Органы государственной
налоговой службы рассматривают
эти представительства как отдельные
организации, а не как центры
общественных (неправительственных)
организаций иностранных государств
в Украине. Поэтому представительства,
по мнению налоговых органов,
должны платить налоги на прибыль
имущества и денег, яки поступают
к ним от исполнителя программы
международной технической помощи.
Это, безусловно, способствует росту
налоговой нагрузки на исполнителя
и ставит под угрозу выполнение
проекта (программы), поскольку размер
налога на прибыль составляет 30%
от загальной суммы помощи. По мнению этой
государственной службы, не имеет правовых
оснований для включения такого рода представительств
в Реестр неприбыльных организаций и учреждений,
поэтому они обязаны подавать отчетность,
предусмотренная общей системе налогообложения
налогом на прибыль. Следовательно, такие
структурные подразделения исполнителей
международной технической помощи отнятое
проходить временную регистрацию в органах
налоговой службы, не имеет соответствующего
правового определения. Согласно письму
Государственной налоговой администрации
Украины от 06.06.2000 г., льготный режим налогообложения
имеют только организации, получившие
аккредитацию в Министерстве экономики
Украины.
Это правовое положение,
как видим, пидкреслуе, что нормы
Закона Украины "О налогообложении
прибыли предприятий" и Положения "О
Реестр неприбыльных организаций и учреждений"
в части налогообложения исполнителей
программ международной технической помощи
не отличаются последовательностью и
образуют соответствующие трудности в
деятельности исполнителей международной
технической помощи.
В законодательстве
Украины существует только один
пример освобождения от оподатквання
исполнителей программ международной
технической помощи в специальном законе.
Это касается только энергоблоков Чернобыльской
АЭС с эксплуатации, преобразования объекта
«Укрытие» не экологически безопасную
систему и обеспечения социальной защиты
персонала Чернобыльской АЭС [5, c. 181].
Значительное внимание
заслуживает изучения правовых
основ по освобождению от налога
на добавленную стоимость исполнителей
международной технической помощи. Согласно
ч. 3 п. 3.2.5 ст. 3 Закона Украины "О налоге
на добавленную стоимость" от 3.04.1997
г. N 168/97-ВР, к операциям, которые не являются
объектом налогообложения, относится
импорт имущества как технической или
благотворительной (гуманитарной) помощи,
в соответствии с нормами международных
договоров Украины, согласие на обязательность
которых предоставлено Верховной Радой
Украины, или в соответствии с законом
[6, с. 156]. Однако, данная норма закона не
учитывает новизну и динамику нарастающим
социальных преобразований. Прежде всего,
это касается тех случаев, когда товары
(работ, услуги) оплачиваются за счет средств
реципиентив международной технической
помощи.
Совместным приказом
Национального агентства Украины
по вопросам развития и европейской
интеграции, Государственной налоговой
администрации Украины N 41/654 от 29.12.98
г., который зарегистрирован в
Министерстве юстиции Украины
19 января 1999 за N 26/3319 "Об утверждении
Положе ?? Ния о порядке освобождения от
налога на добавленную стоимость товаров
(работ, услуг), закупаемых на таможенной
территории Украины организациями, выполняющими
в Украине программы и проекты международной
технической помощи в соответствии с соглашениями
между Правительством Украины и Правительством
Соединенных Штатов Америки относительно
технико-экономического сотрудничества
"устанавливается, что получить подтверждение
об освобождении от налога на добавленную
стоимость может быть, если покупка товаров
(работ, услуг) предусмотрена контрактом
с донором и техническими задачами программ
(проектов), которые предоставлены в Министерство
экономики и европейской интеграции в
период их регистрации [13 ]. В других случаях,
а именно, при осуществлении расчетов
реципиентом международной технической
помощи за товары (работы, услуги) за счет
международной технической помощи, которая
была предоставлена исполнителем проекта,
реципиент не освобождается от налога
на добавленную стоимость.
Следовательно, Закон Украины
"О налоге на добавленную стоимость"
от 3.04. 1997 г. N 168/97-ВР не учитывает очень
важного аспекта, а именно, что международная
техническая помощь предоставляется,
как правило, органам государственной
власти, государственным и коммунальным
предприятиям, учреждениям и организациям,
а также негосударственном (преимущественно
некоммерческом) сектора в тех случаях,
когда получатели не в состоянии не только
закупить необходимое оборудование, а
также уплатить за него налоги и пошлины.
