Внешнеторговые связи России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 01:46, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что по связям с большинством стран СНГ и Балтии РФ остается основным поставщиком не только энергоносителей и ряда видов сырья, поскольку ни одно из новых суверенных государств не располагает всеми необходимыми (а в большинстве случаев даже минимально необходимыми) ресурсами в достаточных размерах, но и остается связанным тысячами сложнейших связей в отраслях обрабатывающей промышленности, а частично также и сельского хозяйства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ - 3
1. Торговля России со странами СНГ - 4
2. Влияние производственного научно-технического и
финансового сотрудничества России и стран СНГ
на торговые отношения - 9
3. Торговля между Россией и странами СНГ и интеграционные
процессы - 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 14
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Внешнеторговые связи России со странами СНГ.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Страны условились не препятствовать открытию счетов в своих банках в порядке и в сроки, предусмотренные их национальным законодательством, а также воздерживаться от требований оплаты поставляемых товаров (работ, услуг) в свободно конвертируемой валюте. Порядок открытия и ведение взаимных счетов устанавливается в соответствии с договоренностью между центральными (национальными) банками стран.

Расширению экономического сотрудничества государств—участников СНГ, в том числе развитию производственной кооперации, должно способствовать движение капитала между ними, его интернационализация. Основной формой этих процессов может стать создание транснациональных и межнациональных компаний, которые имели бы предприятия в разных странах СНГ и развивали между ними широкую специализацию и кооперацию, причем в первую очередь речь идет о восстановлении искусственно нарушенных производственных связей, существовавших в бывшем СССР.

Необходимо стимулировать создание совместных финансово-промышленных групп заинтересованных стран СНГ С этой целью страны СНГ 15 апреля 1994 г. подписали Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений.

Основным документом по формированию ФПГ является Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений, подписанное правительствами государств СНГ. В соответствии с этим соглашением подписаны договоры о создании МФПГ между правительствами России, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана.

Для создания и совершенствования объединенной системы ПВО стран — участниц СНГ формируется МФПГ «Гранит» на базе российского концерна «Гранит». В нее входят специализированные радиотехнические предприятия Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, России и Украины.

В 1997 г. подписано соглашение о создании белорусско-российской ФПГ «БелРусавто». В нее вошли Минский автомобильный завод (МАЗ), Белорусский автозавод (БелАЗ), Могилевский автозавод (МоАЗ), Минский завод колесных тягочей (МЗКТ), а также ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод — ЯМЗ), ОАО «Тутаевский моторный завод» (ТМЗ), ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры» (ЯЗТА). Предприятия подписали протокол о создании центральной компании ФПГ. После регистрации компании появится орган, который будет уполномочен заниматься проблемами дальнейшего развития дизельного автомобилестроения двух стран.

Россия и Грузия сотрудничают в области создания нового административного самолета «Як-58», разработанного АО «ОКБ им. Яковлева» (Москва). В Тбилисском авиационном государственном объединении «ТАГО» запущена в производство первая серия из 10 машин. Получены заявки на поставку более 100 самолетов «Як-58»,

Важную роль в развитии сотрудничества в области производства и научно-технической деятельности в рамках СНГ играет создание Евразийской патентной системы, договор об учреждении которой 9 сентября 1994 г. подписали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

После распада СССР перестала существовать и единая патентная система. Ученые и изобретатели стран СНГ, а также иностранцы, чтобы защитить свою разработку на территории бывшего СССР, были вынуждены обращаться в национальные ведомства каждой страны — бывшей союзной республики, при этом на языке государства-патентователя и с учетом особенностей его законов. Все это создавало большие трудности.

Формирование Евразийской патентной системы позволяет вернуться к единой системе патентования, при которой евразийский патент будет действовать на территории всех стран—участниц системы. К настоящему времени большинство стран, подписавших договор, его ратифицировали, что позволило сформировать Административный совет и приступить к созданию Евразийского патентного ведомства.

