Россия и ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблематики, связанной с присоединением России к ВТО, в последнее время резко возросла. После почти пятнадцати лет поиска своего места в мировой экономике у России сегодня появилась реальная возможность стать полноправным участником международных экономических отношений. К данному рубежу в своих отношениях с остальным миром Россия подходит в кардинально ином качестве, чем в начальный период реформ. Задача ведущихся переговоров о присоединении - добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Содержание работы

Введение
1. Основная информация о ВТО
1.1 История создания ВТО
1.2 Структура и функции ВТО
1.3 Цели и принципы ВТО
2. Россия и ВТО
2.1 История переговоров по присоединению России к ВТО
2.2 Цели вступления России в ВТО
2.3 Положительные и отрицательные последствия присоединения России к ВТО
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Россия и ВТО.docx

— 41.50 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Кафедра таможенного  дела

КУРСОВАЯ РАБОТА

                           ТЕМА: «Россия и ВТО»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса очно- заочной формы обучения, специальность «Таможенное дело»

Урусова С.А.________________

Руководитель: преподаватель кафедры таможенного дела НОУ МСЭИ

Попова Е.В._______________

Оценка _________________

                                            Москва 2013

Содержание

Введение

1. Основная информация о ВТО

1.1 История создания ВТО

1.2 Структура и функции ВТО

1.3 Цели и принципы ВТО

2. Россия и ВТО

2.1 История переговоров по присоединению  России  к ВТО

2.2 Цели вступления России в ВТО

2.3 Положительные и отрицательные последствия присоединения России к ВТО

 

Заключение

Список литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблематики, связанной  с присоединением России к ВТО, в  последнее время резко возросла. После почти пятнадцати лет поиска своего места в мировой экономике  у России сегодня появилась реальная возможность стать полноправным участником международных экономических  отношений. К данному рубежу в  своих отношениях с остальным  миром Россия подходит в кардинально  ином качестве, чем в начальный  период реформ.         Задача ведущихся переговоров о присоединении - добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Основными задачами работы являются:

· Изучение истории ВТО;

· Рассмотрение пути России в ВТО;

· Преимущества вступления России в ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основная информация о ВТО

    1. История создания ВТО

ВТО - организация, деятельность которой  направлена на регулирование внешнеторговых аспектов мирового хозяйства. ВТО обеспечивает организационно-правовую основу системы  международной торговли и контроля за ее реализацией. Она представляет собой крупнейший международный форум, на котором мировым сообществом вырабатываются новые правила игры, находятся решения сложных проблем. По существу, ВТО регулирует не только внешнеторговые связи между странами, но и оказывает серьезное влияние на их хозяйственную жизнь и внутренние механизмы развития. Сфера деятельности ВТО постоянно расширяется, растет и число ее членов. В настоящее время ВТО регулирует примерно 97% мировой торговли.          Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.         СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.        Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.         В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.           Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века -- около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.         Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.       Итак, всемирная торговая организация - глобальная международная организация, регулирующая правила международной торговли. Основана в 1995 году, штаб-квартира находится в Женеве. Глава ВТО (генеральный директор) - Паскаль Лами, в штате самой организации около 640 человек. На 2 марта 2013 года в ВТО состояло 159 стран.

1.2 Структура и функции 

Важнейшими функциями ВТО являются контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями. Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Основные правила и задачи ВТО  отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.      Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имелись.       Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 года. Шестая Министерская конференция ВТО прошла в Гонконге (Китай) 13-18 декабря 2005 года. Министры 149 стран-членов одобрили декларацию, которую многие считают значительным прогрессом. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам, административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.       Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

1.3 Цели  и принципы

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации  на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной  торговли. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. Соглашения ВТО являются основой современной системы многостороннего регулирования международной торговли, которая была создана в результате переговоров Уругвайского раунда. Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) составляет основу этой системы и соответствующей системы норм, правил, обязательств и процедур. Весь пакет Уругвайского раунда включает Соглашение об учреждении ВТО с  приложениями: заявления и решения на уровне министров и договоренности об обязательствах в области финансовых услуг, всего более 50 документов. При присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя определенные обязательства. Можно выделить два главных направления этих обязательств. Во-первых, это обязательства, связанные с необходимостью приведения национального законодательства и практики его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, это согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств - условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг. Именно с этими направлениями принятия обязательств могут быть связаны и основные экономические последствия присоединения страны к ВТО.   Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ в 1947 году. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики     С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый.

Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:  - взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;            - взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;        - регулирование торговли преимущественно тарифными методами  - отказ от использования количественных и иных ограничений;   - транспарентность торговой политики;       - разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

  1. Россия и ВТО
    1. История переговоров по присоединению России к ВТО

В 1986 году СССР обратился с заявкой, о получении статуса наблюдателя  в Уругвайском раунде переговоров  с целью последующего присоединения  к ГАТТ. США, однако, отклонили эту  заявку, мотивировав это тем, что  СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.           В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.           Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).          Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывалось ещё и из-за необходимости подготовки к членству в ВТО и снижения потерь от присоединения. Осложнил вступление в ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жёстком регулировании своих экономик.           21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.           5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что Грузия не сможет поддержать решение о вступлении России в ВТО пока со стороны России не будут выполнены некоторые условия. Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных по мнению Грузии пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии -- «Псоу» (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). В то же время президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО) и Россией существует много вопросов…»      7 декабря 2010 года в Брюсселе прошёл саммит Россия--ЕС. Накануне саммита глава Министерства экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулированию российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить.         9 ноября 2011 года Грузия и Россия при посредничестве Швейцарии подписали соглашение о вступлении России в ВТО. Со слов российской стороны в соответствии с этим соглашением аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам.        10 ноября прошло заседание рабочей группы, в ходе работы которой был подготовлен окончательный доклад о принятии России в ВТО. Подготовив всю документарную часть, комиссия объявила об окончании своей работы и о самороспуске.          16 декабря 2011 г. на Министерской Конференции Всемирной торговой организации пакет документов о вступлении России в ВТО был одобрен. Для вступления России осталось ратифицировать протокол в установленном российскими законами порядке.         Однако процесс ратификации был осложнен тем, что группа депутатов Государственной Думы РФ (всего 131 депутат, которые представляли оппозицию: партии КПРФ и Справедливая Россия) обратилась с запросом о проверке конституционности Протокола в Конституционный Суд РФ, который впоследствии не выявил никаких несоответствий. Тогда Государственная Дума РФ большинством голосов (238 голосов «за» и 208 «против») ратифицировала Протокол. После этого федеральный закон о ратификации Протокола был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.

2.1 Цели вступления России в ВТО

В настоящее время практически  всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО, и Россия, в этом смысле, не является исключением. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:         1-получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;          2- доступ к международному механизму разрешения торговых споров; 3-создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;        4- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;        5- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;     6- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;        7- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли;        Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. По мнению министра экономического развития и торговли Германа Грефа, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

 

 

    1.  Положительные и отрицательные последствия присоединения России к ВТО

В области применения мер защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, компенсационные и защитные меры) основные трудности будут связаны  с необходимостью обеспечения юридической  и процедурной чистоты и четкости применения мер при повышении  активности и увеличении масштабов  их использования. При этом возникнет  потребность в дополнительных расходах как на уровне частных компаний, так и государства, а также дополнительных инвестиций в создание юридической и консультационной инфраструктуры, подготовку кадров соответствующей квалификации.           Таким образом, присоединение России   к ВТО имеет свои «плюсы» и «минусы».           Плюсы:

   1. "Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения. 
         2. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Вступление в ВТО подразумевает адаптацию нашего законодательства к международным нормам - положительный фактор для российского бизнеса - бизнес станет прозрачнее, иностранные инвесторы не будут бояться вкладывать  деньги в российскую экономику.                        3. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для разрешения торговых споров.      4. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей. 
         5. Наличие ограниченного во времени переходного периода по отдельным отраслям заставит их активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности своей продукции. Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов. Основные тенденции и темпы развития экономики в целом и отдельных отраслей и секторов, как в случае присоединения, так и неприсоединения к ВТО будут определяться в целом одними и теми же факторами, которые преимущественно не связаны непосредственно с фактом присоединения к ВТО.

Информация о работе Россия и ВТО