Теория международных экономических интеграций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 14:50, контрольная работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.
На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношении между ними, в том числе создания филиалов за границей

Содержание работы

1.Теория международной экономической интеграции (МЭИ). Этапы МЭИ.......3
2.Основные интеграционные объединения мира (торгово-экономические союзы)………………………………………………………………………………..8
3.Место России в мировых интеграционных процессах……………………… 11
4.Контрольное задание…………………………………………………………… 13
4.1 Определение таможенного союза……………………...………………… 13
4.2 Анализ этапов западноевропейской интеграции (этапы формирования Европейского союза (ЕС)). Сегодняшние проблемы ЕС……………………… 14
1.Этапы формирования ЕС………………………………………………… 17
2.Стадии развития интеграции………………………………………………20
3.Проблемы развития……………………………………………………… 20
3.1.Проблемы регионального развития……………………………………21
3.2.Поддержка интеграции…………………………………………………22
3.3.Проблема безработицы…………………………………………………23
4. Перспективы………………………………………………………………..26
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………28

Файлы: 1 файл

Чистовик.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Страны участницы: Интигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминикана, Гренада, Гайана, Гаити, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка.

Общий рынок Восточной и Южной Африки Common Market for Eastern and Southern Africa (COMESA), основан в 1993 году.

Страны участницы: Бурунди, Коморы,  ДР Конго, Джабути, Египет, Кения, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Руанда, Свазиленд, Сейшельские острова, Судан, Уганда, Замбия, Зимбабве, Эритрея, Эфиопия.

Объединения относящиеся к экономическим союзам:

Европейский союз AC (EU), основан в 1957 году.

Страны участницы: Бельгия, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Ирландия и Дания, Греция, Испания и Португалия, Австрия, Финляндия и Швеция, Эстония, Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Кипр, Литва, Словакия, Латвия, Мальта, Болгария, Румыния.

Евразийское экономическое сообщество ЕврАзЭС, основан в 2001 году.

Страны участницы: Россия, Беларуссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.

Бенилюкс, основан в 1958 году.

Страны участницы: Бельгия, Нидерланды, Люксембург.

Совет по сотрудничеству арабских стран Персидского залива Gulf Cooperation Council (GCC), основан в 1981 году.

Страны участницы: Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, ЩФЭ, Саудовская Аравия.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии CAAPK South Asian Association for Regional Cooperation (SAARC), основан в 1985 году.

Страны участницы: Пакистан, Шри-Ланка.

Союз Арабского Магриба, основан в 1989 году.

Страны участницы: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис.

Экономическое общество стран Великих Озер Economic Community of the Great Lakes Countries (CEPGL), основан в 1976 году.

Страны участницы: Бурунди, ДР Конго, Руанда.

Таможенный и экономический союз Центральной Африки Economic and Monetary Community of Central Africa (CEMAC), основан в 1964 году.

Страны участницы: Габон, Камерун, Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея.

Союз Южно – Тихоокеанского регионального торгово – экономического сотрудничества South Pacific Regional Trade and Economic Cooperation Agreement – Sparteca, основан в 1981 году.

Страны участницы: Австралия, Вануату, Кирибати, Маршалловы Острова, Федеративные штаты Микронезии, Науру, Ниуэ, Новая Зеландия, Острова Кука, Палау, Папуа – Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу, Фиджи.

СНГ – Содружество Независимых Государств, основан в 1991 году.

Страны участницы: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

 

3. Место России  в мировых интеграционных процессах.

 

Интеграция России в мировую экономику – важнейшая задача, от выполнения которой зависит дальнейшее развитие страны и успешное продвижение нынешнего экономического курса. В настоящее время в мире не осталось фактически ни одного государства, которое могло бы существовать изолированно от других участников международных отношений.

В настоящее время Россия является полноправным участником большинства наиболее влиятельных международных интеграционных группировок, что позволяет ей лоббировать там свои политические и экономические интересы. В этом плане наибольший интерес могут вызвать Содружество Независимых Государств, Единое Экономическое Пространство и Азиатско-Тихоокеанский форум Экономического Сотрудничества.

ЕЭП России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет своей целью создание достаточного основания для обеспечения свободной торговли между входящими в него государствами. К сожалению, из-за политической нестабильности в Украине, постоянной смены власти в этой стране и, как следствие этого, неопределенности её внешнеполитического курса, Украина до сих пор не ратифицировала весь пакет соглашений по ЕЭП, а значит не может полноценно принимать участия в работе сообщества. Несмотря на это три государства в 2007 году подписали соглашение об организации таможенного союза, что может послужить основой для дальнейшей экономической и политической интеграции государств.

