Совет Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 23:02, доклад

Описание работы

Исторические предпосылки, причины и последствия создания Совета Европы после II Мировой войны. Этапы расширения организации во II половине XX века. Цели и принципы Совета Европы. Особенности взаимоотношений со странами Центральной и Восточной Европы в конце 80 – начале 90-х гг. XX века.
Структура организации: комитет министров, парламентская ассамблея, секретариат, саммиты, конгресс местных и региональных властей. Функции, полномочия и компетенции органов Совета Европы. Деятельность организации на современном этапе. Документы, принятые в рамках организации. Европейский Суд по Правам Человека: создание, структура и деятельность. Совет Европы и Азербайджан: участие и перспективы.

Файлы: 1 файл

5. Совет Европы.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

Совет Европы

5. Создание, структура  и деятельность Совета Европы

 

Исторические предпосылки, причины и последствия создания Совета Европы после II Мировой войны. Этапы расширения организации во II половине XX века. Цели и принципы Совета Европы. Особенности взаимоотношений со странами Центральной и Восточной Европы в конце 80 – начале 90-х гг. XX века.

Структура организации: комитет  министров, парламентская ассамблея, секретариат, саммиты, конгресс местных и региональных властей. Функции, полномочия и компетенции органов Совета Европы. Деятельность организации на современном этапе. Документы, принятые в рамках организации. Европейский Суд по Правам Человека: создание, структура и деятельность. Совет Европы и Азербайджан: участие и перспективы.

Совет Европы возник в 1949 г. и  в настоящее время включает в  свой состав 47 государств.

 

«Все страны-члены Совета Европы подписали Европейскую конвенцию о правах человека - международный договор, призванный защищать права человека, демократию и верховенство права.

За применением Конвенции  в государствах-членах следит Европейский  суд по правам человека. Частные  лица могут обратиться в Страсбургский  суд с жалобами на нарушение прав человека только после того, как  ими были исчерпаны все средства правовой защиты в соответствующем  государстве-члене. Европейский Союз ведет подготовку к подписанию Европейской  конвенции о правах человека, что  позволит создать общее европейское  правовое пространство для более 820-ти миллионов человек».

Цитата с сайта  СЕ

Штаб-квартира и  офисы

Штаб-квартира Совета Европы расположена в Страсбурге, Франция. Официальные языки организации - английский и французский, во время сессий как рабочие языки также используются немецкий, итальянский и русский.Организация насчитывает 2200 сотрудников и располагает внешними офисами и офисами по связям с международными организациями. В Европейских молодежных центрах в Страсбурге и Будапеште проводится обучение молодежи по вопросам демократии и прав человека.

Исторические предпосылки, причины и последствия создания Совета Европы после II Мировой войны

Совет Европы был создан на волне призывов к единению Европы и построения своего рода «Соединённых Штатов Европы» после Второй мировой  войны. Одним из наиболее активных сторонников  этой идеи считается Уинстон Черчилль.

Своё знаменитое обращение  к созданию «Соединённых Штатов Европы»  и Совету Европы Уинстон Черчилль произнёс 19 сентября 1946 года в Цюрихском  университете. Ранее в 1943 году он по радио обращался к нации с  идеей создания Совета Европы. В  дальнейшем структура Совета Европы длительно обсуждалась ведущими политическими лидерами. Было две  основных школы, предлагавшие различные  структуры организации: согласно первой предлагалось построить классическую международную организацию с  представителями стран-участниц, тогда  как согласно второй предлагалось создание политического форума с парламентариями. В итоге оба принципа были взяты  в основу учрежденных Комитета министров  и Парламентской ассамблеи. Аналогичная  двойная структура была впоследствии скопирована Европейским сообществом, НАТО и ОБСЕ.

Официально Совет был  создан 5 мая 1949 г. Устав Совета Европы был подписан в Лондоне десятью  государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. Штаб-квартира СЕ расположилась  в Страсбурге — городе на границе  Франции и Германии, в качестве символа примирения двух стран.

