Российско-амеерикаские отношение в конце XX столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 05:19, диссертация

Описание работы

Отношения между Россией и США имели и имеют большое значе¬ние для положения во всем мире. В XIX — начале XX в. между двумя странами отношения были нормальными и даже дружественными. После победы Октябрьской революции и образования СССР Америка долго не признавала новое государство. Признание состоялось только в 1933 г., после того как президентом США стал Ф.Д.Рузвельт. Накануне Вто¬рой мировой войны после начала советско-финской войны отношения осложнились.

Содержание работы

Введение. ……………………………………………………………………..…3-7
Глава I Российско-Американские отношения в конце XX столетия. ……..8-56
1.1 Становление внешней политики России. ………………………...8-28
1.2 Внешняя политика США и Россия. …………………………...…29-56
Глава II Трансформация Российско-Американских отношений. ………...57-92
2.1 Российско-Американские отношения и Европа. ……………….57-88
2.2 Роль личностей в отношениях двух держав. ………………...….89-92
Заключение. ……………………………………………………...…………..93-98
Список использованных источников и литературы. ………………….....99-102

Файлы: 1 файл

магистр диплом иш.doc

— 781.23 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА

 

Национальный университет Узбекистана

имени Мирза Улугбека

 

на правах рукописи

 

Шаимкулов Азамат Холмуродович

 

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В КОНЦЕ XX СТОЛЕТИЯ

 

Специальность: 5А220203 - Всеобщая история

 

Диссертация

 

на соискании академической степени магистра

 

Научной руководитель

д.и.н., проф. Х.Г.Гуламов

 

 

 

Ташкент - 2009

Оглавление

 

стр.

Введение. ……………………………………………………………………..…3-7

 

Глава I Российско-Американские отношения в конце XX столетия. ……..8-56

1.1 Становление внешней политики России. ………………………...8-28

1.2 Внешняя политика США и Россия. …………………………...…29-56

 

Глава II Трансформация Российско-Американских отношений. ………...57-92

2.1 Российско-Американские отношения и Европа. ……………….57-88

2.2 Роль личностей в отношениях двух держав. ………………...….89-92

 

Заключение. ……………………………………………………...…………..93-98

 

Список использованных источников и литературы. ………………….....99-102

 

Приложения.

Краткая хронология Российско-Американских отношений (1992-2000).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Отношения между Россией и США имели и имеют большое значение для положения во всем мире. В XIX -- начале XX в. между двумя странами отношения были нормальными и даже дружественными. После победы Октябрьской революции и образования СССР Америка долго не признавала новое государство. Признание состоялось только в 1933 г., после того как президентом США стал Ф.Д.Рузвельт. Накануне Второй мировой войны после начала советско-финской войны отношения осложнились.

В годы Второй мировой войны эти страны были союзниками. Затем наступила эра противостояния, и даже противоборства. Этот период известен как период «холодной войны».

Период советско-американских отношений получил краткое, но емкое определение: холодная война. Ее основные составляющие -- идеологическая непримиримость, политическое и военное противостояние -- определяли конфронтационный характер Советско-Американских отношений как главную черту той эпохи.

Отношения между СССР и США носили по-своему уникальный характер. Обе страны были в одно и то же время и противниками, и невольными партнерами в разделении особой ответственности за судьбы мира на Земле при важном молчаливом понимании недопустимости ядерной войны.

Хотя Советско-Американские отношения пришлось пройти через ряд серьезных кризисов и конфронтации, ядерная война не была допущена -- факт исторического значения. Важно, что в процессе всего этого между Москвой и Вашингтоном исподволь формировалось определенное взаимопонимание и порой даже взаимодействие по контролю над критически опасными международными ситуациями, которые могли бы привести к вооруженным конфликтам между СССР и США. Достаточно вспомнить, например, кубинский кризис 1962 года или ближневосточные войны 1967 и 1973 годов. Роль дипломатии при этом трудно переоценить.

В период советско-американских отношений (а затем и международных отношений вообще) был начат и развит процесс переговоров по контролю над гонкой вооружений. До сих пор имеют первостепенное значение заключенные тогда договоры и соглашения по ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО, ограничению обычных вооружений, уничтожению ядерных ракет средней дальности и тому подобное.

В тот период в целом было заключено немало соглашении по разным аспектам двусторонних отношений. Далеко не все эти полезные договоренности получали необходимое признание или известность, ибо основные идеологические и другие противоречия оставались и довлели в умах современников. Однако многолетняя работа дипломатии обеих сторон принесла все же определенные результаты: была создана достаточно широкая ткань советско-американских международных договоренностей, которая -- как своего рода страховочная сеть -- помогла не только сохранить мир, но и двинуть его на более высокую ступень прагматизма и взаимопонимания.

