Проблемы и значение привлечения инвестиций в Республику Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 21:51, реферат

Описание работы

В настоящее время инвестиции являются неотъемлемой частью современного общества. Ни одна экономика не может не то, чтобы развиваться, а существовать без инвестиций. Инвестиции – это вложения капитала с целью дальнейшего извлечения прибыли, причем вложения эти, как правило, связаны с некоторой степенью риска.

Содержание работы

Введение....................................................................................................3
Значение привлечения иностранных инвестиций
в Республику Беларусь.............................................................................4
Результаты инвестиционной политики в 2011-начале 2012 гг............5
Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций.................6-7
Основные направления совершенствования инвестиционной
политики...................................................................................................7-9
Проблемы привлечения портфельных иностранных инвестиций
в Республику Беларусь............................................................................9-10
Заключение...............................................................................................11
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

рефееер.docx

— 36.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

на тему: Проблемы и значение привлечения инвестиций в Республику Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение....................................................................................................3

 

Значение привлечения  иностранных инвестиций

в Республику Беларусь.............................................................................4

 

Результаты инвестиционной политики в 2011-начале 2012 гг............5

 

Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций.................6-7

 

Основные направления  совершенствования инвестиционной

политики...................................................................................................7-9

 

Проблемы привлечения  портфельных иностранных инвестиций

в Республику Беларусь............................................................................9-10

 

Заключение...............................................................................................11

 

Список использованных источников.....................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время инвестиции являются неотъемлемой частью современного общества. Ни одна экономика не может не то, чтобы развиваться, а существовать без инвестиций. Инвестиции – это вложения капитала с целью дальнейшего извлечения прибыли, причем вложения эти, как правило, связаны с некоторой степенью риска.

Простое воспроизводство  требует вложения инвестиций в сумме 20– 22% от ВВП, расширенное воспроизводство  – 24% и выше.

С учетом этого, у руководства  Беларуси существует понимание важности проблемы привлечения иностранных  инвестиций. Так, по словам Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «привлечение в экономику республики иностранных инвестиций является одним из важнейших направлений внешнеэкономической деятельности в современных условиях. Необходимо стимулировать создание предприятий с иностранными капиталами, производящих высокотехнологическую экспортоориентированную и импортозамещающую продукцию».

Министр экономики Николай  Снопков также подчеркнул, что с учетом вступления России в ВТО, а также функционирования Единого экономического пространства, "которое уже де-факто построено на идеологии ВТО, конкуренция по всем секторам экономики будет только жестче". И существенную роль в повышении конкурентоспособности экономики призваны сыграть только прямые иностранные инвестиции. "Другого источника просто нет", - сказал он.

Актуальность данной темы очевидна, так как в последние  годы центральной проблемой белорусской  экономики является острая нехватка инвестиционных (финансовых) ресурсов. Наша страна находится на пути своего нового экономического курса и в  его основу положена модель социально  ориентированной рыночной экономики, позволяющей сочетать свободную  частную инициативу, конкуренцию  с активной ролью государства, эффективность  с высоким уровнем социальной защиты населения. А всё это невозможно без активного привлечения иностранных  инвесторов на белорусский рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗНАЧЕНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ИНОСТРАННЫХ

ИНВЕСТИЦИЙ В  РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ

Для Беларуси привлечение инвестиций в экономику – одна из самых насущных задач. На самом деле, когда износ основных фондов в промышленности составляет зачастую около 80% (при критическом 60–65%), а конкурентоспособность падает, именно благодаря инвестициям ситуация может измениться коренным образом. И наряду с внутренними инвестициями, возможность которых сегодня ограничена, весьма важно привлекать иностранные инвестиции.

Практика показывает, что  наиболее стабильной формой привлечения  средств из экономики других стран  являются предприятия с иностранными инвестициями, по сравнению, например, с приобретением иностранцами ценных бумаг или предоставлением кредитных  ресурсов. При малейших признаках  нестабильности в экономике начинается массовая продажа иностранцами ценных бумаг, что ещё более ухудшает экономическую ситуацию, и сразу  же выставляются требования по возвращению  кредитных средств. Вывести или  закрыть предприятие с иностранными инвестициями значительно сложнее. Поэтому страны стремятся привлекать иностранный капитал именно в  совместные или иностранные предприятия, т.е. заинтересованы в привлечении  прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Предприятия с иностранными инвестициями способствуют поступлению  в страну новых технологий, современных  методов менеджмента, «мягкой» конкуренции  и сохранению квалифицированных  местных кадров. Каждый вложенный  доллар ПИИ даёт примерно такой же прирост величины ВВП. Каждое рабочее  место, созданное за счёт ПИИ, способствует появлению нескольких рабочих мест в сопутствующих сферах экономики, что повышает занятость населения. Быстрее происходит «встраивание»  экономики в мировые хозяйственные  связи.

