Современная дипломатия США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выбранной темы – проанализировать общественную дипломатию Соединённых Штатов Америки. Для достижения цели необходимо рассмотреть само понятие общественной дипломатии, направления общественной дипломатии, а также, касательно конкретно США, образовательные программы этой страны, культурную деятельность и международную благотворительность. Объектом исследования является дипломатия, а предметом – общественная дипломатия США.

Содержание работы

I ВВЕДЕНИЕ
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1 Общественная Дипломатия: Теоретический Аспект
Понятие Общественной Дипломатии
Направления Общественной Дипломатии
Глава 2 Современная Общественная Дипломатия США
Образовательные Программы
Культурная Деятельность
Международная Благотворительность
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Современная дипломатия США.docx

— 57.56 Кб (Скачать файл)

Российский университет Дружбы Народов.

Факультет: Гуманитарно-социальный

Специальность: Международные отношения

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Современная дипломатия США».

 

 

 

 

                                                                                       Выполнено:

студентом группы

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 I ВВЕДЕНИЕ

 II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1 Общественная Дипломатия: Теоретический Аспект

    1. Понятие Общественной Дипломатии
    2. Направления Общественной Дипломатии

Глава 2 Современная  Общественная Дипломатия США

    1. Образовательные Программы
    2. Культурная Деятельность
    3. Международная Благотворительность

 III ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 IV БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I ВВЕДЕНИЕ

 

   Общественная  дипломатия Соединенных Штатов  Америки – вопрос, по своей сущности являющийся актуальным для руководства всех развитых стран мира, поскольку само понятие общественной дипломатии обозначает усилия правительства США, направленные на разъяснение миру проводимой им внешней политики и более глубокое ознакомление с нею народов мира. Он включает в себя международное вещание, программы обменов, разнообразный набор информационных услуг, обращенных к самому широкому кругу потребителей, а также множество других программ и мероприятий, проводимых на удивление большим числом ведомств и организаций. Но, наряду с этим, по сути дела, пассивным подходом, существуют и другие возможности, более широкая цель, которая пока не нашла полного понимания, а именно: использование общественной дипломатии для прямого разговора с народами мира и вовлечения их в долговременные усилия в поддержку свободы, процветания и стабильности во всем мире. Уникальность Соединенных Штатов, по сравнению с другими мировыми державами, состоит в существовании плотной сети связей и контактов, которая соединяет их с населением практически всех стран мира – сети, которая существует независимо от любых официальных каналов межгосударственного взаимодействия. С одной стороны, это и неудивительно: будучи главной политической, военной и экономической силой в мире, Соединенные Штаты Америки сделали свое присутствие в большинстве районов мира фактом повседневной жизни. Культурное влияние Америки носит еще более масштабный характер, проникая в самые отдаленные уголки планеты, причем глубина этого проникновения постоянно увеличивается, благодаря безграничным возможностям электронных СМИ. Таким образом, подводя итог вышесказанного, можно с уверенностью сказать что такая тема как общественная дипломатия США бесспорно является актуальной, и необходимо отметить, что на международной арене она является актуальной для России как актора, как развитой державы и, соответственно, как объекта общественной дипломатии.

   Изучению  данного вопроса посвящено немало трудов отечественных и иностранных исследователей. В написании курсовой работы была использована такая литература как:

  • Туганова О. Э. Современная культура США.1 В своей работе автор даёт довольно обширную и полную характеристику культуры и культурной деятельности США
  • Согрин В. В. История США.2 Данный источник представляет собой поистине незаменимый труд по описанию истории США и в рамках её – дипломатии страны.
  • Северцев В. А. Аккредитация учебных заведений.3 В данном труде потенциальный интерес представляет данная автором характеристика учебных заведение в США и, главным образом, обучение иностранных учеников и студентов.
  • Корсунов В. И. Актуальные вопросы образования в США.4 Данная работа так же посвящена образовательным системам в США и имеет важное значение в написании курсовой работы.
  • Ковалёв В. П. Азбука дипломатии.5 Многие аспекты дипломатии, крайне необходимые при написании курсовой работы, описаны в работе данного автора.
  • Попов В. И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс Лекций, читанных в 1991 – 1998 гг.6 Лекции автора по дипломатии – незаменимый источник сведений по дипломатии. В них раскрыты многие аспекты науки, полезные при подготовки курсовой работы, такие как, например, благотворительность США как составная её общественной дипломатии.

