Валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Международная валютно система по своей сути является набором неких правил и законов, которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках.
В процессе реализации этой цели на практике международная валютная система должна обеспечить стабильный фундамент для долгосрочного планирования международных торговых отношений и всемерно способствовать искоренению разного рода валютных ограничений и протекционистских мер со стороны отдельных стран и их правительственных органов.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................
Глава I Международная роль Европейской валютной системы...............
1.1Изменение мировой валютной системы...............................................
1.2Проблемы ЕВС.....................................................................................
1.3Работа Евро зоны в последние годы.....................................................
Глава II Россия и евро.................................................................................
2.1Последствия принятия евро для России...........................................
Заключение ….............................................................................................

Файлы: 1 файл

kursovik (1).doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Фактическое разделение ЕС на страны, входящие (инсайдеры) и не входящие (аутсайдеры) в ЭВС, несет в себе серьезные экономические и политические проблемы. Вступление в валютный союз представляет собой достаточно рискованный шаг со стороны европейских государств и очень велика связанная с ним неопределенность: в этой ситуации страны, проявившие осторожность и решившие подождать, вряд ли можно рассматривать как отстающие на пути европейской интеграции. В связи с этим формирование отношений с государствами-аутсайдерами является одной из наиболее важных задач, стоящих перед ЭВС.

С одной стороны, члены  ЕС, оставшиеся вне зоны евро, не без  оснований опасаются, что они  могут потерять влияние в принятии экономических и политических решений, касающихся ЕС в целом: по поводу единого внутреннего рынка, бюджетно-налоговой политики и др. Хотя все экономические решения, не касающиеся единой кредитно-денежной политики, принимаются официальным органом — Советом министров финансов и экономики стран ЕС, но на практике введение единой валюты может привести к более тесной координации экономической, бюджетно-налоговой, социальной политики стран-членов ЭВС. Например, страны зоны евро могут прибегнуть к таким средствам, как общая бюджетно-налоговая политика и усиление гармонизации в налоговой сфере и в экономическом законодательстве. В Совете министров финансов и экономики стран ЕС государства ЭВС также будут составлять большинство, что может отрицательно отразиться на интересах аутсайдеров в случае разногласий.

Более того, статус аутсайдеров может привести к негативным экономическим последствиям: ослаблению конкурентоспособности фирм этих стран на товарных рынках и привлекательности для иностранных инвесторов, снижению кредитного рейтинга правительств и частных компаний на финансовых рынках.

Положение аутсайдеров  обладает и рядом ценных преимуществ. Они сохранят возможность самостоятельного проведения кредитно-денежной и валютной политики. Одним из главных преимуществ  аутсайдеров будет свобода установления валютного курса, в частности  возможность проведения "конкурентных девальваций" в отношении евро. Например, если евро будет укрепляться относительно других европейских валют, конкурентоспособность стран зоны евро неизбежно снизится, тогда страны-аутсайдеры получат конкурентное преимущество. Негативный эффект для стран-инсайдеров усилится, если это будет сопровождаться снижением экономического роста в зоне евро и ростом производства в остальных странах ЕС. Другим преимуществом является свобода проведения кредитно-денежной политики, особенно в сфере учетных ставок, что дает возможность привлекать финансовые ресурсы из-за рубежа, в том числе из зоны евро. Таким образом, аутсайдеры получат в свои руки сильное средство конкурентной борьбы, которое могут использовать в случае расхождения экономических интересов с государствами валютного союза.

Страны ЭВС заинтересованы в том, чтобы уменьшить расхождения  экономических интересов среди  стран ЕС в целом, создать условия  для кооперации с аутсайдерами, особенно в кредитно-денежной сфере, поскольку  и члены ЭВС, и страны-аутсайдеры являются участниками единого внутреннего рынка и вынуждены поддерживать разумную экономическую дисциплину.

Причины, по которым ряд  европейских государств пока не участвует  в ЭВС, различны. Из стран ЕС, не присоединившихся к ЭВС, лишь Греция не смогла вступить из-за невыполнения Маастрихтских критериев, но она уже добилась значительных успехов на пути макроэкономической конвергенции с государствами ЭВС. Она заявила о своем намерении привязать драхму к евро в рамках нового МОК и вступить в валютный союз в . Это, однако, потребует последовательного проведения жесткой кредитно-денежной и валютной политики в стране для того, чтобы соответствовать критериям конвергенции и поддерживать стабильность валютного курса.

Дания, Швеция и Великобритания в . выполняли критерии конвергенции в области инфляции и процентных ставок и ни одна из них не имела излишнего бюджетного дефицита. (Однако шведская крона и фунт стерлингов не участвовали в МОК со времени кризиса . и находились в режиме свободного плавания.) Несмотря на это, все три государства сочли нужным воздержаться от присоединения к ЭВС, по крайней мере на первом этапе, воспользовавшись таким правом по Маастрихтскому договору. Эти решения были продиктованы не только политическими соображениями, но и серьезным экономическим анализом.

