Современные отношения России и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 10:28, лекция

Описание работы

Современные отношения между Россией и Францией основываются на межгосударственном договоре от 7 февраля 1992 года, в котором было подтверждено стремление обеих сторон развивать «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве»1. С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась, было заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего взаимодействия.

Файлы: 1 файл

Современные отношения между Россией и Францией основываются на межгосударственном договоре от 7 февраля 1992 года.docx

— 29.47 Кб (Скачать файл)

Современные отношения между Россией и Францией основываются на межгосударственном договоре от 7 февраля 1992 года, в котором было подтверждено стремление обеих сторон развивать «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве»1. С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась, было заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего взаимодействия.

В октябре-ноябре 2000 года состоялся первый официальный визит президента Владимира Путина во Францию. Соглашения, заключенные во время этого визита, подтвердили важность сотрудничества России и Франции в мировой политике. Президент Жак Ширак совершил официальный визит в Россию в период с 1 по 3 июля 2001 года, во время которого побывал в Петербурге, в Москве и Самаре. Беседы между президентами России и Франции способствовали принятию совместной декларации о стратегической стабильности. Было подписано новое соглашение о воздушном сообщении и дополнительное соглашение о сотрудничестве в помощи предприятиям2.

Двусторонний политический диалог в последние годы носит достаточно интенсивный характер. Новый импульс российско-французские отношения получили в результате серии встреч между вновь избранными президентами Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. Их первая встреча состоялась в ходе саммита «Группы восьми» в г. Тояко (Япония) 7 июля 2008 года. 12 августа и 8 сентября 2008 года Саркози побывал в Москве с краткими рабочими визитами в рамках усилий по урегулированию кризиса на Кавказе. В свою очередь Дмитрий Медведев посетил Францию для участия в международной конференции по мировой политике 9 октября 2008 года в г. Эвиан и в саммите Россия – ЕС, состоявшемся 14 ноября в Ницце.

В 2009 году Дмитрий Медведев и Николя Саркози встречались в рамках «двадцатки» в Лондоне и Питтсбурге (2 апреля и 25 сентября), саммита «восьмерки» в Аквиле (8–10 июля), на сессии генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке (23–24 сентября), а также «на полях» мероприятий в связи с празднованием 20-летия падения Берлинской стены (9 ноября).

С 1996 года действует Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. В ее рамках ежегодно, в Москве и Париже поочередно, проходят встречи председателя правительства России и премьер-министра Франции, на которых определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. С 2000 года заседания Комиссии проводятся в форме «межправительственного семинара» с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств.

Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые в соответствии с Договором от 7 февраля 1992 года3 встречаются дважды в год поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов.

Поступательно развивается одно из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества – противодействие новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). С 2002 года успешно действует созданный по решению тогдашних президентов Владимира Путина и Жака Ширака российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. В октябре 2009 года в Москве состоялось его восьмое заседание.

Продуктивно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов России и Франции (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

В 1995 году была создана возглавляемая председателями нижних палат парламентов России и Франции Большая российско-французская межпарламентская комиссия4. Она является эффективным инструментом развития межпарламентского сотрудничества, которое проявляется в активном обмене делегациями на уровне парламентских комитетов и комиссий, а также в контактах между руководителями палат.

 

Экономическое и энергетическое сотрудничество

 

Франция традиционно является одним из приоритетных торгово-экономических партнёров России. По данным российской статистики, она занимает среди стран Европы - основных торговых партнёров России - 7 место по объёму товарооборота, уступая таким странам, как Германия, Нидерланды, Италия, Финляндия, Польша, Великобритания и Швейцария5.

Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Францией имеет обширную правовую базу. К числу основных межправительственных соглашений в данной отрасли сотрудничества можно отнести следующие: о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений (04.07.1989), о научном и технологическом сотрудничестве (07.02.1992), о сотрудничестве в области топлива и энергии (15.02.1996), о сотрудничестве в области информатизации (15.02.1996), Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество (26.11.1996), о воздушном сообщении, о сотрудничестве в области туризма (11.02.2003). Основными органами межправительственного взаимодействия являются Российско-Французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав Правительств (создана 15 февраля 1996 г.), и Российско-Французский совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК) (создан 6 февраля 1992 г)6.

Структура российского экспорта во Францию является традиционной для торговли с развитыми странами и сохраняет сырьевую направленность. Его основу – более 84,5% – составили в 2004 году товары топливно-энергетического комплекса. Выделялись поставки продукции химической промышленности – 6,5 % всей стоимости экспорта, черных металлов – 2,4 %, древесины и изделий из нее – 1,2 %. Доля машинно-технических товаров в российском экспорте остаётся незначительной – около 1 %.

