Прогнозирование развития внешнеэкономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:20, контрольная работа

Описание работы

Внешнеэкономические связи охватывают взаимоотношения всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроизводства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эффективность.
Важнейшие формы внешнеэкономических связей: внешняя торговля, кредитные взаимоотношения между государствами, научно-техническое сотрудничество, межгосударственные связи в сфере услуг, валютно-финансовые операции.

Файлы: 1 файл

Прогнозирование.docx

— 22.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Информационное обеспечение прогнозных решений

Важнейшей предпосылкой получения достоверного и качественного планового и прогнозного документа является наличие соответствующей информационной базы. Под информационной базой понимается совокупность сведений, данных, фактов, знаний относительно исследуемого объекта. Она отражает состояние и определяет направления его изменения и развития. Важнейшее требование информационной – ее соответствие целям и задачам прогнозирования и планирования.

Основным видом используемой в планировании и прогнозировании информации выступает экономическая информация. Она представляет собой совокупность различных сведений экономического характера, на основе которых осуществляется анализ, разрабатываются плановые и прогнозные документы, отражающие развитие народного хозяйства в целом и его отдельных звеньев.

Для экономической информации характерны массовость (большие объемы), повторение циклов получения и обработки в установленные периоды, большой удельный вес сравнительно стабильных элементов, объединяемых для дальнейшей обработки или длительного хранения. Составной частью экономической является статистическая информация, отражающая процессы и явления в хозяйственной деятельности предприятий и организаций, отраслях народного хозяйства, сферах и регионах, в народном хозяйстве республики в целом. Получаемая из всех звеньев народного хозяйства экономическая информация необходима для экономического анализа и сопоставления данных, для поиска неиспользованных ресурсов, определения потребности в отдельных видах сырья, топлива и др.

Экономическая информация должна отвечать принципам, вытекающим из методологии планирования и прогнозирования: сравнение величин, агрегирование и дезагрегирование единиц информации, установление информационных отношений между ними, она должна быть достоверной, полной, но без избыточной информации и своевременной. Носителями экономической информации являются экономические показатели. Система экономических показателей характеризует все аспекты социально-экономического развития страны: выпуск и реализацию продукции, использование средств и предметов труда, трудовых ресурсов и т.д. Смысл каждого показателя содержится в его названии, а значение выражается  количественно или качественно.

Для удобства работы показатели по определенным признакам группируются в документы. Документ — это взаимоувязанный комплекс показателей, зафиксированный на специальном носителе и имеющий юридическую силу. Для каждого документа разрабатывается инструкция по его формированию и прохождению через определенные структурные подразделения в системе управления. Документы дифференцируются по видам деятельности, степени важности принимаемых решений и распределяются по иерархической структуре системы управления в соответствии с разработанным и утвержденным документооборотом. Например, по видам деятельности выделяют:

- систему проектно-конструкторской и технологической документации; систему плановой документации; систему отчетно-статистической документации; систему первичной учетной документации и т.д.

В системе документов выделяют нормативные и инструктивно-методические документы: законы, постановления, уставы, положения, методические и рабочие инструкции и т.д.

В массиве информационных источников особое место занимает патентная информация, обладая рядом преимуществ:

- достоверностью: патентуются только решения, которые можно осуществить; новизной: ввиду самой  специфики патентования; концентрированностью: информация излагается сжато и без повторения; формализованностью: все описания к патентам имеют единую форму и излагаются в определенной последовательности; полнотой: практически все новые и ценные технические идеи защищаются патентами.

Патентная информация используется при прогнозировании науки и техники.

В связи с усилением социальной направленности  планирования и прогнозирования важную роль приобретает социальная информация. И здесь встает вопрос о необходимости использования наряду с системой показателей, отражающей социальное развитие и уровень жизни народа, информации специального вида — социологической, которая выражает интересы отдельных социальных сословий, классов, групп, общества.

Социологические исследования сегодня ведутся широко. Работают и создаются новые центры изучения общественного мнения, имеются специализированные подразделения и лаборатории. Одной из форм получения социологической информации является опрос. По объему обрабатываемой информации опросы можно разделить на три группы: сплошные комплексные (республиканская перепись населения); масштабно-целевые (изучение читательской аудитории некой газеты, журнала) и региональные (опросы в рамках области, города, района и т.п.). В результате обработки социологической информации систематизируются аналитические данные, на базе которых уясняются социальные явления, принимаются решения в сфере социального планирования и прогнозирования. Широкое применение социологической информации требует ее систематизации, единой формы представления и сосредоточении ее в одном центре, что позволит проводить сводный анализ всего информационного потока.