В случае Швеции эксперты пришли к выводу, что потенциальные  издержки участия в ЭВС могут  быть значительными, особенно в области  стабилизации, где утрата рычагов  антициклической и структурной  политики может привести к негативным последствиям. (Неясен также эффект ЭВС в области среднесрочных сравнительных издержек, процентных ставок, конкуренции, инфляции.) Шведская позиция во многом определялась и текущими экономическими и политическими проблемами страны, в том числе высоким уровнем безработицы, хрупкостью государственных финансов, а также недостаточной поддержкой населения. Но поскольку стратегические интересы Швеции связаны с Европейским Союзом, участие Швеции в ЭВС очень вероятно. Кроме того, шведские межнациональные корпорации, имеющие значительный объем продаж в странах зоны евро, также заинтересованы в присоединении к валютному союзу.

Аналогичную политику по отношению к ЭВС проводит и  Дания. Датская крона уже была некоторое время привязана к  немецкой марке в рамках МОК и, видимо, будет привязана к евро в рамках нового МОК. Валютная политика этой страны направлена на поддержание стабильности обменного курса, что предполагает поддержание темпов инфляции на уровне других европейских стран — членов ЭВС.

Единственной страной-аутсайдером, которая может создать серьезные проблемы для ЭВС, является Великобритания. Важнейшим аргументом британских противников валютного союза является потеря независимости в кредитно-денежной политике и отказ от своей валюты. Усиление интеграции с Европой может означать для Великобритании потерю тех преимуществ, которые были достигнуты в экономике за последние двадцать лет. Кроме того, потеря гибкости в валютной политике в случае падения курса доллара по отношению к евро может негативно сказаться на конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей промышленности Великобритании. Ведь несмотря на то, что британская промышленность во многом интегрирована в экономику Западной Европы, она сохраняет и более глобальную ориентацию (в отличие от стран континентальной Европы) благодаря более тесной связи курса фунта стерлингов с долларом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Работа Евро зоны  в последние годы

По последним  данным  , число оставшихся без работы граждан еврозоны в июле 2012 года превысило 18 миллионов человек, а общий уровень безработицы составил 11,3 процента. Об этом говорится в официальном пресс-релизе Eurostat. Для сравнения, в июле 2011 года безработица в еврозоне составила 10,1 процента.

Как указывает Agence France-Presse, текущий уровень безработицы в еврозоне является рекордным за все время наблюдений, то есть с 1995 года. Предыдущий рекорд в 11,2 процента был установлен в июне текущего года.

По сравнению с июнем  число безработных в 17 странах  зоны евро в июле 2012 года выросло  на 88 тысяч человек. Самый высокий уровень безработицы был зафиксирован в Испании (25,1 процента) и Греции (23,1 процента в мае текущего года). Наиболее низкие показатели безработицы оказались в Австрии (4,5 процента), Нидерландах (5,3 процента), а также в Германии и Люксембурге (5,5 процента).

В 27 государствах, входящих в Евросоюз, число безработных  в июле 2012-го достигло 25,254 миллиона человек, а уровень безработицы  составил 10,4 процента. Годом ранее  этот показатель находился на отметке  в 9,6 процента.

В июле Международная организация труда опубликовала исследование , из которого следует, что если власти еврозоны не изменят экономическую политику, региону грозит резкий рост безработицы - до 22 миллионов человек.

Так же можно  сказать что , Госдолг стран еврозоны составил 87,3% по сравнению с 85,4% в 2010 г., в денежном выражении показатель составил 8,34 трлн евро. При этом объем ВВП 17 европейских стран, входящих в зону евро, составил 9,42 трлн евро, то есть вырос на 2,7%. Дефицит бюджета улучшился до 4,2% ВВП по сравнению с 6,2% в 2010 г. 
 
При этом госдолг 27 стран ЕС составил 82,5% и достиг 10,43 трлн евро. ВВП в прошлом году составил 12,65 трлн евро, а дефицит бюджета сократился с 6,5% ВВП в 2010 г. до 4,4% в прошлом году. 
 
Худшие показатели по отношению дефицита бюджета к ВВП показали по итогам прошлого года Ирландия (13,4% ВВП), Греция (9,4% ВВП) и Испания (9,4% ВВП). При этом лучшие результаты демонстрировали Люксембург (0,3% ВВП), Финляндия (0,6% ВВП) и Германия (0,8% ВВП). 
 
