Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:19, курсовая работа
Конец 50-х и начало 60-х годов прошлого века характеризовалось ожесточенной конкуренцией двух общественных систем, жесточайшей борьбой между двумя полюсами тогдашнего миропорядка. Антагонистические противоречия определяли линию поведения двух сверхдержав – США и СССР буквально во всем и она сказывалась, прежде всего, на внешней политике, которую проводили эти государства на мировой арене.
Следовательно, один из главных
субъективных факторов в превентивной
дипломатии, т.н. «политическая воля»
временами оказывается
В этих условиях дополнительным
ограничителем возможностей универсальной
системы безопасности – ООН в
области превентивной дипломатии, наверное,
является недостаточная
2 Глава. Реализация принципов превентивной дипломатии.
Постепенное становление
превентивной дипломатии, как привлекательной
концепции предупреждения и предотвращения
конфликтов, осуществляемой ее субъектами,
в основном, мирными средствами.
Она, как мы видели, в первой половине
90-х годов XX в. становится основой
ключевого направления
Резюмируя опыт превентивной дипломатии в страновых и субрегиональных ситуациях, можно, на взгляд автора, говорить о неких общих критериях успеха и неудач превентивной дипломатии. Общие (благоприятные) исходные критерии для реализации превентивной дипломатии можно свести к следующим общим моментам.
Во-первых, это заинтересованность всех сторон в предотвращении конфликта. Комбинации заинтересованных субъектов в каждом отдельном случае могут быть разными по составу, политическому весу и статусу. Но всегда между ними должен сложиться некий де-факто и/или де-юре консенсус по вопросу предотвращения назревающего конфликта.
Во-вторых, должен сложиться баланс интересов заинтересованных крупных внешних «игроков» (США, России, ЕС и других), на основе которого уже должны строиться некие общие конструктивные позиции. Разрешение назревающего конфликта должно иметь большое значение для мирового сообщества и, в первую очередь, для основных игроков современных международных отношений. Для самих конфликтных сторон мирное урегулирование этнических проблем должно быть предпочтительнее военного решения, серьезность конфликта должна быть осознанна на раннем этапе.
Опыт Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в плане разработки собственной модели ПД и ее реализации также достаточно привлекателен, так как одной из первых региональных структур, взявшей на вооружение концепцию превентивной дипломатии была АСЕАН – Ассоциация стран Юго-Восточной Азии10. Активный экспертный и политический диалог по широкой проблематике превентивной дипломатии, который не первый год идет в рамках Ассоциации и Регионального Форума АСЕАН (АРФ)11, свидетельствуют о существовании некоего политического «заказа» со стороны стран АТР на дальнейшее продвижение и реализацию политики превентивной дипломатии.
В АСЕАН в начале 90-х гг. шла активная экспертная работа по созданию концепции превентивной дипломатии в Юго-Восточной Азии. Ведущие аналитики Ассоциации отмечали, что в ЮВА не существует прямой угрозы со стороны крупных региональных и внерегиональных держав, переводя их на более низкий уровень конфликтности - на сферу двусторонних отношений между самими странами ЮВА. К таковым они относили взаимные территориальные претензии, проблемы неурегулированности границ и их неудовлетворительной демаркации – контроля и охраны границ, и связанная с ними контрабанда и незаконная разработка полезных ископаемых или природных ресурсов. Перечисленные проблемы и были предметом собственно превентивной дипломатии12.
Очевидно, что Региональный
Форум АСЕАН (АРФ) в отличие от
АСЕАН придает превентивной дипломатии
большую практическую направленность,
поскольку непосредственно
Суммируя позитивные и негативные тенденции, накопившиеся в настоящее время в АРФ по проблеме дальнейшего развития концепции и практики превентивной дипломатии, следует выделить следующий ряд проблем, которые составляют суть современного дискурса.
