Советсткое направление внешней политики Турции в 1960-1975 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Турция, из-за своего географического расположения между Европой и Азией, а также реальной возможности осуществлять контроль над стратегически важными черноморскими проливами и одновременно представлять огромную территорию, населенную десятками этнических групп, была в ретроспективе ареной противостояния ведущих европейских государств. Сегодня уникальность стратегического местоположения государства между Ближним и Средним Востоком, Южной Европой и Западной Азией определяет многогранность внешней политики Турции, приоритетами которой являются отношения с США и Европейским Союзом, с молодыми тюркоязычными странами Содружества Независимых Государств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Процесс становления нового подхода внешней политики Турции по отношению к СССР…………………………………………………5
Глава 2. Дальнейшее развитие турецко-советских отношений и экономического сотрудничества между СССР и Турцией…………………………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………...29
Список источников……………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая 3.docx

— 70.26 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….2

Глава 1. Процесс становления  нового подхода внешней политики Турции по отношению к СССР…………………………………………………5

Глава 2. Дальнейшее развитие турецко-советских отношений и экономического сотрудничества между СССР и Турцией…………………………………………………………………………...22

Заключение………………………………………………………………...29

Список источников……………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Турция, из-за своего географического  расположения между Европой и Азией, а также реальной возможности осуществлять контроль над стратегически важными черноморскими проливами и одновременно представлять огромную территорию, населенную десятками этнических групп, была в ретроспективе ареной противостояния ведущих европейских государств. Сегодня уникальность стратегического местоположения государства между Ближним и Средним Востоком, Южной Европой и Западной Азией определяет многогранность внешней политики Турции, приоритетами которой являются отношения с США и Европейским Союзом, с молодыми тюркоязычными странами Содружества Независимых Государств.

Согласно своему геополитическому и геоэкономическому положению, Турция имеет свои интересы и влияние в таких регионах, как:

- Средний и Ближний Восток  и Каспийский регион, которые  имеют наиболее важные нефтяные  ресурсы в мире;

- Средиземноморский регион, который  является пересечением важных  морских коммуникаций;

- Черноморский регион и Турецкие  проливы, через которые проходят  важные энерготранспортные магистрали;

- Балканы, подвергшиеся структурным  изменениям вследствие распада Советского Союза и Югославии;

- Кавказ и Центральная Азия, которые имеют как богатые  природные ресурсы, так и этнические  конфликты;

- Особое место в политике  Турции занимает процесс интеграции  в западные структуры.

Актуальность данной тематики состоит  в том, что изучение советского направления внешней политики Турции в период 1960-х гг., необходимо для понимания сущности дальнейшего формирования системы международных отношений и прогнозирования сил на региональном, континентальном и глобальном уровнях.

Цель исследования заключается  в анализе закономерностей формирования и реализации советского направления  внешней политики Турецкой Республики в 1960-е гг.

Задачи исследования:

- Проанализировать турецко-советские  отношения;

- Исследовать экономические связи  Турции с Советским Союзом.

Объектом исследования является Турецкая Республика.

Предметом анализа стала внешнеполитическая стратегия официальной Анкары в  отношении СССР.

Методы исследования. В исследовании для анализа советского направления внешнеполитической стратегии Турецкой Республики был использован системный подход, который обусловил необходимость творческого применения таких методов анализа, как исторический, нормативно-ценностный и институциональный. Применение исторического метода позволило выделить общие и значимые факты и тенденции развития советского направления внешнеполитической стратегии Турции. Институциональный метод определил роль важнейших структур турецкого парламента, политических партий, вооруженных сил, общественных организаций в формировании и реализации внешней политики Турции в отношении СССР. Нормативно-ценностный метод позволил дать оценку различным соглашениям и договорам Турецкой Республики с другими сторонами.

Источниковую базу исследования составляют документы и периодическая печать, пресса. Документы опубликованы в  таком издании как «Документы внешней политике СССР»1.

Кроме документов использовались труды как отечественных, так  и зарубежных авторов. Особенный  интерес представляет работа Гасратяна  М. А. «Турция в 1960-1963 годах»2, в которой автор подробно описывает обстановку в стране того периода, влиявшую на формирование принципов внешней политики по отношению к Советскому Союзу. Интерес представляют и другие работы данного автора3. Другой работой представляющей интерес для данного исследования является работа Поцхверии Б. М. «Турецко-американские разногласия по вопросу о развитии турецкой экономики»4. В ней автор приводит причины американо-турецких разногласий приведших к некоторому сближению Турции с Советским Союзом. Также полезными явились и другие вопросы данного автора5. Из иностранной литературы стоит отметить работу Ф. Дж. Эркина «Türk-sovyet ilişkileri ve boğazlar meselesi»6. В данной работе наиболее объективно и подробно рассмотрены противоречия и общие взгляды двух стран на международной арене.