 АТЭС также преследует цель укрепления экономических отношений между странами-участницами. Для России сотрудничество с государствами Азиатско-тихоокеанского региона является одним из приоритетных направлений. Несмотря на это, до последнего времени Россия не принимала серьезного участия в работе форума. Однако в 2005 году резидент РФ В.В. Путин объявил, что АТЭС является для России важнейшим партнером. После этого произошла заметная активация деятельности России в данной организации, саммит АТЭС-2012 прошел во Владивостоке.

Содружество Независимых Государств в последнее время испытывает серьезный кризис. К сожалению, СНГ сейчас фактически разделилось на 3 лагеря: государств, стремящихся к взаимной интеграции с Россией; государств, стремящихся к интеграции в ЕС и государств, пытающихся быть лояльными и той и другой стороне. Особенно такое разделение усилили ряд бархатных революций, а также энергетические конфликты с Украиной и Белоруссией. Однако, несмотря на это СНГ, остается важнейшей организацией, поскольку основан не на желании государств-членов, а на необходимости интеграции, поскольку все страны, входящие в СНГ неразрывно связаны культурно, экономически и политически.

Идея вступления России в Европейский Союз в настоящее время не актуальна. Гораздо более важным для обеих сторон является задача построения крепкого экономического сотрудничества. ЕС является одним из главных торговых партнеров России, хотя в последнее время из-за чреды энергетических скандалов между Россией и некоторыми государствами СНГ европейские страны все более задумываются об уменьшении роли РФ в поставках сырья в ЕС.

Шанхайская Организация Сотрудничества также имеет ряд проблем. Прежде всего, это дублирование большинства её функций другими международными организациями, членами которых являются страны-участники ШОС. Однако данная группировка имеет серьезный потенциал, который в первую очередь определяется экономическим потенциалом России и Китая, участвующих в ней. Для его раскрытия ШОС следует принять ряд стабилизационных и прогрессивных мер, которые могут способствовать расширению роли данной организации.

В последние годы все больше растет интерес России к государствам Юго-Восточной Азии, что в первую очередь вызвано тем, что именно там располагаются наиболее перспективные рынки сбыта продукции российского ВПК. В настоящее время уже существует и функционирует комиссия Россия АСЕАН, деятельность которой направлена на сближение России с организацией. Вступление России в АСЕАН в ближайшем будущем вполне возможно и могло бы усилить взаимную экономическую интеграцию стран данного региона.

В целом, Россия уже сейчас является полноценным членом мирового сообщества. В последние годы она все более и более усиливает свою роль. РФ является членом большинства наиболее влиятельных международных организаций, что позволяет её отстаивать свою внешнеполитическую позицию и лоббировать свои экономические интересы. Дальнейшая интеграция России в мировую экономику могла бы позволить ей укрепить свои экономические связи с иностранными государствами и усилить товарообмен с ними, что, безусловно, не может не сказаться положительно на российской экономике в целом.

 

4. Контрольное  Задание:

4.1. Согласно определению  ВТО таможенный союз – это  группа двух или более таможенных  территорий, в которых отменены  пошлины и другие ограничительные  правила регулирования торговли, одни и те же пошлины применяются по отношению к третьим странам.

4.2. Проанализировать  этапы западноевропейской интеграции (этапы формирования Европейского  союза (ЕС)). С какими проблемами  сталкивается сегодня ЕС?

1. Этапы формирования ЕС.

Один из главных мировых геополитических сдвигов послевоенного времени – процесс объединения Европы. Идея "общеевропейского дома" существовала давно. Объединить под своей властью Европу мечтали еще древнеримские императоры. Весомый вклад в европейскую интеграцию внесло христианство, ставшее важным объединяющим началом в жизни региона. Идею "Европы для всех" в XIX в. пропагандировал В. Гюго. О перспективах "Соединенных Штатов Европы" писал В.И. Ленин. В 1946 г. к образованию Объединенных Государств Европы призывал У. Черчилль. Послевоенный процесс реального объединения стран Западной, а затем и Центрально-Восточной Европы в "общеевропейский дом" стал одним из важнейших факторов развития региона. В результате 25 марта 1957 г. в Риме был подписан договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Европейское сообщество сегодня (с 01.11.93 г. Европейский Союз) – это средоточие существенной части мирового экономического потенциала; образ жизни сотен миллионов человек; феномен, задающий коренные импульсы новому политическому устройству континента. Для Российской Федерации ЕС – это крупнейший торговый и один из главных стратегических партнеров в мире.

Европейский союз (ЕС) является крупнейшим региональным межгосударственным интеграционным объединением с сильными элементами наднациональности, проявляющимися в разработке и проведении единой политики в сферах торговли, сельского хозяйства, транспорта и других экономических областях. В рамках ЕС создан экономический и валютный союз, введена единая валюта – евро, которая с 2002 г. полностью заменила национальные валюты подавляющего числа стран-членов. Интеграционные процессы в Европе достигли наивысшего в мире уровня. В состав Евросоюза в настоящее время входят 27 стран Европы и несколько стран являются кандидатами. История этого Союза началась более полувека назад.

