Сравнительная характеристика организации учета доходов и расходов: отечественный и международный стандарт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Изменения в общественном устройстве и в экономической системе России привели к кардинальным изменениям в деятельности предприятий, которые должны были найти адекватное отражение в хозяйственном учете. Хозяйственный учет в России действительно подвергся коренному изменению. Исследование истории ведения бухгалтерского учета свидетельствует о принципиальных расхождениях между правилами, существующими в российской системе бухгалтерского учета и системе стран Запада. Для гармонизации условий этих двух систем требуется существенное сближение не только правил составления отчетности, но и ведения текущего учета.

Файлы: 1 файл

МСФО.docx

— 86.15 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Финансово – экономический факультет

 

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности»

Сравнительная характеристика организации учета доходов и расходов: отечественный и международный стандарт

 

 

 

 

Руководитель работы

____________О.В.Бурлакова

«____»____________2014 г.

Исполнитель

студент гр. з11 Э(б) БУА-1ус

____________ Е.В.Сысоева

«____»____________2014 г.

 

 

 

 

Оренбург 2014

Содержание

 

 

 

Введение

 

Изменения в общественном устройстве и в экономической системе России привели к кардинальным изменениям в деятельности предприятий, которые должны были найти адекватное отражение в хозяйственном учете. Хозяйственный учет в России действительно подвергся коренному изменению. Исследование истории ведения бухгалтерского учета свидетельствует о принципиальных расхождениях между правилами, существующими в российской системе бухгалтерского учета и системе стран Запада. Для гармонизации условий этих двух систем требуется существенное сближение не только правил составления отчетности, но и ведения текущего учета.

Существующие в разных странах мира учетные системы формировались в течение длительного периода времени под воздействием разных факторов, в том числе географических, исторических, общественно-политических, не учитывать которые при разработке подходов к гармонизации учета было бы неверным.

При подготовке нормативных документов, регулирующих, в частности, отечественный бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета. Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая по-прежнему объясняется ее "происхождением" из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Многие положения российской, а ранее - советской школы теории бухгалтерского учета не утратили своего значения и сегодня. Более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах.

Использование МСФО является необходимой процедурой при выходе предприятия на международные рынки, это позволяет расширить круг потенциальных инвесторов и выйти на более высокий уровень своей в деятельности.

Именно поэтому сравнение международного и российского опыта исключительно интересно, так как многое может быть с пользой перенято для использования в России и наоборот. Отсюда актуальность настоящего исследования.

Целью настоящей работы является проведение сравнительной характеристики организации учета доходов и расходов отечественной с международными стандартами.

Задачи исследования:

- определение сущности  международных стандартов учета доходов и расходов;

- рассмотрение российских  и международных стандартов учета доходов и расходов, их сравнительный анализ.

Объектом исследования являются международные и отечественные стандарты учета дохода и расхода.

В процессе работы использовался методы группировки и сравнения.

 

1 Основные определения: доход, расход, выручка, затраты

Доход – это термин, который имеет чрезвычайно широкое применение. Это понятие используется в самых различных значениях. Самый распространенный смысл этого слова заключается в следующем - получение денежных средств или материальных ценностей в результате деятельности.

Доход определяется как общая сумма денег, поступающая в виде заработной платы, процентов, дивидендов налогов и предпринимательской прибыли. В макроэкономическом анализе рассматривается совокупный доход страны или национальный доход. В микроэкономическом анализе принимается во внимание поступления денежных средств или материальных ценностей за определенный период времени.

В экономике понятие «доход» имеет несколько классификаций.

Трудовой или заработанный доход – это доход, полученный за выполненный труд, а незаработанной доход – получение ренты или процентов за природные ресурсы или за вложенный куда-либо капитал. На Западе данная классификация употребляется для определения ставки налогообложения.

Номинальный доход – это денежный доход, который поступил независимо от изменения цены и налогообложения и реальный доход – это доход с учетом и изменения цен и налоговых отчислений.

Валовый доход - это доход предприятия от продажи товаров и услуг, имущественных ценностей, процентов, которые получаются от предоставления денег в кредит, продажи выполнения работ, выручки и другие денежных поступлений.

Неформальная деятельность, где были получены доходы, подразделяется на внерыночный доход и на незаконный доход.

Словосочетание «чистый доход» является самым употребляемым и представляет собой разницу между затратами ресурсов и валовым доходом. Таким образом, словосочетание «чистый доход» стало ассоциироваться с прибылью.

Расходы организации — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

 Расходы организации  представляют собой совокупность  использованных ею средств, относящихся  к активам, если они способны  приносить доходы в будущем, или  к пассивам, если этого не произойдет, то есть доходы организации  уменьшатся.

 По действующей методологии бухгалтерского учёта не признаются расходами организации выбытие средств:

 • в связи с приобретением  и созданием внеоборотных активов  основных средств, нематериальных  активов и пр.);

 • в связи с финансовыми  вложениями (вклады в уставные  капиталы, приобретение ценных бумаг  других организаций и пр.);

 • по договорам  комиссии, агентским и иным аналогичным  договорам в пользу комитента  и пр.;

 • в виде аванса, задатка оплаты материально-производственных  запасов и иных ценностей (работ, услуг);

 • в погашение кредитов  и займов, полученных организацией.

Расходы на производство и реализацию продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.

В группу «расходы на оплату труда» входят выплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты труда, выплаты по установленным системам премирования, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, выплаты компенсирующего характера (доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.).

Расходы на амортизацию связаны с потерей величины стоимости активов с течением времени. При этом амортизационные затраты определяются как разность между стоимостью средств производства и их предполагаемой остаточной стоимостью.

Расходы по обязательному страхованию имущества включаются в прочие расходы в пределах страховых тарифов. А по добровольному страхованию — в размере фактических затрат. В состав прочих расходов входят взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К «Прочим расходам» относятся арендные платежи за арендуемое имущество, в том числе принятое в порядке лизинга; затраты на командировки по установленным нормам; оплата услуг по охране имущества, в том числе за пожарную и сторожевую охрану сторонними организациями и собственной службой безопасности, выполняющей функции защиты банковских и хозяйственных операций; расходы на оплату консультационных и аудиторских услуг; расходы на рекламу; на подготовку и переподготовку кадров.

Выручка – это поступление (в виде денежных средств или будущих выгод) от продажи товаров, работу или услуг. Выручка – самый общий показатель финансовых результатов организации.

В бухгалтерском учете под выручкой чаще понимают не любое поступление от продажи, а поступления от основной деятельности, т.е. деятельности, ради которой создано предприятие. Остальные поступления называют доходами и расходами (прочий доход, процентный доход).

В соответствии с правилами бухгалтерского учета, выручка признается в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. В бухгалтерской отчетности (Отчете о прибылях и убытках) выручка указывается за минусом косвенных налогов, в частности НДС, которые включаются в стоимость товаров, но фактически удерживаются продавцов с покупателя для перечисления в бюджет.

Другой особенностью отражение выручки в отчетности является то, что не всегда сумма, полученная от покупателя, будет для организации выручкой в полном объеме. Так, при комиссионной торговле продавец (комиссионер) получает от покупателя выручка, в которой его вознаграждение составляет лишь небольшую часть, а остальная сумма подлежит передачи комитенту. Для комиссионера выручкой будет только его вознаграждение.

Выручка возникает у организации не только при продаже товаров за деньги, но и, например, при мене (бартере). В этом случае выручка определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией.

 Обычно выручка признается  без относительно фактического  поступления денежных средств (метод  начисления). Однако для малых  предприятий предусмотрена возможность  учитывать выручку по мере  поступления денежных средств (кассовый  метод).

Затраты — это стоимостное  выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчётный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

Процесс производства продукции представляет собой одну из стадий хозяйственного оборота средств организации. На этой стадии выявляются расходы, связанные с изготовлением продукции, выполнением работ и оказанием услуг, которые считаются расходами по обычным видам деятельности.

