Влияние расширения ЕС на национальную экономику Ирландии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение последствий присоединения Ирландии к Европейскому Союзу в 1973 году. Для этого требуется выполнить несколько задач. Во-первых, охарактеризовать экономическую ситуацию в Ирландии перед вступлением в Европейский Союз. Во-вторых, определить причины и факторы, способствовавшие этому вступлению. В-третьих, пронаблюдать, как развивалась экономика Ирландии впоследствии, в том числе, что способствовало ее быстрому экономическому росту в 1990-х гг. Также следует определить последствия членства Ирландии для Европейского Союза в целом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности экономического развития Ирландии в 20-80-х гг. XX века 4
§1. Политика автаркии ирландского правительства 4
§2. Процесс и последствия вступления Ирландии в Европейское Экономическое Сообщество 7
Глава 2. Развитие экономики Ирландии в конце XX – начале XXI века 12
§1. Маастрихтский договор 12
§2. Экономический рост в Ирландии в 1990-х гг. 13
§3. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Ирландии 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложение 28

Файлы: 1 файл

Курсовая Ирландия.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Но даже внутри Ирландии неожиданно начались активные миграции. Молодежь стала покидать сельские районы и искать работу в городах. Развитие экономики и повышенная мобильность населения привели к росту предпринимательства и стремлению к рискам — эти качества не проявлялись раньше, в периоды экономического застоя. Это добавило динамизма экономике, хотя мало отразилось на экспорте — 93% его приходится на иностранные компании.

Итак, за несколько лет страна изменилась до неузнаваемости. Она не только обошла по уровню подушевого дохода Великобританию — своего соседа и бывшую метрополию, но и практически все остальные страны Европы. На протяжении столетий Ирландия была бедным захолустьем, население которого массово эмигрировало в поисках лучшей доли за океан, но к началу 2000-х годов она превратилась в магнит для мигрантов. В Дублин потянулись как потомки ирландских мигрантов из США или Австралии, так и мигранты из европейских стран — от Польши до Испании.

§3. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Ирландии

По иронии судьбы, Ирландия стала лидером ЕС по темпам падения экономики с наступлением кризиса. Иностранные инвестиции пошли вниз в связи с потерей страной конкурентоспособности — зарплаты ирландских работников стали слишком высоки, особенно в Дублине и окрестностях. Отчасти в этом виновато укрепление евро относительно доллара или фунта. Некоторые компании, например Dell, предпочли закрыть свои заводы и перенести их в Польшу. Пузырь на рынке недвижимости сдулся: ирландцы, занимавшие для потребления под залог стоимости своих домов, оказались не столь богаты, как думали. В недвижимости, строительстве и связанных с ними отраслях было занято от 20 до 30% работающего населения. В 2007 году один гектар земли в Ирландии стоил 60 тыс. евро: в несколько раз больше, чем в других европейских странах. Раздувание пузыря на рынке недвижимости автоматически вызвало кризис в банковском секторе, так как, разумеется, все строительство шло на кредитные деньги. Как только экономика стала замедляться, это сразу же сказалось на спросе на жилье.

Уже в начале 2008 года Ирландия вошла в рецессию, что привело к резкому росту безработицы, которая по итогам 2010 года может достигнуть 17%. Поляки и литовцы стали покидать Изумрудный остров, и даже некоторые ирландцы задумались об эмиграции в Австралию или Канаду, где глубина кризиса была значительно меньшей.

Осенью 2008 года, в разгар банковского кризиса после банкротства Lehman Brothers, ирландские банки оказались на грани краха. Банковскую систему спасло лишь то, что правительство дало гарантии по банковским счетам граждан.

Бюджет Ирландии на 2010 год стал самым жестким в 88-летней истории страны, так как правительство вынуждено сокращать расходы и повышать налоги, чтобы уменьшить масштаб дефицита бюджета, который в следующем году достигнет 12%25.

Одной из причин столь бедственного положения можно считать особые экономические отношения с Соединенными Штатами, которые из фактора роста ныне превратились в момент риска. Так как США являются главным направлением экспорта Ирландии, рецессия в Соединенных Штатах ударила по экономике Ирландии.

Большинство ирландских комментаторов соглашаются, что избранная страной модель модернизации была неустойчива и несла в себе много рисков. Но нужно помнить, что Ирландия была не единственной страной, где рынок недвижимости испытал неудержимый бум. Практически одновременно те же процессы наблюдались в США, Британии, Испании, Латвии или в Дубае. Однако в Ирландии сыграли свою роль культурно-исторические факторы: владение землей и недвижимостью на Изумрудном острове всегда повышало социальный статус. А политическая система страны была далека от демократических идеалов, основываясь на личных связях.

