Российский опыт создания СЭЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Попытки создать СЭЗ предпринимались в нашей стране ещё в конце 80-х годов, и к настоящему времени можно выделить несколько этапов их становления. На первом этапе СЭЗ рассматривались как элемент внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства и создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Экономико-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.

Файлы: 1 файл

опыт создания сэз.docx

— 27.16 Кб (Скачать файл)

17.3. Российский опыт создания  СЭЗ

Попытки создать СЭЗ предпринимались  в нашей стране ещё в конце 80-х годов, и к настоящему времени  можно выделить несколько этапов их становления. На первом этапе СЭЗ рассматривались как элемент внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства и создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Экономико-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.

На втором этапе в начале 90-х годов государственная концепция свободных зон дополнилась множеством региональных инициатив, которые преследовали главную цель – получение от правительства налоговых льгот, кредитов и дополнительных административно-хозяйствен-ных полномочий. В 1990 г. было спешно принято несколько документов, объявлявших об открытии тринадцати зон на площади 1,2 млн кв. км с численностью проживающего населения 18 млн чел. Зоны учреждались в Находке, Ленинграде, Зеленограде, Выборге и других городах и районах. В категорию СЭЗ стремились попасть не локальные участки, а целые административно-территориальные образования: Сахалинская, Читинская, Калининградская области, Алтайский и Приморский края. Но для необходимого инфраструктурного обустройства большинства учрежденных зон требовались колоссальные капиталовложения, обеспечить которые российское правительство было не в состоянии.

В развитии СЭЗ стал ощущаться  застой. К началу 1993 года в правительстве  РФ определилась линия на ликвидацию “суперзон”, на упразднение представленных зонам таможенных льгот. Над одиннадцатью территориями, имевшими статус СЭЗ, нависла угроза бесперспективности. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон – разновидности свободных таможенных зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

В печати появились публикации о малой перспективности СЭЗ  в России, о необходимости развития всей экономики, а не каких-то ее отдельных  частей, в льготном рыночном режиме. Подобные точки зрения подкреплялись  следующими аргументами:

·   опасениями, что будет образовано слишком большое число различных СЭЗ;

·   наличием свободных экономических зон – “черных дыр” российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и других негативных явлений;

·   уменьшением управляемости СЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и формированием новых региональных элит.

Такое положение не отвечало интересам регионов. Отдельные территории пытались создать локальные свободные  зоны собственными силами, мобилизуя  ограниченные правовые возможности, которыми они располагали: полное или частичное  освобождение потенциальных инвесторов от местных налогов. Регионы начали интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных таможенных зон. Они сумели мобилизовать необходимые  стартовые средства (кто – частные, а кто – государственные), и это определило их относительный успех. Первыми по такому пути пошли СЭЗ “Находка”, “Шерризон” (в районе аэропорта Шереметьево), свободная таможенная зона “Гавань” в Санкт-Петербурге.

Другие крупные территории активизировали усилия по лоббированию правительственных решений, гарантирующих  им либо воссоздание прежних внешнеторговых льгот, либо получение новых преференций.

В ноябре 1995 года Государственной  думой был принят федеральный  закон “Об особой экономической  зоне в Калининградской области”. Этот документ определил правовые и  экономические основы создания и  функционирования особой экономической  зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов  Российской Федерации. С этого закона начинает отсчет третий этап эволюции российских зон.

В стране стали появляться также специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон – зона экономического благоприятствования “Ингушетия” – просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый “налоговый оазис Калмыкии”, представляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы.

СЭЗ “Находка” развивалась  на этом этапе в нестабильных условиях. Правительство России принимало  по ней специальные решения. Например, “О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны “Находка”  от 8 сентября 1994 г”. В соответствии с этим и другими регулирующими  документами в СЭЗ для предприятий, иностранные вклады в которых превышают 30%, были установлены следующие льготы:

·     федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу, составляет 7%, а соответствующий местный налог – не более 3%;

·     прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождены от налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли);

·     часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождаются от налога.

Однако провозглашенный  правительством льготный режим реализовывался с большим трудом, а иногда и  вовсе не выполнялся из-за противодействия  министерств и ведомств федерального центра.

Тем не менее, используя некоторую  экономическую и юридическую  свободу и определенную финансовую поддержку в виде банковских кредитов, администрация СЭЗ предприняла  энергичные усилия по практическому  воплощению задуманного проекта. На территории Находкинской СЭЗ зарегистрировано 3,3 тыс. предприятий. В конце 90-х годов реально работало 241 предприятие с иностранными инвестициями. Ведутся подготовительные работы по организации и функционированию российско-корейского технопарка (площадью 300 га) и российско-американского промышленного парка (175 га), по строительству электростанции и системы водоснабжения. Получена поддержка правительств и финансовых кругов России и Кореи по первому технопарку.

