Долг. Определение долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:39, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить долг и совесть как регуляторы нравственной практики людей.
Задачи работы:
- рассмотреть долг; дать определение долга;
- рассмотреть совесть; долг и совесть;
- рассмотреть вина и раскаяние.

Файлы: 1 файл

Долг и совесть как регуляторы нравственной практики людей.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

   Вина может быть снята, погашена прощением. Хотя вина в отличие от стыда дело сугубо внутреннее, тем не менее, прощение - это прерогатива того, кому нанесено зло. Виновный сожалеет о своей вине, о том, что он нанес другому оскорбление или ущерб и просит простить его, облегчить его душу. Прощение, данное пострадавшим, как бы символически уничтожает причиненное зло, делает негативные отношения между двумя сторонами снова позитивными, светлыми, свободными от обиды и ненависти. Прощение - всегда акт великодушия, оно диктуется свободной волей пострадавшего.

   Справедливость должна карать виновного, а великодушие способно его прощать. Следует заметить, что прощение - важный акт не только для того, кто оказался в положении виновного, но и для того, кто обижен. Чувство вины и чувство обиды взаимосвязаны, они представляют собой противоположные личностные полюса в отношении всякого злодеяния. Тот, кто содеял зло, переживает вину, тот, кто подвергся удару - обиду. Однако, как свидетельствуют психологи и эзотерики, ношение в сердце обиды - вещь не безопасная и не невинная. Оно мучит обиженного и вызывает у него желание мести - нанесения ответного зла. Обидчивость легко переходит в злопамятность. Обида провоцирует отвечать на зло злом, темное чувство теплится во внутреннем мире и может в любой момент полыхнуть ответной ненавистью. Стойкая обида заставляет уязвить другого, что в результате способно породить собственное чувство вины. Потому прощение - вещь неформальная. Только прощение оказывается в силах оборвать плетущуюся цепочку взаимного зла, ненависти и сопровождающего их страдания. Однако научиться прощать не так-то просто.6 Современные психотерапевты дают много методик, позволяющих научиться сложному делу прощения. Они подчеркивают, что простить - значит отпустить и как бы забыть все плохое, что принес вам тот или иной человек. А для этого нужно увидеть в нем тоже человека, такого же, как вы сами. Нужно представить, какое детство и какая жизнь привели его к жестокости или коварству, из каких страданий выросли эти его скверные черты. Нужно пожалеть обидчика, снизойти к нему, понять его. Многие люди, которые пытались следовать таким хорошим советам, говорят, что понять виновного в их несчастьях они еще способны, но вот простить никак не получается. Это, видимо, связано с тем, что область вины, обиды и прощения - сфера не чисто рациональная, а эмоциональная. Прощение - внерациональный душевно-духовный акт, который готовится в глубине внутреннего мира работой сердца, совокупным личностным усилием. Но когда прощение наконец совершается, это дает возможность для исчезновения и вины, и обиды, а также - надежду на торжество мира, спокойствия, добра.

   Западную культуру называют культурой вины, ибо именно в ней развились и закрепились эмоционально-нравственные механизмы вины как особого типа отношения к себе. Они во многом укоренены в христианстве. По христианским представлениям, человек - существо грешное и падшее. Первородный, грех пятнает всех, кто произошел от Адама и Евы, таким образом, каждый человек приходит в мир уже обремененным метафизической виной перед Богом. Люди виновны в злоупотреблении свободой, в непослушании Господу, в том, что они предаются плотским страстям и эгоистическим влечениям. Даже самые чистые и светлые души не являются невинными, так как и в их глубинах бывают дерзкие намерения или грешные мечты. Господь предстает в христианстве как суровый судья, как всевидящее око, фиксирующее все проявления человеческой греховности и вины. Сокрушение сердца как признание своей бесконечной вины, печаль о своей нечистоте, непрестанное покаяние, разрушающее любые начатки гордости, входит составной частью в монашеский аскетический подвиг.