Формирование информационной инфраструктуры в республике должно быть направлено на создание и обновление статистической и классификационной базы и автоматизированных средств хранения, обработки информации и обеспечения доступа к ней. Главный принцип формирования информационной инфраструктуры – ее соответствие и взаимоувязанность с системой национальных счетов. С этой целью создаются новые и совершенствуются ранее сформированные информационные ресурсы, повышается эффективность их использования при взаимодействии министерств, органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов на основе современных средств связи, вычислительной техники и информационных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Прогнозирование развития внешнеэкономических связей

Внешнеэкономические связи охватывают взаимоотношения всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроизводства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эффективность.

Важнейшие формы внешнеэкономических связей: внешняя торговля, кредитные взаимоотношения между государствами, научно-техническое сотрудничество, межгосударственные связи в сфере услуг, валютно-финансовые операции.

Во всём мире в последнее время наблюдается развитие интеграционных процессов. Международная экономическая интеграция представляет собой процесс сближения и взаимоприспособления отдельных национальных хозяйств на основе глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между странами, взаимодействие и взаимопроникновение их производственных структур на различных уровнях и различных формах. Сформировались два важнейших направления интеграции в мировую экономику: международная торговля и интернационализация производства.

Интеграционные процессы в настоящее время носят объективный, закономерный характер и имеют определённую договорно-правовую основу.

Осуществление внешнеэкономических связей происходит в результате внешнеэкономической деятельности. Основные направления внешнеэкономической деятельности — это внешняя торговля и внешнеэкономическая политика.

Внешняя торговля характеризуется следующими показателями:

Объём внешней торговли — это сумма оборотов по экспорту (реэкспорту), импорту (реимпорту).

Экспорт — продажа и вывоз за границу товаров собственного производства страны и передача их в собственность иностранного контрагента.

 

Реэкспорт — вывоз за границу товаров с целью продажи, ранее ввезённых из-за границы (в порядке импорта) без их переработки.

Импорт — закупка и ввоз иностранных товаров для последующей их реализации на внутреннем рынке страны.

Реимпорт — ввоз из-за границы отечественных товаров, вывезенных ранее в порядке экспорта, которые не подвергались там переработке.

Развитие внешнеэкономической деятельности невозможно без развития экспортного потенциала страны. Экспортный потенциал — это способность страны производить определённое количество конкурентоспособных товаров для реализации их на внешнем рынке.

Для осуществления и регулирования внешнеэкономических связей государство вырабатывает внешнеэкономическую политику.

Внешнеэкономическая политика представляет собой комплекс организационных, экономических, политических мер по развитию внешнеэкономических связей страны с целью максимального использования преимуществ международного разделения труда, т. е. — это целенаправленная деятельность государства по определению режимов внешнеэкономических связей.

Основные составляющие внешней политики:

- внешнеторговая политика;

- политика привлечения иностранных инвестиций;

- валютная политика.

Первоочередная задача формирования внешнеэкономической политики - создание законодательной базы внешнеэкономической деятельности и разработка практических методов её реализации.

Внешнеторговая политика в свою очередь включает экспортную политику, импортную политику и политику стимулирования экспорта.

Экспортная политика должна быть долговременной и ориентироваться на удовлетворение потребностей иностранных партнёров (потребителей продукции). Приоритет должен отдаваться развитым странам, имеющим более ёмкий рынок и способствующий развитию научно-технического прогресса страны — экспортёра.

Импортная политика должна ориентироваться на удовлетворение потребностей в товарах, производство которых невозможно или нецелесообразно в стране.

Инструментом регулирования внешнеторговой политики являются тарифное и нетарифное регулирование.

Тарифные регуляторы — это таможенные тарифы, систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаров таможенной границы государства.

Нетарифные регуляторы делятся на две группы. К первой группе относятся внешнеторговые меры, направленные прямое ограничение импорта с целью защиты внутреннего рынка. Это – лицензирование, квотирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, сборы, системы минимальных импортных цен. Вторая группа включает меры, относящиеся к административным формальностям, направленным на ограничение внешней торговли. Это — таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке, маркировке и др.

Политика стимулирования экспорта направлена на повышение конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке, на повышение масштабности отечественного производства конкурентоспособной продукции.

Политика привлечения иностранных инвестиций направлена на решение следующих задач:

а) использование в стране передовых технологий и опыта рыночного хозяйствования; б) увеличение национального производства и производства продукции, идущей на экспорт;

в) содействие структурной перестройке экономики, т.е. создание экспортоориентированных производств;

г) расширение масштабов отечественного накопления капитала.

Валютная политика направлена на создание условий развития международных экономических отношений путём регулирования валютного курса и воздействия на операции по обмену валюты.

 


Информация о работе Прогнозирование развития внешнеэкономических связей