Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:35, доклад

Описание работы

Тема так называемого антропологического кризиса стала в философии ХХ века темой фундаментальной. Возникновение философской антропологии обязано М. Шелеру, Х. Плеснеру. Человек поставлен в качестве самостоятельного предмета философского анализа.

Файлы: 1 файл

Этика.docx

— 27.38 Кб (Скачать файл)

   Речь идет о,  похоже, необратимой динамике. От  экономики, политики право в  мировом масштабе шагнуло в  обеспечение гарантий национально-этнической  культуры. Повсеместно активизировались  правозащитные движения, все более  гуманными становятся законодательства  и пенитенциарная система. Яркий  пример тому – запреты или  моратории на применение смертной  казни. То есть, право закрепилось  уже и на уровне гарантий  существования отдельной личности. Однако, похоже, назревает следующий  шаг – к сердцевине гуманитарности. Речь идет отнюдь не только  о гарантиях свободы вероисповедания  и прочей культурной идентичности. Это гарантии предыдущих уровней.  Речь идет о свободе доличностного  уровня. Яркий пример – упоминавшиеся  проблемы абортов и использования  генной инженерии, клонирования  и т.п. Все они связаны с  правовой защитой еще не сформированной  личности, некоей возможности личности.

   Настала пора четкого  различения понятий гуманизма  и гуманитарности, включая в последнюю  и постчеловеческую персонологию. Гуманизму, похоже, место рядом  с экономизмом и национализмом  – формами ограниченной гуманитарности. Гуманитарность же предстает  персонологией свободного духа. Перспектива – постчеловеческая  персонология. И если гуманитаристика  – наука, то это Geistwissenschaften. В буквальном смысле. Проявления  духовного универсальны и едины  – в силу своей постчеловечности. В этой перспективе несколько  неожиданно открывается возможность  гуманитарных наук. Условием science является  единство природы, дающее основание  универсальности открываемых научных  законов. Возможность гуманитарного  знания основано на единстве  и универсальности духа. Другой  разговор, что единый и универсальный  дух проявляется через конкретную  личность, занимающую конкретную  и уникальную позицию в мире. Но, впрочем, и в science единый  и целостный мир открывается  в каких-то приближениях, с каких-то  позиций исследования, экспериментирования,  средств наблюдения, измерения и  т.д.

   Специфика гуманитарного  знания, его методов обусловлена  специфичностью осмысления духовного  опыта. Постижение человеком мира  – попытки конечного существа  понять бесконечное. Поэтому оно  всегда герменевтично, всегда  интерпретация, всегда осуществляется  с какой-то позиции, точки зрения. Гуманитарность неизбывна с точки  зрения личностной, базовых ценностей  какой-то культуры или субкультуры  и т.д. Поэтому тем более  оказывается важным согласование (гармонизация, оптимизация) различных  позиций и критериев. А это,  в свою очередь, возможно, только  при условии признания абсолютного  и внебытийного критерия –  свободы и условий ее реализации. Свобода – инорациональность  ответственности в гармоничном  целом мира. Глобализация привела  к трансцентализации. Источник  всего разнообразия современного  единого мира (единого в своем  разнообразии и разнообразного  в своем единстве) коренится в  сердце души каждой уникальной  личности. И в этих глубинах  бытия нет зла.

Культурная идентичность

 Термин «идентичный» (от лат. Ыеписш) означает «тождественный»,  «одинаковый». Одна из глубинных  потребностей человека - стремление  к уподоблению, поиск объекта  поклонения. Индивид, заброшенный  в мир таинственных вещей и  явлений, просто не в состоянии  самостоятельно осознать назначение  и смысл окружающего бытия.  Он нуждается в системе ориентаций, которая дала бы ему возможность  отождествить себя с неким  признанным образцом. Вот почему  огромную роль в культурологии  играет проблема культурной идентичности.

