Бытие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:38, доклад

Описание работы

Бытие́ — философское понятие, в самом широком значении фиксирующее существование вещей. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, бытие фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».

Файлы: 1 файл

бытие.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Чистое бытие, (бытие) — философская категория в  «Науке Логики» Гегеля, безо всякого  дальнейшего определения. 

В своей неопределенной непосредственности оно равно лишь самому себе, а также не неравно  в отношении иного, не имеет никакого различия ни внутри себя, ни по отношению к внешнему. 

Если бы в бытии  было какое-либо различимое определение  или содержание или же оно благодаря  этому было бы положено как отличное от некоего иного, то оно не сохранило  бы свою чистоту. Бытие есть чистая неопределенность и пустота. 

Бытие, будучи неопределенным непосредственным, есть на деле ничто  и не более и не менее, как ничто.

Бытие́ — философское понятие, в самом широком значении фиксирующее существование вещей. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, бытие фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».

История понятия

Древнегреческая философия  о бытии 

Понятия бытие и небытие в своём происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничего» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: «Мыслить и быть есть одно и то же»[1]. Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие. 

Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность).

[править]

Идеалистическая философия  о бытии 

В идеалистической  философии под бытием понимают подлинную  и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления.С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, Бог. Идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) — истолковывает бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им.

В диалектическом материализме 

Диалектический материализм  уравнивает понятие реальности, бытия  и природы. Марксизм также вводит понятие общественного бытия  как оппозицию общественного  сознания. Диалектический материализм  в целом не отрицает что сознание, мышление имеют бытие, но придерживаются мнения что бытие сознания, мышления порожденное и обозначенное через бытие материи, природы. В материалистической гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, что существует в подсознании (вне сознания) и этим обозначает ее (осознание). Диалектический материализм считает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта, человечества. Диалектический материализм придерживается мнения что бытие это объективная реальность, а сознание есть отображение бытия. 

Принято выделять ряд  различающихся и в то же время  взаимосвязанных основных форм бытия[2]:

Бытие вещей (тел), процессов  включает бытие вещей, процессов, состояний  природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком.

Бытие человека —  как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.

Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное  духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

Бытие социального  делится на индивидуальное бытие (бытие  отдельного человека в обществе и  в процессе истории) и бытие общества.

Бытийный-после-сон

Прикос воззрения

Экзистенциализм о  бытии 

В философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию). Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность, сам конкретный, уникальный человек).

Фундаментальная онтология  Хайдеггера 

В фундаментальной  онтологии М. Хайдеггера, бытие фиксирует  аспект существования сущего в отличие  от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие  вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как единственное (см. Парменид), постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия — небытие и ничто. Существенные философские проблемы — соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.

  формы

Время подразумевает  по крайней мере три основных момента  своего существования: прошлое, настоящее  и будущее. Все мы с очевидностью можем сказать, что что-то у нас было когда-то, мы вот есть сейчас и что-то происходит, и мы уверенны, что будет что-то в будущем. 

 Современная философия  уже утвердительно говорит, что  можно выделить две основные  формы бытия: бытие как таковое  как способ существование материи и всё что с этим связанно и внутреннее бытие самого человека. Рассмотрим феномен времени в соотнесении с этими двумя формами бытия. 

 Внутреннее бытие  самого человека. Если мы посмотрим  на самих себя, на свою жизнь,  то можно смело сказать, что  вчера никогда не было, а завтра никогда не наступит. Для человека, а если точнее, в рамках нашего собственного восприятия реальности существует только сегодня и сейчас. Мы знаем только себя и эта тождественность самому себе всегда проявлена сейчас и только сейчас. О прошлом у нас есть воспоминания, о будущем мечты, но мы существуем только сейчас. Реальность или субстанциональность нашего внутреннего бытия проявлена категорией "здесь и сейчас". Другими словами можно сказать, что на этом уровне бытия ни прошлого, ни будущего не существует. Так как мы, то есть состояние и осознание самого себя, своего "Я" существует только сейчас, то можно смело сказать, что для "Я", личности, души вечность - естественная (субстанциональная) характеристика бытия, тогда как