Существовавшая на континенте международно-политическая конфронтация делала невозможным участие в  Совете Европы социалистических стран. К моменту окончания холодной войны в состав Совета Европы входили 23 западноевропейских государства. С  окончанием холодной войны деятельности этой организации был придан новый  импульс, побудивший ее сконцентрировать внимание на вопросах демократических  преобразований. В результате даже само вступление в Совет Европы становилось  дополнительным стимулом для их осуществления. Так, вновь принимаемые в Совет  Европы государства должны были взять  на себя обязательство подписать  Европейскую конвенцию по правам человека, вошедшую в силу в 1953 г., и  принять всю совокупность ее контрольных  механизмов Обращения по поводу нарушений  прав человека рассматривались Европейской  Комиссией по правам человека; общее  число таких обращений (главным  образом от физических лиц) составило  пример 20 тыс. Обращения, по которым  не удавалось найти приемлемого  решения, передавались в Европейский  Суд по правам человека, принимающий  обязательные для стран-членов решения. В 1998 г. эта система реформирована  путем создания единого Постоянного  Суда. Условиями присоединения новых  членов к Совету Европы являются также  наличие демократического правового  устройства и проведение свободных, равных и всеобщих выборов. Важно  и то, что многие вопросы становления  гражданского общества в постсоциалистических странах стали предметом внимания в рамках Совета Европы. В их числе  проблемы защиты национальных меньшинств, вопросы местного самоуправления.

 

 

Этапы расширения организации во II половине XX века

Членами Совета Европы (всего  десять) с самого начала являются следующие  страны: Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Великобритания. Греция и  Турция присоединились в 1949 году; Исландия и Германия в 1950 году. Австрия стала  членом в 1956; Кипр в 1961; Швейцария в 1963; Мальта в 1965; Португалия в 1976; Испания  в 1977; Лихтенштейн в 1978; Сан-Марино в 1988; Финляндия в 1989, Андорра в 1994.

После распада коммунизма во многих странах Европы в 1989, новые  члены из Центральной и Восточной  Европы вступили в Совет Европы. Венгрия вступила в 1990; Польша в 1991; Болгария в 1992; Эстония, Литва, Словения, Чехия, Словакия и Румыния вступили в 1993 году. Латвия, Албания, Молдова, Украина  и Македония стали членами  Совета Европы в 1995 году, тогда как  Россия и Хорватия в 1996. Новыми членами  Совета Европы являются Грузия (1999), Армения  и Азербайджан (2001), Босния и Герцеговина (2002), Сербия (2003), Монако (2004), Черногория (2007).

Цели и принципы Совета Европы

 Цель Совета  Европы - добиваться сближения между государствами-участниками путем содействия расширению демократии и защите прав человека, а также сотрудничеству по вопросам культуры, образования, здравоохранения, молодежи, спорта, права, информации, охраны окружающей среды.

Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной  единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:

«а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путём защиты и развития прав человека и основных свобод».

Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах. Сегодня его цель определяется как построение Европы без разделительных линий, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона (правового государства). Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека. Однако экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.

По всем основным направлениям своей деятельности Совет Европы осуществляет многочисленные мероприятия, содействующие не только развитию сотрудничества между государствами-членами, но и  формированию некоторых общих для  них ориентиров в организации  общественной жизни. Особое значение имеют  свыше 170 разработанных и принятых общеевропейских конвенций. Это эквивалентно примерно 10 тыс. двусторонних договоров и соглашений, соблюдение которых обязательно для ратифицировавших их государств.

Особенности взаимоотношений  со странами Центральной и Восточной  Европы в конце 80 – начале 90-х  гг. XX века

Историю Совета Европы (СЕ) можно  разделить на два периода. Первый начался с момента образования  организации в 1949 г. и продолжался  до момента падения Берлинской стены  в 1989 г. — фактического начала расширения на Восток, принятия новых членов из числа стран бывшего социалистического  блока. Реализация новой "восточной  политики" предопределила изменение  роли Совета Европы в процессе европейского строительства, послужила началом  второго периода в истории  организации.

Совет Европы еще в недалеком  прошлом являлся бастионом "холодной войны". Отстаивая идеи плюралистической демократии, прав человека, он воплощал систему ценностей, отличную от советской  и конфронтирующую с ней. Политические и идеологические разногласия не позволяли Совету Европы установить эффективные рабочие отношения  со странами Центральной и Восточной  Европы (ЦВЕ). Послевоенную политику Совета Европы в отношении стран советского блока можно назвать "идеологически-декларативной". Такая ситуация продолжалась до середины 1960-х гг. Процесс разрядки, развитие двусторонних отношений, "Карибский" кризис 1962 г. определили новый "активно-прагматический" период. Контакты на высоком уровне по-прежнему были затруднительны, однако устанавливалось техническое сотрудничество, все больше просоветских государств принимало участие в мероприятиях Совета Европы. В 1960—1970-е гг. темами подобных контактов были образование, культура, спорт, экология.