Конечно, определяющую роль при этом играли встречи на высшем уровне, которые тщательно готовились дипломатией обеих стран. Так, во время первого государственного визита Президента Никсона в СССР в 1972 году была подписана совместная декларация "Основы взаимоотношений между СССР и США"1. Это был важный документ, закладывавший основы нового политического процесса в отношениях между двумя странами.

Именно СССР и США, будучи сверхдержавами и идеологическими соперниками, определяли развитие международных отношений. Ядерное сдерживание вынуждало обе стороны избегать эскалации соперничества и удерживать конфронтацию в определенных рамках.

Распад СССР, роспуск Организации Варшавского договора и другие изменения в международной жизни на рубеже двух веков поставили ряд важных вопросов, и, прежде всего о роли России в новых исторических условиях. В связи с этим важнейшее значение приобретает вопрос о состоянии и перспективах отношений между Россией и США.

В современных российско-американских отношениях отсутствует фундаментальный конфликт интересов, неизбежно ведущий к жесткому антагонистическому противостоянию. Интересы и действия США находятся в полном противоречии с интересами России. Это расширение НАТО, распространение влияния Североатлантического альянса на страны Балтии и СНГ, международная торговля оружием, российско-иранское сотрудничество в военной и ядерной областях и некоторые другие. Что касается областей, в которых осуществляется или может осуществляться сотрудничество, то это комплекс проблем контроля над стратегическим вооружением, укрепление европейской безопасности, нераспространения оружия массового уничтожения.

Вышеуказанные доводы подтверждают актуальность данной проблемы как объекта исследования в рамках изучения всего курса истории новейшего периода России и США.

Общей целью работы является: доступными средствами изучить и раскрыть внешнеполитическую отношения России и США и как следствие, вытекает задача исследования: изучить внешнеполитическую отношения, конкретно Российско-Американские отношения в конце XX столетия.

Научной новизной нашей работы, как мы полагаем, является то, что на основе последних специальных и страноведческих работ, периодической печати, а также данных (путем критической оценки) системы Интернета осветить вопросы, связанные с постановкой проблем, как в цели, так и в задачах данного исследования.

Что касается практического значения нашей работы, то в контексте того, что в данные момент отсутствует учебник или другая специальная литература, которая бы освещала вопросы данной проблемы, наши изыскания, как мы полагаем, восполнят эту погрешность и послужат более полному и глубокому усвоения данной темы студентами вузов, учащимися академических лицеев, профессиональных колледжей и общеобразовательных школ.

Данная работа может быть полезной также и для преподавателей всех уровней, а также для специалистов, работающих в системе внешней политики.

Наша работа состоит из: введения, двух глав (Глава I               Российско-Американские отношения в конце XX столетия; & 1.1 Становление внешней политики России; & 1.2 Внешняя политика США и Россия. Глава II Трансформация Российско-Американских отношений; & 2.1 Российско-Американские отношения и Европа; & 2.2 Роль личностей в отношениях двух держав.), заключительной части, Списка использованных источников и литературы, а также приложений (Краткая хронология Российско-Американских отношений (1992-2000)).

При написании данной работы нами были использованы большое количество страноведческой и специальной литературы как на русском, английском, узбекском и других языках (список использованной литературы приведен нами в конце работы). Нами были использованы также учебники, учебные пособия, тексты лекций. Большой фактографический материал нами был получен из периодической печати (журналы, газеты, специальные бюллетени) и т. д.

Большое количество информации мы почерпнули из российских журналов и  каналов Интернет связи.

Определенную информацию мы почерпнули из сборников текстов лекций профессорско-преподавательского состава кафедр Национального государственного университета. Нами также были использован фонд литературы по смежной исследуемой нами теме хранящиеся при Национального библиотеке им. Алишера Навои.

Основным объектом нашего исследования является внешняя политика России и США в общем контексте, и в частности внешнеполитический отношения России и Америки. При выполнении поставленной  нами задачи мы пользовались методом сбора, изучения, сопоставления, анализа полученной информации, что на наш взгляд отвечает современным требованиям проведения исследования по той или иной проблематике международных отношений.

Любое государственное дело зависит от того, кто выполняет это ответственное дело, от его психологических и личных человеческих качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Российско-Американские отношения в конце XX столетия

 

1.1 Становление внешней политики России

 

В последнее десятилетие XX в. международные отношения пережили большие, если не сказать эпохальные изменения. Главное, в эти годы окончилось военно-политическое противостояние двух систем -- капиталистической и социалистической, США и СССР, Запада и Востока. В силу ряда причин внутреннего и внешнего порядка произошел распад Советского Союза, прекратила существование социалистическая система.

