Риски международных кредитов и методы их хеджирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить понятие международного кредита и кредитных рисков,а так же разобрать некоторые из возможных способов страхования рисков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «международный кредит»;
2. Рассмотреть формы и функции международного кредита;
3. Выявить сущность кредитного риска, факторы влияющие на степень риска и подходы к оценке кредитного риска;
4. Определить роль рейтинговых агентств в оценке кредитного риска
5. Изучить методы хеджирования кредитных рисков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................1
1. Международный кредит:сущность, виды и функции..........................................3
1.1 Сущность и особенности международного кредита..........................................3
1.2 Формы международного кредита.........................................................................5
1.3 Функции международного кредита...................................................................16
2. Кредитные риски...................................................................................................18
2.1 Сущность кредитного риска. Факторы, влияющие на степень кредитного риска............................................................................................................................18
2.2 Подходы к оценке кредитного риска.................................................................23
2.3 Роль рейтинговых агентств в оценке кредитного риска..................................32
2.4 Методы хеджирования кредитных рисков........................................................3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................49
ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................52

Файлы: 1 файл

Курсовая МВКО.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Основным  показателем кредитоспособности заёмщика на современном этапе развития банковского  дела является кредитный рейтинг. Рейтинг  представляет собой некое буквенное / количественное выражение способности заёмщика к совершению кредитной сделки. Высокое значение рейтинга свидетельствует о высоком классе кредитоспособности, низкое – о низком. Однако отечественная банковская практика останавливается на данном этапе, заканчивая тем самым процесс оценки. Но присвоение кредитного рейтинга не может и не должно быть единственной целью анализа кредитоспособности. Важно установить зависимость между значением кредитного рейтинга и величиной кредитного риска. В отечественной практике интерпретация рейтинга с точки зрения уровня кредитного риска происходит субъективно: рейтингу класса А, например, соответствует низкий уровень кредитного риска; рейтингу класса В – средний, а рейтингу класса С – высокий. Так, типичным конечным выводом кредитных специалистов об уровне кредитоспособности заёмщика можно считать фразу: «заёмщику присвоен кредитный рейтинг 3-го класса, уровень кредитного риска по операциям с данным заёмщиком считается средним». К сожалению, есть все основания полагать, что аналогичная картина наблюдается у большей части отечественных банков.

Кредитный рейтинг, рассчитываемый западными  банками, несёт иную смысловую нагрузку, более расширенную и основанную на математико-статистических расчётах. Конечным результатом оценки кредитоспособности заёмщика является не сам рейтинг, а показатель вероятности дефолта заёмщика (изменения кредитного рейтинга).

Поэтому имеет место построение так называемых матриц изменения кредитного рейтинга (transition matrix) (пример приведён в табл. 2), которые оценивают вероятность изменения класса кредитоспособности с течением времени [другое название – таблица миграции рейтинга (rating migration)].  Сначала такие матрицы получили широкое распространение в деятельности мировых рейтинговых агентств, а сейчас с успехом используются и западными коммерческими банками. Они основаны на информации прошлых периодов о дефолтах по ссудам с различным кредитным рейтингом.

Матрица отражает вероятность миграции рейтинга из одной категории в другую. Заголовок строк представляет собой первоначальный кредитный рейтинг, а заголовок столбцов – будущее, планируемое значение рейтинга. Пересечение строк и столбцов матрицы показывает вероятность миграции рейтинга. Так, вероятность дефолта заёмщика с кредитным рейтингом ВВ (см.  соответствующую строку) составляет 1,32 % (см. пересечение строки ВВ с графой «Дефолт»); вероятность понижения рейтинга с уровня ВВ до уровня В  (см. пересечение строки ВВ с графой В) составляет 8,05 %; вероятность того, что рейтинг ВВ не изменится, – 74,68 % (см. пересечение строки ВВ с графой ВВ). Построение матрицы позволяет банку оценить вероятность изменения качества кредитного портфеля с течением времени исходя из текущего значения рейтинга кредитоспособности.

2. Матрица изменения кредитного рейтинга


Таким образом, на современном этапе развития западного банковского дела основным показателем оценки кредитоспособности выступает не просто кредитный рейтинг  заёмщика, а соответствующая данному  рейтингу вероятность дефолта. Присвоение кредитного рейтинга перестаёт быть целью оценки кредитоспособности,  а становится лишь одним из этапов такой оценки. Отсутствие публикаций о вероятности дефолта в научной отечественной литературе и внутренних документах коммерческих банков России позволяет сделать выводы о существенном отставании российского банковского дела от западного и о неадекватной оценке кредитного риска.

2.3 Роль рейтинговых агентств в оценке кредитного риска

Значительное  число рейтинговых агентств представляют собой дочерние предприятия крупных компаний. Так например, Fitch Ratings – это дочерняя компания группы Fimalac, S.A., Moody's– дочерняя компания Moody’s Corporation, а Standard&Poor's принадлежит медиакорпорации MGraw-Hill, Inc. Деятельность рейтинговых агентств приобретает новый экономический смысл в связи с требованиями Базельского комитета в области достаточности капитала. 

