Развитие процесса интернационализации бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Международный бизнес - это деловое взаимодействие компаний либо их подразделений, находящихся в различных странах с использованием международного капитала. МБ базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций. В основе интернационализации хозяйственной жизни лежит углубление при интернационализации производства, интернационализация капитала и оборудования ТНК. Интернационализация производства - установление устойчивых производственных связей между предприятиями различных стран, вследствие чего производственный процесс в одной стране становится частью процесса, протекающего в мировом масштабе.

Файлы: 1 файл

mezhdunarodny_biznes.docx

— 171.58 Кб (Скачать файл)

1. Понятие МБ. Развитие процесса  интернационализации бизнеса

Международный бизнес - это деловое взаимодействие компаний либо их подразделений, находящихся в различных странах с использованием международного капитала. МБ базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций.

Основные черты МБ:

1. Извлечение прибыли и стремление использовать для экономически эффективного ведения деловых операций преимущества выхода за пределы национальных границ.

2. Стремление  использовать дополнительные эк-е возможности, вытекающие из:

  • ресурсных особенностей зарубежных рынков (имеются в виду ресурсы любых видов);
  • емкости зарубежных рынков;
  • правовых особенностей зарубежных стран;
  • специфики межгосударственных политических и экономических взаимоотношений, регулируемых соответствующими формами межгосударственного взаимодействия.

3. МБ  существенно варьируется в зависимости  от глубины вовлечения (уровня интернационализации): от разовых экспортных поставок на зарубежный рынок до развитой структуры МНК, для которой НИОКР, производство и дистрибьюция являются сферами, покрывающими весь земной шар и охватывающими десятки стран и сотни рынков.

4. Чем более интернационализируется любой страновый бизнес, тем в большей мере ему доступен глобальный бизнес-сервис = пакет разнообразных услуг: от научных до финансовых и от транспортных до подбора интернациональных коллективов => максимальная реализация возможностей международности в бизнесе.

5. Учет  в бизнесе культурного фактора = всей совокупности требований и ограничений.

6. Глобальный характер МБ: охватывает мировую систему информац-го делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений. По мере продвижения от уровня к уровню интернационализации эффективность этого бизнеса определяется использованием глобализации. Глобализация = 5 признаков, к-е отмечены выше (доступность и всеобщность; ступенчатость развития; технологическая глобализация; финансиаризация; взаимодействие национального и интернационального).

7. Международный  бизнес как система обновляющихся  и сложно взаимодействующих профессиональных знаний принципиально более высокого уровня, нежели имеющаяся в любом страновом бизнесе.

8. Вовлечение лучших национальных образцов позволяет МБ постоянно впитывать все лучшее в мировой практике.

9. Инф-я главный стратегический ресурс, адаптивность главное стратегическое оружие.

10. Возможность обратной оценки страновой ситуации: негативные тенденции в эк-ке страны (отрасли) м.б. совершенно иначе расценены международной фирмой, поскольку именно эти тенденции и могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса.

11. В отличие от внутристрановой конкуренции международный бизнес может ощущать поддержку своего государства в борьбе с конкурентами во многих неявных формах.

Интернационализация - усиление взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, влияние МЭО на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве.

Этапы развития интернационализации  экономики:

  • К18-н.20в. международное экономическое сотрудничество. Развитие устойчивых хозяйственных связей между странами и народами. Выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ.
  • Середина 20в. Международная экономическая интеграция. Сближение национальных экономик включенных в единый воспроизводственный процесс.
  • Конец 20в. Глобализация. Происходит возрастание роли внешних факторов. В воспроизводстве всех стран участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка без национальных барьеров с созданием единых юридических условий для всех стран.

Основные методы интернационализации: Экспорт и импорт товаров и услуг; ПИИ; СП; создание представительств; Лицензирование; Фрайчайзинг; Управленческий контроль. экспортная торговля, проведение НИОКР, разработки маркетингового комплекса.

