоретик товарно-денежных отношений Адам Смит стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по моральным, этическим и эстетическим соображениям. В своей теории он отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме.

Выдающиеся  представители французского Просвещения - Вольтер (1694--1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713- 1784), Шарль Монтескье (1689--1755), Поль Анри Голь-бах (1723-1789), Жорж Луи де Бьюффон (1697- 1788) и др.

Во  Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество", порождавшее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.

С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции -- радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества.

Французские просветители вошли в историю как энциклопедисты, создатели французской Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел, открывшей новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Организатор и редактор Энциклопедий -- Дени Дидро, убежденный противник абсолютизма, церкви, клерикального мировоззрения. Один из энциклопедистов-- естество-испытатель Бюффон, автор многотомной Естественной истории, в которой выдвинул положение о единстве растительного и животного мира.

Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская  критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и  права человека сделали его угодным  французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры, политики и эстетики.

 

"Целью  государства любой формы должны  быть сохранение свободы на  основе закона", "баланс интересов  различных социально-духовных групп  обеспечивает стабильность государства", "необходим принцип разделения  властей в государстве" -- это основные положения трактата "О духе законов" Ш. Монтескье.

Выдающимся  представителем немецкого Просвещения  был Иммануил Кант (1724--1804). Знаменитые вопросы Канта: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?" -- были подготовлены предшествующей философией.

Славу модного писателя принесла Канту  работа "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного". Эстетические категории "прекрасное" и "возвышенное" служит для него стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом в человеке. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей -- природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ.

В трактате "Ответ на вопрос: что  есть Просвещение" Кант подытоживает основные идеи Просвещения, которое стремится освободить людей из-под гнета и призывает их к тому, чтобы мерилом решений был их собственный разум. «Будь смел ... и используй собственный разум. Это девиз Просвещения».

Особенно  значителен вклад Канта в разработку теории правового государства. Он обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие. Не случайно в Германии XVIII в. называют «веком Канта».

Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло  и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в российском обществе того времени.

По  мнению просветителей, величие человека, его отличие от Других существ, порожденных  природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая  тем самым прогресс человечества. Это восхищение человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в оде "Человек» И.П. Пнина (1773--1805), просветителя, поэта, последователя А.Н. Радищева. Это своеобразный гимн его величию, тем деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба.

Просветители  создают особую нравственную философию, с помощью которой они определяют основные принципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения нравственной философии изложены в работе А.П. Куницына (1783--1840) "Право естественное". Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Русские просветители задумывались и над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматривается русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремлением обрести свободу.

Огромное  место в трудах русских просветителей  отводилось переустройству общества. Цель свободного общества, по мнению просветителей -- благополучие граждан. «Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками», -- писал А.Ф. Бестужев (1761--1810), отец декабристов братьев Бестужевых. Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, человек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева "О воспитании", опубликованный в "Санкт-Петербургском журнале", который он издавал вместе с И.П. Пниным.

Философско-антропологическая  мысль русских просветителей  отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих и эстетических проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян.

Информация о работе Эстетика эпохи Просвещение