Вместе с тем возможны и отрицательные последствия  прихода иностранных инвестиций. Встречаются случаи, когда иностранный  инвестор скупает местное предприятие  с целью его ликвидации или  резко сокращает количество работников, создавая социальное напряжение. Т.е., страна-получатель иностранных инвестиций должна, с одной стороны, стремиться к их привлечению, а с другой –  не оставлять этот процесс без  разумного контроля [7].

Сегодня практически все  страны, включая наиболее экономически развитые, конкурируют друг с другом в деле привлечения ПИИ. Наша страна также заинтересована в привлечении  иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В 2011 - НАЧАЛЕ 2012 ГГ.

В последнее время отмечается рост поступлений иностранных инвестиций.

Прямые иностранные  инвестиции (ПИИ) на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 2011 год составили порядка 4 млрд. дол. США (3,97 млрд. дол. США), из них 2,5 млрд. дол. США – за счет продажи пакетов акций "Белтрансгаза", принадлежащих государству (объектов, в которых государству принадлежит более 10% в уставном фонде). Рост ПИИ составил 332% по отношению к уровню 2010 года, однако этот рост был достигнут лишь за счет продажи акций "Белтрансгаза". В мировом масштабе объем привлеченных инвестиций в нашу страну составил 0,26% от общего объема ПИИ. На региональном уровне масштабы инвестиций уже более значимы — 4,25% от общего объема ПИИ в Юго-Восточной Европе и странах СНГ [4].

Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и что  более знаково, увеличение в них доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%.

Топ-10 2011 года стран-доноров ПИИ  в Республику Беларусь: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6%.

Структура прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности  прямому инвестору за товары, работы, услуги) направленных в 2011 году в организации  по видам экономической деятельности:

  • оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (более 40%),
  • транспорт и связь (более 40%),
  • промышленность (более 7%),
  • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (2,5%),
  • строительство (0,6%),
  • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,2%),
  • гостиницы и рестораны (0,1%) и др. [8]

За январь - февраль, как  отмечается в аналитическом обозрении  Нацбанка, привлечено только 140,5 млн. долларов. При этом в реальный сектор экономики (кроме банков) поступило на чистой основе всего 1,3 млн. долларов. Правительство и Нацбанк в 2012 году должны обеспечить привлечение в экономику Беларуси прямых иностранных инвестиций на чистой основе в объеме 3,7 млрд. долларов США [6].

Становится очевидно, что план по привлечению прямых иностранных инвестиций в государство не выполняется.

 

 

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Недостаточный уровень притока  иностранных инвестиций связан со следующими проблемами:

1. Провалы законодательства.

Любая инвестиция – это  чья-либо собственность, нуждающаяся  в законодательной защите государства. Нестабильность законодательства, наличие  большого количества нормативных актов  по одному и тому же вопросу настораживают  иностранных инвесторов.

В нашей стране с 2001 года действует Инвестиционный кодекс (ИК). Как отдельно взятый документ, он заслуживает  высокой оценки, но деятельность иностранных  инвесторов регулируется не только ИК. На инвесторов, кроме некоторых моментов, распространяется режим, общий для  всех инвесторов страны, и поэтому  решающее значение имеет общее состояние  законодательства.

2. Жесткая система налогообложения.

Нельзя уклониться и от налогового вопроса, ведь налоговый  климат является одним из определяющих факторов привлекательности страны. Налоговый климат непосредственно  влияет на рентабельность инвестиционного  проекта, срок его окупаемости. Чем  жестче налоговая система, тем хуже эти показатели, а вместе с тем, и низкая степень заинтересованности инвестора. Абсолютная величина налогов, сложность и запутанность налоговой  системы, таможенных процедур – проблемы, с которыми приходится сталкиваться инвесторам в нашей стране.

Требуется упрощение системы  налогообложения, процедуры таможенного  оформления товаров; приведение правил ведения финансовой отчетности к  международным стандартам.

3. Пассивность приватизационных  процессов.

Медленное проведение программы  приватизации порождает недостаточность  объектов для инвестиций. В сфере  приватизации остается острым вопрос о частных правах на собственность.

4. Непрестижность страны  на международной арене. Недостаточная включенность Республики Беларусь в международные структуры, такие как ВТО, ЕС, негативный имидж за рубежом снижают возможность привлечения иностранного капитала.

