Биоэтика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание работы

Существуют ли пределы и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует считать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Или аборты есть убийство живых существ? Таковы лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, да и перед широкой общественностью в условиях невиданного технологического оснащения современной медицины в развитых странах.

Содержание работы

Введение
1 Понятие биоэтики и исторические модели моральной медицины
1.1 Модель Гиппократа («не навреди»)
1.2 Модель Парацельса («делай добро»)
1.3 Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»)
1.4 Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»)
2 Модели моральной медицины в современном обществе
2.1 Модель «технического» типа
2.2 Модель сакрального типа
2.3 Модель коллегиального типа
2.4 Модель контрактного типа
3 Принцип информированного согласия
4 Биоэтика и практическая медицина
4.1 Биоэтика в психиатрии
4.2 Эвтаназия
4.3 Аборты, ЭКО и контрацепция
4.4 Терапия фетальными тканями
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Биоэтика.docx

— 41.34 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Понятие биоэтики и исторические  модели моральной медицины

1.1 Модель Гиппократа («не навреди»)

1.2 Модель Парацельса («делай добро»)

1.3 Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»)

1.4 Биоэтика (принцип «уважения  прав и достоинства человека»)

2 Модели моральной медицины  в современном обществе

2.1 Модель «технического» типа

2.2 Модель сакрального типа

2.3 Модель коллегиального типа

2.4 Модель контрактного типа

3 Принцип информированного согласия

4 Биоэтика и практическая медицина

4.1 Биоэтика в психиатрии

4.2 Эвтаназия

4.3 Аборты, ЭКО и контрацепция

4.4 Терапия фетальными тканями

Заключение

Список литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.

Биоэтика  представляет собой важную точку  роста философского знания, формирование и развитие биоэтики связано с  процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики  в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием  к правам человека (в медицине –  это права пациента, испытуемого  и т. д.) и созданием новых медицинских  технологий, порождающих множество  острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.

Формирование  биоэтики обусловлено, прежде всего, теми грандиозными изменениями, которые  произошли в технологическом  перевооружении современной медицины, кардинальными сдвигами в медикоклинической практике, которые нашли свое выражение в успехах генной – инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента. Все эти процессы невиданным образом обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медицинским персоналом. Существуют ли пределы и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует считать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Или аборты есть убийство живых существ? Таковы лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, да и перед широкой общественностью в условиях невиданного технологического оснащения современной медицины в развитых странах.

Данная  контрольная работа направлена на рассмотрения вопросов биоэтики в медицине. Состоит  она из четырех основных разделов.

В первом и втором разделе рассказывается об истории биоэтики: кто ввел данный термин, какие были предпосылки; об исторических и современных моделях  моральной медицины

Третий  раздел повествует нам о принципе информированного согласия, принцип  по которому врач должен информировать  пациента о его болезни и о  методах лечения.

В четвертом  разделе говорится о биоэтике в практической медицине, какие законы регулирует

 

 

1 ПОНЯТИЕ БИОЭТИКИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ  МОДЕЛИ МОРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

БИОЭТИКА  как исследовательское направление  междисциплинарного характера сформировалось в кон. 60-х – нач.70-х гг. Термин «БИОЭТИКА» предложен В.Р. Поттером в 1969 г. Трактовка ее разнородна. Прежде всего, биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений «врач – пациент». Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологических, социальных проблем и проблем, связанных с системами здравоохранения и с отношением человека к животным и растениям. Кроме того, термин «биоэтика» указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое применение в терапии или нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.

Для того, чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.

 

1.1 Модель Гиппократа («не  навреди»)

 

Принципы  врачевания, заложенные «отцом медицины»  Гиппократом (460-377 гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом.

Несмотря  на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей  актуальности, более того, она стала  эталоном построения многих этические  документов. Например, Клятва российского  врача, утвержденная 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994, содержит близкие по духу и даже по формулировке принципы. 

 

1.2 Модель Парацельса («делай добро»)

 

Другая  модель врачебной этики сложилась  в Средние века. Наиболее четко  ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541 гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм  – эмоциональный и духовный контакт  врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

 

1.3 Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»)

 

В основе данной модели лежит принцип «соблюдения  долга». Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским  сообществом, социумом, а также собственным  разумом и волей врача для  обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными  взысканиями или даже исключением  из врачебного сословия.

 

1.4 Биоэтика (принцип «уважения  прав и достоинства человека»)

 

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие  биомедицинские технологии вплотную подошли  проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни  и смерти организма, контроля функций  человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Поэтому как никогда остро  стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.

 

 

2 МОДЕЛИ МОРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В  СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Будем считать  рассмотренные в предыдущем разделе  исторические модели «идеальными» и  рассмотрим более реальные модели, включающие в себя некоторые правовые аспекты описываемых отношений.

Большая часть проблем возникает в  медицинской практике там, где ни состояние больного, ни назначаемые  ему процедуры сами по себе их не порождают. В повседневных контактах  с пациентами преимущественно не возникает неординарных моральном  плане ситуаций.

