Эстетическое воспитание в русской народной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:37, доклад

Описание работы

Познание мудрости прекрасного, развитие способности воспринимать мир красоты во всем его величии и многообразии, выработка умения создавать прекрасное в повседневной жизнедеятельности - необходимые условия прогресса общества, поскольку именно через прекрасное осуществляется выработка целостного научного взгляда на мир, передача духовного опыта человечества, связь поколений.
Прекрасное, или красоту, философы определяют по следующим характеристикам: живая форма, чувственная полнота содержания, гармоническое членение и т.д.

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание в русской народной педагогике.ppt

— 824.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Эстетическое воспитание в русской народной педагогике

 

 

 

 

  • Познание мудрости прекрасного, развитие способности воспринимать мир красоты во всем его величии и многообразии, выработка умения создавать прекрасное в повседневной жизнедеятельности - необходимые условия прогресса общества, поскольку именно через прекрасное осуществляется выработка целостного научного взгляда на мир, передача духовного опыта человечества, связь поколений.

 

 

 

 

  • Прекрасное, или красоту, философы определяют по следующим характеристикам: живая форма, чувственная полнота содержания, гармоническое членение и т.д. (См.: Краткая философская энциклопедия. - М., 1994, с.544). Красота как аксиологическое понятие выступает в качестве внешней характеристики человека, предметов и явлений, их внутренней сущности, отношения человека к окружающему миру, самому себе и отношений между людьми. Если рассматривать аксиологическое значение красоты в системе эстетического воспитания русской народной педагогики, то, бесспорно, она является ядром этого процесса, проникая в его содержание, формы и методы работы, основанные на гуманном стиле взаимоотношений и на идее всеобъемлющей красоты самого человека. Такой подход позволяет определить, что красота в русской народной педагогике - это высшая эстетическая ценность, один из существенных компонентов духовной жизни народа, а, следовательно, и всей системы народного воспитания. Вот почему русский народ всегда придавал огромное значение развитию эстетической культуры подрастающего поколения, бережно копил национальный опыт, передавал из поколения в поколение ценностные устои и традиции эстетического воспитания.

 

 

 

 

  • Обладая необыкновенным эстетическим чутьем, народ критически относился ко всякого рода эстетическим новациям, отсеивал все, что не соответствовало его идеалам. Материальные условия, образ жизни, географическая среда, религиозные традиции, психический склад народа вырабатывают у него свой неповторимый идеал красоты.
  • Русские как этнос существуют более тысячи лет, и все это время, за исключением периода татаро-монгольского ига, они были ядром российской государственности, сплачивающей все другие народы России. При анализе обычаев, существовавших у русского народа, можно выявить глубинные особенности русской ментальности. В частности, Н. Бердяев отмечал, что необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов отразились в строении русской души, ее отношению к идеалу красоты.

 

 

 

 

  • Так, прекрасное в народной педагогике понималось как воплощение вселенской гармонии, красоты мироздания, симметрии, ритма, целесообразности, внутренне присущих предметам мира, а также меры звуковых и цветосветовых отношений и др., характеризующих внешний облик явлений .

 

 

 

 

  • В народной эстетике существовала противоположная прекрасному категория безобразного, выражающая негативную эстетическую ценность.
  • Безобразное сближалось с представлениями о небытии, зле, хаосе. Это особенно ярко отразилось в народных пословицах: «Во зле жить - по миру ходить»; «Откуда вред, туда и нелюбовь»; «Как душа черна, так и мылом не смоешь». Глубоко диалектическое по сущности своей, мудрое и гуманное понимание прекрасного и безобразного раскрывается в сказках, построенных на противопоставлении внешнего и внутреннего: «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Волшебное зеркальце». Радуя разум беспредельной, почти неограниченной фантазией, искусство сказки поднимает человека к высотам важных социальных обобщений и выводов.

 

 

 

 

  • Линию взаимодействия прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного в русской народной эстетике продолжают категории трагического и комического. Трагическое родственно прекрасному и возвышенному в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека. В народной педагогике трагическое трактовалось как страдание, смерть или гибель людей, важных явлений бытия. Трагическое начало человеческой жизни было осознано и воплощено народом в первую очередь в произведениях устного народного творчества. Так, нравственно-эстетические представления о нерушимости семьи получили трагическое преломление в былине «Данила Ловчанин» Не менее важным в формировании эстетического сознания русского человека, его понимания идеала прекрасного было представление о комическом. В комическом смехе заложено глубокое критическое начало. Однако он не действует как всеобщее слепое беспощадное отрицание, т.е. разрушение. В нем есть глубоко утверждающий потенциал, поскольку этот смех базируется на определенном эстетическом идеале.

Информация о работе Эстетическое воспитание в русской народной педагогике