Буржуазная этика нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 11:43, реферат

Описание работы

В период XVI - XVIII вв. происходят утверждение капиталистической общественно-экономической системы, развитие всех сфер духовной жизни общества. Одновременно обостряются социальные проблемы, нарастает классовая борьба, нескончаемой чередой происходят кризисы и войны. Что же касается буржуазной этики, то она:
• преодолевает влияние Средневековья и обращается к идеалам античной этики;
• выявляет натуралистические основания морали;
• отстаивает суверенность морального субъекта, его право на удовлетворение высоких потребностей;
• согласовывает интересы и идеалы индивида со всеобщими интересами и ценностями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………1стр.
1. Особенности этики нового времени………………………………………... 2стр.
2. Этнические взгляды Монтеня………………………………………………. 3 стр.
3. Этическая мысль нового времени:
3.1 представители английской школы этики……………………. 4 стр.
3.2 Этический рационализм Спинозы…………………………….. 5 стр.
3.3 Клод-Адриан Гельвеций………………………………………… 6 стр.
3.4 Поль-Генрих-Дитрих Гольбах…………………………………...7 стр.
3.5 Жан-Жак Руссо……………………………………………………..7 стр.
3.6 Этическая концепция Ф. Гегеля…………………………………8 стр.
3.7 Теория утилитаризма Д. Милля…………………………………. 9 стр.
Вывод………………………………………………………………………………….11 стр.

Файлы: 1 файл

Буржуазная этикат нов. времени.docx

— 37.95 Кб (Скачать файл)

Задача государства, закона и морали - связать интересы индивида и общества, утверждать справедливость, искоренять пороки.

Политика направлена на достижение счастья человечества, совпадает с этикой и является основой нравственности человека.

Гуманность, по словам Гельвеция, - это "сгусток всех других добредете лей" (справедливости, общественного долга и др.).

 

 

 

  

 

    3.4 Поль-Генрих-Дитрих Гольбах

 

 

Философ-материалист Гольбах Поль-Генрих-Дитрих (1723 - 1789) в своих трудах "Основы всеобщей морали, или Катехизис природы", "Социальная система, или Естественные принципы морали и политики" и др. развивал идеи Гельвеция. Он считал:

 

• все знания и идеи человек  получает с помощью чувств;

• материя - это все, что действует  на чувства человека;

• сущностью материи является движение.

 

 Гольбах утверждал, что целью каждого существа является самосохранение, а двигателем деятельности человека является стремление к благополучию.

                                      По его мнению:

Неравенство людей в обществе создает возможность для сотрудничества и обмена результатами их деятельности на основе взаимной пользы.

Справедливость в обществе достигается с помощью разумных законов преодоления несправедливых условий в обществе, воспитания и обучения человека.

Нравственность основана на солидарности интересов личности и общества.

Основа морали - интересы человека, ее содержание - избавление чело века от страданий. Основные моральные качества личности: справедливость, умеренность, благоразумие, общественно полезная деятельность.

Мораль, ориентированная на благо  общества, полезна индивиду, так  как позволяет ему реализовать  свои интересы. Гольбах писал: "Добродетель... - польза людей, соединенных в обществе".

 

 

 

3.5 Жан-Жак Руссо.

 

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) являлся идеологом Великой французской революции. Основные труды: "Об общественном договоре", "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и др.

Эгоизм, индивидуализм буржуазного  общества, по мнению философа основаны на частной собственности, являются источником пороков несправедливости. Порядок и дисциплина в обществе поддерживается:

 

• жестким принуждением;

• верой в Божье возмездие;

• добровольным соглашением граждан.

 

Основой нравственности Руссо считал естественное стремление человека к свободе и счастью, благорасположенность и сочувствие. Мораль же отражает отношения людей, которые возникли в результате общественного договора.

                              Руссо считал, что:

• человек по своей природе существо не разумное, а эмоциональное добродетель  предшествует размышлению;

 

• нравственные представления, сложившиеся  под влиянием культуры являются ложными;

 

• цивилизация разрушает природную  доброжелательность и милосердие людей.

 

Мыслитель считал моральным идеалом "естественное состояние человека и придавал большое значение непосредственному природному чувству человека. Ради сохранения этого чувства Руссо призывал к возвращению к природе, простоте, "естественному состоянию" человека.

Большое значение мыслитель придавал воспитанию:

 

• чувствам и добродетелям можно  научить;

 

• к личности ребенка необходимо относиться с уважением, стараться  развивать его природные способности  и интересы;

 

• нравственное воспитание нужно  сочетать с физическим;

 

• эгоистическое себялюбие должно быть заменено на любовь к отечеству.

 

Главной наградой для человека являются общественное признание добродетелей, уважение.

Французские Просветители утверждали, что в результате морального совершенствования  человека возможны объединение эгоистических  интересов во всеобщий интерес, гармония человека и общества.

 

 

3.6 Этическая концепция Ф. Гегеля.

 

  Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) развивал теорию диалектики, определил значение этики в системе общественных отношений. Свои этические взгляды философ изложил в трудах "Философия права", "Феноменология духа", "Энциклопедия философских наук". Гегель разграничил понятия "мораль" и "нравственность".

Нравственность - это объективный аспект поступков человека, то, какими они являются на самом деле.

               Нравственность:

• совпадает с нравами общества на данном этапе его развития, является общественной природой человека;

• объединена с политическим сознанием людей;

• не связана с волей индивида;

• это преодоление человеком  своей естественной природы, подчинение индивидуальности интересам государства.

 Формами развития нравственности являются: семья, общество, государство.

Основными нравственными ценностями Гегель считал труд и силу духа, выраженную в деятельности человека. Человек, занятый созидательным трудом, является двигателем исторического прогресса. Поскольку общественный интерес выше интересов индивида, то общественная нравственность выше индивидуальной нравственности.