прошлое и будущее – не имеет реальных (субстанциональных) характеристик. Для "Я" прошлое и будущее – это иллюзия. Прошлого и будущего не существует в реальности. Прошлое и будущее это категория нашего отношения во вне связанные не с реальностью, но с тем, что реальностью не является. Прошлое и будущее это иллюзия, это порождение нашего собственного ума и с реальным «Я» связано не природными, реальными связями, но лишь условием, с которым соглашается «Я» и в которых оно пребывает, отождествляя себя с этими условиями. «Я» представляет собой схему движения от того, что необходимо к тому, что достижимо. Желания «Я» в обретении и стремлении к данному порождает форму бытия, представленную вечным временем отождествляемому самим «Я» с вопросом о том, насколько необходимо условие данной постановки и стремление к тому, что есть желание по природе как таковой отличной от природы самого «Я» в рамках тех условий, порождаемых материальной природой. Сам этот процесс и есть время, есть прошлое и будущее как условие выполнения данного. Необходимые условия для выполнения это состояние «Я» отдернутого в сторону невыполнимых вещей на том уровне реальности, на котором есть бытие «Я». Время позволяет вставить необходимый компонент в состав формируемой «Я» реальности для ее осуществления. Время как течение не связано с «Я» никак. Восприятие настоящего не в способности фиксировать прошлое и будущее, но способность быть и осознавать самого себя. Настоящее без прошлого и будущего и есть бытие в чистом виде, ибо прошлое и будущее это всего лишь игра ума, ожидание ума. Реальность она одна. Она либо есть, либо ее нет, либо это нереальность, но нечто отличное от нее. Третьего не дано. Реальность – это в-себе-и-для-себя истина, разворачивающаяся из самой себя, ничего кроме себя не являющая. Кроме реальности нет ничего, ибо это и есть бытие, где небытие не является реальностью, ибо если небытие реально, значит это часть реальности, а следовательно ничего кроме бытия реальности не есть. Если реальность есть, то она есть здесь и сейчас, а не раньше или потом. 

 Бытие как способ  существования материи. С другой  стороны, посмотрите как существует  этот объективный мир. Самая  главная черта объективного (внешнего) мира, самая главная его характеристика - движение. Движение невозможно без времени, без постоянного чередования, смены одних характеристик другими, одних состояний другими и т.п. Можно выделить отрезок времени, за который происходит движение, например час. Но в рамках этого часа так же происходит движение, то есть переход от прошлого к будущему. Час можно разбить на полчаса, полчаса на пятнадцать минут, и так далее. Можно делить этот отрезок между будущим и прошлым до бесконечности, но он так же будет в состоянии делиться и делиться на переход от будущего к прошлому. И в результате мы получим, что движение - это бесконечный отрезок перехода от будущего к прошлому, при котором настоящее не имеет субстанциональных характеристик. В Бхагавад-Гите Кришна говорит, что он «есть время», и поэтому время это трансцендентный фактор, пронизывающий все материальное бытие. Время в материальном мире – это фактор взаимодействия материальных элементов (атомов), то есть скорость их взаимодействия друг с другом.

В Шримат Бхагаватам 3.11.5-13 говорится, что " Единица измерения  грубого времени определяется следующим образом: два атома, соединяясь, образуют сдвоенный атом, а три таких сдвоенных атома - один гекзатом. Гекзатомы можно увидеть в лучах солнечного света, пробивающихся сквозь щели в оконных ставнях. При этом отчетливо видно, как они поднимаются вверх, к небу. Время, необходимое для соединения трех трасарену, называют трути. Сто трути составляют одну ведху, а три ведхи равны одной лаве. Период времени, продолжающийся три лавы, составляет одну нимешу, три нимеши равны одной кшане, пять кшан образуют одну каштху, а пятнадцать каштх - одну лагху. Пятнадцать лагху равны одной надике, которую иногда называют дандой. Две данды составляют одну мухурту, а шесть или семь данд составляют четвертую часть дня или ночи по исчислению людей. Мерная емкость для определения продолжительности одной надики (данды) должна быть изготовлена из меди и весить шесть пал (366 гр.). В ней делают отверстие с помощью золотого сверла весом четыре маши и в

четыре пальца длиной. Эту емкость помещают в воду, и  время, за которое она до краев наполнится водой, называют одной дандой. День человека длится четыре прахары, которые иначе называют ямами, и столько же продолжается его ночь. Пятнадцать дней и ночей составляют половину месяца, и каждый месяц состоит из двух половин - светлой и темной. Две половины месяца составляют одни сутки на планетах системы Пита. Одно время года длится два месяца, а за шесть месяцев солнце полностью завершает переход с юга на север. Два перехода солнца равны суткам на планетах полубогов, или полному календарному году человека. Продолжительность жизни людей составляет сто лет. Все влиятельные звезды, планеты, светила и атомы во вселенной движутся по своим орбитам, повинуясь воле Всевышнего, которую олицетворяет вечное время (кала)." Для справки: "трути" - это 0,00059259 секунды. 

 Отсюда можно  сделать вывод, что «движение»  является фундаментальной категорией  материального бытия. Время это  состояние материи, но не природа  «Я» или его сознание.

Время – это то, что преобразует, соединяет все, давая ему ход. Время – это фактор взаимодействия, при котором все элементы материального мира приходят в соприкосновение друг с другом, непрерывное взаимодействие, образуя то, что мы называем материальным миром 

 Из анализа  этих двух форм бытия и функционирования времени в них, можно сделать следующие выводы: бытию внутреннего мира человека, мира его "Я", присуще временнОе качество настоящего (или вечности), тогда как временнЫе качества прошлого и будущего условны и не имеют субстанциональных характеристик; бытию внешнего мира человека, мира объективного реальности присущи временнЫе качества прошлого и будущего, тогда как временнОе качество настоящего условно и не имеет субстанциональных характеристик. 

 Человек является  совокупностью этих двух миров,  мира внешнего материального бытия и внутреннего мира соединяя в себе существование прошлого, настоящего и будущего. 

Модусы

способ существования  или действия чего-либо, а также  разновидность


Информация о работе Бытие