Регулирование торговли сельскохозяйственной продукцией в рамках зоны свободной торговли АСЕАН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:18, доклад

Описание работы

Экономическая интеграция в рамках Ассоциации стран Юго-Восточной Азии началась с создания зоны свободной торговли. Решение о создании зоны свободной торговли было принято на четвертом саммите АСЕАН в 1992 году, к 2000 году зона свободной торговли – АФТА/AFTA (Asia Free Trade Agreement) была создана на территории шести стран (Сингапура, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Брунея), к 2008 году к ней присоединились - Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма. (5)Главным инструментом реализации идеи создания зоны свободной торговли, является соглашение об общем преференциальном тарифе (Common Effective Preferential Tariff/CEPT), который в будущем должен быть не более 5%. А также гармонизация национальных промышленных стандартов; ликвидация количественных ограничений во взаимной торговле промышленными товарами; введение принципа взаимного признания сертификатов качества; координация макроэкономической политики; либерализация взаимной торговли услугами.

Файлы: 1 файл

Регулирование торговли сельскохозяйственной продукцией в рамках АСЕАН.docx

— 43.02 Кб (Скачать файл)

 

Регулирование торговли сельскохозяйственной продукцией в рамках

зоны свободной торговли  АСЕАН 

 

 

Юго-Восточная  Азия занимает уникальное географическое положение, находясь под влиянием великих  восточных цивилизаций – китайской  и индийской, которые оказали  влияние на историю, культуру, религию  и развитие хозяйств этого региона.

Площадь региона составляет 3% площади обитаемой суши.

Климатически  условия позволяют снимать по 3-4 урожая риса в год.  Доля сельскохозяйственных угодий наиболее велика в Таиланде (45%) и наиболее мала в Сингапуре, Лаосе и Брунее (2-7%). 

В ХХ веке Юго-Восточная Азия была в основном сельскохозяйственным регионам, где основная масса населения (70%) проживала в сельской местности. Сегодня средний уровень урбанизации составляет 52%, но с/х является значимой отраслью хозяйства во многих странах региона. Страны АСЕАН очень неоднородны по экономическому укладу и по уровню социально - экономического развития (табл.321). Если в Сингапуре с/х уже не играет заметной роли в экономике страны, то в других странах региона вклад его в ВВП  составляет от 10 до почти 40%., занятость населения в этом секторе высокая до 75% трудоспособного населения (Лаос).

 

(2,3)Вводная часть, общие данные по второму слайду.

 АСЕАН / ASEAN (Association of South-East Asia Nations) 
Создана в 1967 году.

  • Члены: Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Сингапур, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Бруней, Мьянма;
  • Население: 588 млн. человек;
  • Cовокупный ВВП- 3,3 трлн.долл.(4,2% МВП);
  • Cовокупный экспорт: около трлн.долл.

(4)Экономическая интеграция в рамках Ассоциации стран Юго-Восточной Азии началась с создания зоны свободной торговли. Решение о создании зоны свободной торговли было принято на  четвертом саммите АСЕАН в 1992 году, к 2000 году зона свободной торговли – АФТА/AFTA (Asia Free  Trade Agreement)   была создана на территории шести стран (Сингапура, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Брунея), к 2008 году к ней присоединились - Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма. (5)Главным инструментом реализации идеи создания зоны свободной торговли,  является соглашение об общем преференциальном тарифе (Common Effective Preferential Tariff/CEPT), который в будущем должен быть не более 5%.  А также гармонизация национальных промышленных стандартов; ликвидация количественных ограничений во взаимной торговле промышленными товарами; введение принципа взаимного признания сертификатов качества;  координация макроэкономической политики; либерализация взаимной торговли услугами.

В соглашении СЕПТ все товары подразделяются на 4 группы в зависимости от их значения в развитии экономик стран-участниц. К основной группе (88% всей номенклатуры)  относятся товары, уровень тарифов на которые подлежит сокращению,  две другие включают списки изъятий  - товаров, представляющих интересы для обеспечения национальной безопасности, жизни и здоровья людей и пр., четвертую – составляет сельскохозяйственная продукция. В АСЕАН существовал дифференцированный подход к срокам ведения единых тарифов из-за расширения Ассоциации. Экономика новых членов – Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы, находится на стадии создания индустриального общества, поэтому для этих стран план либерализации был многоступенчатым и предполагал намного больше изъятия из СЕПТ, чем для “старых” членов Ассоциации.

