Роль Российской Федерации в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Разрешение конфликтов, обеспечение безопасности разных стран, в том числе и членов СНГ, является ключевой проблемой международных отношений. Появление все новых и новых видов вооружения, распространение оружия массового уничтожения, терроризм и преступность ставят под угрозу безопасное существование людей во всем мире. Современные исследователи выделяют «жесткие» и «мягкие» аспекты проблемы безопасности. Как указывает Е.С. Мелкумян, «к первым относятся те, которые могут быть достигнуты военным путем или другими методами силового давления. Список вторых постоянно расширяется: это проблемы экономики, окружающей среды, развития интеллектуальных возможностей личности и т.д.»1.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Военные конфликты между странами СНГ и влияние на их урегулирование Российской Федерации 6
1.1 Межгосударственный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Позиция Российской Федерации 6
1.2 Защита России Южной Осетии в конфликте с Грузией 14
Глава 2. Приднестровский конфликт. Позиция России 23
Глава 3. Защита Россией границ Таджикистана 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Роль РФ в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ.docx

— 91.35 Кб (Скачать файл)

В июне 1994 г. министры обороны Армении и Азербайджана вместе с командующим вооружёнными силами карабахских армян подписали документ о перемирии, которое действует до сих пор, несмотря на периодические  перестрелки и вялотекущие столкновения. Война в Карабахе привела к победе армян. Азербайджан потерял контроль над этой областью.

Результаты карабахского конфликта были тяжелыми. «По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания»23.

ОБСЕ неоднократно пыталось урегулировать ситуацию. В сентябре 1997 г. ОБСЕ выдвинуло мирное предложение, в соответствии с которым карабахские армяне должны были вывести войска из оккупированных территорий, где должны быть развернуты миротворческие силы, а также возвращены азербайджанские беженцы. Далее предполагалось решить вопрос о статусе Нагорного Карабаха. Эти предложения, поддержанные Азербайджаном, были отвергнуты армянами Карабаха. Однако их поддержали власти Армении, прежде всего ее президент Тер-Петросян, чему способствовал экономический кризис в Армении, которая была не в состоянии преодолеть азербайджано-турецкую блокаду. Но президенту противостояла оппозиция, поддерживающая карабахских армян. В итоге Тер-Петросян покинул свой пост, а новым президентом Армении стал выходец из Нагорного Карабаха Р. Кочарян. В ноябре 1998 г. ОБСЕ вновь выступило с мирной инициативой, в которой рассматривалась идея формирования Нагорным Карабахом и Азербайджаном некоего «общего государства». Армения согласилась с данным планом, однако ее отверг Азербайджан. После этого случаи нарушения перемирия участились. Весной 1999 г. ОБСЕ и США предприняли новые усилия по выходу из тупика. Администрация США организовала в Вашингтоне встречу между президентами Алиевым и Кочаряном с глазу на глаз, которая ни к каким результатам не привела. Благодаря усилиям США 16 июля Алиев и Кочарян вновь встретились без посредников в Женеве. Как указывает С. Корнелл, «оба выразили удовлетворение встречей, и вообще в заявлениях двух лидеров были новые оптимистические нотки, хотя они отказались сообщить, о чём конкретно переговаривались и к каким результатам пришли. 22 августа произошла ещё одна встреча в Садараке, на границе Армении и Нахичевани»24. Эти встречи имели некоторый положительный импульс, однако оба лидера после них подверглись в своих странах резкой критике.

В настоящее время, как  указывает С.М. Иванов, «этот конфликт, несмотря на то, что формально приобрел, так называемый, «замороженный» характер, остается наиболее сложным и взрывоопасным на постсоветском пространстве»25. Непредсказуемости развития конфликта в настоящее время способствует отсутствие международных миротворческих войск, а также постоянных наблюдателей в зоне конфликта. Полностью прекращение огня до сих пор не произошло. Разрешение проблемы со статусом Нагорного Карабаха отложено на неопределенное время.

Таким образом, война в  Карабахе привела к военной победе армян. Плохо оснащённая армия Азербайджана, а также внутриполитические неурядицы привели к тому, что карабахские армяне, поддержанным Арменией, нанесли  поражение значительно превосходящим по численности азербайджанцам. Соглашение о прекращении огня было достигнуто благодаря усилиям России.

1.2  Защита  России Южной Осетии в конфликте с Грузией

Несмотря на то, что сейчас Южная Осетия не входит в состав Российской Федерации, с Россией ее сближают сложившиеся исторические связи. «В 1801 г. Южная Осетия вместе с Грузией, согласно Георгиевскому трактату 1783 г., добровольно присоединилась к Российской империи»26. Положение Южной Осетии изменилось после Октябрьской революции 1917 г. Осетия оказалась разделенной надвое. «Северная Осетия вошла в состав Горской республики и с ее ликвидацией в 1924 году стала Северо-Осетинской автономной областью; Южная Осетия оказалась в составе Грузии, а после установления там советской власти 20 апреля 1922 года получила статус автономной области»27. В Южной Осетии, помимо осетин, проживало много грузин, и их отношения можно было назвать добрососедскими. Объединяло их и христианское вероисповедование – еще в XVIII в. большая часть осетин приняла православие. Отметим, что исторически южные осетины никогда не выражали стремления относиться к Грузии. Еще в годы гражданской войны «грузины успели учинить жестокую резню осетинского народа, они сжигали дома осетин и изгоняли их с мест проживания. Погибли тысячи осетин»28.