Испытывая вину, индивид  чувствует себя маленьким, жалким и  грязным, недостойным Божьей милости. Он мучает себя обвинениями в собственный  адрес, растравляет душевные раны, не в силах избавиться от вины и одновременно питает надежду на Божью благодать. Господь может все, поэтому в его воле и в его силах спасти и поднять самого виновного и недостойного.

   Современный человек, во многом лишившийся реальной веры, тем не менее, унаследовал морально-психологическую парадигму виновности.

   Интересное объяснение феномену вины дает в своих работах Зигмунд Фрейд. Первоначально, считает он, люди испытывали страх перед внешним авторитетом, например, отцовским, который запрещал им определенный вид поведения и реализацию некоторых влечений. Нарушение запрета грозило отказом от любви и заботы, которую дает авторитет, поэтому человек готов был отказаться от удовлетворения запретного влечения ради сохранения его любви. Однако авторитет интериоризуется, т. е. становится внутренней инстанцией, и образует структуру, которую Фрейд называет «сверх-я».

   От «сверх-я» ничего не скроешь: ни мысли, ни желания. Оно отождествляет намерение совершить нечто с проступком и только ждет случая, чтобы истязать бедное «я». Если раньше человек, отказавшись от запретного поступка, как бы расплачивался с внешним авторитетом, то теперь чувство вины возникает несмотря на отказ, ибо «сверх-я» знает: желание осталось. Добродетельная умеренность больше не вознаграждается гарантией любви. Вместо внешнего несчастья - утраты любви - человек приобрел внутреннее несчастье - напряженное сознание виновности. Причем каждый отказ от влечений делается динамическим источником совести, всякий раз усиливает ее строгость и нетерпимость. Наша совесть, возникшая в результате интериоризации внешнего авторитета, тем больше продуцирует чувство вины, чем больше мы отказываем себе в удовлетворении. Фрейд демонстрирует это на примере отказа от агрессии. С его точки зрения, каждая часть агрессивности, которой отказано в реализации, перехватывается «сверх-я» и направляется против «я». Таким образом, подавление агрессивности ведет к интенсивному самонаказанию и даже саморазрушению. Таковы взгляды 3. Фрейда на происхождение и специфику вины.7 Ощущение вины за самые разные крупные и мелкие, реальные и измышленные провинности преследует достаточно многих людей. Самообвинения стали проявлением и формой невроза. Нередко невротическое чувство вины маскируется под здоровую самокритику, тогда индивид все время выискивает у себя промахи и недостатки, по поводу которых усердно и самозабвенно винится. В этом проявляется повышенная тревожность, достаточно типичная для современного человека, живущего в урбанизированном мире и подчиненного техническим неестественным ритмам жизни. Впрочем, психологи заметили, что люди, склонные к страстным самообвинениям и скорби по поводу собственного несовершенства, очень остро и агрессивно реагируют на попытки критиковать их извне. Видимо, обвинения в свой адрес выступают как защитная реакция, попытка упредить реальную критику со стороны Других.

Долгое и упорное  переживание своей виновности в  реальных или измышленных проступках может опускаться в глубины бессознательного и оттуда разрушительно действовать  на здоровье и судьбу человека. Подавленная, а не отреагированная, как говорят  психологи, вина выражается в болезнях, постепенно подтачивающих организм. На уровне событий человек, носящий в себе постоянное чувство вины, может попадать в самые дикие переделки (автокатастрофы, несчастные случаи), где будет регулярно ломать себе руки и ноги, а то и шею. Психологи говорят в этом случае, что вина бессознательно ищет наказания. Что же делать? Очевидно, проблема в том, что для окончательного освобождения от разрушительного чувства вины человеку бывает мало прощения со стороны тех, перед кем он виновен. Ему надо еще простить самого себя, окончательно отрешиться от следов сделанного зла, перестать находиться в его капкане. Культура и общество выработали для этого мощный нравственно-психологический механизм, который называют раскаянием или покаянием.