В структуре импорта из Франции основную долю составляли машины и оборудование – 27%, парфюмерная и фармацевтическая продукция – 14%, продовольственные товары – 12,3%. товары химической промышленности, пластмассы, каучук – 12%, продукция автомобильной промышленности – 9%, летательные аппараты –7,5%, бытовые приборы – 6%7.

Франция относится к числу стран, инвестиционная активность которых в отношении Российской Федерации является недостаточно высокой, несмотря на то, что имеющийся у нее в этой области потенциал представляется весьма значительным.

В первом полугодии 2008 г. товарооборот между Россией и Францией увеличился на 59,7% до 10,9 млрд. долл. За последние пять лет объем двусторонней внешней торговли вырос почти в три раза. При этом активный рост российской экономики способствовал значительному расширению импорта французских товаров и дополнял традиционно высокие показатели роста экспорта продукции российского ТЭК, металлургии, химической и нефтехимической промышленности8. Объем накопленных французских инвестиций в экономике России в 2008 г. составил порядка 6,1 млрд. долл., из которых 1,5 млрд. долл. – прямые инвестиции. Франция по данному показателю занимает восьмое место среди основных стран-инвесторов, работающих на российском рынке, где ее опережают такие страны, как Кипр, Люксембург, Нидерланды, Германия, Великобритания, Виргинские острова, Швейцария. По данным французской стороны прямые инвестиции Франции в России составляют более 1,5 млрд. евро.

Особое внимание уделяется поддержке усилий бизнеса со стороны государственных структур двух стран. Активно работают Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств и Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам. В рамках Совета действуют десять специализированных рабочих групп, ведущих работу по основным направлениям двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, поочередно в России и во Франции9.

Вопросы экономического сотрудничества между двумя странами обсуждаются практически на всех встречах высшего руководства России и Франции. Так 19 июня 2010 года Дмитрий Медведев и Президент Франции Николя Саркози обсудили вопросы инвестиционного сотрудничества в сфере энергоэффективности и энергосбережения, авиастроительной и автомобильной промышленности, ядерной энергетики, медицины, нано- и биотехнологий10. По итогам переговоров в присутствии президентов двух стран подписан ряд документов о сотрудничестве в нефтегазовой, аэрокосмической и транспортной сферах (Декларация о создании российско-французского центра энергоэффективности, Меморандум о взаимопонимании по проекту «Южный поток» между Открытым акционерным обществом «Газпром», «ЭНИ» и «Электрисите де Франс», Меморандум о сотрудничестве между Администрацией Томской области и французской компанией «Веолия Вода», Протокол строительства мультифункционального комплекса «ЭрмитажПлаза» в Париже, Договор о создании совместного производства грузовых и пассажирских электровозов в Республике Казахстан11). В этот же день Дмитрий Медведев и Николя Саркози встретились с представителями российских и французских деловых кругов. Речь шла о ходе реализации наиболее значимых совместных проектов и перспективах дальнейшего сотрудничества ведущих компаний России и Франции. Особое внимание было уделено вопросам преодоления трудностей, которые тормозят экономическое сотрудничество, осложняют работу бизнеса.

Плодотворно развивается двустороннее энергетическое сотрудничество. Французский «Тоталь» ведет активное освоение Харьягинского нефтяного месторождения, в 2007 г. компания была выбрана в качестве стратегического партнера ОАО «Газпром» по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения. Более 30 лет тесное сотрудничество связывает компании «Газпром» и «Газ де Франс – Сюэц». Активизируется взаимодействие в области ядерной энергетики – с участием российских и французских компаний в 2007 г. были созданы СП по производству высокотехнологичных турбин и топлива для АЭС, совместными усилиями возводятся новые АЭС в третьих странах. Особое внимание уделяется развитию сотрудничества в сфере энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников энергии. При активном участии компании «Далькья» и французского правительства в 2007 г. запущен пилотный проект модернизации теплосистемы в Калуге12.

Основой энергетического сотрудничества является Совместное российско-французское заявление о сотрудничестве в сфере энергетики, принятое Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Франции Жаком Шираком 10 февраля 2003 года в Париже. В нём говорится, что «Россия и Франция желают способствовать укреплению сотрудничества между предприятиями топливно-энергетического комплекса обеих стран для достижения реального партнерства <…> Россия и Франция выражают удовлетворение своим сотрудничеством как в России, так и за ее пределами в области освоения углеводородных ресурсов с участием российских и французских предприятий»13. Таким образом было достигнуто соглашение по вопросам взаимодействия России и Франции при разработке углеводородов на территории России (на шельфах Каспийского и Чёрного морей).