Структура работы. Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Первая глава посвящен турецко-советским политическим отношениям, во второй главе рассматривается экономической сотрудничество двух стран.

Глава 1. Процесс становления нового подхода внешней политики Турции по отношению к СССР.

Свержение Мендереса и  Демократической партии в результате государственного переворота 27 мая 1960 г. создало более благоприятную  обстановку для улучшения отношений  между Турцией и СССР. Советское  правительство сразу заявило  о признании нового турецкого  правительства и выразило надежду, что его внешняя политика будет  основываться на принципах Ататюрка. Но долго ещё советская дипломатия прилагала усилия, чтобы начал  таять лёд недоверия к политике СССР.

Новое правительство Турции заявило о намерении вернуться  к принципам Ататюрка, но в его  программе (август 1960 г.) в первую очередь  говорилось о значении для Турции НАТО и СЕНТО, о дружественных  связях с союзниками, особенно с  США. В ней отмечалось и стремление развить отношения с соседями, в частности с СССР7.

Советское правительство  предпринимало меры, чтобы действительно  возвратить отношения между двумя  странами к временам Ататюрка. Это  выражалось в неоднократных посланиях  и выступлениях руководителей Советского правительства, отмечавших удовлетворение по поводу заявления нового правительства  Турции. В частности, Советский Союз выражал готовность развивать с  Турцией экономическое сотрудничество.

В некоторых кругах турецкой общественности положительно оценивали  стремление СССР к улучшению отношений  с Турцией. При этом отмечалось, что  необходимо переосмыслить политику страны вообще и особенно отношения  с соседними странами, и подчеркивалось, что в результате политики Советского Союза была создана обстановка для  улучшения советско-турецких отношений8.

После государственного переворота в политике Турции наблюдалась осторожность в отношении практической реализации заявлений о стремлении к добрососедским отношениям.

Вместе с тем в Турции продолжалась пропаганда недоверия  к политике СССР. Так, например, послание Председателя Совета Министров СССР президенту Турции от 28 июня 1960 г. было расценено как вмешательство  во внутренние дела страны. Турецкая печать утверждала, что в этом послании Советский Союз требует от Турции встать на путь нейтралитета. Правда, турецкие официальные круги делали немало заявлений в пользу добрососедских отношений между Турцией и  Советским Союзом. В частности. Глава  турецкого государства и правительства  Гюрсель писал советским руководителям 16 марта 1961 г. в связи с 40-летием советско-турецкого  договора о дружбе и братстве9: «Республиканское правительство выражает пожелание и уверенность в том, что добрососедские отношения между Турцией и Советским Союзом, основанные на взаимном уважении, смогут развиваться в условиях международного мира и безопасности»10.

Создалось впечатление, что  во внешней политике Турции будет  больше самостоятельности в отношениях с США и больше реалистичности в отношениях с СССР. Это отмечалось и некоторыми органами западной печати11.

Но если советские предложения  отличались чёткостью, искренностью и  безусловностью, то у турецких руководителей  в их витиеватых заявлениях явственно  проступали свидетельства несамостоятельности  политики Турции. Делая на первый взгляд безобидную оговорку о международном  мире и безопасности, руководители турецкого правительства выдвигали  всё тот же тезис о предварительном  урегулировании спорных вопросов между  СССР и США и другими державами  НАТО. Хорошо осведомлённая «Нойе Цюрхер Цайтунг» писала: «По отношению к Советскому Союзу министерство иностранных дел (Турции) придерживается мнения, что проблемы “холодной войны” должны решаться великими державами и что в промежуточной зоне нет смысла вести двусторонние переговоры… В Анкаре сейчас проводится, видимо, тезис: “продвигаться вперёд, но не спешить”»12.

В речи в Учредительном  собрании в феврале 1961 г. министр  иностранных дел Турции Селим Сарпер признавал усилия Советского Союза по улучшению отношений с Турцией, декларировал необходимость установить хорошие отношения с Советским Союзом, но не сказал, какие же усилия приложило в этом направлении его правительство.