Создавая AFTA, члены Ассоциации преследовали цель активизации внутри региональной торговли товарами и услугами, расширение  и диверсификация субрегионального товарооборота и повышение конкурентоспособности экономик стран.

Первоначально сельскохозяйственная продукция была исключена из списков СЕПТ, снижение пошлин на нее не предполагалось. Сельское хозяйство для многих стран мира является наиболее социально значимой отраслью народного хозяйства, обеспечивая массовую занятость населения. Снижение импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию может привести к росту безработицы в стране и ослаблению национальной продовольственной безопасности, поэтому развитие сельского хозяйства поддерживается протекционистской политикой государства.(6)

(6)Основная проблема АСЕАН – сходная структура экспорта многих стран, что затрудняет расширение внутрирегиональной торговли; практически все страны производят бытовую электронику, а сельскохозяйственный экспорт представлен одинаковым ассортиментом – рис, пальмовое масло, джут, натуральный каучук.

(7)Сходная структура экспорта определяет низкий уровень внутри региональной торговли стран АСЕАН, который изменяется медленно, если в 2003 году он составил 24,5%, то к 2011 году он увеличился до 25%. Основной объем внешней торговли Ассоциации приходится на страны, расположенные в других регионах. Но, благодаря специальным программам, углубляющим  интеграцию, темпы роста торговли в регионе высоки и превышают среднемировые в 1.6 раза.

(8)Объем внурирегионального импорта значительно отличается у стран разного уровня развития. Если у Таиланда, Сингапура и Малайзии он составляет около 20% от всего импорта, то у новых стран АСЕАН, с не развитой промышленностью он значительно выше и составляет от 50 до 70% всего импорта.

  Либерализация торговли в рамках AFTA шла очень динамично, снижались пошлины на промышленные изделия,  впоследствии было принято решение о либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией.

(9)С 2000 по 2012 год Средний уровень тарифов в рамках АСЕАН понизился с 4.4 до 0,68%. . у новых стран АСЕАН он был значительно выше и составляя 7.5% в 2000 г понизившись до 1.7% в 2012.  Слайд 10

(10)Количество товарных позиций с нулевым тарифом  в списке включения СЕПТ АСЕАН6 значительно увеличилось за период с 2003 по 2012гг. В CLMV(Лаос, Камбоджа, Мьянма, Вьетнам) рост был более сдержанным, к 2000 г на 60% всех товаров пошлины сократились до 0, в старых странах АСЕАН доля этих товарных групп составила уже 90%. А в целом по АСЕАН немногим менее 80%. В АСЕАН6 ,в процентном исчислении, было заметное замедление роста в 2005 и 2006 годах; в связи с быстрым ростом товарных позиций в списке СЕПТ

(10) В настоящее время в рамках АСЕАН-6 на 99.65% торговых позиций распространены условия СЕПТ, то есть пошлины составляют от 0 до 5%, причем на 24.15% всех товаров  пошлина равна нулю. Беспошлинная торговля осуществляется железом и сталью (14.92% всех товаров), машинами и медицинским оборудованием (8.93%), химической продукцией (8.3%). Уровень нетарифных ограничений торговли снизился с 0.79%(2009) до 0.05% (2010).

В странах АСЕАН-4 (Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа) на 98.96%  всех товаров (34691 товарных позиций), на которые в АСЕАН-6 уже введен нулевой тариф, используется СЕПТ (0-5%).  Это в первую очередь сельскохозяйственное сырье и продукция, а также пластмасса, бумага, цемент, керамика и стекло.

(11) С/х продукция занимает третье место в  ряду укрупненных товарных групп во внешней торговле стран АСЕАН. после электронной продукции и товарной группы -  машины и оборудование.  объем экспорта с 2000по 2011годувеличился с почти в 10 раз с 5 до 50 млн.долл.США. Объем внутрирегионального с/х экспорта В 2011 году составил около 8млн. долл или 15% от общего объема с/х экспорта. Это значительно ниже общего показателя внутрирегиональной торговли стран АСЕАН (25%). Сходная структура с/х экспорта препятствует расширению торговли с/х продукцией в рамках региона.

Несмотря на это Страны АСЕАН, находясь на разном уровне экономического развития, активно развивают торговлю, которая является стимулом экономического роста в регионе. Благодаря специальным программам и  новым схемам промышленного сотрудничества, углубляющим  интеграцию, темпы роста торговли превышают среднемировые в 1.6 раза.

 

 


Информация о работе Регулирование торговли сельскохозяйственной продукцией в рамках зоны свободной торговли АСЕАН