Поэтому вопрос об освобождении от налога
на добавленную стоимость реципиентов
не способствует целесообразной и эффективной
деятельности исполнителей программ (проектов)
международной технической помощи.
Таким образом, рассмотренные
нормы существенно препятствуют
международному техническому сотрудничеству
и гуманитарному обмену между
странами.
В нашей стране совершенствования
действующего законодательства
по международной технической
помощи и договорно-правовой базы
осуществляется преимущественное путем
принятия пидзаконих нормативно-правовых
актов и заключения соглашений, на основании
которых принимаются соответствующие
нормативно-правовые акты ведомственного
характера.
Необходимо также подчеркнуть,
что ни одно международное
соглашение не может учесть
всех особенностей будущего применения,
особенно в части субъектного
состава. Именно поэтому важно
установить общие условия налогообложения,
которые являются участниками
выполнения программ международной
технической помощи, прежде всего
в национальном законодательстве,
чтобы заложить законодательную
усталеннисть в правовом середовищи.
По нашему мнению, виришиты
низкую аспектов и вопросов, связанных
с выполнением программ международной
технической помощи, в том числе особенностей
налогообложения, помогло бы принятие
закона о международной технической помощи.
Следует отметить, что в этом направлении
разрабатываются определенные законодательные
инициативы. Так, 3.04. 2007 Верховной Радой
Украины был принят за основу проект Закона
"О международной технической помощи",
согласно Постановлению N 848-V [11].
В Постановлении Кабинета
Министров Украины от 14.01. 2004 г. N 15
"Об утверждении Стратегии
привлечения международной технической
помощи на 2004-2007 годы» указано,
что правоотношения, возникающие
в процессе привлечения и использования
международной технической помощи,
должны быть четко урегулированы
положениями международных договоров
Украины по вопросам международной
технической помощи и нормами
национального законодательства. В
частности, этим документом определена
предпосылка Эффективное решение
этих задач, состоящая в принятии
Закона Украины "О международной
технической помощи" с учетом
современной международной практики
и накопленного опыта сотрудничества
с донорами в Украине [12].
Кроме того, осуществлению
программ международной технической
помощи в Украине существенно
мешает отсутствие стратегии
привлечения международной технической
помощи с 2008 г.
Исходя из результатов
предварительного анализа условий
налогообложения исполнителей программ
(проектов) международной технической
помощи, считаем необходимым ввести
следующие шаги. Прежде всего,
разработать базовый закон, в
котором четко будут врегуловани
отношения, возникающие в связи с привлечением
и использованием международной технической
помощи, в том числе, важно определить
процедуры обязательной государственной
регистрации проектов (программ) международной
технической помощи и аккредитации исполнителей.
Поэтому крайне необходимо определить
особенности налогообложения и таможенного
оформления международной технической
помощи с целью предоставления фискальных
льгот и создание условий для государственной
и иностранной донорской помощи. Из этого
следует необходимость определения на
законодательном уровне полномочия органов
государственной налоговой службы в части
учета и регистрации исполнителей международной
технической помощи. Отметим, что этот
закон должен отвечать, как и другие нормы
национального законодательства, положениям
международных договоров Украины по вопросам
международной технической помощи.
Считаем необходимым
обеспечить реализацию государственной
политики в сфере экономического
и технического сотрудничества
с международными организациями,
иностранными государствами, соответствующими
межгосударственными и региональными
организациями, уполномоченными
учреждениями иностранных государств
по реализации экономических
программ (проектов). В том числе важно
принять национальную стратегию привлечения
международной технической помощи на
2008-2011 г.
Кроме того, нужно установить
в международных договорах Украины
по вопросам международной технической
помощи общие условия налогообложения,
принципы сотрудничества и обязательства
сторон.
Таким образом, совершенствование
налоговых принципов регулювання
международно-технической деятельности,
направленной на ее распространение и
содействие развитию социально ориентированной
рыночной экономики, ускорит европейскую
интеграцию Украины.