Этому предшествовала целая серия событий. Первым из них по времени стала «перестройка» в СССР. Затем последовали: отказ от глобального противоборства с капитализмом и идеологизированных симпатий к социалистическим и «антиимпериалистическим» странам (так называемое «новое мышление»); ликвидация в два раза большего по сравнению с американским количеством ракет средней дальности в Европе в течение трехлетнего периода; отказ от поддержки региональных конфликтов в мире и вывод советских войск из Афганистана; прекращение контроля над восточноевропейскими союзниками, приведшее к падению в странах Восточной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов; объединение Германии, которому не было оказано противодействия; подписание советско-американского договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), несмотря на пропорциональность сокращений, более выгодную американской стороне; роспуск Организации Варшавского договора и прекращение деятельности Совета экономической взаимопомощи, что означало потерю                 военно-политических союзников; наконец, отказ от военного присутствия в Европе и начало вывода с территории бывших союзников советских войск. Окончательно советское военное и политическое могущество на мировой арене похоронил роспуск СССР.

Двухполюсная картина мировой политики, сложившаяся после окончания Второй мировой войны, рухнула. США остались единственной сверхдержавой. По сравнению с СССР территория России стала меньше на четверть, а население -- наполовину, валовой внутренний продукт составлял 60% от общесоюзного, но в связи с экономическим кризисом за десять лет уменьшился почти вдвое. Значительно снизились возможности Российских вооруженных сил, но российские лидеры, так и не признавшие, что Россия, несмотря на обладание ядерным оружием, перестала быть великой державой, в течение нескольких лет питали иллюзии о возможности равноправных отношений с ведущими странами мира.

Внешняя политика России. 1990-1995 гг. Отношения с «дальним зарубежьем» развивались по двум основным направлениям:                        военно-политическому и экономическому. В военно-политической сфере, демонстрируя свои дружеские намерения, Россия проводила политику уступок и открытости, шла навстречу стратегическим интересам США -- и получила в ответ международную поддержку, важную для ее становления как самостоятельного государства. Она стремилась утвердиться в качестве правопреемницы СССР на международной арене -- и ей было предоставлено место Советского Союза в Совете Безопасности ООН и во всех международных организациях.

Россия заявила о намерении остаться единственной ядерной державой на постсоветском пространстве, что отвечало духу международных договоров о нераспространении ядерного оружия (советское ядерное оружие оставалось после распада СССР на территории еще трех государств -- Украины, Белоруссии и Казахстана).2 США были заинтересованы в сохранении надежного контроля за ядерным оружием и проведении сокращений, предусмотренных договором ОСНВ-1, поэтому они всемерно поддержали Россию. В Беловежском соглашении лидеров трех славянских республик -- России, Украины и Белоруссии, а затем на Алма-Атинской встрече руководителей постсоветских государств в декабре 1991г. было предусмотрено, что ядерные силы (и ракетные войска стратегического назначения, и тактическое ядерное оружие) не будут разделены и будут находиться под контролем и охраной командования объединенных вооруженных сил СНГ. Управление ядерным оружием предоставлялось Президенту России и главнокомандующему объединенными вооруженными силами СНГ. 25 декабря 1991г. М.С.Горбачев передал главнокомандующему Е.М.Шапошникову так называемую «ядерную кнопку». Правом принимать решение о применении ядерного оружия наделялся Президент Российский Федерации по согласованию с главами других государств, на территории которых это оружие располагалось, и после консультаций со всеми остальными государствами Содружества.

Предусматривалось, что ядерное оружие будет перебазировано из бывших советских республик на территорию России и здесь будет происходить демонтаж той его части, которая подлежала сокращению по ОСНВ-1. Белоруссия и Казахстан сразу заявили о своем статусе неядерных держав, но Украина передавать России ядерные боеголовки не спешила. Она не подписала соответствующие многосторонние и двусторонние соглашения, а в июне 1993г. объявила своей собственностью 2000 ядерных боеголовок, расположенных на ее территории (около 20% стратегического арсенала бывшего СССР).3

Намеки Украины о желании стать членом «ядерного клуба» вызвали крайнюю озабоченность США, которые всегда были принципиальным противником увеличения числа ядерных государств. Президент США           Б.Клинтон включился в разрешение проблемы и выступил в качестве международного гаранта выторгованных Украиной условий. Притязания Украины были переведены в экономическую плоскость: в начале 1994г. в ходе визита Б.Клинтона в Киев и Москву было подписано                            российско-украинское соглашение, по которому все ядерные боеголовки транспортировались в Россию для демонтажа, а Россия обязалась поставлять Украине обогащенный уран для ее АЭС. Ранее Украина предполагала самостоятельно демонтировать ядерные заряды для использования их в качестве топлива, что при отсутствии у нее квалифицированных специалистов вызывало обоснованные опасения.

Информация о работе Российско-амеерикаские отношение в конце XX столетия