В 1997 году Государственная  дума приняла Федеральный закон “О свободных экономических зонах”, который так и не был утвержден Президентом РФ и, следовательно, не действует. А после финансово-банковского кризиса 1998 года стало ясно, что в “жизни” российских СЭЗ наступил четвертый сложный этап переоценки своих перспектив. Свободные экономические зоны так и не вышли из полулегального положения, интерес иностранного капитала к прямым инвестициям в российскую экономику снизился и, в целом, идея СЭЗ в России оказалась изрядно дискредитированной и не нашла эффективного применения.

17.4. Условия и механизм  функционирования СЭЗ

Для успешного функционирования СЭЗ необходимы:

1) стабильность политической и экономической ситуации: совершенные законы и инструкции; конвертируемая валюта; низкий уровень инфляции;

2) квалифицированный и (или) избыточный труд;

3) инфраструктура: энергетика; транспорт; инженерные коммуникации; связь; жилье; склады; офисы;

4) эффективная сфера обслуживания: банки; система страхования; простота таможенного контроля; сеть распределения товаров; профессиональный сервис (правовой, бухгалтерский, медицинский);

5) экономические стимулы для инвесторов: низкие экспортно-импортные пошлины; льготное налогообложение; свободная репатриация прибыли и др.

Регулирование деятельности СЭЗ осуществляется через либерализованное внешнеторговое, налоговое, таможенное, валютное, трудовое законодательства.

Каждому типу зон соответствует  свой стандартный набор базовых  льгот и стимулов, которые по инструментальному  составу могут быть разделены  на четыре категории.

Внешнеторговые  льготы. Предусматривают введение особого таможенно-транспортного режима (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин), льготного налогообложения внешнеторговых операций и упрощенного порядка их осуществления.

Фискальные льготы – “мягкое” налогообложение имущества, хозяйственного оборота, операций.

Финансовые льготы – субсидии, стоимость коммунальных услуг, арендная плата и т.д.

Административные  льготы – регистрация, режим въезда-выезда.

В более детальном изложении льготный экономический климат СЭЗ включает следующие компоненты:

а) налоговые “каникулы” (освобождение от уплаты налогов) в первые годы деятельности предприятий с иностранным капиталом и пониженные ставки налогообложения прибыли в последующий период;

б) льготное налогообложение реинвестируемой прибыли;

в) свободная репатриация (перевод за границу) прибыли и невысокое налогообложение ее;

г) право ускоренной амортизации производственных фондов, соответствующих требуемому техническому уровню;

д) льготы или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и иных налогов на товары, пересекающие границу, при выполнении определенных условий, вытекающих из специализации СЭЗ и приоритетных задач;

е) право долгосрочной (свыше 30 лет) аренды земли и зданий;

ж) льготные ставки арендной платы за землю и помещения;

з) пониженные ставки платы за используемые природные ресурсы;

и) привлекательные условия кредитования и страхования инвестиций и текущей деятельности.

Наряду с экономической  либерализацией применяется удобный организационный режим:

а) упрощение процедуры ввоза и вывоза товаров;

б) упрощение процедуры въезда иностранных лиц;

в) решение на местах вопросов создания совместных и иностранных предприятий;

г) самостоятельность в регулировании зонального механизма.

Для управления СЭЗ создаются, как правило, администрация зоны и корпорация развития зоны.

Администрация зоны выполняет функции организационно-правового и хозяйственного регулирования (в Находке, например, административному комитету СЭЗ переданы в пользование 330 га земли, отведенные под корейский технопарк, одновременно на него возложена ответственность за обустройство этой территории).

Корпорация развития зоны действует на коммерческих принципах и представляет хозяйственные интересы зоны внутри страны и вне ее; решает вопросы размещения новых производств; обеспечивает привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов; ведет строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры; обустраивает и сдает в аренду земельные участки; создает специализированные (торговые, снабженческие, строительные, транспортные, информационные 
и пр.) организации.

Конкретный перечень и  размеры льгот устанавливаются  на основе технико-экономического обоснования  проекта развития СЭЗ в диапазоне  между допустимыми народнохозяйственными  потерями и максимальным эффектом от привлечения иностранного капитала.

Наиболее характерными и  общими чертами успешного развития СЭЗ являются:

1) применение различных льгот в налогообложении (экспортно-импортном, таможенном, на прибыль), что повышает норму прибыли до 30–40% (в странах Азии);

2) сокращение в 2–3 раза сроков окупаемости капиталовложений (до 3–4 лет);

3) всесторонняя правительственная поддержка и наделение местной администрации правом законодательного регулирования в широком экономическом диапазоне.

