Ядерное разоружение: миф или реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

С момента своего основания Организация Объединенных Наций сделала многостороннее разоружение и ограничение вооружений ключевой задачей в поддержании международного мира и безопасности. Мировое сообщество достигло значительного числа многосторонних договоренностей, направленных на сокращение ядерных арсеналов, запрещения их размещения в определенных регионах мира и природных средах, ограничение его распространения и прекращение его испытаний. Несмотря на эти достижения, ядерное оружие и его распространение остается основной угрозой миру и основной проблемой международного сообщества.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………………………………2
2. Предыстория проблемы…………………………………………………………………………..2
3.Нормы международного права....................................................................3
4.Зоны, свободные от ядерного оружия……………………………………………………..5
5. Деятельность МАГАТЭ………………………………………………………………………………6
6. Проблема на современном этапе……………………………………………………………7
7. Вывод...........................................................................................................11
8. Полезные ссылки……………………………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

doklad_experta_Shkolnaya_OON_1ga.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)
   

 

Доклад  эксперта

 

Ядерное разоружение: миф или реальность

 

 

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………………………………2

2. Предыстория проблемы…………………………………………………………………………..2

3.Нормы международного права....................................................................3

4.Зоны, свободные от ядерного оружия……………………………………………………..5

5. Деятельность МАГАТЭ………………………………………………………………………………6

6. Проблема на современном этапе……………………………………………………………7

7. Вывод...........................................................................................................11

       8. Полезные ссылки……………………………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

Введение

     Вопросы  разоружения в настоящее время  являются направлением колоссальной  важности. Использование любого  оружия в целом - явление, представляющее угрозу для экономической и социальной составляющей общества и являющееся причиной гибели и увечий мирного населения, причем жертвами слишком часто оказываются женщины и дети.

     Трагические события 11 сентября 2001 года в США подчеркнули опасность возможного попадания оружия массового уничтожения (ОМУ) в руки террористов. Эта атака могла иметь еще более разрушительные последствия, если бы террористам удалось получить и использовать химическое, биологическое или ядерное оружие.

    Что касается ядерного оружия, то здесь никто не будет спорить, что оно обладает колоссальной разрушительной силой, и его применение может повлечь за собой неописуемые человеческие страдания. Более того, последствия применения ядерного оружия невозможно контролировать во времени и пространстве, что может создать риск его дальнейшей эскалации и распространения. В силу всех этих причин ядерное оружие несет смертельную угрозу окружающей среде, будущим поколениям и выживанию человечества.

     С момента своего основания Организация Объединенных Наций сделала многостороннее разоружение и ограничение вооружений ключевой задачей в поддержании международного мира и безопасности. Мировое сообщество достигло значительного числа многосторонних договоренностей, направленных на сокращение ядерных арсеналов, запрещения их размещения в определенных регионах мира и природных средах, ограничение его распространения и прекращение его испытаний. Несмотря на эти достижения, ядерное оружие и его распространение остается основной угрозой миру и основной проблемой международного сообщества.

 

 

  Предыстория проблемы

     Ядерное оружие впервые встало на вооружение в армии США в 1945 году. В августе того же года оно было впервые использовано в боевых условиях против японских городов Хиросима и Нагасаки. В 1949 году ядерное оружие появилось у СССР, таким образом, началась «ядерная гонка». Ядерное оружие стало неотъемлемым инструментом дипломатии обеих стран.

     Началом разоружения принято считать Карибский кризис 1962 года, когда мир впервые оказался на грани ядерной катастрофы. Причиной тому послужило размещение американских ракет средней дальности в Турции, спровоцировавший Советский Союз на экстренную установку аналогичных ракет на Кубе. Одним из последствий Карибского кризиса стало возникновение на Западе мощного общественного движения в поддержку ядерного разоружения. У процесса разоружения был и экономический подтекст: наращивание ядерного арсенала несло в себе колоссальную нагрузку на экономику страны.

 

 

Нормы международного права

     Первым договором, регламентирующим разработку ядерного оружия, был многосторонний Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой, подписанный в 1963 году.

     В 1968 году подписан многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) - многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием. Впоследствии он был подписан практически всеми странами мира. ДНЯО - самый универсальный из всех многосторонних договоров о разоружении, он является краеугольным камнем режима нераспространения ядерного оружия и служит основой процесса ядерного разоружения.

Конференция по рассмотрению действия ДНЯО в 2000 году приняла окончательный документ, в котором государства, обладающие ядерным оружием, взяли на себя: «Недвусмысленное обязательство... осуществить полную ликвидацию своих ядерных арсеналов».