В настоящее время Северная Осетия входит в состав Российской Федерации, однако с Южной Осетией  этого не произошло.

10 ноября 1989 г. на Cовет народных депутатов Южно-Осетинской автономной области принял решение о преобразовании Южной Осетии в автономную республику в составе Грузинской ССР. Но президиум Верховного совета Грузии 16 ноября 1989 г. отверг это обращение. «Сторонники юго-осетинской независимости восприняли это как первый шаг к ликвидации автономии. 23 ноября 1989 года грузинские националистические движения попытались провести митинг в столице АО городе Цхинвали, из разных районов Грузии сюда прибыли до 50 тыс. человек. Однако колонна была остановлена у въезда в Цхинвали и после двух суток противостояния повернула обратно. В области начались столкновения осетинских и грузинских вооруженных формирований, в которые пытались вмешаться внутренние войска МВД СССР»29.

20 сентября 1990 г. Юго-Осетинский  областной совет провозгласил  автономную область Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой. 9 декабря прошли выборы в ее Верховный совет.

В ответ 11 декабря 1990 г. парламент  Грузии единогласно признал это  незаконным и постановил упразднить Юго-Осетинскую автономную область. «Президиум Верховного совета Грузинской ССР ввел на территории Цхинвали и Джавского района Юго-Осетинской АО чрезвычайное положение. По приказу спикера парламента Грузии Звиада Гамсахурдиа 6 января 1991 года в Южную Осетию были переброшены грузинские отряды, боевые действия резко активизировались, началась блокада автономии. Более 10 тыс. человек бежали из Южной Осетии в Северную (еще около 30 тыс. осетин покинули внутренние районы Грузии)»30.

19 января 1992 г. в Южной  Осетии состоялся референдум  о государственной независимости, воссоединении с Северной Осетией и присоединении к Российской Федерации. Большинство населения проголосовало за эти идеи. В ответ грузинские власти ввели в Южную Осетию части Республиканской гвардии Грузии с тяжелой техникой. «Они долго и безуспешно осаждали Цхинвали и ряд других населенных пунктов области. Всего в ходе боевых действий безвозвратные потери (убитые и пропавшие без вести) осетинской стороны составили 1000 человек, ранено — свыше 2500»31. В разгар боевых действий 29 мая 1992 года Южная Осетия принят Акт о государственной независимости. Она вышла из состава Грузии.

Вооруженный конфликт был остановлен вмешательством Российской Федерации 24 июля 1992 года президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и председателем Государственного совета Грузии Э. Шеварднадзе Дагомысского было подписано соглашение об урегулирования грузино-осетинского конфликта. «В рамках его реализации 14 июля 1992 года в Южной Осетии был прекращен огонь, разведены враждующие стороны и начали действовать совместные миротворческие силы в составе российского, грузинского и юго-осетинского батальонов (23 января 2004 года приказом министра обороны Грузии грузинский батальон расформирован)»32.

С этого времени продолжается противостояние между Грузией и  Южной Осетией. В августе 2008 г. оно особенно накалилась, и произошла так называемая Пятидневная война между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией, Абхазией и Россией, с другой.

До сих пор Южная Осетия не признана международным сообществом. Правительство Грузии рассматривает ее как административную единицу своей страны — Цхинвальский регион. Эта позиция грузинских властей была основной причиной вооруженного конфликта 2008 г.

В том, что произошла Пятидневная война, огромную роль сыграл политические круги США. Главным инициатором вторжения Грузии  был вице-президент США Дик Чейни, лидер неоконсерваторов (неоконов) - радикальной политической группировки республиканской партии США. В период, когда первый раз избирался президентом Б. Обама, неоконы, стремясь сохранить власть над американской внешней политикой, перешли в штаб его противника Джона Маккейна. Но Д. Маккейн в тот момент проигрывал Б. Обаме. Судя по данным социологов, по большинству позиций на тот момент большая часть населения США считала Обаму лучшим кандидатом, чем Маккейна в сфере экономики, здравоохранения, образования, проблем миграции и т.д. Маккейн опережал Обаму только по одному вопросу – кто будет лучшим главнокомандующим вооруженных сил США (55% против 24%), что было связано с тем, что он был бывшим офицером, героем  войны во Вьетнаме. Как указывает С. Марков, «поэтому перед стратегами избирательной кампании Маккейна встала задача взломать ход избирательной кампании, резко изменить в его пользу. […] Для этого нужна война»33. В связи с этим становится ясными причины конфликта в Южной Осетии.