Содержание нравственности - моральные законы, которыми руководствуются члены общества.

Гегель считал, что с переходом  в каждую новую историческую эпоху  нравственность поднимается на более  высокую ступень развития.

Мораль - субъективный аспект поступков человека, какими он их видит. Это сфера личностных убеждений, оценок, переживаний. Мораль является результатом современного классового общества, в котором люди разъединены, отчуждены от государства. Они должны руководствоваться юридическими нормами и выполнять определенные обязанности. Вне юридического принуждения возможны моральное сознание (воля и долг) и моральный выбор.

  Зло Гегель считал движущей силой исторического развития и рассматривал как положительный фактор.

Гегель разграничивает понятия "свобода" и "произвол".

Произвол - свобода действий, противоречащая нравственности.

Свобода - это:

• соединение разума и воли;

• познанная необходимость;

• замена эгоистических интересов  всеобщими.

 

 

 

3.7. Теория утилитаризма Д. Милля

 

   Английский философ Джон Стюарт Милль (1806 - 1873) развил и методологически обосновал этическую теорию утилитаризма. Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) - убеждение, что в основе морали лежит стремление к общему благу, пользе .

Милль утверждал, что:

 

• все люди стремятся к удовлетворению своих потребностей и желаний;

• счастье человека заключается  в непрерывном удовольствии и  отсутствии страданий.

•Благо заключается не в удовлетворении личных интересов.

Основой морали Д. Милль считал принцип пользы:

Принцип пользы императивен, является обязанностью людей. Польза заключается  в общем счастье. Задача человека - способствовать счастью других людей. В первую очередь люди должны стремиться к уменьшению и устранению несчастья. Милль считал, что счастью препятствуют:

 

• себялюбие, эгоизм и пессимизм  людей (люди не приемлют ничего, кроме  удовольствий и развлечений, потому разочарованы реальной жизнью);

• недостаточное умственное развитие людей, препятствующее пониманию истинного  счастья (это не только экстаз, но и  покой удовлетворения);

• произвол государства мешает человеку пользоваться источниками счастья.

 

Милль полагал, что прогресс общества, развитие наук помогут справиться с  этими препятствиями.

Оценивая некоторые добродетели  в рамках своей концепции, философ  делает следующие заключения:

 

• если "жертва личным счастьем может  быть полезна для счастья других", значит, жизнь людей несовершенна;

• самопожертвование не является самоцелью;

• аскетизм имеет смысл, только если приносит благо людям;

• общее благо связано с "золотым  правилом морали" и с христианской заповедью любви.

Милль выделял два вида нравственных санкций (строжайших постановлений, мер воздействия), побуждающих людей к совершению поступков:

 

• внутренние: совесть - бескорыстное чувство, обусловленное моральным долгом;

• внешние: любовь к Богу, боязнь гнева Божьего или немилости людей.

 

Милль утверждал, что добродетель  не самоценна, а является средством  достижения счастья. Человек, ориентируясь на общее благо, должен достичь хотя бы своего частного блага. В процессе достижения он должен руководствоваться  совестью.

 

Счастье в представлении утилитаристов - удовольствия, отсутствие страданий. Приоритетными являются возвышенные  удовольствия, а чувственные удовольствия второстепенны.

Человек может получать удовольствие от того, что делает добро. Если человек  вершит добро не ради удовольствия, значит, цель его действия

- благо других.

Имея право морального выбора, человек  выбирает возвышенные удовольствия, отвечающие его чувству достоинства (это чувство - одно из условий счастья человека).

"...Мы должны руководствоваться  в... поступках таким правилом, которое  могут признать все разумные  существа с пользой для их  коллективного интереса".

Милль признавал, что "...большая  часть хороших поступков совершается  не из стремления к всеобщей пользе, а из стремления к индивидуальным пользам, из которых и слагается  всеобщее благо"

Справедливость задается понятием права. Основные требования справедливости:

 

• "не вреди";

• благодарность ("добром за добро");

• возмездие;

• беспристрастность (благодарность  или возмездие по заслугам, не взирая на лица).

Производя моральную оценку поступка, по мнению Милля, следует исходить из тех же требований. Оценка должна быть беспристрастной: одинаковые поступки оцениваются по одним критериям, личные качества, моральный облик человека не принимаются во внимание, по отдельному поступку не оценивается характер человека.

 

 

 

     

 

 

                                                                 Вывод

 

 

Человек может подняться на уровень  моральных требований только ценой  утраты своей конкретности. Моральность, отречение и господство разума соединяются  для защиты субъекта в мире, лишенном для нее интереса. Ф. Петрарка высказал это устами Августина, своего литературного  персонажа: "...иные движения души столь  стремительны, что, если разум не подавляет  их в самом зародыше, они ввергают в гибель душу, тело и всего человека...". Если же преобладает "власть разума", то, "точно стоя в безопасности на сухом берегу, ты будешь созерцать  чужие кораблекрушения и молча  слушать горестные вопли тонущих, и, сколько жалости внушит тебе это  печальное зрелище, столько же радости  будет возбуждать в тебе твоя собственная  безопасность по сравнению с опасным  положением других".

   Никогда в предшествующие исторические периоды мораль не поднималась так высоко в своем самомнении и не падала так низко в своих практических следствиях, как в Новое время.

 

 

 

   

 

 

 

       

 

 

 

                                         

 

                                            Список литературы:

 

 

  1. Спиркин А. Г. Философия.- Москва,2007 г.
  2. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. – М.,2009 г.
  3. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М.,2010 г.
  4. Харенберг Б. Хроника человечества. – Санкт Петербург, 2012 г.
  5. Словарь по этике. — М. Политиздат., 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Буржуазная этика нового времени