 

3. Торговля между Россией и  странами СНГ и  
интеграционные процессы

 

Для успешной интеграции в мировое хозяйство Россия должна опираться на экономическое пространство, где условия для ее хозяйственной деятельности были бы благоприятными. Учитывая, что внутренний рынок в современных условиях недостаточен для развития всей гаммы производств, особенно наукоемких, надо стремиться к объединению с другими странами, как это делают промышленно развитые страны, включая США, имеющие достаточно емкий рынок.

Для России естественным является интеграция с другими странами СНГ — близкими соседями и стратегическими партнерами, отношения с которыми основываются на длительном историческом сосуществовании в рамках единого государства и общего экономического комплекса.

Отношения со странами СНГ приобретают приоритетное место во внешнеэкономической политике России. Укрепление и развитие интеграционных процессов во всех областях в рамках Содружества Независимых Государств — базисная цель внешней и внешнеэкономической политики России.

Подписанный 29 марта 1996 г. Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией Договор об углублении интеграции делает новый шаг к развитию сотрудничества этих стран. Расширяется сфера сотрудничества. В частности, речь идет о согласовании основных направлений, этапов и сроков экономических реформ, совместной разработке и осуществлении системы мер по государственной поддержке производства, создании необходимых условий функционирования общего рынка, обеспечении равноблагоприятных условий для свободной экономической деятельности хозяйствующих субъектов государств.

Намечены согласование структурной политики, совместная разработка мер по государственной поддержке производственной кооперации и поощрению производственных капиталовложений, включая субсидирование целевых программ, поощрение образования транснациональных объединений. Стороны договорились о проведении согласованной политики ценообразования и завершении в 1996 г. работы по созданию единой таможенной территории с общей системой управления. Таможенный союз дополняется координацией политики в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах, при этом на последующих этапах в зависимости от достигнутой степени интеграции планируется введение единой валюты. Намечаются проведение согласованной социальной политики и гармонизация национальных систем социальной защиты [8].

Для управления процессом интеграции создаются Межгосударственный совет на уровне глав государств и правительств, постоянно действующий исполнительный орган — Интеграционный комитет и орган межпарламентского сотрудничества - Межпарламентский комитет.

На более высокую ступень интеграции нацелен российско-белорусский Договор о Союзе двух стран, подписанный 2 апреля 1997 г. Основываясь на принципах суверенитета и равенства стран, их независимости и территориальной целостности, в соответствии с договором стороны определили следующие цели Союза: всестороннее сотрудничество России и Белоруссии в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях; сближение национальных правовых систем и формирование единой правовой системы Союза; взаимодействие в обеспечении безопасности, поддержании высокой обороноспособности, борьбе с преступностью. Договор закрепил положения подписанного годом ранее документа об образовании Сообщества России и Белоруссии, согласно которому намечено синхронизировать этапы, сроки и глубину проводимых экономических реформ, чтобы сформировать единое экономическое пространство и эффективный общий рынок со свободным передвижением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В эти же сроки предусмотрено создание единой нормативно-правовой базы для полного устранения межгосударственных барьеров и ограничений и введение общего таможенного режима. Поставлены задачи создать единые энергетическую и транспортную системы, провести унификацию денежных, кредитных и бюджетных систем, создать условия для введения общей валюты.

Намечен широкий комплекс мер по обеспечению равных прав граждан обеих стран при получении образования, трудоустройстве, в оплате труда, вводятся единые стандарты социальной защиты.

В настоящее время в странах СНГ складывается более благоприятная ситуация для развития интеграционных процессов. Негативные последствия разрушения экономического пространства становятся все более очевидными. Заметно окрепло понимание безальтернативности взаимных связей, по крайней мере на обозримую перспективу.