Во-первых, наверное, нужно отметить внутренний смысл, который вкладывается в понятие превентивной дипломатии в условиях азиатской (регионов ЮВА и СВА) региональной специфики. В любом случае страны АСЕАН вряд ли пойдут на радикальные трактовки теории и практики ПД, предполагающие вмешательство во внутренние дела того или иного государства. Во-вторых, вопрос касается создания реальных механизмов реализации ПД в регионе. В экспертной литературе существуют разные трактовки данных проблем. Интересной, в этой связи, представляется версия российского политолога и дипломата М.А.Конаровского, который считает, что сутью превентивной дипломатии в АТР должно стать тесное политическое и экономическое сотрудничество между членами АРФ, включая сотрудничество в области безопасности для создания условий по предотвращению военных конфликтов.
Таким образом, азиатский региональный «срез» теории и практики ПД (на примере деятельности АСЕАН), показывает достаточно сильное отличие его от аналогичного среза в Европе. В Юго-Восточной Азии можно говорить пока о предварительном этапе реализации ПД, без того разностороннего (позитивного и негативного) опыта, который демонстрирует ОБСЕ, другие западные институты и организации.
Другая часть посвящена
Оценивая концепцию
СНГ, следует отметить
Особое внимание в Концепции обращается на привлечение к деятельности по урегулированию и предотвращению конфликтов на территории стран СНГ ООН и ОБСЕ. Подчеркивается, что принуждение к миру может происходить только с согласия и на основе мандата СБ ООН. В рамках принятой Концепции был проработан механизм осуществления операций по поддержанию мира и предотвращению конфликтов в СНГ.
Устав СНГ15, принятый еще в 1993 г., являлся в начале 90-х гг. наиболее важным документом, определяющим принципы и регулирующим деятельность организации. Вместе с тем, вопрос о миротворческих операциях и превентивной дипломатии был разработан в Уставе не полно.
Статья 16 имеет отношение
к превентивной дипломатии, в ней
говорится, что "государства-участники
принимают все возможные меры
для предотвращения конфликтов,
прежде всего на межнациональной
и межконфессиональной основе, могущих
повлечь за собой нарушения прав
человека". При этом, правда, не разъясняется,
почему особо выделены лишь "конфликты
на межнациональной и
Практика 90-х гг. показала,
что в странах Содружества
не было единого понимания принципов
миротворчества и превентивной дипломатии.
Фактически все миротворческие и
превентивные функции в основном
взяла на себя Россия, которая и
осуществляет самые разные по характеру
операции в "горячих точках" Содружества
на основе многосторонних договоренностей
между Россией и всеми
Фактически, как справедливо отмечают некоторые российские эксперты16, в СНГ так и не удалось, несмотря на приложенные усилия, в середине 90-х годов создать эффективную систему коллективной безопасности, основанную на сочетании превентивных мер и миротворческих операций.
Превентивная дипломатия представляется действенной стратегией предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов социально-политического характера. При этом, для повышения ее эффективности является обязательным осознание сторонами конфликта опасности ситуации, требующей незамедлительного вмешательства, конфиденциальность осуществляемых контактов и реализуемых мер, согласие, при необходимости, конфликтующих сторон на посредничество или вмешательство третьей стороны (в частности международной или региональной структуры).
Для эффективной имплементации превентивной дипломатии необходим также ряд субъективных факторов, среди которых определяющее значение имеет так называемый фактор «политической воли» - искреннее желание вовлеченных в конфликт сторон разрешить его. Существующие примеры применения превентивной дипломатии указывают на ее низкую эффективность при отсутствии такого желания, даже в условиях наличия всех объективных условий или факторов реализации превентивных стратегий.
Важнейшим условием эффективности превентивной дипломатии выступает временной фактор, то есть момент применения превентивных технологий. Рассмотрение позитивных итогов наряду с негативными результатами ряда примеров применения превентивной дипломатии в различных ситуациях и регионах показывает ее высокую эффективность при использовании в промежутке между проявлением конфликта, бывшего до этого латентным, до достижения им кризисной фазы.