Что же касается «новых нюансов» во внешней политике Турции, о чём  говорилось в своё время в первых после переворота турецких заявлениях, то в отношении Советского Союза, как выяснилось из интервью главы  государства и правительства  генерала Гюрселя корреспонденту ДПА 8 мая 1961 г., правящие круги Турции держались  довольно осторожной позиции.

Ставя улучшение советско-турецких отношений в зависимость от урегулирования международных спорных вопросов, особенно таких, как разоружение, германский и берлинский и другие, и всецело  разделяя позицию США, ФРГ и других союзников по этим вопросам, турецкие правящие круги отмечали, что они  не надеются на скорое разрешение этих вопросов, причём в неурегулированности  их обвиняли Советский Союз.

В программах всех трёх коалиционных правительств Исмета Инёню (ноябрь 1961 – февраль 1965 г.) говорилось о намерении  развивать добрососедские отношения  с соседними странами в соответствии с международными обязательствами. Премьер-министр Инёню, министр иностранных  дел Сарпер и сменивший последнего Эркин неоднократно заявляли о необходимости  установить хорошие отношения с  Советским Союзом. Но вместе с тем  государственные деятели Турции делали оговорки относительно того, что  их страна не может выйти из военных  блоков и стать на путь нейтралитета.  Скрывая от народа тот факт, что  Советский Союз не ставит никаких условий, правящие круги Турции как бы оправдывали свою политику, идущую вразрез с заявлениями о желательности улучшить советско-турецкие отношения.

С целью ввести в заблуждение  общественное мнение страны турецкая пресса, и в частности, поддерживавшие Народно-республиканскую партию (партию премьер-министра) газета «Улус» и журнал «Акис», писали в начале декабря 1961 г., что Советский Союз стремится  оторвать Турцию от Запада и толкнуть её на путь нейтралитета, что якобы  грозит Турции оказаться один на один с Советским Союзом. Эти утверждения сопровождались пропагандой недоверия к политике СССР.

Близкая к НРП газета «Джумхуриет» писала в конце июня 1961 г., что  намерения Советского Союза улучшить отношения с Турцией сомнительны. Условием для улучшения отношений  между двумя странами газета считала  проведение Советским Союзом «более понятной и мирной политики» в  отношении всего «свободного  мира», а не развитие «частных связей»  между двумя странами. Все неугодные  правящим кругам Турции события, происходившие  как внутри Турции, так и на международной  арене, объявлялись «кознями коммунистов», «красных». Даже февральский военный  путч 1962 г. в Анкаре, участники которого требовали принять решительные  меры против последователей и сторонников  бывшего режима Мендереса, стал поводом  для антисоветских выступлений  правых турецких газет.

Не свидетельствовали  о стремлении улучшить отношения  с СССР и нарочито демонстративные  заявления высокопоставленных государственных  деятелей Турции о том, что их страна не примет экономической помощи Советского Союза. Эти заявления способствовали поддержанию чувства недоверия  к СССР. Создавалось впечатление, что разговоры о возможности  или невозможности получить экономическую  помощь от Советского Союза заводились в Турции для шантажа своих  старших партнёров по агрессивным  блокам. После того как в 1961 г. на декабрьской Парижской сессии Совета НАТО был предварительно решён вопрос об оказании Турции помощи со стороны этого блока, но не был определён её размер, министру иностранных дел были заданы вопросы об этой помощи. Сарпера  спросили, будет ли Турция искать другие источники, если не сможет получить необходимую помощь у союзников, и может ли турецкое правительство обратиться к Советскому Союзу. Министр ответил, что в этом нет необходимости, так как «западные союзники с пониманием отнеслись к нашим просьбам»13.

Заявления турецких руководителей, суть которых заключалась в том, что союзники Турции так или иначе  должны оказывать ей помощь, чтобы  не вынудить её обратиться к Советскому Союзу, делались не раз. Они перемежались с декларациями, что Турция не считает  нужным обращаться к СССР. 14 июня 1962 г. президент Дж. Гюрсель заявил в  Доме младших офицеров анкарского гарнизона, что Турция отклонила предложение  о помощи, якобы сделанное русскими. В заявлении 20 июля 1962 г. Гюрсель  «подтвердил слухи о русском  предложении экономической помощи». Президент подчеркнул, что в отношениях между двумя странами «нет изменений». Не раз высказывал отрицательное отношение к возможности обращения за экономической помощью к СССР и Исмет Инёню, явно кивая в это время в сторону США.

Информация о работе Советсткое направление внешней политики Турции в 1960-1975 гг