Грузия на тот момент имела сильную армию, которую подготовили американские советники. Однако ее президент Саакашвили боялся военного конфликта в Россией. Однако американцы приказали ему начать войну. «Как указывает тот же автор, «цель неоконсерваторов, отдавших приказ Саакашвили начать осетинскую войну, – спровоцировать Россию на военные действия. Потом через это развернуть антироссийскую истерию, выйти на имитацию новой "холодной войны" между Западом и Россией и на этой волне избрать Маккейна президентом. Поэтому понятно, почему война началась в августе 2008 года - это месяц, когда стартует полномасштабная президентская кампания в США»34.

Толчком к конфликту послужили  и события, связанные с Косово. 17 февраля 2008 г. о своей независимости в качестве республики Косово объявил автономный край Сербии Косово и Метохия. Это было признано рядом стран, в том числе и США, что вызвало негативную реакцию у руководства России, которое считало, что это обострит положение с признанием независимости на внешнеполитической арене у других непризнанных государственных образований. Признание независимости Косово и Метохии всколыхнуло и боявшуюся потерять относящиеся к ней политически территории Грузию, и стремящуюся к независимости Южную Осетию. Это послужило еще одной причиной конфликта.

Обострение отношений между Грузией и Южной Осетией началось весной 2008 г. «Миротворцы сообщали о нескольких десятках случаев нарушения Грузией соглашений о прекращении огня. 3 июля был подорван и обстрелян автомобиль Дмитрия Санакоева. 4 июля  Цхинвали и ряд других населенных пунктов обстреляны с грузинских позиций. 7 июля в селе Окона сотрудниками правоохранительных органов Южной Осетии задержаны четверо грузинских военных»35. С конца июля 2008 г. начались перестрелки между войсками Грузии и Южной Осетии.

Активные боевые действия начались в ночь на 8 августа. Грузинский вооруженные формирования сначала  обстреляли Цхинвал из реактивных установок  «Град», а затем начали штурм города с помощью танков. Основной удар приняли на себя осетинские ополченцы, из которых в основном и состоит армия Южной Осетии. Грузинские войска напали и на части российских миротворцев, в результате чего было убито более десяти и ранено несколько десятков российских военнослужащих. Грузинские войска консультировали американские советники. «Американская тактическая схема уменьшения собственных потерь, при которой любое сопротивление подавляется огнем артиллерии и авиации, привела к ударам по жилым кварталам Цхинвали. Вызывая артиллерийскую поддержку для подавления одиночного стрелка и получая ее, грузинские войска тем самым били по мирному населению»36. Цхинвали был превращен в руины. «По данным южноосетинских властей, в результате боевых действий погибло несколько тысяч человек»37.

В том, почему М. Саакашвили выбрал в качестве дня начала военной операции 8 августа, большинство экспертов единодушны. Один из них, указывает, что «грузинский президент подгадал начало операции под открытие Олимпийских игр в Пекине. Расчет грузинского лидера в данном случае был прост – внимание мировых СМИ будет отвлечено спортивным праздником, и новый осетино-грузинский кризис не вызовет, таким образом, должного международного резонанса»38.

Наступающая группировка грузинский войск «состояла из двух пехотных бригад (по некоторым данным, 2-я и часть 1-й пехотной бригады грузинской армии, усиленные резервистами), которые насчитывали примерно 7,5–8 тыс. человек при 100 единицах бронетехники. Пехоту поддерживали огнем артиллерийские подразделения пехотных бригад и два дивизиона артиллерийской бригады грузинской армии, имевших около 100 стволов артиллерии и 20–25 реактивных систем залпового огня типа «Град»»39. Очевидно, что ополченцы Южной Осетии противостоять этому не могли.

Поэтому российские вооруженные силы начали бомбардировку военных объектов в Грузии – военную базу в Гори, аэродромы Вазиани и Марнеули, а также РЛС около Тбилиси. Российские военные формирования вошли на территорию Южной Осетии через автодорожный тоннель на Рокском перевале под горой Сохс между Северной и Южной Осетией. «МИД Грузии обратился к мировому сообществу с просьбой защитить ее от России. Министр иностранных дел Грузии Эка Ткешелашвили призвала зарубежные страны оказать давление на Москву, дабы прекратить "прямую военную агрессию" на грузинской территории»40.

9 августа в Южной Осетии была создана ударная группировка российских войск. Сюда перебросили подразделения 58 армии и 76 Псковскую воздушно-десантную дивизию. Утром, пытаясь разблокировать силы российских миротворцев, эти формирования вошли в Цхинвали и начала бои с грузинскими войсками, штурмовавшими город. Однако, понеся потери в людях и технике, группа была вынуждена отступить. Продолжался артиллерийский обстрел с обеих сторон. Российская авиация наносила удары по территории Грузии. Российские военные корабли вошли в территориальные воды Грузии и приступили к боевому патрулированию. В Абхазии началась высадка морского десанта в районе Очамчира и переброска частей воздушно-десантных войск на аэродром Сухуми.

10 августа произошел бой на Черном море. Российские корабли (2 больших десантных корабля и 2 корабля охранения) встретились с 5 грузинскими катерами, которые, несмотря на предупредительные выстрелы, продолжали идти к российским кораблям. В результате российские корабли потопили один корабль, один повредили, а три заставили выйти из боя.

Информация о работе Роль Российской Федерации в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