Проблемы и перспективы Евро Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:42, реферат

Описание работы

Чтобы доходить до этих результатов, страны-члены внедрили учреждения, ответственные за то, что руководим ЕС и за то, что принимаем законодательные меры. Главные учреждения Союза - следующие:
европейский Парламент (который представляет европейских граждан);
Совет Европейского союза (который представляет национальные правительства);
Европейская комиссия (который представляет общие интересы ЕС).

Файлы: 1 файл

ЕС. Проблемы и перспективы.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

Европейская комиссия (European Commission) – исполнительный орган ЕС, обладающий одновременно правом законодательной инициативы.

 

– Функции. Комиссии принадлежит  право законодательной инициативы: она разрабатывает законодательные предложения и направляет их в Совет, контролирует дальнейший процесс законотворчества; следит за применением законодательных актов, принятых Советом. В случаях нарушений может прибегнуть к санкциям, – например, передать дело в Суд. Она вправе принимать самостоятельные решения в таких сферах как сельское хозяйство, торговля, конкуренция, транспорт, функционирование единого внутреннего рынка, защита окружающей среды и др.; исполняет бюджет и управляет фондами ЕС. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

 

– Состав. Комиссия состоит  из 20 членов (по два представителя  от Франции, Германии, Италии, Испании  и Великобритании, по одному – от остальных государств-членов). Они назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Кандидатуры утверждаются Европейским парламентом. Срок полномочий действующей Комиссии истекает в 2004.

 

2005, согласно Ниццской  редакции Договора о ЕС, предусматривается упрощение принципа формирования Комиссии (вместо принципа представительства государств вводится система ротации). Предусматривается усиление ее ответственности перед Европейским парламентом.

 

– Организационная структура. Комиссия состоит из 26 генеральных директоратов (Directorate-General), ведающих отдельными направлениями деятельности ЕС, включая отношения с третьими странами. Например, Генеральный директорат XVI занимается вопросами проведения политики сплочения, Генеральный директорат VIII – вопросами развития сотрудничества с государствами АКТ (Государства Африки, Карибского моря и Тихоокеанского региона, участники Ломейских конвенций). В штате Комиссии насчитывается 15 тыс. служащих – это самое большое учреждение ЕС.

 

– Место и время  проведения заседаний. Комиссия собирается один раз в неделю в Брюсселе.

 

Европейский парламент  Европейский парламент (European Parliament) – консультативно-законодательный орган ЕС, состоит из представителей государств-членов, избираемых прямым голосованием в этих странах.

 

– Функции. Осуществляет функции консультаций и контроля; утверждает бюджет и заключает межгосударственные соглашения; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и  бюджет ЕС.

 

– Полномочия в области контроля. Комиссия подотчетна Парламенту. Парламент может принимать санкции в отношении Комиссии, например, вынести ей вотум недоверия, заставить ее уйти в отставку. К примеру, такая ситуация сложилась в 1999, когда в результате расследования был опубликован доклад, посвященный злоупотреблениям служебным положением некоторых членов Европейской комиссии Жака Сантера. Это привело к коллективной отставке и назначению нового состава Комиссии под руководством Романо Проди.

 

Парламенту отведена ведущая роль при назначении председателя и членов Комиссии. Парламент контролирует деятельность Совета посредством рассмотрения программ и отчетов председательствующего в Совете государства-члена.

 

– Законодательные полномочия. Римский договор 1957 отводил Парламенту исключительно консультативную роль. С течением времени его полномочия были значительно расширены. Современный процесс законотворчества в ЕС предусматривает участие Европарламента в законодательном процессе через обязательные процедуры взаимодействия Комиссии и Совета с Парламентом. Существуют три основные процедуры: консультации, совместное принятие решений, выражение согласия.

 

– Полномочия в области  бюджета. Процедура принятия бюджета, предусматривающая два чтения в  Парламенте, позволяет ему вносить  поправки в разработанный Советом проект. В исключительных случаях Парламент, если его мнение не было принято в расчет, может отклонить бюджет в целом. Он дает заключение о деятельности Комиссии, связанные с выполнением бюджета (на основе выводов Палаты аудиторов).

 

– Состав. После приема в Союз новых стран-членов, он насчитывает 732 депутата. Число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, должно соответствовать числу голосов  каждой страны в органах ЕС (см. табл. 2).