Анализ опыта функционирования СЭЗ позволил сформулировать теорию жизненного цикла зоны, которая заключается  в том, что в процессе развития СЭЗ наблюдаются 4 стадии:

·     создания, когда формируется инфраструктура, идет активный приток иностранного капитала (период в 5 лет в среднем);

·     развития, в которой наблюдается замедление притока иностранного капитала при одновременном быстром росте экспорта зон  
(3–4 года);

·     зрелости: прекращение роста иностранных капиталовложений вследствие заполнения свободных “производственных ниш”, замедление темпов роста экспорта, вытеснение мелких форм более крупными с передовой технологией, расширение хозяйственных связей с внезональным пространством (10–12 лет);

·     упадка: свертывание и вывод иностранных активов вследствие сближения режима хозяйственной деятельности в зонах и вне их, а также истечения срока налоговых льгот и расширение участия в зонах национального капитала.

При создании СЭЗ следует  избегать эйфории чудесного превращения  рядовой территории в цветущий экономический  оазис. Эффект открытия СЭЗ достигается  не сразу, а по прошествии нескольких лет.

Во-первых, “запустить” зону в действие без крупных начальных капитальных затрат невозможно (для привлечения 1$ иностранного происхождения приходится вкладывать 4 – 5,5$ собственных средств).

Во-вторых, зарубежные инвесторы приходят в зону при условии, если принимающая сторона берет на себя основную часть расходов “нулевого цикла” (производственная инфраструктура, начальная подготовка кадров), соглашается на вывоз и свободное распоряжение чистым валютным доходом, гарантирует страхование от крупных убытков, возникших по политическим причинам.

В-третьих, национальный бизнес в зоне, хотя и испытывает обучающее влияние иностранного опыта, попадает в среду жесткой конкуренции с неравными стартовыми возможностями (низкий технический уровень производства, высокая себестоимость изделий и услуг, несравнимый финансовый потенциал, измеряемый в рублях, по отношению к долларовому эквиваленту). Поэтому, не исключено сокращение местного производства, снижение экономической активности.

17.5. Типология зон

Для обеспечения окупаемости  начальных капитальных вложений крайне важно правильно выбрать  тип зоны, ее функциональную ориентацию, найти оптимальные пропорции  налоговых, таможенных и прочих льгот, обеспечить сервисом инфраструктурных услуг.

Общепринятой типологии  свободных зон в настоящее  время не существует. Воспользуемся классификацией UNIDO (организация при ООН) и выделим сначала пять типов зон.

I. Зоны экспортно-производственной  ориентации

Этот тип зон получил  наибольшее распространение прежде всего в развивающихся странах. В соответствии с назначением зоны создаваемый в ней экономический климат стимулирует, в первую очередь, те отечественные и иностранные капиталовложения, которые ориентированы на производство экспортных товаров. Как правило, в таких зонах создаются предприятия бытовой электроники и электротехники (сборка на импортных комплектующих), легкой промышленности (изготовление одежды и обуви) и другие предприятия, не требующие больших капиталовложений. Производственная деятельность осуществляется преимущественно филиалами транснациональных компаний и совместными предприятиями, заинтересованными в интенсивном использовании дешевой рабочей силы принимающей стороны.

Основные предпосылки  эффективного функционирования таких зон:

– дешевая местная рабочая сила;

– дешевое и достаточное обеспечение сырьем.

Модель организации производственной деятельности в таких зонах упрощена до следующей: беспошлинный импорт сырья  или комплектующих – переработка сырья или сборка изделий – экспорт.

Эта модель заложена в основу экспортных комплексов в Бразилии, Мексике, Таиланде, Малайзии, Тринидаде.

II. Зоны импортно-производственной ориентации

Этот тип зон встречается  довольно редко. Для создания импортноориентированных СЭЗ требуется емкий внутренний рынок, конвертируемость национальной валюты, стабильная политическая и экономическая ситуация в стране. Схема организации производственной деятельности в таких зонах состоит в импорте технологий и оборудования, создании предприятий по выпуску потребительских товаров, реализации товаров за пределами зоны в других регионах страны. Известен успешный пример зоны Манаус (Бразилия), реализовавшейся как типичная импортноориентированная зона.

III. Зоны смешанного (комплексного) типа

В них развиваются как  экспортные, так и импортзамещающие производства. Экономические и организационные стимулы выборочны при применении к тем или иным отраслям и целенаправленно “разводят” экспортные и импортные потоки. Комплексные зоны – многофункциональны по своему назначению и решают широкий круг задач в регионах. Очень многие китайские зоны развиваются по этому направлению. Зоны подобного типа имеются также в других развивающихся странах (Египет, Колумбия, Мексика, Сенегал, Индия, Филиппины).



Информация о работе Российский опыт создания СЭЗ