Одним из виноватых в глубине нынешнего кризиса в Ирландии общественный консенсус считает сегодня Берти Ахерна, премьер-министра в 1997–2008 годах. Хотя Ахерн возглавлял правительство в период бума, его режим (и режим его предшественников) оказался поражен системной коррупцией, основанной на особенностях политической культуры.

Культура коррупции коснулась не только политики, но и бизнеса. Председатель совета директоров банка Anglo Irish Bank был вынужден уйти в отставку, когда стало известно, что он выдал сам себе кредитов более чем на 100 млн долларов, в нарушение не только внутренних правил, но и законов страны. Никакого наказания банкир не понес.

Даже несмотря на вывод части производств на восток, в Ирландии сохраняется высокотехнологичный сектор, который конкурентоспособен как в Европе, так и в мире в целом. Кроме того, Ирландия оказалось глубоко интегрирована в европейскую экономику — благодаря участию в еврозоне, а также транспортным связям (одна из крупнейших авиакомпаний Евросоюза, малобюджетная Ryanair, является ирландской, хотя работает почти во всех странах ЕС). Поэтому, как только рост возобновится в крупнейших экономиках — Германии, Франции и Британии, — это вновь даст рынки сбыта для расположенных в Ирландии заводов и сервисных центров.

Ирландия в рамках совместной помощи Евросоюза и МВФ получит 85 млрд евро. По замыслу политиков, этих денег ирландским властям должно хватить на то, чтобы купировать кризис и оздоровить бюджет и банковскую систему страны. Если в прошлом году дефицит бюджета Ирландии составлял 14,4% от ВВП (то есть превышал параметры Маастрихтского договора почти в пять раз), то по итогам нынешнего года ожидается, что он достигнет 32,3% (превысит пакет европейского Пакта стабильности почти в 11 раз)26.

Деньги, передаваемы Ирландии, – это кредит, который страна обязана вернуть в течение четырех лет. 35 млрд евро из кредита пойдут на дальнейшую стабилизацию балансов ирландских банков, а оставшиеся 50 млрд – на латание дыр в госбюджете. Первые кредитные транши Ирландия получит в январе 2011 года. При этом официально говорится, что необходимости переносить платежи на более ранний срок нет. Назначение даты первого транша на январь вызвано тем, что, во-первых, кредиторам надо еще самим собрать деньги для передачи, а во-вторых, предварительное согласие ирландского правительства, данное в воскресенье 28 ноября, должно получить одобрение ирландского парламента.

Кредит в 85 млрд евро (для сравнения: в 2009 году расходы госбюджета составляли 78 млрд евро, доходы – 55 млрд евро) состоит из нескольких частей. По 22,5 выделят МВФ и Евросоюз. Еще 17,7 млрд даст специальный стабилизационный фонд зоны евро – финансовый орган, созданный весной этого года в рамках спасения экономики Греции. Стабилизационный фонд представляет взаимные гарантии стран еврозоны (кроме Греции), а также МВФ. Еще 3,8 млрд евро выделит имеющая тесные связи с Ирландией Великобритания. Не входящие в зону евро Швеция и Дания передадут 0,6 и 0,4 млрд евро соответственно27.

Важно, что 20,5% стабилизационных средств, или 17,5 млрд евро, привлечет сама Ирландия: 5 млрд из них будут взяты из золотовалютного фонда, а еще 12,5 – из пенсионного фонда страны. Изъятие этих денег – одна из наиболее болезненных частей программы спасения. Весь пенсионный фонд Ирландии составляет 24,5 млрд евро, таким образом, на лечение экономики будет брошена половина всех пенсионных накоплений граждан. Чтобы хоть как-то справиться с сокращением средств фонда, пенсионный возраст в стране будет повышен с 65 до 68 лет – один из самых высоких показателей в ЕС. Затянуть пояса придется и другим категориям граждан. Общественный сектор сократит 25 тыс. рабочих мест, это около 6% занятых в общественном секторе. Госрасходы будут уменьшены на 10 млрд евро, при этом 2,8 млрд из них – сокращение на социальную сферу. Минимальная зарплата по стране  сократится с 8,65 до 7,65 евро в час. Кроме того, ирландцев ожидает повышение налогов. Так, НДС будет поднят сначала с 20 до 22%, а затем до 23%. Зато, по словам ирландского премьера Брайана Кауэна, комплекс этих мер к следующему году даст возможность сократить дефицит бюджета более чем втрое – до 9,1% ВВП. К 2014 году, когда ирландцам предстоит окончательно расплатиться по предоставленному кредиту, дефицит страны уже должен удержаться в рамках европейского пакта стабильности и составлять не более 2,8% от ВВП28.