 

С 1979 парламент избирается прямым голосованием. Срок полномочий депутатов составляет пять лет. Последние выборы состоялись в июне 2004.

 

– Место и время  проведения сессий. Ежемесячные пленарные  сессии проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания комиссий –  в Брюсселе. Генеральный секретариат работает в Люксембурге.

 

– Организационная структура. В Европарламенте представлены как  европейские партии, так и парламентские  фракции, представляющие собою политические альянсы менее крупных партий. В политическом спектре Евросоюза  выделяются два крыла: «Правые» – христианко-демократические партии, консерваторы, либералы и националисты и «Левые» - социалисты, объединенные левые и «зеленые». По итогам выборов июня 2004 больше всего мест в парламенте получила Европейская народная партия. На втором месте – Партия европейских социалистов, на третьем – Альянс либералов и демократов за Европу, на четвертом – фракция «зеленых» Европейский свободный альянс. Всего представлены 7 крупных политических фракций с преобладанием правоцентристов.

 

Деятельность Парламента осуществляется под руководством Бюро, состоящего из председателя и 14 вице-председателей, избираемых на два с половиной года. Повестки дня сессий определяет Конференция председателей. Помимо пленарных заседаний депутаты работают в 20 комиссиях, ведающих отдельными направлениями деятельности ЕС. Межпарламентские делегации поддерживают связи с национальными парламентами всего мира.

 

Реформирование ЕС. Расширение полномочий Европейского Союза в 1990-х, прием новых членов из ЦВЕ, изменение политического веса Европы в мире потребовали в свою очередь реформы внутренней структуры ЕС и более четкого разграничения его компетенции с государствами-членами.

 

Традиционно вопрос ревизии  Договоров происходил в рамках механизма  Межправительственных конференций, что имело место в период выработки Маастрихтского, Амстердамского и Ниццского договоров.

 

Однако данная форма  подготовки предусматривала большее  участие для правительств государств-членов и в меньшей мере учитывала  позиции представителей Европейской комиссии, депутатов Европейского парламента, депутатов национальных парламентов, а также представителей других институтов ЕС и многочисленных европейских неправительственных организаций (НПО). Для исправления ситуации и выработки новых предложений к основополагающим договорам о ЕС была предусмотрена трехступенчатая схема подготовки:

 

1. «всенародное обсуждение»,  получившее название «Диалоги  о будущем Европы» в течение  2001–2002;

 

2. заседания Европейского  конвента (2002–2003);

 

3. созыв очередной  Межправительственной конференции стран-членов ЕС (2003–2004).

 

Европейский конвент  начал свою работу в начале 2002. Его  председателем был избран бывший президент Франции Валери Жискар д"Эстен. В эту структуру вошли  представители европейских институтов, правительств, национальных парламентов нынешних и будущих государств-членов – всего 105 человек.

 

Его работа продолжится  до середины 2003. Предложения будут  переданы на рассмотрение Межправительственной конференции и учтены Европейским  советом при принятии поправок или приеме нового варианта Договора.

 

Среди конкретных результатов  деятельности Конвента ожидают: предложение  нового названия европейского интеграционного  проекта (Европейское Сообщество, Европейский  Союз, Единая Европа, Соединенные Штаты  Европы); окончательный вариант европейской конституции (состоящий из одного или нескольких документов – например, Декларации прав и свобод, а также документов, определяющих институциональную структуру ЕС и степень их компетенции); изменения в институциональной структуре Европейского Союза.

 

Рассматривается также  вариант нового разграничения компетенции  между ЕС и государствами-членами  и переосмысления некоторых направлений  деятельности ЕС (экономическая, сельскохозяйственная, внешняя и др. политики).

 

Несмотря на федералистский замысел Конвента, основные идеи, высказанные по итогам его работы, больше тяготеют в сторону развития межправительственного подхода, означающего сохранение полномочий правительств государств-членов и формы ЕС как «союза суверенных государств».

 

Эта тенденция обусловлена  стоящими перед ЕС задачами принятия новых членов из числа государств Центральной и Восточной Европы, а также необходимостью повышения  мировой конкурентоспособности  европейской экономики, что требует  установления минимальной взаимозависимости государств-членов, вновь отодвигая планы построения федералистской Европы на будущее.

