Великобритания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:53, шпаргалка

Описание работы

Великобритания — унитарное государство с конституционной монархией. Королева Елизавета II является главой государства Соединённого Королевства и ещё пятнадцати независимых стран Содружества. Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение».

Файлы: 1 файл

Великобритания.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Статья 1. Система государственного управления

 

Великобритания — унитарное государство с конституционной монархией. Королева Елизавета II является главой государства Соединённого Королевства и ещё пятнадцати независимых стран Содружества. Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение». Великобритания не имеет конституции как единого документа, как и всего лишь у трёх стран в мире — Новой Зеландии, Израиля и Сан-Марино. Это вызвано особым (по сравнению с другими странами Европы) характером права Великобритании, которое относится к англо-саксонской системе, отличительной особенностью которой является использование в качестве источника права судебного прецедента, его главенствующий характер, а также длительным самостоятельным развитием британского права.

Выделяют три составляющих Конституции: статутное право; общее право и конституционные соглашения, которым соответствуют следующие источники права: статуты, судебные прецеденты и конституционные соглашения.

Статуты: к ним относят акты парламента и акты делегированного законодательства (когда часть полномочий парламента передается другим органам государственной, обычно исполнительной, власти).

Всего к статутам конституционного характера относят более двух десятков документов, которые формально  никак не выделяются из общего массива правовых актов; в научной доктрине их выделяют лишь по предмету регулирования. Это акты, определяющие форму правления и форму государственного устройства; систему, порядок формирования и компетенцию высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; правовой статус личности:

1) правовые акты, принятые до XX века, но действующие до настоящего времени;

2) законы, принятые в XX веке: законы о Парламенте; законы о пэрах; Закон о Палате общин; законы о народном представительстве; законы о гражданстве; Иммиграционный акт; Закон о королевской санкции; Вестминстерский статут; законы о министрах Короны и др.

3) акты, принятые исполнительной  властью на основе прав, делегированных  Парламентом (акты министров Короны, местных органов власти и публичных корпораций, среди которых наиболее важными считаются приказы Тайного совета, издаваемые от имени британского монарха, которыми оформляются все решения Кабинета).

Судебный прецедент: судебными прецедентами регулируются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный обычай: регулирует сферу деятельности монарха, парламента, правительства и их взаимоотношений.

Поскольку нет никакой  технической разницы между обычными статутами и «конституционным правом», парламент Великобритании может провести «конституционную реформу» просто приняв очередной закон, и, таким образом, имеет возможность изменить или отменить практически любой письменный или неписаный элемент конституции. Однако стоит отметить, что ни один парламент не сможет принять закон, который следующий созыв не смог бы изменить.

 

Основные принципы и  институты современного государственного управления в Великобритании складывались на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому отличительной особенностью этой системы является ее архаичность, влияние авторитета традиций и норм, не имеющих законодательного оформления, однако влияющих на реальный процесс управления страной.

Одним из наиболее значимых факторов, который оказывал и продолжает оказывать влияние на систему  государственного управления в Великобритании является отсутствие формального и фактического разделения властей в его классическом понимании. Великобритания является монархией, и Монарх всегда был и остается частью законодательной, исполнительной и судебной власти. Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе органов государственного управления, но и, например, в том, что члены Правительства Ее Величества (исполнительная ветвь власти) являются членами парламента (законодательная ветвь власти) и обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. Например, лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета министров, Спикером палаты лордов и Председателем Апелляционного суда.

В системе государственного управления Великобритании можно выделить три основных политических института: Монарх, Парламент, Правительство.

Монарх

По форме правления  Великобритания является парламентарной монархией. Монарх официально является главой государства и олицетворяет единство страны. Формально монарх обладает значительными полномочиями (назначает премьер-министра и членов правительства, судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служителей англиканской церкви, созывает и распускает парламент по представлению премьер-министра, обладает правом законодательного вето, является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет право помилования и т.д.) и еще большим влиянием на функционирование органов государственного управления.

