Теория международной торговли Хикшера-Олина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:48, лекция

Описание работы

В условиях возрастающих издержек замещения, факторы, определяющие направление торговли те же, что и при постоянстве издержек. Обе стороны могут получить выигрыш от внешней торговли, если будут специализироваться на производстве тех товаров, где они располагают сравнительным преимуществом. Но при возрастающих издержках производства, во-первых, не выгодна полная специализация, во-вторых, в результате конкуренции между странами предельные издержки замещения выравниваются.

Файлы: 1 файл

Лекция Мировая экономикав.docx

— 64.69 Кб (Скачать файл)
    1. Квотирование и лицензирование.
    2. Добровольные экспортные ограничения.
    3. Экспортные субсидии.
    4. Демпинг.
    5. Международная картель.
    6. Экономические санкции.
    7. Протекционизм

Наиболее  распространенной формой нетарифного  ограничения внешней торговли является квота.

Квотирование  – ограничение в количественном или в стоимостном выражении  объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу страны за определенный период времени.

Как правило квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и ,одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Виды  квот:

По  направленности действия –

А) экспортные квоты ( либо в соответствии с международными стабилизационными  соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного  товара, либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке )

Импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности  торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

 

По охвату квоты делятся на:

Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара;

Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте  товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингенты) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

·              Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В  первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает  ряд конкретных форм:

Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок;

Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

Автоматическая  лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Протекционистская внешнеторговая политика предполагает защиту отечественного производства, и для регулирования в сфере  внешнеторговых операций государство  использует тарифные и нетарифные инструменты.

Когда же тарифные методы регулирования  внешней торговли становятся неэффективными в силу своей «открытости», государство  использует нетарифные методы, степень  воздействия которых на внешнюю  торговлю возросла в последние годы. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются  предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя  на население.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование, государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или  экспорт ограниченного объема продукции  и в то же время запрещает нелицензионную торговлю. У квот есть свои преимущества и недостатки.[3] Во-первых, квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает адресную поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести повышение монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции (поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цену), а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий на коррупционной основе. Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые требуют рассмотрения в парламенте. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта только в случае резкого неравновесия платежного баланса.         

 

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование, государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензионную торговлю. У квот есть свои преимущества и недостатки.[3] Во-первых, квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает адресную поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести повышение монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции (поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цену), а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий на коррупционной основе. Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые требуют рассмотрения в парламенте. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта только в случае резкого неравновесия платежного баланса. 

Лицензирование в сфере внешней  торговли товарами

 

1. Лицензирование в сфере внешней  торговли товарами (далее - лицензирование) устанавливается в следующих  случаях:

1) введение временных количественных  ограничений экспорта или импорта  отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка  экспорта и (или) импорта отдельных  видов товаров, которые могут  оказать неблагоприятное воздействие  на безопасность государства,  жизнь или здоровье граждан,  имущество физических или юридических  лиц, государственное или муниципальное  имущество, окружающую среду,  жизнь или здоровье животных  и растений;

3) предоставление исключительного  права на экспорт и (или)  импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение Российской Федерацией  международных обязательств.

2. Основанием для экспорта и  (или) импорта отдельных видов  товаров в случаях, указанных  в части 1 настоящей статьи, является  лицензия, выдаваемая федеральным  органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего  Федерального закона.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров  таможенными органами Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной  власти, указанный в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, формирует и ведет федеральный  банк выданных лицензий. Порядок  формирования и ведения федерального  банка выданных лицензий определяется  Правительством Российской Федерации.

 

Добровольное  экспортное ограничение.

С начала 70х годов 20 века широкое распространение  получило особая форма количественного  ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения. (ДЭО), когда  не страна импортер устанавливает квоту, а страны экспортеры сами берут на себя обязательство по ограничению  экспорта в данные страны.

В настоящее время заключено несколько  десятков подобных ограничений ограничивающих экспорт изделий, главным образом  из японии и китая и новых индустриальных стран: США и страны ЕС.

Такие экспортные ограничения являются недобровольные а вынужденными. Они вводятся в  результате политического давления в страны импортера, либо под влиянием угроз, применив более жесткие протекционистские  меры.

ДЭО представляет собой ту же квоту, но вводимую не страной – импортером а страной – экспортером, последствием такой меры для экономике страны – импортеров ещё более негативные , чем при использовании тарифов  или импортной квоты.

Импорт  – в результате ДЭО сокращается, внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных  производителей растет, при этом чтобы  получить доход от таможенных пошлин или импортных лицензий отдает эту  часть выигрыша зарубежным партнерам,

Однако  вместо того чтобы получить доход  от таможенных пошлин.

Не  смотря на дополнительные потери государство  – импортер настаивает на введении ДЭО , потому что они являются достаточно эффективным инструментом количественного  ограничения импорта и защиты внутреннего рынка. ДЭО раньше формально  не запрещались положениями ВТО.

  1. Экспортные субсидии

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования).

Производителям, получающим субсидию, становится более  выгодно экспортировать, чем продавать  товар на внутреннем рынке. Чтобы  расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цены и объемы экспорта растут. При  этом из за роста экспорта меньше товара на внутреннем рынке, внутренняя цена растет. Рост цены обуславливает увеличение предложения и сокращение спроса. В результате потребители несут  потери, а производители получают дополнительную выгоду.

В соответствии с правилами ВТО экспортные субсидии запрещены, если они используются, то странам импортерам разрешено применять  ответные меры путем взимания компенсационных  импортных пошлин.

  1. ДЕМПИНГ – распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежный рынок по цене ниже нормальной. Речь идет о продаже товаров по цене ниже аналогичного товара на внутреннем рынке страны – экспортера.

 

 

Демпинг является следствием:

1)государственной внешнеторговой  политики 

2) результат монополистической  практики дискриминации в ценах,  когда фирма экспортер монополист  на внутреннем рынке, при неэластичном  спросе, максимизирует доход, повышая  цены, тогда как на конкурентном  зарубежном рынке при достаточном  эластичном спросе она добивается  максимального дохода путем снижения  цены и расширения объемов  продаж.

В соответствии с правилами ВТО  для защиты от демпинга государство  – импортер может вводить антидемпинговые  пошлины, чему должно предшествовать специальное  расследование с целью установления факта демпинга и ущерба от него. Однако фирмы производимые замещающую продукцию инициирует антидемпинговое  расследование, когда демпинга как  такого нет. А низкие цены конкурентов-импортеров определяются более низкими издержками производства.

В этом случае антидемпинговое законодательство может превратиться в протекционистский  инструмент, что увеличит цену импортных  товаров и ограничит конкуренцию  на внутреннем рынке.

Антидемпинговые пошлины приводят к повышению внутренних цен и  потерям благосостояния страны. Антидемпинговые пошлины вынудят фирму, осуществляющую демпинг ещё более снизить экспортную цену, страна импортер может получить выигрыш.

 

На самостоятельное:

 

5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КАРТЕЛИ – монополистические  объединения экспортеров, которые  путем обеспечения контроля за  объемами производства ограничивают  конкуренцию между продавцами  с целью установления выгодных  цен.

Информация о работе Теория международной торговли Хикшера-Олина