Выводы
Во-первых, в Украине
необходимость получения и использования
международной технической помощи
обусловлена важностью дальнейшего
демократического развития государства
и обеспечения интеграции национального
законодательства в европейскую
правовую систему
Во-вторых, создание надлежащих
льготных условий налогообложения
исполнителей международной технической
помощи вытекает из характера
этой помощи и определения
ии основных реципиентов, а именно: органов
государственной власти, государственных
и коммунальных предприятий
В-третьих, эффективность
функционирования исполнителей
программ (проектов) международной
технической помощи и их деятельности
в Украине связаны с определением
их законодательного статуса,
введенные уже заначенних изменений
в национальном законодательстве, а также
обеспечении реализации государственной
политики в сфере экономического и технического
сотрудничества между странами.
Список использованной
литература:
Башняк А.С. Принципы налогообложения
и их реализация в налоговом законодательстве
Украины: дис. ... кандидата юр. наук: 01.02.2005
/Башняк Оксана Сергиивна.-К., 2005. - 193 с.
Буткевич В.Г., Мицик В.В.,
Задорожный А. В. Международное право.
Основы теории: Учебник. /Под ред. В.Г. Буткевич.
- М., 2002.
Гега П.Т. Правовой режим
налогообложения в Украине. К., 1991. - 1997
с.
Жернаков М.В. Правовое регулирование
представительства в сфере налогообложения:
монография. - М.: Право, 2006 - 140 с.
Закон Украины "О
налогообложении прибыли предприятий»
//Ведомости Верховной Рады Украины.
- 1997. - № 27.-с. 181.
Закон Украины «О
налоге на добавленную стоимость»
//Ведомости Верховной Рады Украины.
- 1997. - N 21. - с. 156.
Инструкция "О порядке
учета налогоплательщиков", зарегистрированной
в Министерстве юстиции Украины
14 декабря 1998 г. № 791/3231 в редакции
приказа Государственной налоговой
администрации Украины от 17.11.1998
г. № 552
htpp ://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi.
Корецкий В.М. Избр. тр.: В
2 кн. -К.: Наук. мысль, 1989. -Т.157 с.
Недюха М.П., Форостовець
В.А., Гаркуша В. С., Пащенко Ю. Г. Система
налогообложения в Украине: концептуальные
измерения: монография /Т.Т. Ковальчук
(общ. ред) - М.: МП Леся, 2007.400 с.
Петраш И. Ю. Международно-правовые
аспекты сотрудничеству Украины
по вопросам двойного налогообложения:
Дис .... кандидата юрид. Наук. Л., 2003, - 191
л.
Постановление Верховной
Рады Украины № 848-V от 3.04. 2007
htpp ://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi.
Постановление Кабинета
Министров Украины от 14.01. 2004 г. N 15 "Об
утверждении Стратегии привлечения международной
технической помощи на 2004-2007 годы"
htpp ://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi.
Положение "О порядке
освобождения от налога на добавленную
стоимость товаров (работ, услуг), закупаемых
на таможенной территории Украины организациями,
выполняющими в Украине программы и проекты
международной технической помощи в соответствии
с соглашениями между Правительством
Украины и Правительством Соединенных
Штатов Америки по технико-экономического
сотрудничества », который принят приказом
N 41/654 от 29.12.1998 г. Национального агентства
Украины по вопросам развития и европейской
интеграции, Государственной налоговой
администрации Украины, и который зарегистрирован
в Министерстве юстиции Украины 19.01 1999
г. N 26/3319
htpp ://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi.
Положения "О Реестре
неприбыльных организаций и учреждений",
как есть утверждено приказом Государственной
налоговой администрации Украины от 11.07.1997
г. № 232, и зарегистрировано в Министерстве
юстиции Украины 06.08. 1997 г. № 291/2095
htpp ://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi.
Постановление Кабинета
Министров Украины от 15.01 2002 г. N 153 "О
создании единой системы привлечения,
использования и мониторинга международной
технической помощи
htpp ://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi.
Постановление Кабинета
Министров Украины от 26.02 1993 г. N 145 "О
порядке регистрации филиалов, отделений,
представительств и других структурных
ячеек общественных (неправительственных)
организаций зарубежных государств в
Украине"