Первой вехой многостороннего западноевропейского взаимодействия в Хозяйственной области стало образование в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В его основе лежала выдвинутая в трудные послевоенные годы французским политическим деятелем Жаном Моне и министром иностранных дел Франции Робертом Шуманом идея об объединении угольной и сталелитейной промышленности Германии и Франции под контролем наднационального органа. В ЕОУС первоначально вошли Франция, ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург и Италия.

Объединение было наделено статусом самостоятельного юридического лица, обладающего правоспособностью в международных отношениях. Для управления им создавалась система институтов, основная схема которых была впоследствии воспринята Европейским экономическим сообществом (ЕЭС).

ЕОУС стало предвестником более широкого интеграционного объединения западноевропейских стран еще и потому, что договор об его учреждении помимо статей, посвященных практическим проблемам коллективного управления сталелитейной и угольной промышленностью, содержал пункты, которые излагали более широкие и далеко идущие цели, такие как содействие экономическому развитию, росту занятости и повышению жизненного уровня населения; поддержание мирных отношений; создание экономического сообщества, которому надлежало стать основой для широкого и глубокого сообщества народов, долгое время разделенных кровавыми конфликтами и др.

Однако на начальном этапе интеграции эти цели оказались преждевременными: попытки распространения интеграционного наднационального принципа на другие сферы межгосударственных отношений (в частности, на вопросы безопасности) терпели неудачу в связи с чувствительностью национальных государств к его практическому применению. Поэтому на много лет вперед главным правилом западноевропейской интеграции стала постепенность и строгое соблюдение первоочередности экономической интеграции как основы интеграции политической.

В 1955 г. министрами иностранных дел той же "шестерки" государств было принято решение о подготовке договора, предусматривающего расширение сферы экономической интеграции, и резолюция о создании Общего рынка. Одновременно прорабатывался вопрос об интеграции атомной промышленности стран Западной Европы. В результате 25 марта 1957 г. в Риме был подписан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС), известный как Римский договор, а также Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Целью последнего было объединение усилий стран-членов для развития ядерной энергетики в мирных целях. В Римском договоре подчеркивались его сугубо экономические цели. В политическом плане говорилось лишь о решимости стран-участниц заложить основы для более тесного союза европейских народов. Вместе с тем теперь можно с уверенностью сказать, что по замыслу авторов Римского договора развитие интеграционных процессов должно было привести к последовательному образованию не только таможенного, но и экономического, а затем и политического союза стран ЕЭС.

Римский договор представлял собой последовательную программу экономической интеграции. При этом в качестве основной задачи предусматривалось создание Общего рынка путем ликвидации национальных барьеров на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов.

Предполагался и постепенный переход к проведению единой политики в различных областях экономической и социально-экономической жизни стран-участниц (сельское хозяйство, конкуренция, транспорт, налогообложение и проч.). Переход к единой торговой политике должен был обеспечить согласованные действия участников группировки во внешнеэкономической сфере и выступление ЕЭС как единого целого в системе международных экономических отношений.

2.Стадии развития  интеграции.

Мировая практика показывает, что национальные хозяйства сближаются поэтапно, переходя от простой стадии интеграции к более сложной по схеме: зона свободной торговли → таможенный союз → общий рынок → экономический и валютный союзы → полная экономическая и политическая интеграция.

Зона свободной торговли.

Первым импульсом для создания зоны свободной торговли, а также общего рынка стал Парижский договор (1951 г.), установивший первую форму секторального объединения, отнесенного к рынку угля и стали. Зона свободной торговли, означающая упразднение таможен, а также нетарифного ограничения и двойного тарифного обложения в торговле между странами-членами, начала действовать только спустя восемь лет после подписания Парижского договора, когда 1 января 1959 г. были снижены таможенные тарифы между странами, входившими в состав Европейского экономического сообщества. Зона свободной торговли создавалась до 1968 г., когда вступил в силу таможенный союз. В этот период в 1957 г. в Риме были подписаны договоры о создании ЕЭС и ЕВРАТОМ, и в них описывался механизм проведения объединения в два этапа – таможенный союз и общий рынок. Созданию зоны свободной торговли способствовало (а точнее – ее упреждало) введение преференций в торговле, которые частично исключали таможенные сборы в торговом обороте вплоть до получения конечного результата – нулевой таможенной ставки внутри ЕЭС, что произошло по прошествии десяти лет от момента начала экономической интеграции. В этом случае можно вспомнить, что торговые преференции Европейских сообществ также были применены в отношении новых стран – членом ЕС, в том числе и Польши, на основании объединительных договоров ЕЭС.

Информация о работе Теория международных экономических интеграций