Во время рабочего визита в Москву 9-10 октября 2007 года президент Саркози высказался за расширение как французских капиталовложений в России, так и российских во Франции. Речь шла не только об энергетике, но и в таких отраслях как космос, авто- и авиастроение, транспорт. Франция менее зависит от поставок энергоносителей из России, чем, например, Германия, и поэтому меньше опасается их перебоев. Поэтому особой нервозности в связи с возможностью зависимости от Москвы в Париже не ощущается14.

Экономические точки соприкосновения Франции и РФ, как и Средиземноморья с Черноморским бассейном, особенно проявляются в сферах газоснабжения.

Так, в 2011-2015 годах намечено построить новый мощный газопровод из Северной Африки в Южную Европу. Этот проект - фактический партнер нового российско-южноевропейского газопровода «Южный поток», который, во-первых, сперва пройдет в Черноморско-Балканском регионе, то есть в восточном секторе «Средиземноморского союза». А во-вторых, эта артерия к 2020 году покроет до трети спроса ЕС на природный газ. А новый алжирско-южноевропейский маршрут дополнит газоснабжение той же Южной Европы по «Южному потоку»15.

Также осуществляется научно-техническое сотрудничество. Несколько мероприятий направлены на стимулирование франко-российского сотрудничества в области защиты интеллектуальной собственности : - составление типовых документов, принятых совместно французским и российским правительствами: модели договоров, заключаемых между государственными и частными организациями на проведение научных исследований, модель урегулирования вопросов по долевой собственности, сравнительный доклад о патентоспособности изобретений в области биотехнологий и фармацевтической продукции в двух странах, тексты по вопросам обладания прав. - организация семинаров между университетами двух стран, позволяющих специалистам сравнить системы интеллектуальной собственности, в частности, между Московским инженерно-физическим институтом и Университетом Поль Сезан в Экс-ан-Прованс. Начиная с 2002 года, следуя рекомендациям Смешанного франко-российского комитета по науке и технологиям и в соответствии с совместными приоритетными направлениями в области исследований и технологий, Франция и Россия создали механизм по стимулированию инновационной деятельности, основные элементы которого представлены ниже. В рамках Экономического, финансового, промышленного и торгового совета (CEFIC) в 2005 году была создана рабочая группа по инновациям16.

 

Военно-оборонное сотрудничество

 

Сотрудничество в сфере обороны является одним из приоритетных направлений, его регулируют следующие документы: Соглашение о сотрудничестве в области безопасности (4 февраля 1994); Декларация о создании Французско-Российской комиссии премьер-министров (15 февраля 1996); Французско-российско-германское соглашение относительно использования в мирных целях оружейного плутония (2 июня 1998); Соглашение о создании российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности (8 июля 2002); Договор относительно защиты прав интеллектуальной собственности в рамках военного и технического сотрудничества (14 февраля 2006); Межправительственный договор о сотрудничестве в сфере уничтожения химических вооружений (14 февраля 2006)17.

Цели сотрудничества заключаются в содействии сохранению правового государства, защите индивидуальных свобод и прав человека; оптимизации оборонных структур и оборонного потенциала в интересах безопасности государства-партнера; совместной теоретической и практической работе, направленной на оптимальное использование оборонных структур18.

Оборонное сотрудничество Франции и РФ развивается во многих формах. Проходят совместные учения, заседания российско-французской Рабочей группы по борьбе с международным терроризмом; консультации в МИД России с Генеральным Директором по политическим вопросам и вопросам безопасности МИД Франции (последние прошли 04 июля 2007, с Ж. Аро российские дипломаты обсудили отношения Россия-НАТО, Россия-ЕС, ПРО, Иран, Косово, Ливан); важную роль играют межпарламентские контакты (например, в апреле 2008 г. прошла встреча председателя комитета Госдумы по обороне В. Заварзина с делегацией комитета по иностранным делам, обороне и вооруженным силам Сената Франции, Заварзин подчеркнул, что отношения с Францией в оборонной сфере находятся на высоком уровне, что позволяет ожидать улучшения таких отношений между РФ и ЕС в целом после перехода председательства в Союзе к Франции с 01 июля 200819).

Информация о работе Современные отношения России и Франции