 

Мотивы: Расширение сбыта; Приобретение ресурсов; Диверсификация источников снабжения и сбыта.

В основе интернационализации хозяйственной жизни лежит углубление при интернационализации производства, интернационализация капитала и оборудования ТНК.

Интернационализация производства - установление устойчивых производственных связей между предприятиями различных стран, вследствие чего производственный процесс в одной стране становится частью процесса, протекающего в мировом масштабе.

Интернационализация капитала - процесс переплетения и объединения нац. капиталов, проявляется как в создании отдельными компаниями объектов в других государствах, так и в развитии межфирменных связей и контактов между капиталами разных стран.

Основу интернационализации  капитала составляет развитие хозяйственных связей между странами, углубление МРТ, интернационализация производства.

Значение интернационализации: установление тесных хоз. отношений между странами; распространение достижений науки и техники; тенденция к выравниванию уровня издержек пр-ва, производительности труда; определяет динамику развития мирового хозяйства.

 

2. Теории интернационализации МБ

Меркантилизм — система взглядов экономистов XV—XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность, существовал как официальная экономическая доктрина, принятая ведущими странами Европы. Представители направления: Томас Мэн, Уильям Стаффорд. Основные положения:

  • необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);
  • признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;
  • деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;
  • приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;
  • ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.
  • характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путём вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли в связи с чем разрешается вывоз денег за границу.

Критика: предполагается ограниченность индивидуальных потребностей, неэластичность спроса, экономика мыслится в рамках игры с нулевой суммой (выигрыш одного равен проигрышу другого участника).

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита

Реальное  богатство страны состоит из товаров  и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить  тот или иной товар больше и  дешевле, чем другие страны, то она  обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы  страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать  в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей  силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более  эффективных методов работы. Естественные преимущества: климат; территория; ресурсы + труд. Приобретённые преимущества: технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных  преимуществ Давида Рикардо

Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна  и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она  имеет абсолютное преимущество по обоим  товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной.

Альтернативная  цена = рабочее время

Теория Хекшера-Олина

Согласно  данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она  испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

  1. у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;
  2. развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;
  3. существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами. Труд + земля + капитал

 

3. Современные теории  интернационализации бизнеса

Теория жизненного цикла продукта. В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца. Цикл жизни продукта = 4 стадии:

1. Внедрение. разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2. Рост. Спрос на продукт ↑, его производство расширяется и распростр-ся на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. ↑ конкуренция, расширяется экспорт.

3. Зрелость. крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

Теория эффекта  масштаба.

В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами  производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно  торговать между собой при  специализации в отраслях, которые  характеризуются наличием эффекта  массового производства. Специализация  позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.

 Модель  технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского экономиста М. Познера.

Торговля между странами может  быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли  в одной из торгующих стран. Эта  страна приобретает сравнительные  преимущества: новая технология позволяет  производить товары с низкими  издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного  времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль. В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора. Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.

Монетарная теория хозяйственного цикла Основные положения концепции Фридмана

  • Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;
  • Рыночная экономика — саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике;
  • Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен и инфляции;
  • Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ;
  • При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.

Теория несовершенной конкуренции Разработана П. Кругманом в 1979 году. Для современного производства характерен, главным образом, выпуск не однородной, а дифференцированной продукции. Дифференциация продукции отражает многообразие вкусов потребителей: кто-то предпочитает Orbit, а кто-то - Dirol или Stimorol. Попытка производителя возможно полнее учесть разнообразие потребительских предпочтений привела бы к расширению модельного ряда и сокращению количества производимых экземпляров каждой из моделей. А это удорожает производство. Поэтому стране целесообразно ограничиться относительно небольшим количеством производимых моделей, импортируя другие варианты аналогичной продукции. Выигрыш потребителя от такой торговли будет выражаться в расширении выбора и более низких ценах в результате экономии на масштабе.

Информация о работе Развитие процесса интернационализации бизнеса