Канцлер Парламентской Ассамблеи  Совета Европы (ПАСЕ) Бруно Хеллер выделяет знаковые события "восточной политики" организации. В 1964 г. Комитет министров СЕ заявил, что организация не представляет собой блок и является открытой для стран-нечленов, Совещательная Ассамблея, в свою очередь, подчеркнула, что СЕ должен содействовать становлению свободной и демократической Европы, процессу "разрядки" между Востоком и Западом. В 1966 г. тогдашний Генеральный секретарь ООН У Тан поддержал в своем выступлении в Страсбурге повышение контактов Совета Европы со странами социалистического блока и назвал СЕ "региональной организацией в понимании Устава ООН".

Реформы второй половины 1980-х  гг. в Советском Союзе, связанные  с именем Михаила Горбачева, оживление  политики демократизации в странах  ЦВЕ качественно изменили не только отношения Совета Европы со странами советского блока, но и роль этой международной  организации.

Результатом рассмотрения отношений  Востока и Запада на внеочередной сессии Комитета министров Совета Европы, посвященной развитию отношений  со странами социалистического блока, явилась идея говорить о европейской  культурной самобытности, что стало  основной темой резолюции в апреле 1985 г. В ней отмечается, что общие  традиции и европейская самобытность не останавливаются на границах между  различными политическими системами, выражается заинтересованность в укреплении сотрудничества в области культуры, с тем чтобы обеспечить взаимопонимание  между народами и государствами.

Михаил Горбачев выдвинул идею "глобального консенсуса", т. е. преодоления антагонизма социалистической и капиталистической систем. Было официально заявлено, что СССР считает  себя частью мирового сообщества и  намерен политически и экономически интегрироваться в него. В своей  речи перед ПАСЕ 16 июля 1989 г. М. Горбачев выдвинул предложение о разоружении (одностороннее сокращение ядерных  ракет ближней дальности), высказал идею создания "общего европейского дома", выразил готовность советского правительства отказаться от использования  силы, от доктрины Брежнева, обсуждать  проблемы прав человека, говорил о  перспективах сотрудничества социалистических государств с Советом Европы. Примечательно, что первое выступление советского лидера перед западноевропейскими  парламентариями состоялось именно в Совете Европы.

Начиная с 1989 г. страны восточного блока начинают искать в Совете Европы поддержку для своего демократического развития не в смысле диалога Восток—Запад, а в контексте своих национальных интересов, рассматривая страсбургскую  организацию как первую ступень  своего "возвращения в Европу". Зависимость западных вспомогательных  мероприятий от результатов демократизации в ЦВЕ стала в том же году основной чертой развития отношений  западных международных организаций  с "молодыми демократиями". С началом  вступления социалистических стран  в Совет Европы начался принципиально  новый период его "восточной политики".

Постсоциалистические страны имели различные мотивы вступления в Совет Европы. Для Польши, Венгрии, Чехии это, прежде всего, духовное, культурное возвращение в Европу. Для России, Украины, Беларуси — это использование знаний и опыта организации для проведения внутренних демократических преобразований.

Совет Европы активизировал  в конце 1980-х гг. деятельность по анализу событий в ЦВЕ и  СССР. Так, в 1987 г. резолюцией 872 "О  положении балтийских народов" ПАСЕ обращает внимание на нарушение права  балтийских народов на самоопределение  и на факт, что включение трех балтийских республик в состав СССР остается непризнанным большинством европейских  государств. Отмечаются серьезные нарушения  прав человека со стороны советского правительства, особенно свободы религии; подчеркиваются проблемы, связанные  с принудительной ассимиляцией балтийских народов и угрозой потери ими  национальной идентичности. ПАСЕ призвала СССР решить данную проблему на основе уважения права народов на самоопределение  и в соответствии с международными обязательствами, принятыми Советским  Союзом: Международным пактом о гражданских  и политических правах, Международным  пактом об экономических, социальных и  культурных правах, Заключительным актом  СБСЕ.

Декларация Комитета министров  СЕ "О будущей роли Совета Европы в европейском строительстве", принятая и подписанная на 84-й  сессии Комитета министров 5 мая 1989 г. по случаю 40-й годовщины организации, стала первым документом, отражающим изменения "восточной политики" организации. Она оказалась результатом  обмена делегациями стран ЦВЕ  и СЕ. В Декларации приветствуется проведение демократических реформ в постсоциалистических государствах Восточной Европы. Их успех напрямую связывается с углублением контактов  с Советом Европы. Выражается готовность организации вести практический диалог с государствами-нечленами  по вопросам выполнения на национальном и международном уровне принципов  прав человека и плюралистической демократии, зафиксированных в Уставе Совета Европы, Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод и Европейской социальной хартии. Сотрудничество с восточноевропейскими странами должно вести к совершенствованию  системы защиты прав человека, установлению и разрешению проблем общественного  развития, пониманию европейской культурной идентичности.

Информация о работе Совет Европы