Появление рейтинговых агентств и соответственно кредитных рейтингов как основного  продукта деятельности агентства приходится на один из тяжёлых периодов экономической  истории США – середину XIX в. Это  было время окончания Гражданской войны (1861 – 1865), бурного освоения Запада, восстановления разрушенной экономики Юга. Освоение Запада превратило строительство и эксплуатацию железных дорог едва ли не в самый доходный и вместе с тем самый криминальный бизнес в стране. В погоне за субсидиями из федерального бюджета железнодорожные магнаты пускались на отчаянные трюки и фальсификацию. Именно в это время Генри Пур, чья фамилия теперь присутствует в названии одного из лидеров международного рейтингового бизнеса – агентства «Standard & Poor's», начал публиковать свои независимые аналитические исследования железнодорожных компаний, что стало прологом к началу присвоения современного кредитного рейтинга. Дефицит доверия породил спрос на независимую экспертизу и неподкупную репутацию. С тех пор они стали товаром, сопутствующим любой финансовой сделке, долговой операции.

Различие  между кредитным рейтингом как  мнением и простым описанием  финансово-экономических характеристик  той или иной компании имеет фундаментальный  характер и приводит нас к формулированию ещё одного важнейшего основания репутации рейтингового агентства – норм конфиденциальности. Вся та информация, которая передана предприятием рейтинговому агентству и которую предприятие считает конфиденциальной, не может этим рейтинговым агентством разглашаться, хотя и была использована самим агентством для принятия решения об уровне кредитного рейтинга. В этом нет ничего удивительного, поскольку именно мнение о кредитоспособности, т.е. аналитический продукт есть товар рейтингового агентства. Несоблюдение норм конфиденциальности грозит рейтинговому агентству потерей бизнеса. Поэтому рейтинговое агентство подписывает специальные договоры о конфиденциальности со своими клиентами – заказчиками рейтингов, а также с каждым из своих сотрудников.

Кредитный рейтинг заёмщика выражает текущее мнение агентства об общей кредитоспособности предприятия, его способности и намерении своевременно и полностью отвечать по своим долговым обязательствам по мере наступления срока платежа и в долгосрочной перспективе. Рейтинговые агентства также занимаются присвоением рейтингов долговым обязательствам эмитентов, что выражает мнение о кредитном риске по конкретным долговым обязательствам (облигациям, кредитам банков, займам, другим финансовым инструментам), однако данный продукт деятельности рейтинговых агентств не является предметом рассмотрения этой работы.

Рейтинговая шкала – главная отличительная  черта рейтингового агентства по отношению к любому информационному  агентству. Именно наличие шкалы  и соответствующих каждой рейтинговой категории дефиниций даёт возможность рейтинговому агентству присваивать кредитные рейтинги в отличие от рангов  (часто они ошибочно называются рейтингами), появляющихся в многочисленных списках, столь любимых информационными агентствами.

Деятельность  рейтингового агентства основана на нескольких принципах. Первый и самый  важный из них – это независимость  агентства от государственных органов  и частных коммерческих структур. Мнению рейтингового агентства можно  доверять только тогда, когда есть уверенность в его беспристрастности и неподкупности.  В конечном итоге число ошибок, совершаемых рейтинговым агентством, говорит само за себя и прямо влияет на его репутацию. Нет сомнений в том,  что даже самые известные в мире рейтинговые агентства совершают ошибки. Вопрос только в том, каково их количество относительно числа присвоенных рейтингов, как меняется это соотношение от года к году и насколько доступна информация об ошибках рейтингового агентства. Публичное признание собственных ошибок и чёткое их отслеживание по каждой рейтинговой категории – второй по значимости принцип деятельности рейтингового агентства, от которой прямо зависит его репутация. Публикация частотных таблиц по дефолтам для каждой рейтинговой категории, включая самые надёжные, даёт возможность следить за качеством предоставляемых услуг. Субъективность присваиваемого рейтинга представляет собой третий принцип работы рейтингового агентства.

По  территориальному признаку агентства  делятся на национальные, региональные и глобальные. Первый тип рейтинговых агентств характерен для Швеции,  где несколько агентств оценивают кредитоспособность всех предприятий страны без исключения. Таким образом, коэффициент покрытия шведских компаний услугами рейтинговых агентств составляет 100 %. Вторая категория агентств специализируется на определённых регионах и территориях (в мировом масштабе,  например, Центральная и Восточная Европа, Азия, Северная Америка). Такие агентства могут функционировать как в наднациональном режиме, так и на отдельных внутригосударственных территориях. Рейтинговые агентства глобального, мирового типа имеют отделения практически в каждой стране.