     Первый двусторонний договор между СССР и США был подписан в 1972 году. Договор ОСВ-I был первым, который ограничивал непосредственно накопление ядерного оружия. В частности, по условиям договора стороны обязывались сохранять объём ядерных арсеналов на уровне, которого он достиг на момент ратификации.

     Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО, 1972) ограничивает число противоракетных систем Соединенных Штатов и бывшего Советского Союза до одной системы. «Демаркационное» соглашение 1997 года между Соединенными Штатами и Российской Федерацией делает различие между «стратегическими», или противоракетами дальнего радиуса действия, которые по-прежнему запрещены, и «нестратегическими», или противоракетами меньшего радиуса действия, которые не запрещены. Договор не имеет силы с 13 июня 2002 года, когда Соединенные Штаты из него вышли. Договор об ограничении систем противоракетной обороны, обязавший стороны сократить число районов под защитой систем ПРО до двух, а количество наземных пусковых установок — до 200.

     Договор ОСВ-II запрещал вывод ядерного оружия в космос.

     Подписанный в 1987 году Соединенными Штатами и Советским Союзом Договор о ядерных силах средней и меньшей дальности ликвидировал целый класс ядерных вооружений, куда входят все наземные баллистические и крылатые ракеты с радиусом действия от 500 до 5500 км. К концу 1996 года все вооружения, намеченные к уничтожению, согласно положениям Договора, были ликвидированы.

     В 1991 году советско-американский Договор об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СВН-1) установил для каждой стороны к 2001 году потолок в 6000 боеголовок на 1600 развернутых ядерных ракетах дальнего радиуса действия, сократив тем самым уровень накопленных в 1991 году ракет примерно на 30%.

     Заключенный в 1993 году Договор об ограничении и сокращении стратегических вооружений (СВН-2) обязал обе стороны сократить к 2003 году количество боеголовок на ядерных ракетах дальнего радиуса действия до 3500 единиц для каждой стороны и ликвидировал МБР (межконтинентальные баллистические ракеты) с РГЧ ИН (разделяющиеся головные части индивидуального наведения). Соглашение 1997 года продлевает крайний срок уничтожения пусковых систем — ракетных шахт, бомбардировщиков и подводных лодок — до конца 2007 года.

     В 1997 году в Хельсинки было достигнуто соглашение о начале переговоров по ОСВ-3 о дальнейшем сокращении запасов ядерного оружия, как только Договор по ОСВ-2 вступит в силу.

     В 1996 году подавляющее  большинство членов Генеральной  Ассамблеи приняло Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) для повсеместного запрета ядерных испытаний. Изначально Договор был впервые предложен в 1954 году и потребовалось более 40 лет для его принятия. Он является продолжением частичного запрета ядерных испытаний в любой среде, принятого в 1963 году. Открытый для подписания в 1996 году, ДВЗЯИ еще не вступил в силу. Из 44 государств, указанных в Приложении 2, чья ратификация необходима для вступления Договора в силу, 12 еще не ратифицировали этот договор. Генеральный секретарь ООН, в качестве депозитария договора, три раза созывал Конференции по содействию вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) — в 1999, 2001 и 2003 годах соответственно.

    В 2003 году Конференция  по содействию вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) проходила в Вене и приняла резолюцию, подчеркивающую значимость универсального и действенного Договора как основного соглашения по всем аспектам разоружения и нераспространения.

     24 мая 2004 года президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки подписали Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, также известный как Московский договор, в котором говорится о согласии ограничить количество стратегических ядерных боезарядов до 1700–2200 единиц. Договор остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию сторон или заменен ранее этого срока последующим соглашением. Основными вопросами данной области является необходимость сокращения ядерных вооружений, поддержка жизнеспособности режима нераспространения ядерного оружия и предотвращение разработки и распространения баллистических ракет и противоракетных систем.

     В 2009 году стало известно о возможности подписания нового российско-американского договора, который ограничил бы существующие ядерные арсеналы на 80%.

 

 

Зоны, свободные  от ядерного оружия

Будучи событием, которое предвосхитило  новые достижения в региональном контроле над вооружениями, Договор о запрещении ядерного оружия, в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко), подписанный в 1967 году, впервые создал зону, свободную от ядерного оружия (ЗСЯО), в этом густонаселенном регионе мира. После ратификации Кубой соответствующего инструмента в 2002 году, Латиноамериканская и Карибская зона, свободная от ядерного оружия, включает все государства данного региона.