Активизация деятельности национального  инвестиционного агентства; организация  работы по широкому информированию иностранных  инвесторов о разрабатываемых актах  законодательства и способах защиты своих интересов поспособствуют решению данной проблемы [7].

5. Чрезмерный контроль.

Излишнее количество контролирующих органов, а также число проверок, которые они осуществляют и величина штрафных санкций, назначаемых по итогам этих проверок, вызывают недовольство и незаинтересованность инвесторов.

Требуется сокращение числа  органов, осуществляющих проверки и  контроль; сокращение самого числа  проверок с закреплением их максимального  числа законодательно; совершенствование  системы применения санкций в  сфере хозяйственной деятельности; искоренение практики дублирования проверок из-за слабой координации  контролирующих органов и неопределенности границы их полномочий.

6. Сложность при оформлении  документов.

При решении проблем, связанных  с оформлением документов, получением лицензий, разрешений на осуществление  хозяйственной деятельности, личная договоренность с конкретным чиновником, а также осуществление неофициальных  платежей играют первостепенную роль.

7. Недостаток квалифицированно составленных бизнес-планов инвестиционных проектов [7].

Данное обстоятельство «тормозит» процесс привлечения иностранных  инвесторов. С целью увеличения и  грамотного составления бизнес-планов необходимо привлекать квалифицированных  специалистов.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Несмотря на ряд существующим проблем, требующих скорейшего разрешения, нельзя не отметить тот факт, что  Республика Беларусь уже сделала  большой шаг к улучшению инвестиционной привлекательности, став одним из наиболее перспективных рынков в Европе.

Можно сказать, что правительство  принимает меры по решению данных проблем.

Совет министров и Национальный банк Беларуси 18 января 2012 года утвердили  стратегию привлечения прямых иностранных  инвестиций до 2015 года. В качестве основы для привлечения иностранных инвестиций в страну предусматривается сокращение доли госсектора и активная приватизация госимущества (за счет приватизации должно быть привлечено в бюджет не

менее 2,5 млрд. долларов).

Координировать работу и  мониторинг реализации стратегии будет 

министерство экономики.

Согласно планам властей  ежегодно в Беларусь на чистой основе должно привлекаться 7-7,5 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. К 2015 году удельный вес иностранных источников в инвестициях в основной капитал должен превысить 21%, а на каждого занятого в экономике человека должно приходиться по 1,6 тыс. долларов прямых иностранных инвестиций. Доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров должна вырасти до 14%. 
 Если утвержденная стратегия будет выполнена в полном объеме, Беларусь должна войти в тридцатку стран рейтинга Всемирного банка "Ведение бизнеса", а также повысить свои позиции в рейтингах международных агентств Moody's Investors Service, Fitch Ratings, The Heritage Foundation и прочих, рассчитывают белорусские власти. 
 Утвержденная стратегия в числе прочего предусматривает проведение мероприятий по снижению рисков и повышению доверия к инвестированию, в частности, реформирование госсектора, отношений собственности, а также изменения в вопросах приобретения недвижимости и земли. 
 Другим важным механизмом привлечения инвестиций, который планируется задействовать в полную силу, является развитие частно-государственного партнерства в транспортной сфере, системе коммунального хозяйства, энергоснабжения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма и прочих. Как отметили в правительстве, это позволит избежать таких противоречивых ситуаций, когда стратегически важные объекты не могут передаваться в частную собственность, а за счет госсредств невозможно обеспечить их финансирование в полном объеме. Стратегией также предусматривается реформа отношений собственности. Так, гражданам Беларуси и негосударственным юридическим лицам при выкупе земельных участков в частную собственность планируется предоставлять право на зачет платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее уплаченной за будущий срок аренды, в стоимость его приобретения. 
 Кроме того, власти обещают усовершенствовать налоговую систему и бухгалтерский учет в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также оптимизировать процедуры внешней торговли, в том числе завершить согласование техрегламентов Таможенного союза. 
 В качестве приоритетных направлений в работе с иностранными инвесторами в Совмине называют проекты категории green field, которые будут способствовать производству товаров, которых сегодня еще нет на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией и сокращению нерационального импорта. 
 "Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов brown field – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны", - отметили в правительстве. 
 Главными сферами, в которые необходимо госорганам необходимо привлекать иностранных инвесторов, являются высокотехнологичные секторы экономики, а также автомобилестроение, химическая отрасль, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспорт и связь, строительство и производство строительных материалов, а также сельское хозяйство и переработка, инженерная и транспортная инфраструктура, легкая промышленность [2].

Информация о работе Проблемы и значение привлечения инвестиций в Республику Беларусь