Культурная идентификация - самоощущение человека внутри конкретной культуры. Расовые, этнические, религиозные  и иные формы дискриминации в  конечном счете коренятся в эволюционной потребности индивида в определенных формах групповой идентификации. Группы, которые сумели добиться какой-то сплоченности, возможно, выжили лучше, чем те, которые  не сумели ее добиться. Все общества обладают некой «психосферой» (О. Тоф-флер), которая охватывает их идеи, начиная  от общности и идентичности. Таким  образом, идеи «принадлежности» или  «общности» и акт идентификации  с другими оказывается фундаментом  всех человеческих систем.

Индивидуальная и групповая  культурная идентичность менялась в  соответствии с историческими преобразованиями. Например, в течение десяти тысяч  лет господства на планете сельского  хозяйства индивиды чрезвычайно  прочно идентифицировались с семьей, кланом, деревней или другими группировками, которые захватывали индивида уже  при появлении на свет. Индивид  рождался уже как член семьи и  расовой группы. Религия задавалась ему родителями и местным сообществом. Таким образом, базисные индивидуальные и групповые культурные привязанности  определялись уже при рождении.

 Групповая идентичность  обычно оставалась постоянной  на протяжении всей жизни человека.

В Новое время потребность  в культурной идентификации сохранилась, но ее индивидуальная и групповая  природа заметно изменилась. Появились  национальные и классовые формы  идентификации. Стали ослабевать семейные формы культурной идентификации: например, забота о престарелых была снята  с детей и возложена на государство.

В нынешнюю эпоху характер культурной идентификации также  меняется. Расовые, этнические и религиозные  подгруппы в каждом обществе сегмен-тизируются на меньшие, более разнообразные  мини-группы. Различия, которые раньше считались незначительными, приобретают  культурное и политическое значение.

Не случайно мы становимся свидетелями агрессивной самоорганизации  со стороны таких групп, как престарелые, страдающие физическими недостатками, гомосексуалисты, ветераны войны, которые  считают, что массовое общество несправедливо  обходится с ними. Возникают новые  идентификационные группы, и этот бурный социальный процесс получает решающее ускорение благодаря демассированным  средствам информации: специально адресованных публикаций, кабельного телевидения, спутниковой  связи, интернета и т.п.

Кроме того, в настоящее  время индивид всё менее связан контекстом своего рождения и обладает большим выбором в самоопределении. Заметно ускоряются отныне и темпы  социальных и культурных изменений, так что формы идентификации  становятся всё более кратковременными. Новые формы самоотождествления накладываются на прежние, возможно, более глубоко укорененные, слои расовой и этнической идентичности.

Этническая идентификация  индивида предполагает его связь  с историческим прошлым данной группы и акцентирует идею «корней».

 Этнос, миросозерцание  этнической группы вырабатывается  с помощью символов общего  прошлого - мифов, легенд, святынь,  эмблем. Этническое сознание особенности,  «непохожести» на других в  большей степени определяется  самими представителями данного  этноса.

Национальная идентичность, основанная на исторической национальности, национальных идеях, является движущей силой народа по его продвижению  к вершинам цивилизации. Однако ценность национальная, как и все ценности, может извращаться и претендовать на верховное и абсолютное значение. Тогда национализм, эгоцентрический  и ненавистнический ко всем национальностям, кроме своей, стремится подчинить  себе все ценности. В связи с  этой ситуацией возникают вопросы: Насколько сейчас возможна национальная идентификация и каковы её границы? Что является альтернативной современному национализму?

Современная демократия ориентируется  на растворение социокультурных  групп в обезличенном «массовом» обществе, не на индивидуальную и групповую  идентичность людей, но на общество как  многоединство. Эта концепция исходит  из принципа единства человеческой природы  в живом многообразии её конкретных проявлений. Принцип соблюдения человеческого  достоинства людей различных  культурных ориентаций и убеждений - вот краеугольный камень современного демократического, плюралистического  и правового общежития.


Информация о работе Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации