Создание независимой Польской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в выяснение причин формирования и особенностей становления польского государства.
Актуальность темы, поставленная цель исследования определили постановку и решение следующих задач:
рассмотреть исторические предпосылки, которые способствовали становлению независимой польской республики;
изучить роль Юзефа Пилсудского как «начальника польского государства»;
провести анализ периода, когда Польша находилась в условиях парламентской демократии и выявить причины частой смены политической власти;
определить сущность Майского государственного переворота и установить в чем заключается режим санации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ..............5
ГЛАВА 2 ЮЗЕФ ПИЛСУДСКИЙ – НАЧАЛЬНИК ПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА. МАЛАЯ КОНСТИТУЦИЯ ПОЛЬШИ………………………...9
ГЛАВА 3 ПОЛЬША В УСЛОВИЯХ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕМОКРАТИИ….14
3.1 Конституция 1921 года………………………………………………….……..14
3.2 «Политическая чехарда» (политическая нестабильность, частая смена правительства)……………………………………………………………………...16
ГЛАВА 4 МАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 1926 ГОДА. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЖИМА САНАЦИИ……………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………………...29

Файлы: 1 файл

СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.docx

— 63.63 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ..............5

ГЛАВА 2 ЮЗЕФ ПИЛСУДСКИЙ – НАЧАЛЬНИК ПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА. МАЛАЯ КОНСТИТУЦИЯ ПОЛЬШИ………………………...9

ГЛАВА 3 ПОЛЬША В УСЛОВИЯХ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕМОКРАТИИ….14

3.1 Конституция 1921 года………………………………………………….……..14

3.2 «Политическая чехарда» (политическая нестабильность, частая  смена правительства)……………………………………………………………………...16

ГЛАВА 4 МАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 1926 ГОДА. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЖИМА САНАЦИИ……………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………………...29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Польский народ получил независимость в результате Октябрьской революции, со времени третьего раздела Польши (конец XVIII в.) территория ее находилась под властью России, Пруссии и Австрии. Советское правительство издало декрет об уничтожении несправедливых международных договоров России разделе Польши, что означало признание прав польского народа на самостоятельное государственное существование (29 августа 1918 г.). Данное событие можно считать переломным моментов в истории независимой польской республике.

Актуальность темы связана с теоретической и практической значимостью изучения опыта функционирования политических институтов (в частности, восстановление независимой Польши) в условиях динамичного процесса социально-политических преобразований.

Предметом исследования является государство и право Второй Речи Посполитой в 1918 – 1926 г., как социально-экономическое исследование.

Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, формирующихся в ходе образования независимой Польской республики.

Цель настоящей работы состоит в выяснение причин формирования и особенностей становления польского государства.

Актуальность темы, поставленная цель исследования определили постановку и решение следующих задач:

  • рассмотреть исторические предпосылки, которые способствовали становлению независимой польской республики;
  • изучить роль Юзефа Пилсудского как «начальника польского государства»;
  • провести анализ периода, когда Польша находилась в условиях парламентской демократии и выявить причины частой смены политической власти;
  • определить сущность Майского государственного переворота и установить  в чем заключается режим санации.

В данной работе применяются логический, диалектический, системный методы, методы индукции и дедукции, а также методы анализа,  сравнения  и  обобщения  данных  научной  литературы  по изучаемой проблеме.

     Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и  списка использованных источников. Основная часть состоит из четырех глав. Список использованных источников содержит 25 наименований, расположенных в алфавитном порядке. Общий объем работы составляет 30 страниц.

Теоретическую основу исследования составили информационный материал, накопленный польской и советской исторической наукой, а так же фактический материал, имеющийся в трудах польских и советских историков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Великая Октябрьская социалистическая революция упразднила фактические и юридические основы порабощения польского народа и содействовала развитию его освободительной борьбы. Ленинский Декрет о мире предусматривал заключение мира между воюющими странами без аннексий и контрибуций. Декларация прав народов России провозглашала равенство народов и их право на создание самостоятельных государств. На мирных переговорах в Бресте советская делегация решительно отстаивала право польского народа на независимость. 29 августа 1918 г. Советское правительство аннулировало акты царизма, относившиеся к разделам Польши.

Поляки – эвакуированные, беженцы и военнопленные, – находившиеся в России, разделились после Октябрьской революции в основном на два лагеря. Трудящиеся массы поддерживали революцию. Активное участие в ней принимали деятели Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (далее – СДКПиЛ) во главе с Ф.Дзержинским и многие другие польские интернационалисты. Буржуазно-помещичьи круги оказались в стане контрреволюции. Возвратившиеся из России на родину революционеры распространили здесь идеи Октября. В польских землях усилилась борьба против социального и национального гнета. Народные массы требовали прекращения войны, улучшения условий труда и жизни, восстановления национальной независимости. СДКПиЛ и Польская социалистическая партия-левица (далее – ППС-левица) призывали трудящихся к свержению господства буржуазии и помещиков. Но, полагая, что с победой революции будет упразднен и национальный гнет, они не выдвигали лозунга создания независимого государства. Такая позиция по национальному вопросу существенно ограничивала их влияние на массы. Сторонники австро-германского блока пытались добиться уступок от оккупационных властей, но успеха не имели. Поэтому часть из них перешла в оппозицию к оккупантам. Активизировались группировки, ориентировавшиеся на Антанту. Опасаясь революционного взрыва, имущие классы готовились к захвату власти в стране [11, c. 213].

Важное значение для успеха борьбы польского народа за независимость имело усилившееся под влиянием Октябрьской революции освободительное движение в Австро-Венгрии и Германии и поражение этих держав в войне. Имея в виду все эти обстоятельства, Соединенные Штаты Америки (далее – США) и Антанта заняли более определенную позицию по польскому вопросу. В 13-м пункте мирных условий, предложенных президентом США В. Вильсоном в январе 1918 г., и в декларации Англии, Франции и Италии от 3 июня 1918 г. признавалось необходимым создание Польского государства с доступом к морю. Надеясь посредством этих заявлений парализовать влияние Октябрьской революции на польский народ, Антанта и США в дальнейшем рассчитывали противопоставить зависимую от них Польшу революционной России [7, c. 54].

В результате распада Австро-Венгрии, революции в Германии и освободительной борьбы польского народа осенью 1918 г. был упразднен оккупационный режим на значительной части польских земель. В конце октября начался отход австро-венгерских, а затем и германских войск с территории бывшего Королевства Польского. В городах и деревнях происходили массовые выступления против оккупантов, население разоружало их. Польский народ обрел свою национальную независимость. Это было переломное событие в его истории. Были созданы более благоприятные условия не только для его национального развития, но и для борьбы трудящихся за социальное освобождение. Народные массы связывали с завоеванием независимости надежды на существенное улучшение условий своей жизни.

В момент восстановления независимости экономика Польши находилась в глубоком упадке. Ощущался острый недостаток в промышленных товарах и продуктах питания. Особенно тяжелым было положение безработных.

СДКПиЛ и ППС-левица, раскрывая классовые устремления буржуазии и помещиков, призывали трудящихся к созданию Советов, к борьбе за диктатуру пролетариата. 5 ноября начал свою деятельность Совет рабочих депутатов в Люблине, в последующие дни Советы были созданы в Домброве, Варшаве и других городах. Советы принимали решения о введении 8-часового рабочего дня, организации рабочей милиции, устраивали стачки и демонстрации, заявляли о своей солидарности с трудящимися Советской страны [5, c. 117].

Имущие классы, используя аппарат управления, созданный в период оккупации, устанавливали свою власть. 7 ноября в Люблине деятелями Польской социалистической партией — революционная фракция (далее – ППС-фракция), Польской социал-демократической партией (далее – ППСД) и Польской крестьянской партией «Освобождение» (далее – ПСЛ-«Вызволене»), связанными с пилсудчиками, было создано временное «народное правительство» во главе с лидером ППСД И. Дашиньским [5, c. 118].

 Почти все его члены были тесно связаны с Ю. Пилсудским. В манифесте к польскому народу правительство провозгласило создание независимого польского государства, широкие демократические свободы и социальные права, национализацию лесов и некоторых видов крупной земельной собственности, заявило о намерении национализировать в будущем ряд отраслей народного хозяйства, провести аграрную реформу в интересах широких слоев крестьянства. Окончательное решение этих вопросов откладывалось до созыва сейма, выборы в который должны были быть проведены на демократической основе. Люблинское правительство просуществовало недолго и не сумело распространить свою власть на всю территорию страны. Его программа не нашла поддержки всего общества, особенно имущих классов и людей с центристскими и правыми взглядами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ЮЗЕФ ПИЛСУДСКИЙ – НАЧАЛЬНИК ГОСУДАРСТВА

 

Фигура «начальника польского государства» до сегодняшнего дня не однозначно воспринимается в белорусском обществе. Советская доктрина рассматривала Юзефа Пилсудского как одного из главных врагов «страны рабочих и крестьян», называя маршала «цепным псом империализма и капитализма». Современная белорусская государственная идеология и историография в большинстве случаев также повторяет эти замшелые постулаты. Отрицательное отношение к фигуре маршала существует и среди представителей российской официальной исторической доктрины, которая сделала из Пилсудского символ «польского империализма и колониализма».

11 ноября регентский совет (созданный немецкими и австрийскими  властями в сентябре 1917) передал  Ю. Пилсудскому  командование вооруженными  силами, а 14 ноября – всю власть. По настоянию  Пилсудского  Временное  правительство самораспустилось. В  декрете о высшей власти, изданном 22 ноября, Ю. Пилсудский  был провозглашен  «временным  начальником   государства  » с правом смещать правительство.

18 ноября в Варшаве  по инициативе Пилсудского было  создано новое правительство  во главе с социалистом Енджеем  Морачевским, по партийному составу  и программе деятельности практически  идентичное Люблинскому правительству. Им были декретированы многие  из обещанных реформ: вводились 8-часовой  рабочий день, больничное страхование, инспекция труда, минимальная зарплата  на государственных предприятиях, охрана прав квартиросъемщиков, биржи труда и т.д. Радикализм  правительства Морачевского отталкивал  правые и центристские партии  и имущие классы. Его не хотели  признавать в Кракове и Познани, не было оно признано и державами  Антанты и США, поддерживавшими  Польский национальный комитет (далее – ПНК). Отсутствие единой, общепризнанной в стране и за рубежом государственной власти было крайне неблагоприятным для Польши, тем более что еще не был решен вопрос ни об одной из ее будущих границ [8, c. 84].

Ю. Пилсудский, назначенный правительством Морачевского 22 ноября 1918 г. временным начальником государства, активно искал контактов с национальными демократами. Взаимодействие с ними должно было убедить державы-победительницы в том, что Польша не пойдет по пути социалистической революции и обеспечить признание ими правительства в Варшаве. Правительство Морачевского, передав в руки Пилсудского функции главы государства и главнокомандующего формирующейся армией, стало препятствием на пути решения очередной жизненно важной для страны задачи. Единственным выходом из наметившегося тупика было его устранение. Сделать это своим декретом начальник государства не хотел, поскольку это настроило бы против него левые партии. Был избран иной путь. В конце 1918 г. группа военных и политиков составила заговор против левого правительства. Действия заговорщиков полностью контролировались подчиненной Пилсудскому военной разведкой и контрразведкой. Попытка переворота, предпринятая в ночь с 5 на 6 января 1919 г., естественно, не удалась. Но зато у Пилсудского появилось весомое основание отправить в отставку правительство Морачевского как не пользующееся достаточной поддержкой в обществе, что и произошло 16 января 1919 г [1, c. 322].

Формирование нового кабинета было поручено Игнацы Падеревскому. И. Падеревский входил в состав ПНК, но не разделял полностью взглядов эндеков. Новый премьер не имел опыта государственной деятельности, зато был широко известен в стране и на Западе как выдающийся музыкант и горячий патриот, поддерживал тесные контакты с президентом В. Вильсоном и другими видными западными политическими деятелями. В качестве премьера Падеревский устраивал все основные польские политические силы и союзные державы. В свою очередь Р. Дмовский согласился на пополнение состава ПНК сторонниками Пилсудского и сохранение за ним поста начальника государства.

Результатом достигнутого компромисса явилась политическая и финансовая поддержка правительства средним и имущим классами, а также последовавшее в конце января – феврале 1919 г. его официальное признание державами-победительницами (первыми это сделали США 30 января 1919 г.), которые выразили готовность оказать Польше финансовую и военную помощь [22, c. 104].

Образование независимой Польши происходило в обстановке активизации демократических и революционных настроений во всей Европе, а также победы в войне западных демократий. Это сделало невозможным установление в Польше монархии, как того хотели консервативные круги.

В борьбу за характер государства оказались вовлеченными все политические силы страны. Сторонниками революционного переустройства социально-экономических отношений и диктатуры пролетариата были Социал-демократия Королевства Польского и Литвы и Польская социалистическая партия-левица. В своей деятельности они пытались опереться на рабочий класс и Советы рабочих делегатов, начавшие создаваться с начала ноября 1918 г. на территории бывшего Царства Польского. Однако этим партиям, объединившимся 15 декабря 1918 г. в Коммуниϲтическую рабочую партию Польши (с 1925 г. – Комуннистическая партия Польши), не получилось завоевать большинства в Советах (за исключением Домбровского бассейна) и превратить их в полноценные органы революционной власти. Этому мешала организационная слабость коммунистов, их нежелание решать аграрный вопрос в интересах всего крестьянства, недооценка значения для народа национальной независимости, приверженность идее «мировой революции», радикализм, грозивший в случае успеха погрузить Польшу в пучину гражданской войны [22, c. 105].

Информация о работе Создание независимой Польской Республики