14 стран по итогам прошлого года имели отношение госдолга к ВВП на уровне более 60%. Среди них Греция (170,6%), Италия (120,7%), Португалия (108,1%), Ирландия (106,4%) и Бельгия (97,8%). По данным Eurostat, госдолг сокращался только в Германии, Венгрии, Эстонии, Латвии, Люксембурге и Австрии.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II  Россия и евро

На сегодняшний  день остро стоит вопрос, что значит для России введение единой европейской  валюты ЕВРО. Однозначного ответа тут  просто не может быть, но уже есть прогнозы. Их можно разделить на две части: 
• последствия для России и ее экономике в целом; 
• последствия для россиян, отправляющимся на отдых за рубеж, в частности. 
На глобальном уровне с введением Евро появляется связанный с этим риск для российской экономики в целом. 
С другой стороны, введение Евро должно упростить жизнь бизнесменам, ведущим дела с Европой, так как введение единой валюты сделает ненужным закупку разных валют и снимет риск падения той или иной валюты по отношению к рублю. 
ЕС - крупнейший торговый партнер России, поглощающий до 40% российских экспортно-импортных оборотов. Поэтому Евро будет валютой расчетов по примерно половине торговых операций РФ (ведь большинство восточноевропейских валют привязаны не к доллару США, а к немецкой марке). Однако в России -у населения, предприятий и государства - доминирующей резервной валютой служит американский доллар. Введение же Евро передаст доминирующую роль в европейских финансах от Бундесбанка Германии к новому банку коллегиально управляемому представителями разных Европейских стран. Возможность превращения Евро в конкурента доллара как резервной валюты маловероятна, ибо привычка играет большую роль и в финансах, а также доллар стал любимой валютой россиян просто потому, что долларовая наличность имеется в изобилии. 
В личном плане для россиян, едущих за рубеж, будет и хорошее и плохое. 
Хорошее. При поездках за границу можно будет не использовать много усилий при обмене валюты в каждой стране. Так что, проезжая по маршруту Германия - Бельгия - Франция не придется менять сначала рубли на марки, потом на бельгийские, а в конце и на французские франки. 
Плохое. При единой валюте и едином экономическом пространстве цены на товары и услуги в разных странах будут уравниваться. Соответственно цены в Португалии и Швеции будут двигаться примерно к равным значениям, - а, как известно, цены имеют привычку расти, но редко снижаются.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1Последствия  принятия евро для России

В отличие  от недавнего времени сейчас две  мировые валюты — доллар и евро.

Вспомним для  начала, как формировался Евросоюз. Сначала шесть экономически развитых стран (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) образовали «Общий рынок» — особую форму экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами его. Затем стали присоединять менее развитых, оказывая техническую и финансовую помощь. Например, для Португалии эта помощь для повышения уровня жизни составила по 400 долларов в год на человека. Хороший пример для взаимовыгодного сотрудничества развитых и менее развитых стран: первые расширяют свой рынок, а вторые получают доступ к новым технологиям, кредитам, эффективной организации труда и т.п.


 

В новейшей истории  Европы уже был опыт по объединению экономик с различной эффективностью, а именно – объединение двух Германий. Занялись этим лучшие специалисты, вливания в восточные земли составляли почти по 1000 марок в месяц на душу населения (кто бы так помог россиянам!), что превысило триллион марок за 15 лет. Несмотря на такую широкомасштабную помощь, эксперимент по реформированию экономики Восточной Германии, в конце концов, был признан провалившимся. Напомним, что ГДР была чуть не лидером в социалистическом лагере.


 

Складывается  впечатление, что этот опыт никак не помог при формировании зоны Евро. Главная проблема – высокая доля монополизированного сектора в менее развитых странах – монополисты в конечном итоге разгоняют инфляцию издержек, а возможность девальвации валюты у находящихся в зоне евро отсутствует.


 

Первый плюс евро – появление альтернативы доллару, американцы перестали быть монополистами  в области предложения резервной  валюты.


 

Второй —  Европа стремится ограничивать рост долгов стран Еврозоны. В крайнем  случае можно исключить нарушителей из Еврозоны, не помогать самим странам-нарушителям, а покупавшим их долговые обязательства банкам, что должно быть дешевле. И сам госдолг стран зоны евро пока 85% ВВП, что значительно меньше американского, превысившего 100%. И главное, что этот долг практически весь – внутренний, а у США – почти весь внешний, да и уровень избыточного потребления (потребления за счет очень дешевых кредитов, от которого легко отказаться) в Европе намного ниже, чем в США.


 

Но согласовать  действия финансовых органов в Европе сложнее. Не просто было, например, уговорить Словакию, где средние пенсии всего по 300 евро, фактически помогать Греции, где пенсии по 700 евро.


 

Трудно представить, что начнется, когда американцы начнут ограничивать рост своего госдолга. Маловероятно исключение каких-либо штатов из зоны доллара США.


 

В целом позиция  евро предпочтительнее доллара, но это  не дает никаких гарантий. Если кризис начнется в Еврозоне раньше, чем  в США, то по причинам скорее психологическим, чем экономическим. Вспомним, что история евро, как мировой валюты слишком короткая – чуть более 10 лет, а у доллара – более 100. Но проблемы евро, конечно, окажут негативное влияние и на доллар.


 

Выход возможен введением двухуровневой валютной системы. Было предложение, чтобы все страны использовали одну валюту для международных расчетов, а для внутренних использовали другую — национальную. Главным препятствием такому плану является согласие ведущих экономик на отказ от эмиссионного дохода при использовании их валют в качестве резервных. Пока такой вариант лишь предложением теоретиков. Но кто знает, может реальной жизнью он будет востребован и очень скоро.

Информация о работе Валютная система