Аборт как центральная проблема биоэтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:53, реферат

Описание работы

Биоэтика представляет собой систему новых этических стандартов в сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине, а также при практическом применении результатов данных исследований; изменение традиционных норм морали и этических принципов под влиянием научно-технической революции.

Файлы: 1 файл

реферат по этике.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Женщина имеет право быть совершенно автономной в принятии решения как о применении противозачаточных средств, так и о раннем прерывании беременности. А с точки зрения социальной и правовой политики следует сделать вывод, что нет никакой необходимости в юридическом регулировании вопроса прерывания беременности в ранние сроки, что, следовательно, они морально и юридически допустимы.

Среди гаммы точек зрения, вокруг проблемы аборта, можно выделить три главные точки зрения: либеральную, консервативную, умеренную.

Сторонники первой, либеральной точки зрения, подчеркивают и доказывают прежде всего право женщины на контроль над собственным телом, и склонны рассматривать аборт почти как то же самое, что отделение кусочка ткани из организма женщины. Поэтому отстаивается тезис, что аборт не является недопустимым с моральной точки зрения. Доказывается также, что плод может считаться человеком и иметь право на жизнь только тогда, когда он способен жить вне организма матери.

Вторая, прямо противоположная, точка зрения утверждает, что аборт всегда, во всех без исключения случаях, морально недопустим - точка зрения консервативная. Согласно этой точке зрения аборт, даже на самой ранней стадии развития зародыша, является лишением жизни невинного человеческого существа, и потому во всех случаях должен быть запрещен законом и недопустим с моральной точки зрения.

Третья точка зрения - умеренная, пытается соединить в себе элементы обеих крайних точек зрения в смягченном варианте, и избегнуть нежелательных выводов, которые могут быть сделаны из них. Все эти точки зрения подвергаются критике.

Дебаты вокруг аборта продолжаются. Проблема аборта стала одной из центральных проблем современной этики, этот вопрос обсуждается на страницах многих книг и журналов. Проблема аборта позволила высветить целый комплекс сложнейших теоретических проблем этики. И, если бы не дискуссии вокруг аборта, многие их этих теоретических проблем никогда бы и не возникли, не встали бы на повестку дня науки, не стали бы предметом ее анализа, а значит, не стали бы стимулом для ее развития. Особое значение этой проблемы состоит в том, что она и практически-прикладная и, одновременно, глубоко-теоретическая. Происходит как бы двойной скачок в развитии теории: от практики к теории, затем от теории к практике, и далее вновь и вновь. Но только таким сложным и трудным путем можно добыть новое знание о самом таинственном и загадочном явлении во вселенной - человеке, о его жизни и смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Отношение различные конфессий к проблеме аборта

1. Отношение к проблеме аборта православной конфессии

В нашей стране господствующей конфессией является православие. На юбилейном соборе в 2000 году Русской Православной Церковью был принят официальный документ «Основы социальной концепции», в котором было сформулировано отношение к различным биомедицинским проблемам, в том числе к проблеме аборта. «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству… Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта».

2. Восприятие проблемы аборта в других религиях

Согласно Катехизису Католической Церкви: «С самого начала зародыш должен почитаться за личность». Официальные документы римско-католической церкви запрещают аборт даже по здравоохранительным мотивам (экциклика папы римского Павла VI “Humanae vitae”, 1968; Хартия работников здравоохранения, 1994).

В протестантских церквах осуждается аборт как средство контроля за рождаемостью, но допускается в исключительных ситуациях, например при беременности после изнасилования («Заявление-консенсус» по абортам Церкви адвентистов седьмого дня, 1990 и другие).

В «Исламском кодексе медицинской этики» (Кувейт, 1981) современные тенденции разрешения абортов осуждаются. В частности, в нем говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама». Согласно некоторым мусульманским авторам, зародыш обретает форму человека на 3-4 месяце беременности, в силу чего в исключительных случаях и с согласия обоих супругов искусственный аборт допустим при небольшом сроке беременности.

Согласно буддизму, убить – значит совершить самый страшный отрицательный поступок. Этика буддизма начинается с заповеди: «Не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное». «Зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа». Поэтому аборт «соответствует уничтожению жизни независимо от стадии».

Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще – нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, один из самых авторитетных иудейских богословов врач Маймонид учил: не следует щадить нападающего. Ссылаясь на этот принцип, доктор Шабад разрешал убийство ребенка в утробе матери, если беременность угрожала ее физическому или психическому здоровью.

Итак, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что все религии видят в эмбрионе – человека, и аборт считают убийством вне зависимости от срока беременности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Аборты в России

История абортов в России поучительна. Впервые в стране производство абортов только по желанию женщины было разрешено в 1920 году. В то время Россия была первой и единственной страной в мире, имевшей настолько свободное законодательство об абортах. Вплоть до настоящего времени Россия (наряду с Нидерландами, Швецией и США) представляет собой страну, в которой имеется самое свободное в мире законодательство об искусственных абортах.

Очень часто противникам свободы абортов такая доступность представляется причиной производства абортов и, тем более, их широкого распространения. На первый взгляд, это действительно так, ведь одновременно со свободным абортным законодательством в России наблюдается один из самых высоких уровней распространения абортов. Однако даже наша собственная российская история опровергает этот взгляд как поверхностный.

