Внешняя торговля России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:49, реферат

Описание работы

Внешняя торговля товарами — это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара — это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара — ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Внешняя торговля России на современном этапе……………………..4
1.2 Состояние внешней торговли России……………………………………...6
1.3 Перспективы внешней торговли России…………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………...16

Файлы: 2 файла

Содержание.docx

— 13.27 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

контрольная.docx

— 35.75 Кб (Скачать файл)

Введение

Внешнеторговая  деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью и информацией.

Внешняя торговля товарами — это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара — это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара — ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе.

Внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Поставка товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом — посредством перемещения его через границу. В отличие от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:

    • трансграничная поставка услуг;
    • перемещение потребителей в страну-экспортер;
    • учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу;
    • временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги.

 

 

 

 

 

Глава 1 Внешняя торговля России на современном этапе

В российском законодательстве выделяются следующие способы внешней торговли услугами:

1. с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;

2. с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;

3. на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;

4. на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

5. российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

6. иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;

7. российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

8. иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

Внешняя торговля информацией  осуществляется в следующих формах:

1. в форме внешней торговли товарами, если информация является составной частью этих товаров;

2. в форме внешней торговли интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности;

3. в форме внешней торговли услугами в других случаях.

Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:

1. преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

2. интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

3. увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов;

4. на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

5. повышается уровень международной специализации страны.

Внешняя торговля России обеспечивает занятость значительной части работоспособного населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей  растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Примерно 40% ВВП страны образуется в экспортных операциях

 

 

 

1.2 Состояние внешней  торговли России

Завершился еще один год, по итогам внешней торговли России в 2012 году,  экспортные сделки по-прежнему преобладают над импортными, сводя к позитивному сальдо в платежном балансе во внешней торговли.

 Несомненно, на показатели  внешней торговли России оказал  влияние всемирный экономический  кризис 2008 года, после которого экономический  уровень страны только-только  начинает восстанавливаться. По данным российской статистики, из – за долгового кризиса еврозоны также не столь благополучно сложились торговые отношения России с ее самым крупным торговым партнером – ЕС, но в общей сложности, наблюдается подъем по всем показателям.

 За период с январь по октябрь 2012 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, общий объем экспортных товаров России достиг 432 006 млн. долларов США, объем импортных товаров того же периода – 255 674 млн. долларов, что по сравнению с периодом прошлого года показывает увеличение на 103,1% и 102,5%, соответственно.

 Внешнеторговый оборот  России с торговыми партнерами составляет 687 681 млн. долларов США. Крупнейшие из партнеров – страны дальнего зарубежья, в том числе ЕС, товарооборот с которым достиг почти половины всех сделок - 335 589 млн. долларов, и страны Азиатско – Тихоокеанского региона с товарооборотом 166 109 млн. долларов США, занимающий почти четверть всего внешнеторгового оборота России.

 Положительный российский  торговый баланс последних лет  благоприятно сказывается на  экономике страны благодаря высоким  мировым ценам на энергоресурсы  и экспорту сырьевых ресурсов. Однако рост потребления импортных  товаров увеличивается.

1 января 2012 года на территории  России, Казахстана и Белоруссии  вступило в силу соглашение  по единому экономическому пространству (ЕЭП). Соглашение было достигнуто  с целью формирования эффективно  действующего внутреннего рынка  товаров, услуг, капитала и  труда, проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики.

 Данная политическая  и экономическая интеграция трех  стран СНГ была создана решением  Межгосударственного совета Евразийского  экономического союза 16 августа  2006 года, тогда и главами государств  было инициировано начало разработки  документов правовой базы ЕЭП.  Главами государств - участниц ЕЭП  5 июля 2010 года в Астане было  принято решение по ускорению  подписания международных соглашений  и объединения некоторых из  них. Вследствие ускоренного достижения  соглашений между странами в  конце 2010 года договорно-правовая  база ЕЭС вступила в силу  уже 1 января 2012 года.

 Данные международные соглашения на территории ЕЭС предусматривают единые принципы правил конкуренции, монополии и предоставления промышленных субсидий, поддержку сельского хозяйства и порядка госзакупок, организацию и управление единым рынком нефти и нефтепродуктов Белоруссии, Казахстана и России, единые принципы тарифной политики железнодорожного транспорта и доступа к услугам субъектов естественной монополии в сфере природного газа. А на уровне правительств – согласования по макроэкономической и валютной политике и создание условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.

 Вторым крупным событием  для России под конец 2011 года  стало долгожданное вступление  во Всемирную торговую организацию  (ВТО), путь в которую для России  занял в течение 18 лет. После  вступления в ВТО Россия согласилась  снизить пошлины на ряд продуктовых  товаров, в том числе вино, пиво, сельскохозяйственные товары, а  также ввести льготы для автоконцернов  и поставщиков автокомпонентов. Жестом доброй воли с российской стороны также стало решение об отмене взимания плат с европейских самолетов за пролет над территорией России и отмена тарифов на железнодорожные перевозки.

1.3 Перспективы внешней торговли России

Одной из перспектив развития внешней торговли есть обеспечение  ведущих позиций России на мировых  рынках высокотехнологичных товаров  и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической  сфере. Это - авиастроение, ракетно-космическая  промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия.

Следующая, это интеграция России в глобальную транспортную систему  и реализация транзитного потенциала российской экономики. Для этого предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем обеспечения реализации российских интересов при разработке международных правил грузового транзита и заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.

Необходимо сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения  перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с  транспортными системами сопредельных государств.

Развитие двустороннего  и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ  является приоритетным направлением внешнеэкономической  политики Российской Федерации. Россия будет строить дружественные  отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов  друг друга, последовательно придерживаясь  рыночных принципов в качестве важного  условия формирования и укрепления объективных предпосылок для  развития современных форм интеграции.

Интеграционные процессы в СНГ с участием России идут в  различных форматах. Наиболее тесное взаимодействие складывается с Белоруссией  в рамках создания Союзного государства. Российская Федерация будет оставаться приверженной Договору о создании Союзного государства и выполнять все имеющиеся договоренности, направленные на углубление экономической интеграции.

Дальнейшее развитие экономического сотрудничества и интеграционных процессов  стран СНГ будет осуществляться в соответствии с положениями  Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. В предстоящий  период приоритетными направлениями  развития взаимодействия будут являться:

1. Совершенствование режима свободной торговли на пространстве СНГ; создание элементов единого экономического пространства: движение услуг, инвестиций, трудовая миграция;

2. Взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

3. Углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

4. Формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от страны происхождения;

5. Создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений.

ЕврАзЭС является наиболее динамично развивающимся интеграционным объединением. В рамках ЕврАзЭС Россия вместе с Белоруссией и Казахстаном формирует Таможенный союз, что является важнейшим направлением развития интеграционных процессов на среднесрочную перспективу. Одновременно продолжится работа по формированию условий для перехода к единому экономическому пространству.

Важнейшим рынком товаров  и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику  России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. Этот рынок  все более консолидируется и  в перспективе может представлять собой Европейское экономическое  пространство стран ЕС и ЕАСТ с  высоким уровнем гармонизации экономического законодательства. В долгосрочной перспективе  к нему присоединятся остальные  европейские страны.

Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы - выстраивание стратегического  партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и  энергетического сотрудничества. В  рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта  из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой - совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции  на основе взаимодополняемости и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес.

Информация о работе Внешняя торговля России