 

2 Сходства и  отличия международных и отечественных стандартов по учету доходов и расходов

 

В МСФО те или иные доходы и расходы могут быть признаны и без документального подтверждения. Главное, кто фактически владеет активом и может получать выгоду от его использования. Есть и другие различия в учете, которые, прежде всего, касаются момента признания выручки.

В российском учете (РСБУ) критерии признания доходов и расходов регламентируются ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Причем отличительной особенностью российских стандартов бухгалтерского учета от МСФО является их детализация и обязательность к исполнению.

В МСФО доходы и расходы рассматриваются как элементы, непосредственно связанные с прибылью организации. Ведь разница между доходами и расходами представляет собой не что иное, как финансовый результат деятельности компании. Поэтому в МСФО надо руководствоваться Принципами подготовки и составления финансовой отчетности (далее по тексту — Принципы) и МСФО 18 «Выручка».

Отметим, что в МСФО нет ни одного специального стандарта, регламентирующего учет и порядок отражения в отчетности расходов. Все это прописано в отдельных стандартах. Скажем, МСФО 2 «Запасы» регулируют оценку расходов по материалам, МСФО 16 «Основные средства» — затраты по амортизации, МСФО 19 «Вознаграждения работникам» — расходы по оплате труда. Эти стандарты в том числе регулируют порядок включения затрат в первоначальную стоимость продукции (материалов, товаров), основных средств и нематериальных активов (их капитализацию), а также порядок их списания в виде амортизации (декапитализацию) или выбытия. Кроме того, МСФО 23 «Затраты по займам» определяет, как учитывать расходы по займам.

Доходы по ПБУ 9/99 в целом определяются так же, как и в МСФО, — исходя из характера деятельности предприятия и его операций. Аналогично МСФО 18 в ПБУ 9/99 отмечается, что одни и те же доходы могут быть основными для одних предприятий и прочими для других (например, арендная плата и т. п.)

Во многом схожи и критерии признания дохода в ПБУ 9/99 и по МСФО (см.  таблицу 1).

таблица 1 – Схожие критерии признания доходов в ПБУ 9/99 и МСФО

 

Однако есть некоторые отличия. Когда выручка в МСФО не признается. РСБУ не предусматривают анализа существенных рисков, связанных с собственностью на товары. Согласно российским стандартам главное — произошел переход права собственности или нет. А МСФО упор делают на экономическое содержание сделки. Конечно, в большинстве случаев передача рисков и вознаграждений, связанных с покупкой, совпадает с передачей прав собственности покупателю. Но так бывает не всегда. Например, если по условиям сделки продавец имеет право выкупить товар обратно, заплатив при этом неустойку, такая сделка с точки зрения МСФО может быть признана не реализацией, а предоставлением займа с залогом имущества. Здесь основной вопрос: насколько высока вероятность того, что товар будет выкуплен обратно.

Вот еще несколько примеров, когда согласно МСФО выручка не может быть признана:

— получение выручки от конкретной продажи возможно только после перепродажи товаров покупателем;

— проданные объекты подлежат установке, а она составляет значительную часть стоимости контракта, который еще не выполнен компанией. Выручка по этой сделке не признается до завершения установки;

— покупатель имеет право расторгнуть сделку. Например, если условиями контракта предусмотрен возврат товаров, но невозможно оценить его вероятность.

Когда выручка признается постепенно. Если сделка подразумевает последующее обслуживание проданного товара, согласно МСФО выручка признается в течение всего периода обслуживания.

ПРИМЕР

Организация «А» продает транспортное средство стоимостью 15 000 у. е. По условиям договора организация «А» взяла на себя обязательство в течение трех лет ежегодно обслуживать данное транспортное средство. Стоимость одного технического обслуживания транспортного средства составляет 400 у. е.

Информация о работе Сравнительная характеристика организации учета доходов и расходов: отечественный и международный стандарт