   Цель  исследования выбранной темы  – проанализировать общественную  дипломатию Соединённых Штатов  Америки. Для достижения цели  необходимо рассмотреть само понятие общественной дипломатии, направления общественной дипломатии, а также, касательно конкретно США, образовательные программы этой страны, культурную деятельность и международную благотворительность. Объектом исследования является дипломатия, а предметом – общественная дипломатия США.

   Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых, в свою очередь делится на параграфы, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Глава 1 Общественная Дипломатия: Теоретический Аспект

 

    1. Понятие Общественной Дипломатии

 

   Публичная  дипломатия, в отличие от традиционного направления внешнеполитической деятельности, в качестве целевой аудитории рассматривает главным образом общественность зарубежных стран.

 

    1. Направления Общественной Дипломатии

 

   Основными направлениями публичной дипломатии являются постоянный диалог, информационная работа и стратегическое планирование имиджевых кампаний. При этом имиджевую политику и публичную дипломатию не следует причислять к разновидностям пропагандистской деятельности. Политолог Кононенко В. А. в своих работах отмечает, что "в отличие от пропаганды главное для публичной дипломатии – не только донести свою точку зрения, но и выстроить доверительные отношения с аудиторией. Для этого не требуется принуждать противоположную сторону к согласию (как это делается, например, военным путем или посредством экономического давления), а достаточно убедить в том, что сотрудничество в ее же интересах". Инструментом подобного убеждения является soft power ("мягкая сила") – одна из категорий, характеризующих мощь государства наравне с военным или экономическим потенциалом. Механизм soft power был впервые описан американским профессором Джозефом Наем в книгах "Обреченные вести за собой". Главное преимущество "мягкой силы" перед военной или финансовой мощью государства Джозеф Най видит в способности привлечь кого-либо благодаря ценностному содержанию внешней политики, а не простому набору материальных рычагов давления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Современная Дипломатия США

 

1.1 Образовательные Программы

 

   Международная образовательная политика США, призванная создавать лояльные социальные слои в зарубежных странах, претерпевает изменения после террористических атак. Эти изменения касаются региональной направленности программ обучения, их социально-профессионального состава и попыток администрации Соединённых Штатов выработать новую эффективную стратегию международной образовательной политики.

   В  течение 2001 – 2002 гг. администрация  президента и Конгресс США  занимались анализом провала  международной образовательной  политики в странах, откуда, по  мнению внешнеполитических агентств, исходят угрозы национальной  безопасности США. До 2001 г. международная  образовательная политика признавалась  успешным инструментом внешней  политики США. Госдепартамент  неоднократно приводил примеры  о том, как бывшие выпускники  программ обучения занимают высокие  посты в правительствах зарубежных  стран: 200 настоящих и бывших премьер-министров  и президентов и среди них  Т. Блейр, М. Тетчер, Г. Шредер  и М. Саакашвили и другие  являлись участниками правительственных  образовательных программ; 80 % членов  правительства Саудовской Аравии  получили образование в Американских университетах, 75 % парламента в Кении были обучены в США и т.д.

   После  террористических атак на поверхность  стали выплескиваться проблемы, ранее не поднимавшиеся ни  в Конгрессе, ни в Госдепартаменте  США. Оказалось, что снижение  финансирования международных образовательных  программ с 1993 г. привело к  сокращению числа участников в основном из стран с высоким процентом мусульманского населения: если в 1993 г. в программах участвовало около 4000 граждан, то в 2001 – на 1000 человек меньше, причем наиболее сократились программы обменов с такими странами, как Египет, Саудовская Аравия, Афганистан, Пакистан, Бангладеш и Индия. Различные исследования показывали, что в последнее время мусульманские страны Ближнего Востока переживают демографический взрыв, и молодежь в возрасте меньше 24 лет составляет 50 – 65 % от общего числа населения. А опросы общественного мнения в странах, которые на протяжении периода «холодной войны» являлись сторонниками США, демонстрировали падение дружелюбного отношения к США, и самые негативные оценки высказывала молодёжь, точнее школьники, для которых в арсенале Госдепартамента до конца 2001 г. программ обмена не существовало. В одном из отчетов Г. Фуллера, бывшего сотрудника ЦРУ и специалиста по Ближнему Востоку, указывалось, что «именно молодёжь бойкотирует США, срывает продажи американских товаров, а не старшее поколение, которое активно обучалось в США».

   Кроме  того, выяснилось, что североамериканские  исследования не развиты в  университетах стран Ближнего  Востока. Только в американских  вузах, созданных правительством  США в Каире/ Бейруте, Сане  и др., существовали кафедры с  одноименным названием.