   О раскаянии обычно говорят вне религиозного контекста. Человек делает зло людям, чувствует вину и раскаивается, т. е. глубоко сожалеет о случившемся и принимает наперед твердое решение никогда больше не совершать ничего подобного. Раскаяние - это не бесконечное биение себя в грудь и посыпание головы пеплом, после которого можно бодро идти безобразничать дальше. Это коренное изменение своего поведения, своих оценок, быть может, всего жизненного пути. Начать новую жизнь нельзя с грузом старой вины. Искреннее раскаяние помогает человеку обновиться, стать лучше, выше, нравственнее. Теперь ему нужна сила воли, чтобы претворять принятое нравственное решение в жизнь.

   Покаяние - понятие религиозное. Оно происходит перед лицом Бога. Бог всемилостив, он простит, но человек должен сам осознать вину, раскрыть ее для себя в полной мере, отринуть все скверное в себе. Принося покаяние в грехах, верующий очищает душу, переживает катарсис - чувство очищения, просветления, облегчения. Правда, поговорка иронизирует: «Не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасешься». Однако серьезный подход к покаянию означает, что после него не грешат. Настоящее покаяние - фундаментальное событие в жизни человека. Оно предполагает не только признание неверности прежних поступков (а быть может, и образа жизни), но и согласие понести наказание за грех. Отработать его, претерпеть страдания, которые помогут окончательно стереть с души пятна греха и вины. Готовность пострадать за свою вину и радикальное изменение поведения - важнейшие черты покаяния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   В данной работе были изложены только предполагаемую схему формирования сознания совести. Возможно, она применима и к онтогенезу (индивидуальному развитию человека). Но реальный процесс, несомненно, был гораздо сложнее, болезненнее. К тому же многие стороны психики еще не изучены. Как отмечает выдающийся психолог К.Г. Юнг, тайны человеческой психики также безграничны, как безграничны тайны окружающего нас мира. Это обстоятельство следует иметь в виду при рассмотрении вопроса о происхождении морали в целом, и совести в частности.

   Сознание совести занимает особую роль в духовной жизни, в поведении человека. Не случайно человеку непорядочному бросают такой упрек: «У тебя совести нет!». Совесть в таких случаях становится синонимом всей морали. Конечно, нравственный мир человека не сводится только к сознанию совести. Но очевидно, что именно совесть во взаимодействии с долгом является, пожалуй, главным регулятором движений человеческой души, стимулирует многие ее другие нравственные чувства и устремления.

   Долг, совесть,  стыд и вина - реальные явления нашей нравственной жизни, и каждый, наверное, сможет добавить множество интересных нюансов к их описанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Апресян, Р. Г. Этика. Общий курс: План и программа. - М.:ИФ РАН, 2006.-77, 97 с.

2. Балашов, Л. Е. . Этика. Учебное пособие - М., 2007. – 132, 134 с.

3. Каменская, Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций / Е. Н. Каменская. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.- 178, 186 с.

4. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. – М.: Высшая школа, 2006. – 504 с.

5. Куренкова, Р.А. Эстетика: учебник / Р. А. Куренкова. – М: ВЛАДОС,  2005. – 247 с.

 

 

1 Апресян Р.Г. Этика. Общий курс: План и программа. - М.:ИФ РАН, 2006. - С. 77.

2 Апресян Р.Г. Этика. Общий курс: План и программа. - М.:ИФ РАН, 2001. - С. 97.

3 Балашов Л. Е. . Этика. Учебное пособие - М., 2007. - С. 132.

4 Балашов Л. Е. . Этика. Учебное пособие - М., 2007. - С. 134.

5 Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций- Ростов н/Д., 2005. - С. 178.

6 Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций- Ростов н/Д., 2005. - С. 182.

7 Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций- Ростов н/Д., 2005. - С. 186.


Информация о работе Долг. Определение долга