Впервые о проблеме разрешения абортов в России в 1920 году широко заговорили на рубеже XIX- XX-го веков. Именно тогда в среде «передовой русской интеллигенции», и прежде всего медиков и юристов, возникло общественное движение за либерализацию абортного законодательства. До 1920-го года в России существовало очень строгое наказание за производство аборта- как для самой женщины, так и для врача. Аналогичное законодательство действовало во всей Европе. Вместе с тем в России, как и во всем мире, хорошо понимали лицемерие и двусмысленность всех общественных строгостей и наказаний в этой области, слишком распространенным было явление.

Именно в 20-е годы в России была сформирована доселе небывалая особая «абортная культура» - приспособление и привыкание общества к широкому производству абортов как к основному или даже единственному способу регулирования числа детей в семье.

Такая абортная культура включала в себя не только изменения в общественной психологии- привыкание женщин, докторов к свободному производству абортов. Еще более важно то, что формирование такой абортной культуры означало и приспособление всей системы здравоохранения и социальной помощи к абортам- так в стране была создана «абортная индустрия». Одновременно укоренилась другая характерная черта планирования семьи в России – почти полное отсутствие внимания к альтернативным методам ограничения числа детей в семье, т.е. к применению различных противозачаточных средств.

Важно отметить, что именно эта модель существует в России по настоящее время, и подобная «абортная индустрия» накрепко укоренилась в нашем обществе и здравоохранении.

Но в 30-х годах политическая и демографическая конъюнктура в СССР резко поменялась, и в 1936 году аборты были запрещены. Это было сделано для повышения рождаемости в стране. К этому времени изменилась сама концепция социальной эксплуатации женщин – страна перестала нуждаться в бездетных женщинах- работниках, но ей стали нужны женщины как «источник детей».

Необходимость повышения рождаемости объяснялась не только сокращением самого числа рождающихся детей, но и снижением всей численности населения: демографические последствия голода, массовых репрессий, коллективизации и индустриализации были катастрофичны.

Такими же идеями демографического манипулирования населением  руководствовались власти и в 1955 году, когда аборты были вновь полностью узаконены. В то же время рождаемость в стране по-прежнему падала. Однако это происходило не путем распространения абортов или противозачаточных средств, а за счет широчайшего распространения криминальных абортов.

Попытка развития контрацепции в начале 60-х годов провалилась из-за апатии женщин и сопротивления врачей; более того,  начиная с 70-х годов, Минздрав СССР даже организовал своеобразную борьбу против гормональной контрацепции, а затем и против самой идеи планирования семьи.

Последний перелом в абортной политике России произошел во второй половине 80-х годов. Он был связан с признанием Минздравом концепции планирования семьи и созданием национальной ассоциации планирования семьи. Несомненно, что эти события были вызваны не прозрением Минздрава, а изменениями в самом советском обществе- перестройкой и демократизацией.

Идея планирования семьи, понимаемая как идея «свободного и ответственного родительства», пробивала себе дорогу в советском обществе более 20 лет и была официально признана только в 90-х годах. Эта заимствованная на Западе идея репродуктивной свободы могла реализоваться только в постсоветском обществе и только в одновременно с другими аналогичными идеями – индивидуальности, индивидуального выбора, свободы совести, свободы слова.

Итак, только в конце 80-х годов в России были признаны идеи персонального репродуктивного выбора и персональной репродуктивной ответственности, составляющие основу планирования семьи как свободного и ответственного родительства. Тем не менее последствия 60-летнего «абортного опыта» оказались трагичными- в России утвердилась совершенно особая модель репродуктивного поведения- персонально несвободного и персонально безответственного рождения детей.

Некоторые последствия такой ситуации хорошо известны. Прежде всего, это распространенность самих абортов. В России зарегистрирован один из самых высоких в мире количественный показатель искусственных абортов. Более высокий, возможно, был зарегистрирован только в Румынии – стране со сходными тоталитарными традициями. Закономерно, что и для всех просоветских стран Восточной Европы, в особенности для Румынии, ГДР, Болгарии, Польши была характерна одна и та де проблема высокого уровня распространенности абортов.

В споре двух принципов, один из которых основан на праве матери на выбор, а другой- на праве плода на жизнь, есть одно противоречие, которое делает невозможным его разрешение. Дело в том, что принцип права на выбор в равной степени относится и к плоду, и к самой женщине. В итоге спор приобретает чисто схоластический характер. Такие споры не особо привлекательны. Нужно искать практическое решение действительно сложной и внутренне противоречивой проблемы абортов, а оно- лишь в использовании противозачаточных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Заключение

 

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что человек является человеком с самого своего зачатия, а аборт представляет собой убийство. Сегодня к этому решению пришли как ученые, так и философы.

Но вот что интересно, в рамках религиозной этики (этики христианства, буддизма, ислама, иудаизма) вопрос об абортах никогда не стоял, а эмбрион всегда считался полноценным ребенком. И эта точка зрения на данный вопрос нашла свое отражение в мировых культурах как в западной (христианской), так и в восточной (буддийской или исламской).

До XX века традиционная (государственная) мораль опиралась на религиозные представления народа. Но потом произошла резкая секуляризация общественного сознания. Религиозные догматы утратили свою авторитетность в глазах людей. Теперь только научные и философские знания могли претендовать на звание истинных. Но знания об эмбрионе в начале века были минимальными. В то время наука еще ничего не могла сказать о том, когда начинается человеческая жизнь. И потому начинают пропагандироваться лозунги типа «эмбрион – это часть тела матери», «плод не является человеком», и аборты перестают считаться чем-то предосудительным.

Информация о работе Аборт как центральная проблема биоэтики