В условиях политической напряженности
или эскалации кризисов превентивная
дипломатия часто является одним
из немногих путей сохранения мира,
а, следовательно, спасения жизней людей
и предотвращения тяжких экономических
последствий. Ведь в среднем издержки
гражданской войны поглощают
более чем 30-ти летний рост объема валового
внутреннего продукта (ВВП) развивающейся
страны.
Кумулятивные издержки, связанные с наиболее
жестокими и продолжительными гражданскими
войнами, составляют десятки миллиардов
долларов США, а процесс восстановления
до первоначального уровня роста занимает
в среднем 14 лет. Усилия же по предупреждению
кризисов могут быть гораздо менее дорогостоящими.
Об этом
говорится в новом a докладе Генерального секретаря ООН
Пан Ги Муна «Превентивная дипломатия:
достижение результатов». Это первый доклад
на эту тему. Он посвящен памяти бывшего
Генерального секретаря Дага Хаммаршельда, пятидесятилетие
гибели которого отмечается в этом
году.
Генеральный
секретарь ООН подготовил доклад по поручению
Совета Безопасности. В нем он изложил
новшества и формирующуюся практику превентивной
дипломатии последних лет. Особое внимание
в докладе сосредоточено на дипломатических
мерах, принимаемых в целях предотвращения
или смягчения последствий распространения
вооруженных конфликтов, но в нем говорится
и о значимости превентивной дипломатии
в рамках более широких стратегий миростроительства,
осуществляемых на национальном уровне.
Глава ООН
отметил, что меры в области раннего предупреждения
расширяются и совершенствуются. Еще несколько
лет назад информации о назревающих конфликтах
явно не хватало. Сегодня наблюдается,
в некотором роде, обратная ситуация: информации
имеется предостаточно, и ее необходимо
изучать, оценивать и обобщать.
«Однако в прогнозировании
кризисов по-прежнему бывают сбои, и международное
сообщество до сих пор иногда оказывается
застигнутым врасплох, как это случилось,
когда в июне 2010 года на юге Кыргызстана
произошел всплеск этнического насилия
и когда в 2011 году по Ближнему Востоку
и Северной Африке прошла волна народных
волнений17», - отмечается в докладе. В
нем глава ООН привлек внимание к тому,
что, несмотря на серьезные проблемы, которые
по-прежнему препятствуют достижению
успеха в области превентивной дипломатии
, коллективные усилия все же привели к
тому, что число конфликтов малой интенсивности,
начавшихся в период 2000–2009 годов составляло
лишь примерно половину от числа таких
конфликтов, начавшихся в 90-е годы прошлого
столетия. За этот же период количество
новых конфликтов высокой интенсивности
(изначально таковых или переросших в
таковые) также сократилось с 21 до 16. «Хотя
это сокращение можно объяснить целом
рядом факторов, важное место здесь занимают
и более активные и продуманные превентивные
действия государств-членов и международных
организаций»18, - говорится в документе.
Глава ООН призвал продолжать усилия по
обеспечению и более надежному оснащению
«превентивных дипломатов», которые возглавляют
на местах усилия по предотвращению конфликтов
с применением насилия. В этой связи он
заявил о необходимости расширения резерва
высококвалифицированных посланников
и посредников, которых можно быстро направить
в вызывающие озабоченность районы.
В настоящее
время превентивная дипломатия дает конкретные
результаты при относительно скромных
ресурсах во многих регионах мира и помогает
сохранять жизнь людей и защищать успехи,
достигнутые в области развития. Подобный
подход может оказаться эффективным не
во всех ситуациях, и мы будет по-прежнему
сталкиваться с неопределенностью, рисками
и возникающими проблемами, которые появляются
на местах. Тем не менее, я твердо уверен
в том, что улучшение превентивной дипломатии
не зависит от нашего желания; оно необходимо.
Информация о работе Понятие и развитие концепции превентивной дипломатии