Большинство полномочий британского монарха определяется понятием «королевская прерогатива», другие полномочия закрепляются законом. Королевская прерогатива – это совокупность полномочий монарха по общему праву. Своеобразие исторического развития страны выразилось в том, что с конца XVII века происходил процесс передачи королевских прерогатив (законодательных и исполнительных) парламенту и правительству. В настоящее время любая из королевских прерогатив может в случае необходимости стать предметом законотворчества парламента. Если парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым.

В британском праве различают  два вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические. Личные прерогативы сводятся к ряду неписанных правил обеспечивающих королевские  иммунитеты и право собственности. Примерами подобных личных прерогатив являются правила «монарх никогда не умирает» (по британскому общему праву между царствия быть не может, так как существующая система престолонаследия обеспечивает постоянное функционирование института монархии) и «монарх не может поступать неправильно» (закрепляет личный судебный иммунитет монарха). Политические прерогативы британского монарха достаточно обширны и закрепляют его полномочия в сфере внутренней и внешней политики. Во внутренней политике королевские прерогативы сводятся к полномочиям в области управления (право монарха назначать и увольнять министров; руководство вооруженными силами; управление собственностью Короны; назначение епископов; жалованье почетных званий; чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны), полномочиям в судопроизводстве (право помилования), и полномочиям в законодательстве (право созывать и распускать парламент; право подписи законопроектов, принимаемых палатами парламента). Во внешней политике королевские прерогативы сводятся к праву объявления войны и заключения мира, праву заключения международных договоров, праву решения по аннексии и уступке территории, праву направления и аккредитации дипломатических представителей, праву на признание зарубежных государств и правительств. Политические прерогативы монарха осуществляются по совету и при участии министров правительства.

В системе государственного управления Великобритании можно выделить два элемента: функционирующий, связанный с реальными полномочиями в сфере управления, которыми обладают премьер-министр и члены правительства и стабилизирующий, которые выражается в формальной прерогативах британского монарха направленных на обеспечение преемственность власти. На протяжении прошлого столетия британские монархи не раз способствовали решению проблем британской политической системы в целом, и системы государственного управления в частности. В частности это касалось конвенционной нормы британского общего права, согласно которой монарх имеет право назначать премьер-министров, но не правомочен отвергать их советы по вопросам государственной политики.

Статья 2. Политические партии

Политические партии в Великобритании представляют собой  общественные объединения граждан, создаваемые для выражения их политических интересов и участия в выборах. В стране сложилась двухпартийная система, когда в Парламенте, Правительстве и в местных органах власти конкурируют две политические партии. В настоящее время это Консервативная партия Великобритании и Лейбористская партия Великобритании.

Консервативная партия является одной из наиболее значительных и традиционных политических партий Великобритании, насчитывающей более 2 млн. постоянных сторонников. Официальное членство в ней не оформляется, членские билеты не выписываются и партийные взносы не уплачиваются. Консервативная партия не имеет постоянной программы и устава. Функцию партийной программы выполняют предвыборные манифесты, содержащие программные требования консерваторов на предстоящих выборах. Структурно Консервативная партия состоит из центральных и местных организаций: ежегодная партийная конференция, Центральный совет, Исполнительный комитет, региональные организации и местные ассоциации, каждая из которых охватывает в своей деятельности территорию избирательного округа. Важную роль в консервативном движении играет Союз молодых консерваторов, обеспечивающий преемственность поколений внутри партии. Суть консервативной идеологии можно определить лозунгом: «Разумный прогресс с сохранением традиций». Консервативная партия опирается на представителей различных социальных групп, однако традиционно позиции консервативной партии сильны среди сельского населения, нежели чем среди жителей крупных городских центров. С 1997 года Консервативная партия находится в оппозиции.

