Российский университет Дружбы
Народов.
Факультет: Гуманитарно-социальный
Специальность: Международные отношения
Курсовая работа
на тему:
«Современная дипломатия США».
Выполнено:
студентом группы
.
Москва, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I ВВЕДЕНИЕ
II ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
Глава 1 Общественная
Дипломатия: Теоретический Аспект
- Понятие Общественной Дипломатии
- Направления Общественной Дипломатии
Глава 2 Современная
Общественная Дипломатия США
- Образовательные Программы
- Культурная Деятельность
- Международная Благотворительность
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
I ВВЕДЕНИЕ
Общественная
дипломатия Соединенных Штатов
Америки – вопрос, по своей сущности
являющийся актуальным для руководства
всех развитых стран мира, поскольку само
понятие общественной дипломатии обозначает
усилия правительства США, направленные
на разъяснение миру проводимой им внешней
политики и более глубокое ознакомление
с нею народов мира. Он включает в себя
международное вещание, программы обменов,
разнообразный набор информационных услуг,
обращенных к самому широкому кругу потребителей,
а также множество других программ и мероприятий,
проводимых на удивление большим числом
ведомств и организаций. Но, наряду с этим,
по сути дела, пассивным подходом, существуют
и другие возможности, более широкая цель,
которая пока не нашла полного понимания,
а именно: использование общественной
дипломатии для прямого разговора с народами
мира и вовлечения их в долговременные
усилия в поддержку свободы, процветания
и стабильности во всем мире. Уникальность
Соединенных Штатов, по сравнению с другими
мировыми державами, состоит в существовании
плотной сети связей и контактов, которая
соединяет их с населением практически
всех стран мира – сети, которая существует
независимо от любых официальных каналов
межгосударственного взаимодействия.
С одной стороны, это и неудивительно:
будучи главной политической, военной
и экономической силой в мире, Соединенные
Штаты Америки сделали свое присутствие
в большинстве районов мира фактом повседневной
жизни. Культурное влияние Америки носит
еще более масштабный характер, проникая
в самые отдаленные уголки планеты, причем
глубина этого проникновения постоянно
увеличивается, благодаря безграничным
возможностям электронных СМИ. Таким образом,
подводя итог вышесказанного, можно с
уверенностью сказать что такая тема как
общественная дипломатия США бесспорно
является актуальной, и необходимо отметить,
что на международной арене она является
актуальной для России как актора, как
развитой державы и, соответственно, как
объекта общественной дипломатии.
Изучению
данного вопроса посвящено немало трудов
отечественных и иностранных исследователей.
В написании курсовой работы была использована
такая литература как:
- Туганова О. Э. Современная культура США.1 В своей работе автор даёт довольно обширную и полную характеристику культуры и культурной деятельности США
- Согрин В. В. История США.2 Данный источник представляет собой поистине незаменимый труд по описанию истории США и в рамках её – дипломатии страны.
- Северцев В. А. Аккредитация учебных заведений.3 В данном труде потенциальный интерес представляет данная автором характеристика учебных заведение в США и, главным образом, обучение иностранных учеников и студентов.
- Корсунов В. И. Актуальные вопросы образования в США.4 Данная работа так же посвящена образовательным системам в США и имеет важное значение в написании курсовой работы.
- Ковалёв В. П. Азбука дипломатии.5 Многие аспекты дипломатии, крайне необходимые при написании курсовой работы, описаны в работе данного автора.
- Попов В. И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс Лекций, читанных в 1991 – 1998 гг.6 Лекции автора по дипломатии – незаменимый источник сведений по дипломатии. В них раскрыты многие аспекты науки, полезные при подготовки курсовой работы, такие как, например, благотворительность США как составная её общественной дипломатии.
Цель
исследования выбранной темы
– проанализировать общественную
дипломатию Соединённых Штатов
Америки. Для достижения цели
необходимо рассмотреть само понятие
общественной дипломатии, направления
общественной дипломатии, а также, касательно
конкретно США, образовательные программы
этой страны, культурную деятельность
и международную благотворительность.
Объектом исследования является дипломатия,
а предметом – общественная дипломатия
США.
Курсовая работа
состоит из введения, двух глав, каждая
из которых, в свою очередь делится на
параграфы, заключения и библиографического
списка.