Экономика Ирландии серьезно пострадала от мирового кризиса. Спасая национальные банки от последствий схлопывания пузыря на рынке недвижимости, власти недопустимо раздули госдолг и дефицит бюджета (две трети дефицита обусловлено программами спасения национального финансового сектора). Страна просто не в состоянии сама выйти из штопора. В итоге правительству пришлось признать свою несостоятельность и согласиться на финансовые вливания ЕС и МВФ.

Заключение

Развитие экономики Ирландии за последние десятилетия поражает. Перед самым вступлением в Европейское экономическое сообщество Ирландия была довольно отсталой страной, преимущественно аграрной, которая нуждалась в иностранных инвестициях для развития национальной промышленности.

Присоединение к Европейскому Союзу имело положительные последствия для национальной экономики. Были не только найдены новые рынки сбыта продукции, дополнительные финансовые источники и возможность реальной модернизации, но и правительство вынуждено было, в конечном счете, искать другие способы преодоления бюджетного дефицита и стабилизации макроэкономической обстановки, что стало важной предпосылкой активного экономического роста впоследствии.

За несколько лет Ирландия обошла по уровню подушевого дохода практически все страны Европы и стала «магнитом» для мигрантов самых разных национальностей. Однако Ирландия стала лидером ЕС по темпам падения экономики с наступлением кризиса. Не в состоянии самостоятельно преодолеть кризис и выйти из рецессии, ирландское правительство было вынуждено обратиться за помощью к другим странам Европейского Союза и Международному валютному фонду.

Нестабильность экономики Ирландии, наряду с Грецией, а также Португалией и Испанией, создает опасную ситуацию для всей зоны евро. Германия, как основной «донор» для этих стран, скоро уже не в состоянии будет помогать всем и каждому. В сложившихся обстоятельствах следует искать другие пути спасения национальных экономик, кроме вливания денежных средств. Одним из них, возможно, станет в будущем выведение страны в бедственном положении из зоны евро, чтобы не было угрозы пока еще стабильным экономикам других стран.

Список использованной литературы

  1. Европейский Союз и Россия. Статистические сопоставления 1995-2005: Стат. сб. / Росстат – М.: «Статистика России», 2007 г. – 216 с.
  2. Кокшаров А. Похождения кельтского тигра // Эксперт. 2010. №1. (http://www.expert.ru/2009/12/28/pohozhdeniya_keltskogo_tigra/)
  3. Кокшаров А. Последний «тигр» Европы // Эксперт. 2000. №21. (http://www.expert.ru/2000/06/5/21ex-ireland2_23411/)
  4. Кокшаров А. Разница в одну букву // Эксперт. 2009. №3

(http://www.expert.ru/2009/01/26/raznica_v_odnu_bukvu/)

  1. Кузнецова О.Д., Федорова М.Г. Рассвет и закат «кельтского тигра» // Вестник академии. 2010. №1. – С. 7-11
  2. Сумленный С. Спасение через не хочу // Эксперт. 2010. №48. – С. 62-64
  3. Шамина О. Еще один сигнал // «Expert Online» / 10 ноя 2010, 16:22 (http://www.expert.ru/2010/11/10/esche_odin_signal/)
  4. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция: учебное пособие. – М.: Международные отношения, 2003. – 400 с.
  5. Экономика Европейского союза: Учебник / Г.Ю. Гагарина, В.В. Громыко, З.М. Окрут, О.В. Сагинова. – М.: Экономистъ, 2003. – 399 с. – (Homo faber)
  6. A contagious Irish desease? // The Economist. 2010. 27 November. – P. 27-30
  7. Antoin E. Murphy. The ‘Celtic Tiger’ – An Analysis of Ireland’s Economic Growth Performance // Robert Schuman Centre for Advanced Studies Working Papers. 2000. No. 16. (http://www.eui.eu/RSCAS/WP-Texts/00_16.pdf)
  8. Bank rupture // The Economist. 2010. 11 September. – P. 68
  9. Benjamin Powell. Economic freedom and growth: the case of the Celtic Tiger // Cato Journal. 2003. Vol. 22. No. 3. (http://www.cato.org/pubs/journal/cj22n3/cj22n3-3.pdf)
  10. Budget 2011 – http://budget.gov.ie/budgets/2011/2011.aspx
  11. Central Statistics Office Ireland – http://www.cso.ie/
  12. Eurotreaties – http://www.eurotreaties.com/
  13. Gang that can’t shoot straight // The Economist. 2010. 20 November. – P. 37
  14. Government of Ireland – http://www.gov.ie/en/
  15. Jacobsen, John. Chasing Progress in the Irish Republic [Text] : монография / J. Jacobsen. – Cambridge : Cambridge University Press, 1994. – 215 p.
  16. Much pain, little gain // The Economist. 2010. 11 September. – P. 27
  17. Neal, Larry. The Economics of Europe and the European Union [Text] : монография / L. Neal. - Cambridge : Cambridge University Press, 2007. - XIV, 440 p.
  18. Saving the euro // The Economist. 2010. 20 November. – P. 11
  19. Spreading from Ireland to Iberia // The Economist. 2010. 27 November. – P. 14
  20. Survey Republic of  Ireland // The Economist. 1988, 16 January. – Р. 3–26.
  21. The bottomless bail-out // The Economist. 2010. 2 October. – P. 71-72
  22. The crisis in the euro area // The Economist. 2010, 2 December. – P. 83-83
  23. The European Monetary System in the 1990's [Text] : сборник / Center for European Policy and Studies and the Bank of Greece ; Ed. Paul de Grauwe, Lucas Papademos. - London : Longman Inc, 1990. - XIX, 350 p.
  24. Threadbare // The Economist. 2010. 20 November. – P. 73-75