Лейбористская партия представляет собой политическую организацию, придерживающуюся социал-демократической идеологии. В партии существует индивидуальное и коллективное членство, среди наиболее значительных коллективных членов – британские тред-юнионы. Партия имеет Устав, но отсутствует постоянная программа. Программные положения формулируются в период предвыборных кампаний исходя из программной цели – построение справедливого демократического общества с динамично развивающейся экономикой. Структурно партия состоит из ежегодной конференции, Национального исполнительного комитета (25 человек) и партийных ассоциаций, создаваемых в каждом избирательном округе. Социальную основу партии составляют работающие в промышленности и других секторах экономики наемные работники с небольшим и средним уровнем доходов. Важную роль в деятельности Лейбористской партии играют профсоюзы. С 1997 года Лейбористская партия является правящей.

Кроме вышеуказанных  общенациональных партий значительным влиянием в партийно-политической системе  пользуется Партия либеральных демократов и Социал-демократическая партия, также обладающие представительством в Парламенте. Партия либеральных демократов занимает центристские позиции и в своей идеологии сочетает подходы, как консерваторов, так и лейбористов. Партия возникла в 1988 году в результате реорганизации Либеральной партии. Ее социальной основой являются мелкие и средние предприниматели, часть интеллигенции и государственных служащих. Структурно партия состоит из ежегодной конференции и партийных ассоциаций в избирательных округах. Социал-демократическая партия появилась в 1981 году в результате выхода из Лейбористской партии ее правого крыла. Постоянной или долгосрочной программы партия не имеет, а по политической направленности близка к Консервативной партии. Организационно состоит из ежегодной конференции и местных ассоциаций.

Из региональных политических партий имеющих представительство  в британском парламенте следует назвать Шотландскую национальную партию и Партию Плайд Камри. Шотландская национальная партия была создана в 1934 году с целью получения Шотландией самоуправления (по сути независимости) и осуществления контроля за использованием ресурсов Шотландии. Высшими органами партии являются ежегодная конференция и Национальный совет. Партия имеет первичные организации, действующие лишь в период выборов, и ассоциации в избирательных округах, функционирующие постоянно и состоящие из представителей первичных организаций. На основе первичных организаций и ассоциаций формируется Национальный совет, собирающийся на заседания между конференциями четыре раза в год. Постоянно функционирует Национальный исполнительный комитет.

Партия Плайд Камри (Свободный Уэльс) представляет собой созданную в 1925 году политическую организацию основная цель которой – добиться полного самоуправления Уэльса. Высшим органом партии является ежегодная конференция. В период между конференциями эту функцию выполняет Национальный совет, состоящий из представителей партийных комитетов, которые осуществляют руководство первичными партийными организациями.

Значительные изменения  в партийно-политической системе произошли в 90-х годах прошлого века. Это было связано с целым рядом обстоятельств: процессами внутрипартийного обновления, социально-экономическими изменениями в британском обществе, институциональными инновациями в британской политической жизни. До недавнего времени в стране практически отсутствовало законодательство, регулирующее деятельность политических партий на национальном уровне.

В 1994 году после нескольких политических скандалов, в которых  оказались замешаны депутаты парламента и члены правительства от Консервативной партии, была создана правительственная Комиссия по стандартам в общественной жизни (комиссия Нолана). В подготовленном ею докладе предлагалось ввести новый кодекс поведения для парламентариев, направленный на упорядочение их коммерческой деятельности, борьбу с коррупцией. Одной из мер стало создание Комитета стандартов и привилегий и назначение парламентского комиссара, ответственного за рассмотрение обвинений, выдвигаемых против парламентариев.

В последующие годы на счету комитета было раскрытие как малозначительных, так и серьезных проступков депутатов парламента. Этим деятельность Комиссии, которую впоследствии возглавил лорд Нейл, не ограничивалась. После выборов 1997 года правительство поручило ей подготовить рекомендации по финансированию деятельности партий, которые легли в основу Акта о политических партиях, референдумах и выборах 2000 года. Устанавливались правила финансирования партий и соответствующие лимиты. Благодаря этому закону политическая партия как юридический субъект впервые получила признание в британском статутном праве.

Информация о работе Великобритания