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1 Общественная Дипломатия:
Теоретический Аспект
- Понятие Общественной Дипломатии
Публичная
дипломатия, в отличие от традиционного
направления внешнеполитической деятельности,
в качестве целевой аудитории рассматривает
главным образом общественность зарубежных
стран.
- Направления Общественной Дипломатии
Основными направлениями публичной
дипломатии являются постоянный диалог,
информационная работа и стратегическое
планирование имиджевых кампаний. При
этом имиджевую политику и публичную дипломатию
не следует причислять к разновидностям
пропагандистской деятельности. Политолог
Кононенко В. А. в своих работах отмечает,
что "в отличие от пропаганды главное
для публичной дипломатии – не только
донести свою точку зрения, но и выстроить
доверительные отношения с аудиторией.
Для этого не требуется принуждать противоположную
сторону к согласию (как это делается,
например, военным путем или посредством
экономического давления), а достаточно
убедить в том, что сотрудничество в ее
же интересах". Инструментом подобного
убеждения является soft power ("мягкая сила")
– одна из категорий, характеризующих
мощь государства наравне с военным или
экономическим потенциалом. Механизм
soft power был впервые описан американским
профессором Джозефом Наем в книгах "Обреченные
вести за собой". Главное преимущество
"мягкой силы" перед военной или финансовой
мощью государства Джозеф Най видит в
способности привлечь кого-либо благодаря
ценностному содержанию внешней политики,
а не простому набору материальных рычагов
давления.
Глава 2 Современная Дипломатия
США
1.1 Образовательные Программы
Международная
образовательная политика США, призванная
создавать лояльные социальные слои в
зарубежных странах, претерпевает изменения
после террористических атак. Эти изменения
касаются региональной направленности
программ обучения, их социально-профессионального
состава и попыток администрации Соединённых
Штатов выработать новую эффективную
стратегию международной образовательной
политики.
В
течение 2001 – 2002 гг. администрация
президента и Конгресс США
занимались анализом провала
международной образовательной
политики в странах, откуда, по
мнению внешнеполитических агентств,
исходят угрозы национальной
безопасности США. До 2001 г. международная
образовательная политика признавалась
успешным инструментом внешней
политики США. Госдепартамент
неоднократно приводил примеры
о том, как бывшие выпускники
программ обучения занимают высокие
посты в правительствах зарубежных
стран: 200 настоящих и бывших премьер-министров
и президентов и среди них
Т. Блейр, М. Тетчер, Г. Шредер
и М. Саакашвили и другие
являлись участниками правительственных
образовательных программ; 80 % членов
правительства Саудовской Аравии
получили образование в Американских
университетах, 75 % парламента в Кении
были обучены в США и т.д.
После
террористических атак на поверхность
стали выплескиваться проблемы,
ранее не поднимавшиеся ни
в Конгрессе, ни в Госдепартаменте
США. Оказалось, что снижение
финансирования международных образовательных
программ с 1993 г. привело к
сокращению числа участников в основном
из стран с высоким процентом мусульманского
населения: если в 1993 г. в программах участвовало
около 4000 граждан, то в 2001 – на 1000 человек
меньше, причем наиболее сократились программы
обменов с такими странами, как Египет,
Саудовская Аравия, Афганистан, Пакистан,
Бангладеш и Индия. Различные исследования
показывали, что в последнее время мусульманские
страны Ближнего Востока переживают демографический
взрыв, и молодежь в возрасте меньше 24
лет составляет 50 – 65 % от общего числа
населения. А опросы общественного мнения
в странах, которые на протяжении периода
«холодной войны» являлись сторонниками
США, демонстрировали падение дружелюбного
отношения к США, и самые негативные оценки
высказывала молодёжь, точнее школьники,
для которых в арсенале Госдепартамента
до конца 2001 г. программ обмена не существовало.
В одном из отчетов Г. Фуллера, бывшего
сотрудника ЦРУ и специалиста по Ближнему
Востоку, указывалось, что «именно молодёжь
бойкотирует США, срывает продажи американских
товаров, а не старшее поколение, которое
активно обучалось в США».
Кроме
того, выяснилось, что североамериканские
исследования не развиты в
университетах стран Ближнего
Востока. Только в американских
вузах, созданных правительством
США в Каире/ Бейруте, Сане
и др., существовали кафедры с
одноименным названием.
И
наконец, аудиторские комиссии
Конгресса США были шокированы
способом оценки эффективности
международных образовательных
пргграмм в Госдепартаменте посредством
анкетирования зарубежных граждан
после завершения обучения, что,
по мнению Счетной палаты Конгресса
совсем не отражает изменения
общественного мнения о США
в зарубежных странах.