Приложение

Budget 2011 Leaflet

Economic activity has stabilised

  • GDP expected to record a small increase this year.
  • Exports up 7% in real terms in the first half of this year.
  • Manufacturing output up 12% in the third quarter.
  • Export orders remained strong in October.
  • Live Register down for the third month in a row and redundancies down more than 30%.
  • Underlying budget deficit stabilised at 11.6% of GDP.
  • Tax revenues ahead of target.
  • GDP projected to grow 2.7% per year on average to 2014.

Financial support from the IMF/EU

Without this support, there would have been serious doubts about the ability of the State to raise funds at a reasonable cost to pay for key public services and to provide a functioning banking system to support economic activity.

Policies set out in the Joint Programme are a continuation of the Government’s strategy for recovery.

Necessity of budgetary adjustment

  • €6bn in adjustments in Budget 2011.
  • €19bn gap between Exchequer receipts and spending in 2010.
  • If we postpone actions, even bigger and more wrenching adjustments will be needed at a later date.

Social protection adjustments

  • State cannot afford current level of social provision.
  • No reductions in the state pension.
  • Additional payment of €40 to households that receive the fuel allowance payment.
  • Working-age rates down 4%, but still 117% above levels in 1997 and slightly ahead of rates in 2007.
  • Child benefit down €10 with an additional €10 reduction for a third child only.

Helping the unemployed

  • Refocus the National Employment Action Plan to provide opportunities for education, training and work experience placements.
  • Additional 15,000 activation places and supports for the unemployed.
  • Extension of Employer Job (PRSI) Incentive Scheme to end-2011.
  • Transformation of the Business Expansion Scheme into a new Employment and Investment Incentive to boost job creation by SMEs.

Public investment spending will be kept above 3% of GNP

  • Focus our more limited resources on key strategic areas including Education, Enterprise and Tourism Developments; as set out in the National Recovery Plan.
  • NPRF to invest in Irish infrastructure assets on a commercial basis in partnership with third party institutional investors.

Public Service Pay and Pensions

  • Salaries of the Taoiseach, Tánaiste and Ministers reduced.
  • Maximum salary rate of €250,000 in the public sector, including State Agencies.
  • Public service pensions above €12,000 cut by an average of 4%.
  • 10% cut in the pay for new entrants and changes to new entrant’s pension entitlements.

Taxation

A fundamental principle of the Budget is that all taxpayers must contribute according to their means. Those who can pay most will pay most but no group can be sheltered.

  • Replace Income Levy and Health Levy with a single Universal Social Charge.
  • Remove employee PRSI contribution ceiling.
  • Increase the PRSI rate for the self-employed, higher earning public servants and office holders.
  • Reduce the value of bands and credits by 10%.
  • Tackle over-generous reliefs on private pensions.
  • Abolish or restrict many tax reliefs that higher earners use to shelter income unfairly.
  • Target the remaining reliefs more clearly on employment growth.
  • DIRT up 2% to 27% on ordinary deposit accounts and 30% on longer-term deposit accounts.
  • Excise up by 4 cent per litre on petrol and 2 cent per litre on auto-diesel.

Информация о работе Влияние расширения ЕС на национальную экономику Ирландии