   И  наконец, аудиторские комиссии  Конгресса США были шокированы  способом оценки эффективности  международных образовательных  пргграмм в Госдепартаменте посредством  анкетирования зарубежных граждан  после завершения обучения, что,  по мнению Счетной палаты Конгресса  совсем не отражает изменения  общественного мнения о США  в зарубежных странах.

   Все эти проблемы привели к негативной оценке Конгрессом США международной образовательной политики США в странах Ближнего Востока и попыткам выработать новую политику, которая бы направила общественное мнение о США в позитивное русло и создала лояльную молодёжь в страна, представляющих для США потенциальную угрозу.

   В  итоге были отобраны 20 стран с  преобладающим мусульманским населением, которые и стали основной мишенью  международной образовательной  политики США на ближайшие  годы. Перечень этих стран был  предложен Конгрессом, а точнее  республиканцем и главой комитета  по международным отношениям  палаты представителей Г. Хайдом. Хайд стал основным инициатором  изменений в образовательной  политике США в настоящее время.  В марте 2002 г. он предложил  привлекать журналистов, школьников  и издателей из мусульманских  стран для обучения в США,  причем обучение должно быть  недолгим для расширения охвата  населения. Но инициатива республиканца  не прошла. Тогда Г. Хайд стал  искать для себя лоббистов  в администрации Дж. Буша и  нашёл поддержку своим инициативам  в лице Совещательного комитета  по публичной дипломатии при  президенте США. Комитет был  создан ещё в конце 1940-х годов для пересмотра образовательных программ США на заре «холодной войны», но потерял свою значимость после окончания противостояния с Россией и ликвидации отдела по координации скрытых операций в международной образовательной политике в СНБ, а также информационного агентства. Теперь же Хайд не без оснований надеялся, что Комитет поддержит его инициативы по изменению международной образовательной политики США, если ему будет предложено занять основное место в деле формирования новой стратегии, что связано, естественно, с перераспределением бюджетных средств.

   В  итоге, в сентябре 2002 г. совместными  усилиями Конгресса и Совещательного  комитета удалось законодательным  порядком потребовать от Госдепартамента  формирования новой стратегии  в международной образовательной  политике посредством финансирования  Совещательного комитета и инициирования  программ обучения для женщин, школьников, журналистов и студентов из мусульманских стран. Особенно лоббисты акцентировали внимание на молодых представителях мусульманских обществ, поскольку «они безработные, необразованные, не имеют будущего и больше всего подвержены влиянию экстремизма». Журналисты заняли особое место в новых международных образовательных программах США, поскольку именно они создают негативное суждение о политике США в обществе.

   Госдепартамент  разработал новую образовательную  программу для школьников-мусульман  и усилил инициативы Хайда  посредством создания массированной  пропаганды на молодёжь в некоторых  странах в 2002 – начале 2003 гг. В  марте 2002 г. в регионе Персидского  залива начинает вещание радио  Сава с целью завладеть умами  молодой аудитории. Поэтому радио  транслирует в основном музыкальные  программы, но и время новостей  растет постоянно и достигает  около 5 часов ежедневного вещания.  Однако на сегодняшний день  программы вещания охватывают  только около 50 % молодёжи Кувейта,  ОАЭ, Египта и др., что не  удовлетворяет правительство США.  В июне 2002 г. начинает вещание Афганская сеть на территории Афганистана с целью охватить всё население этой страны. Но здесь результаты относительного влияния на социальные слои не утешительные: только 45 % жителей Кабула слушают программы радио и единичный процент слушателей наблюдается в отдалённых провинциях Афганистана. И в конце 2002 г. правительство США посчитало необходимым развивать образовательные программы пропаганды в Иране, поскольку был принят тезис, что Иран занимает второе место после Ирака как государство, потенциально угрожающее США. В Иране создается радио Фарда с целью привлечь молодежь, поэтому музыкальный формат превалирует над информационным.

   В  ответ на призыв Г. Хайда  создать совершенно новую широкомасштабную  программу обучения для скорейших  реформ в экономике, политике  и образовательной системе в  странах Ближнего Востока Госдепартамент  осуществляет с середины 2002 г.  программу «Инициатива сотрудничества  на Среднем Востоке». Анализ первых  результатов программы показывает, что таких масштабов не достигла  ещё ни одна международная  образовательная программа США: охвачены все сферы деятельности граждан стран Ближнего Востока и Северной Африки и все социальные слои общества вплоть до детей десятилетнего возраста.

Информация о работе Современная дипломатия США