Все
эти проблемы привели к негативной оценке
Конгрессом США международной образовательной
политики США в странах Ближнего Востока
и попыткам выработать новую политику,
которая бы направила общественное мнение
о США в позитивное русло и создала лояльную
молодёжь в страна, представляющих для
США потенциальную угрозу.
В
итоге были отобраны 20 стран с
преобладающим мусульманским населением,
которые и стали основной мишенью
международной образовательной
политики США на ближайшие
годы. Перечень этих стран был
предложен Конгрессом, а точнее
республиканцем и главой комитета
по международным отношениям
палаты представителей Г. Хайдом.
Хайд стал основным инициатором
изменений в образовательной
политике США в настоящее время.
В марте 2002 г. он предложил
привлекать журналистов, школьников
и издателей из мусульманских
стран для обучения в США,
причем обучение должно быть
недолгим для расширения охвата
населения. Но инициатива республиканца
не прошла. Тогда Г. Хайд стал
искать для себя лоббистов
в администрации Дж. Буша и
нашёл поддержку своим инициативам
в лице Совещательного комитета
по публичной дипломатии при
президенте США. Комитет был
создан ещё в конце 1940-х годов
для пересмотра образовательных программ
США на заре «холодной войны», но потерял
свою значимость после окончания противостояния
с Россией и ликвидации отдела по координации
скрытых операций в международной образовательной
политике в СНБ, а также информационного
агентства. Теперь же Хайд не без оснований
надеялся, что Комитет поддержит его инициативы
по изменению международной образовательной
политики США, если ему будет предложено
занять основное место в деле формирования
новой стратегии, что связано, естественно,
с перераспределением бюджетных средств.
В
итоге, в сентябре 2002 г. совместными
усилиями Конгресса и Совещательного
комитета удалось законодательным
порядком потребовать от Госдепартамента
формирования новой стратегии
в международной образовательной
политике посредством финансирования
Совещательного комитета и инициирования
программ обучения для женщин, школьников,
журналистов и студентов из мусульманских
стран. Особенно лоббисты акцентировали
внимание на молодых представителях мусульманских
обществ, поскольку «они безработные,
необразованные, не имеют будущего и больше
всего подвержены влиянию экстремизма».
Журналисты заняли особое место в новых
международных образовательных программах
США, поскольку именно они создают негативное
суждение о политике США в обществе.
Госдепартамент
разработал новую образовательную
программу для школьников-мусульман
и усилил инициативы Хайда
посредством создания массированной
пропаганды на молодёжь в некоторых
странах в 2002 – начале 2003 гг. В
марте 2002 г. в регионе Персидского
залива начинает вещание радио
Сава с целью завладеть умами
молодой аудитории. Поэтому радио
транслирует в основном музыкальные
программы, но и время новостей
растет постоянно и достигает
около 5 часов ежедневного вещания.
Однако на сегодняшний день
программы вещания охватывают
только около 50 % молодёжи Кувейта,
ОАЭ, Египта и др., что не
удовлетворяет правительство США.
В июне 2002 г. начинает вещание Афганская
сеть на территории Афганистана с целью
охватить всё население этой страны. Но
здесь результаты относительного влияния
на социальные слои не утешительные: только
45 % жителей Кабула слушают программы радио
и единичный процент слушателей наблюдается
в отдалённых провинциях Афганистана.
И в конце 2002 г. правительство США посчитало
необходимым развивать образовательные
программы пропаганды в Иране, поскольку
был принят тезис, что Иран занимает второе
место после Ирака как государство, потенциально
угрожающее США. В Иране создается радио
Фарда с целью привлечь молодежь, поэтому
музыкальный формат превалирует над информационным.
В
ответ на призыв Г. Хайда
создать совершенно новую широкомасштабную
программу обучения для скорейших
реформ в экономике, политике
и образовательной системе в
странах Ближнего Востока Госдепартамент
осуществляет с середины 2002 г.
программу «Инициатива сотрудничества
на Среднем Востоке». Анализ первых
результатов программы показывает,
что таких масштабов не достигла
ещё ни одна международная
образовательная программа США:
охвачены все сферы деятельности граждан
стран Ближнего Востока и Северной Африки
и все социальные слои общества вплоть
до детей десятилетнего возраста.