Наиважнейшая  проблема современной медицинской  этики состоит в том, что охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для ограниченного  круга лиц, которые в состоянии  себе ее позволить. Сегодня, как впрочем, и ранее, медицина не идет по этому  пути. Однако эта норма, как моральное  требование, завоевывает все большее  признание. В осуществление этого  изменения внесли вклад две революции: биологическая и социальная. Благодаря  социальной революции, охрана здоровья стала правом каждого человека. Индивиды должны рассматриваться как равные в том, что связано с их человеческими  качествами – достоинством, свободой, индивидуальностью. Учитывая право  человека на охрану здоровья, исторически  сложившиеся модели моральных отношений  «врач-пациент» и состояние современного общества можно сформулировать следующие  четыре синтетические модели отношений  между врачом и пациентом.

 

2.1 Модель «технического»  типа

 

Одно  из следствий биологической революции  – возникновение врача-ученого. Научная традиция предписывает ученому  «быть беспристрастным». Он должен опираться на факты, избегая ценностных суждений.

Лишь  после создания атомной бомбы  и медицинских исследований нацистов, когда за испытуемым не признавалось ни каких прав (опыты, проводимые над  заключенными концентрационных лагерей), человечество осознало опасность подобной позиции. Ученый не может быть выше общечеловеческих ценностей. Врач в  процессе принятия решения не может  избежать суждений морального и иного  ценностного характера.

 

2.2 Модель сакрального  типа

 

Противоположной к описанной выше модели является патерналистская модель отношений  «врач-пациент». Социолог медицины Роберт Н. Вилсон характеризует эту модель как сакральную.

Основной  моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда». В классической литературе по медицинской социологии в отношениях между врачом и пациентом всегда употребляются образы родителя и  ребенка.

Однако, патернализм в сфере ценностей  лишает пациента возможности принимать  решения, перекладывая ее на врача. Следовательно, для сбалансированной этической  системы необходимо расширить круг моральных норм, которых должен придерживаться медик.

1. Приносить  пользу и не наносить вреда.

2. Защита  личной свободы.

3. Охрана  человеческого достоинства.

4. «Говорить  правду и исполнять обещания».

5. «Соблюдай  справедливость и восстанавливай  ее».

Отрицательной чертой данной модели является то, что  соблюдение всех указанных выше принципов  возложено исключительно на врача, что требует от него высочайших моральных  качеств. К сожалению, сейчас подобный подход при оказании медицинских  услуг труднореализуем вследствие высокого уровня дискриминации по различным признакам (расовому, материальному, половому и пр.).

 

2.3 Модель коллегиального  типа

 

Пытаясь более адекватно определить отношение  «врач – пациент», сохранив фундаментальные  ценности и обязанности, некоторые  этики говорят о том, что врач и пациент должны видеть друг в  друге коллег, стремящихся к общей  цели – к ликвидации болезни и  защите здоровья пациента.

Именно  в этой модели взаимное доверие играет решающую роль. Признаки сообщества, движимого  общими интересами, возникли в движении в защиту здоровья в бесплатных клиниках, однако, этнические, классовые, экономические  и ценностные различия между людьми делают принцип общих интересов, необходимых для модели коллегиального типа, труднореализуемым.

 

2.4 Модель контрактного  типа

 

Модель  социальных отношений, которая более  всего соответствует реальным условиям, а также принципам описанной  выше «биоэтической» исторической модели, – это модель, основанная на контракте или соглашении. В понятие контракта не следует вкладывать юридического смысла. Его следует трактовать скорее символически как традиционный религиозный или брачный обет, который подразумевает соблюдение принципов свободы, личного достоинства, честности, исполнение обещаний и справедливости. Данная модель позволяет избежать отказа от морали со стороны врача, что характерно для модели «технического» типа, и отказа от морали со стороны пациента, что характерно для модели сакрального типа. Она позволяет избежать ложного и неконтролируемого равенства в модели коллегиального типа. В отношениях, основанных на «контракте», врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управления своей жизнью и судьбой. Если же врач не сможет жить в согласии со своей совестью, вступив в такие отношения, то контракт или расторгается, или не заключается вовсе.

В модели контрактного типа у пациента есть законные основания верить, что исходная система ценностей, используемая при  принятии медицинских решений, базируется на системе ценностей самого пациента, а множество разных решений, которые  врач должен принимать ежедневно  при оказании помощи пациентам, будет  осуществляться в соответствии с  ценностными идеалами больного.

Кроме того, модель контрактного типа подразумевает  морально чистоплотность и пациента, и врача. Решения принимаются  медицинскими работниками на основе доверия. Если доверие утрачивается, то контракт расторгается.

 

 

3 ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ

 

В конце 1972 г. Американская ассоциация больниц  одобряет билль о правах пациентов, среди которых, первостепенное значение имеет право на информацию, необходимую  для информированного согласия.

Под информированным  согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения  или терапевтической процедуры  после предоставления врачом адекватной информации. Можно условно выделить два основных элемента этого процесса:

1) предоставление  информации и 

2) получение  согласия.

Первый  элемент включает в себя понятия  добровольности и компетентности. Врачу  вменяется в обязанность информировать  пациента:

1) о характере  и целях предлагаемого ему  лечения;

2) о связанном  с ним существенном риске;

Информация о работе Биоэтика