После этого эпохального соглашения были подписаны три других о создании ЗСЯО: в южной части Тихого океана (Договор Раротонга, 1985), в Юго-Восточной  Азии (Бангкокский договор, 1995) и в Африке (Пелиндабский договор, 1996). С помощью этих договоров вся населенная часть южного полушария имеет свободный от ядерного оружия статус. В сентябре 2002 года пять государств Центральной Азии (Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) дали предварительное согласие с проектом соглашения о создании ЗСЯО Центральной Азии. Имеются предложения о создании зон, свободных от ядерного оружия, в Центральной Европе и Южной Азии, а также о создании зоны, свободной от ОМУ, на Ближнем Востоке. Концепция отдельного государства как зоны, свободной от ядерного оружия, была принята международным сообществом в 1998 году, когда Генеральная Ассамблея поддержала провозглашение Монголией своего статуса государства, свободного от ядерного оружия.

 

 

Деятельность  МАГАТЭ

Важную роль в международных  усилиях, направленных на предотвращение распространения ядерного оружия, играет Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). МАГАТЭ является единственным в мире международным инспектором по вопросам ядерных гарантий и контроля за мерами в области гражданских ядерных программ.

Согласно соглашениям, подписанным  с государствами, инспекторы МАГАТЭ регулярно посещают ядерные объекты  для сверки отчетов о местонахождении  ядерных материалов, проверки инструментов, установленных МАГАТЭ и наблюдательного оборудования, инвентаризации ядерных материалов. Совместно, эти и другие меры по контролю обеспечивают независимое международное свидетельство о том, что государства следуют своему обязательству мирного использования ядерной энергии.

Для контроля за проведением  в жизнь действующих соглашений о гарантиях, подписанных Агентством с государствами — членами  МАГАТЭ (а также Тайванем, Китай), 250 экспертов МАГАТЭ ежедневно во всех частях мира проводят инспекции на местах. Цель инспекций — удостовериться в том, что ядерные материалы, находящиеся в 900 ядерных установках примерно в 70 странах, применяются в законных мирных целях, и не используются в военных целях. Тем самым МАГАТЭ способствует международной безопасности и множит усилия по прекращению распространения вооружений и движению к миру, свободному от ядерного оружия.

С МАГАТЭ могут заключаться  соглашения о гарантиях различного вида, такие как Соглашение о гарантиях, относящиеся к Договору о нераспространении, Типовой дополнительный протокол к соглашению(ям) между государством(ами) и МАГАТЭ, а также соглашения, относящиеся к Договору Тлателолко, Пелиндабскому Договору и Договору Раротонга. Эти соглашения требуют от неядерных государств предоставлять для проверки МАГАТЭ всю их деятельность, связанную с полным ядерным топливным циклом. Другие типы соглашений относятся к гарантиям на одиночных предприятиях. Гарантии МАГАТЭ по Договору о нераспространении ядерного оружия являются составной частью международного режима нераспространения и незаменимы в обеспечении осуществления Договора.

 

Проблема  на современном этапе

На встрече с военно-политическими  экспертами в Федеральном ядерном  центре в Сарове Владимир Путин заявил: «Мы не будем разоружаться в одностороннем порядке… В ходе этого процесса должны принимать участие уже все ядерные державы. Мы не можем бесконечно разоружаться на фоне того, что какие-то другие ядерные державы вооружаются».

На призывы главных  двух ядерных держав присоединиться к ядерному разоружению остальные  члены «ядерного клуба» неизменно и стандартно отвечают, что для этого «большая двойка» должна сначала сократить свои арсеналы до уровня, более близкого к уровням вооружений других стран. При этом все апеллируют к статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия с обязательством участников Договора «в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению».

Третьи ядерные державы  принципиально не согласны объединяться в одну или две группы для сопоставления с ядерными силами каждой из двух сверхдержав. Но для удобства оценок военного баланса целесообразно всё же схематично разбить «ядерную девятку» хотя бы на три группы. Во-первых, это две ведущие державы: Россия и США, во вторых, «тройка» остальных ядерных государств – членов Договора о нераспространении Ядерного Оружия и постоянных членов Совета Безопасности ООН: Великобритания, Франция, Китай. В-третьих, «четверка» аутсайдеров ДНЯО: Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.

При этом объективность  предполагает сравнение сопоставимых по классам ядерных вооружений государств. Так, если сложить все ядерные средства «тройки» и средства «четверки» по числу боезарядов, то с ними следует сравнивать не только стратегические силы, но все ядерные арсеналы России и США. Нестратегическое ядерное оружие всех стран, а также его запасы на складском хранении держатся в тайне и оцениваются только независимыми экспертами. К тому же есть большая неясность с оценкой ядерных сил Китая, поскольку остается без объяснения предназначения грандиозных защищенных подземных тоннелей, сооружаемых 2-м артиллерийским корпусом КНР (аналогом российских РВСН). Если в них размещаются мобильные ракеты средней и межконтинентальной дальности, то их число может достигать многих сотен единиц, укрытых в тоннельных сооружениях протяженностью примерно в 5 тыс. км.

Информация о работе Ядерное разоружение: миф или реальность