Сложившиеся за многие десятилетия кооперация и единая инфраструктура транспорта, связи объективно диктуют для всех бывших республик СССР необходимость интеграции. Интеграционные процессы должны развиваться на основе взаимовыгодных отношений, в соответствии с рыночными принципами и международно-признанными нормами. Экономическое сближение России с другими странами СНГ в перспективе предполагает не только взаимное снятие барьеров на пути внешнеэкономических связей и проведение совместной таможенной политики. Как показывает опыт западноевропейской интеграции, где велика регулирующая роль государства, этого недостаточно для реального экономического объединения. Нужна тесная координация экономической политики стран СНГ, в том числе структурной, кредитно-денежной, энергетической, транспортной, социальной и т.д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономическая политика России в странах СНГ учитывает национальные интересы и направлена на решение следующих задач:

Во-первых, расширение рынка готовой продукции, особенно машин и оборудования. Ослабление позиций на емком географически близком и относительно неконкурентоспособном рынке стран СНГ будет иметь своим практическим последствием уступку его другим странам и затруднит существенно возврат на этот рынок в будущем.

В недавно разработанном и утвержденном указом Президента России документе "Стратегический курс России с государствами—участниками Содружества Независимых Государств" поставлена задача сохранения ведущего положения России на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта готовой продукции.

Во-вторых, получение доступа к сырьевым ресурсам стран СНГ, в которых нуждаются российские производители, и производителей стран СНГ к российским ресурсам на взаимовыгодной основе. На территории стран СНГ сосредоточены месторождения многих цветных и редкоземельных металлов, покрывавшие потребности в них российской экономики на 70—100%. Весьма важное значение имеют также поставки других видов продукции — хлопка, черных металлов, отдельных машин и оборудования, продовольственных товаров. Безусловно, в интересах России сохранить доступ к имеющимся на территории стран СНГ ресурсам и устоять в конкурентной борьбе за них с третьими странами, которая уже имеет ярко выраженный характер.

В-третьих, стимулирование деятельности российского капитала в странах СНГ в формах учреждения совместных предприятий, создания транснациональных финансово-промышленных групп, участия в совместных инвестиционных проектах, активной деятельности на фондовых рынках в странах СНГ.

В-четвертых, обеспечение надежного функционирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры, оставшейся на территории СНГ и необходимой для обслуживания экспортно-импортных операций.

Объективные интересы других стран СНГ также состоят в экономическом сближении, а точнее, в восстановлении тесных экономических связей с Россией, ибо даже такие крупные страны, как Украина, Белоруссия, Казахстан, не говоря уже о странах с меньшей численностью населения и более низким экономическим потенциалом, не способны развивать современные отрасли, опираясь только на внутренние рынки. Объективная потребность в более широком экономическом пространстве обусловливает необходимость рассматривать Россию и другие страны СНГ как наиболее благоприятных партнеров, у которых сохраняются производственные связи предприятий, общие транспортные системы, единые стандарты и т.д.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. — М.: Высшая школа, 1996.
  2. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник — М.: МО, 1996.
  3. Левшин Ф.М. Внешнеторговые цены. — М.: Внешторгиздат, 1990.
  4. Основы внешнеэкономических знаний. Словарь-справочник. — М.: Высшая школа, 1990.
  5. Социально-экономическое развитие России в 1995 г. — М.: Госкомстат, 1996.
  6. Внешнеэкономический бизнес в России: Справочник / Под ред. И.П. Фаминского. - М.: Республика, 1997. — 591 с.
  7. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Баддин и др.; Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000. - 503 с.
  8. Серов В. Совокупность опыта, проблем, размышлений // Экономист. 1996. № 9.
  9. Кириченко В. Состояние и проблемы экономических отношений в СНГ // Вопросы экономики. 1996. № 10.
  10. Кириченко В. факторы, условия и ключевые направления экономической интеграции стран СНГ // Российский экономический журнал. 1996. № 9.
  11. Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России. - М.: ЮНИТИ, 1999.

 


 



Информация о работе Внешнеторговые связи России со странами СНГ