Присвоение  кредитного рейтинга и обеспечение  доступа к такой информации осуществляются двумя основными способами. Во-первых, заинтересованные лица могут получить доступ к рейтингу предприятия или группы предприятий,  оплатив соответствующую стоимость подписки. Во-вторых, предприятия, непосредственно заинтересованные в получении рейтинга кредитоспособности, могут обратиться в агентство и, оплатив стоимость вознаграждения, сделать свой рейтинг достоянием общественности. В первом случае агентства полагаются на общедоступную, публикуемую в печати информацию о предприятии, не вступая, как правило, в контакт с последним. Такой рейтинг получил название «предоставляемого по собственной инициативе» (unsolicited). При этой системе рейтинговой оценки предприятие не имеет возможности оспорить присвоенный ему рейтинг. Во втором случае предприятие предоставляет по запросу агентства дополнительную информацию. Это делает рейтинг «по инициативе заёмщика» более надёжным и качественным. Мировыми лидерами в присвоении кредитных рейтингов являются рейтинговые агентства Moody`s, Standart & Poors, Fitch.

Кредитный рейтинг часто используется банками  и другими финансовыми посредниками для принятия решений по кредитованию, сделкам на денежном рынке, страхованию, лизингу и в любых других ситуациях, где требуется оценка кредитоспособности делового партнёра.

Многие  компании предпочитают не раскрывать свою финансовую информацию в процессе деловых переговоров. В этом случае кредитный рейтинг эмитента служит надёжным ориентиром кредитоспособности. Кредитный рейтинг помогает менеджменту компании определить стоимость заимствований в будущем. Кредитный рейтинг, будучи независимым мнением, может защитить компанию и её ценные бумаги от неадекватных подозрений в неплатёжеспособности, вызванных дефолтом других компаний на рынке. Кредитные рейтинги могут использоваться инвестором в качестве простого удобного инструмента определения кредитного риска и премии за риск.

В табл. 3. представлена международная шкала рейтингов, присваиваемых ве дущими рейтинговыми агентствами.

 

Примичание. Рейтинги категорий  «ААА», «АА», «А»  и  «ВВВ» считаются инвестиционным классом. Рейтинги категорий  «ВВ», «В», «ССС», «СС» и «С»  считаются обладающими значительными спекулятивными характеристиками. Рейтинги от «АА»  до «ССС»  могут различаться путем добавления знака  «плюс» (+)  или  «минус» (–), чтобы показать относительное положение внутри основных категорий рейтингов.

Однако  начавшийся в 2007 г. кризис выявил существенные недостатки в деятельности международных  рейтинговых агентств. Их оценки оказались  не вполне объективны и во многом формальны. Более того, международные рейтинговые  агентства были прямо заинтересованы в повышении рейтингов эмитентов ценных бумаг, поскольку более высокий рейтинг предусматривал и более высокие комиссионные.

В международном  финансировании исходным является страновой  рейтинг. Повышение рейтинга страны облегчает доступ ее резидентов на международный рынок капиталов, снижает стоимость привлечения средств. И наоборот, снижение странового рейтинга означает, что стоимость привлечения средств для всех ее резидентов автоматически повышается независимо от финансового состояния заемщика или эмитента ценных бумаг. И здесь отмечались удивительные оценки. Так, рейтинг Исландии, страны-банкрота, оставался выше рейтинга России даже в тот период, когда Исландия обратилась к России с просьбой о предоставлении ей стабилизационного кредита на покрытие дефицита платежного баланса. В дальнейшем международные рейтинговые агентства снизили рейтинг и Исландии, и России.

 Методики  исследований, которые используют  рейтинговые агентства, далеки от совершенства, а меняющиеся условия мировой экономики и конкретных товарных и финансовых рынков отражаются в рейтингах со значительным временным лагом.

2.4 Методы  хеджирования кредитных рисков.

Страхование международных кредитов — это  разновидность имущественного страхования, направленного на уменьшение или устранение кредитного риска. Оно возникло в конце XIX — начале XX в. После первой мировой войны были созданы специальные страховые компании. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. выявил неэффективность частного страхования. Необходимость стимулирования экспорта и увеличение рисков привели к развитию государственного страхования международных кредитных операций, особенно средне- и долгосрочных экспортных кредитов.

Сущность  такого страхования состоит в  том, что страховщик обязуется за определенную плату возмещать убытки страхователей — кредиторов экспорта и экспортеров, связанные с коммерческими, политическими, форс-мажорными рисками. Коммерческий риск связан с неплатежеспособностью заемщика. Объектом страхования международных кредитов являются также валютные риски, повышение стоимости товара в период его изготовления. Политические риски вызываются действиями государства (конфискация, национализация) или войнами, в результате которых нарушаются условия кредитного соглашения. Распространены риски, связанные с терроризмом, саботажем. В круг страхуемых объектов включены риски, обусловленные забастовками, восстаниями, гражданскими войнами. Форс-мажорные риски связаны со стихийными бедствиями (наводнениями, землетрясениями и др.). Территориальная удаленность контрагентов внешнеэкономических операций, ограниченность информации об их финансово-экономическом положении увеличивают риски экспортеров и банков, кредитующих их, по сравнению с внутренней торговлей. Объектом страхования является также строительство объектов в стране с помощью иностранного капитала или за рубежом при содействии данной страны.

Информация о работе Риски международных кредитов и методы их хеджирования