 

 

 ЕС и Россия. В  СССР долгое время относились  резко негативно к европейской  интеграции, рассматривая ЕС как  часть военно-политической борьбы  между Западом и Востоком. Официальные отношения между СССР и Европейскими сообществами были установлены лишь в 1988, когда МИД СССР направил вербальную ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. Взаимное признание открыло путь для подписания 18 декабря 1989 Соглашения о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС, ЕОУС и Евратомом, с одной стороны, и СССР – с другой, правопреемником которого стала Российская Федерация.

 

В конце декабря 1991 ЕС заявили о признании России и  других новых независимых государств, возникших после распада СССР. В мае 1992 в Москве состоялась первая встреча Россия – ЕС на высшем уровне. Ее главным результатом стала договоренность о подготовке нового соглашения между ЕС и Россией, которое должно было заменить предыдущее и определить новое качество отношений.

 

Таким документом стало  Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС (СПС), подписанное на о. Корфу 24 июня 1994 на срок 10 лет с последующим  автоматическим продлением, если одна из сторон не уведомит заранее о его денонсации. СПС охватывает четыре важнейших сферы взаимоотношений – политику, экономику, социальную сферу и культуру. Соглашение предусматривает:

 

– развитие отношений  партнерства между Россией и  ЕС, осуществляемых на основе норм международного права, прав человека, политических и экономических свобод;

 

– содействие России в  осуществлении политических и экономических  реформ с предоставлением России статуса страны с «переходной  экономикой» и перспективы создания зоны свободной торговли;

 

– регулярный политический диалог;

 

– предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации  с отменой всех количественных ограничений  в торговле, за исключением секторов, наиболее уязвимых для экономики  Сообщества (из них сталь, текстиль – уже отменены). Россия сохраняет за собой право на протекционистские меры в тех областях экономики, которые затронуты структурной перестройкой или несут на себе значительную социальную нагрузку;

 

– содействие предпринимательской  деятельности и связанным с ней вопросам: трансграничной предпринимательской деятельности, учреждения и деятельности компаний, инвестиций, платежей и движения капитала, взаимного предоставления услуг, охраны интеллектуальной собственности и т.д.;

 

– экономическое сотрудничество, охватывающее около 30 различных областей, включая промышленную кооперацию, конверсию, инвестиции, научные исследования и технологические разработки, сельское хозяйство, энергетику, транспорт, почту и телекоммуникации, информатику, космос, охрану окружающей среды, малый и средний бизнес, защиту потребителей, социальную сферу, образование и профессиональное обучение, региональное развитие, стандартизацию, статистику, туризм и т.д.

 

– развитие культурного  сотрудничества с целью укрепления связей между людьми с помощью свободного обмена информацией, взаимного изучения языков и культур, доступа к культурным ценностям и т.п.

 

Данные направления  сотрудничества были подтверждены и  развиты в принятом на Кельнском  саммите ЕС (июнь 1999) Общей стратегии  ЕС в отношении России и ответной Стратегии России в отношении Европейского Союза, представленной Президентом РФ В.В.Путиным на Тамперском саммите ЕС в декабре 1999.

 

Отношения России с Европейским  Союзом затрагивают комплексно все  основные направления политики Сообщества.

 

Так, в рамках «первой  опоры» разрабатывается концепция  энергодиалога и «общего европейского экономического пространства».

 

Решение начать регулярный энергодиалог, инициатором которого выступил Брюссель, было принято на Парижском саммите Россия – ЕС в октябре 2000. Проект уже прошел экспертную стадию. При этом остаются нерешенными вопросы увеличения поставок российского ядерного топлива и газа.

 

Разработка концепции  «общего европейского экономического пространства», начатая в соответствии с решениями саммитов Россия – ЕС в мае – октябре 2001, находится пока на экспертной стадии и имеет в перспективе может привести к тесному сотрудничеству в секторах энергетики, науки и техники, транспорта, экологии при условии общей либерализации торговли, упрощения торговых процедур и гармонизации их режимов (технические стандарты и сертификация, транспорт, таможенное дело, финансовые рынки и т.д.).

Информация о работе Проблемы и перспективы Евро Союза