Переговоры в политическом конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение переговорных техник разрешения политических конфликтов. Для достижения данной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
• рассмотреть односторонние и совместные пути решения политических конфликтов;
• рассмотреть решения политических конфликтов с участием третьей стороны;
• выделить особенности переговоров;
• проанализировать функции переговоров;
• рассмотреть конкретные переговорные техники.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Подходы к разрешению политического конфликта
1.1 Одностороннее решение политических конфликтов…………………...4
1.2 Совместное решение политических конфликтов………………………...7
1.3 Решение политических конфликтов с участием третьей стороны……...8
2. Переговорные техники, как способ разрешения политических конфликтов
2.1 Особенности переговоров………………………………………………….13
2.2 Функции переговоров……………………………………………………..16
3. Переговорные техники
3.1 Техника переговоров У. Юрии…………………………………………….21
3.2 Техника переговоров Р. Филлера и У. Юрии…………………………..24
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………………………..28

Файлы: 1 файл

КОНФЛИКТОЛОГИЯ.docx

— 49.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1. Подходы к разрешению  политического конфликта

  1.1 Одностороннее решение политических конфликтов…………………...4

  1.2 Совместное решение политических конфликтов………………………...7

  1.3 Решение политических конфликтов с участием третьей стороны……...8

2. Переговорные техники,  как способ разрешения политических  конфликтов

  2.1 Особенности переговоров………………………………………………….13

  2.2 Функции переговоров……………………………………………………..16

3. Переговорные техники

  3.1 Техника переговоров У. Юрии…………………………………………….21

  3.2 Техника переговоров Р. Филлера и У. Юрии…………………………..24

Заключение………………………………………………………………………27

Список используемой литературы……………………………………………..28

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы свидетельствует опасность возникновения конфликтов на рубеже XX--XXI вв., которая побуждает исследователей и практиков активно искать и использовать мирные средства для их урегулирования. Односторонние, в первую очередь военные, действия все более ограничиваются не только растущей военной, но также экономической, экологической, информационной, социальной и прочей взаимозависимостью мира. Как следствие этих процессов, переговоры становятся не просто ведущим, а единственно возможным средством урегулирования крупнейших конфликтов. Технология мирного урегулирования конфликтов приобретает особое значение в современных условиях, становясь главным фактором сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации.

Человечество знакомо  с конфликтами с момента своего возникновения. Споры и войны  вспыхивали на всем протяжении исторического  развития общества между племенами, городами, странами, блоками государств. Как заметил немецкий военный  теоретик и историк К. фон Клаузевиц, история мира - это история войн.1Нельзя не согласиться с тем, что роль и место конфликтов в истории развития человечества более чем существенны.

Вооруженные конфликты уносили  множество жизней, вели к разрухе  и голоду. Первая, а затем и  вторая мировые войны поставили  вопрос о предотвращении вооруженных  конфликтов особенно остро. С появлением ядерного оружия вооруженные конфликты  стали приобретать наиболее зловещий характер. Все это побудило членов мирового сообщества предпринять дополнительные меры для сохранения мира на планете.

Объектом данной работы являются подходы к разрешению политических конфликтов.

 В качестве предмета работы  выступают переговорные техники, как способ разрешения политических конфликтов.

Целью работы является изучение переговорных техник разрешения политических конфликтов. Для достижения данной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

· рассмотреть односторонние  и совместные пути решения политических конфликтов;

· рассмотреть решения  политических конфликтов с участием третьей стороны;

· выделить особенности переговоров;

· проанализировать функции  переговоров;

· рассмотреть конкретные переговорные техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Подходы к  разрешению политического конфликта

1.1 Одностороннее  решение политических конфликтов

При односторонних шагах участники не согласовывают свои действия, а принимают решения и ведут себя независимо друг от друга. Односторонние шаги подразумевают такие варианты поведения (подходы):

* реализация выигрыша  одной из сторон (попытка одержать  победу);

* капитулирование перед  противником;

* игнорирование конфликтной  ситуации;

* обращение в правовые  инстанции.

Конфликтный подход. При  попытке завоевать победу стороны вступают в противоборство, суть которого в свое время хорошо выразил К. Клаузевиц, сказав, что если противник не подчиняется нашей воле, то мы должны поставить его в еще худшую ситуацию. 2Для этого могут использоваться различные средства: вооруженное противостояние, террористические акты, экономическая блокада, политические средства давления и т.п. В таком случае события обычно развиваются в сторону усиления конфликтных отношений и часто выливаются в форму вооруженного противостояния. Борьба может продолжаться до полного истощения сил обеих сторон. Истории известно немало случаев, когда победитель и побежденный в результате изнурительного противостояния в экономическом и социальном плане отбрасывались на десятки лет назад в своем развитии.

Опасность, таящаяся в таком  подходе к «разрешению» конфликтов, заключается не только в возможном  насилии, разрушениях, экономическом  упадке, но и в самом характере решения проблемы. Интересы и цели одной из сторон в случае победы другой оказываются нереализованными. Это оставляет проблему нерешенной, ведет к недовольству побежденной стороны, которая начинает искать возможности для реванша, что порождает основу для нового витка конфликта и не позволяет сохранить длительный и прочный мир.

Капитуляционный подход. Предполагает капитуляцию одного из участников конфликта без оказания какого-либо сопротивления. Обычно это происходит тогда, когда силы сторон явно неравны и более слабый участник уступает, чтобы избежать худших для себя последствий. Примерами тому может служить множество случаев капитуляции фактически без боя перед военной силой противника. Как и в ситуации борьбы, при капитуляции нереализованность интересов и целей побежденного или сдавшегося служит опасным источником дальнейшего развития конфликта.

Игнорирование конфликтной  ситуации. Его результатом является бездействие. Развитие событий в этом случае пускается на самотек. Такой подход не менее опасен. Здесь также стоит привести слова Г. Киссинджера - «Если избегать решения проблем, то это вызывает кризис, а неуправляемый кризис может обернуться катаклизмом».

Обращение участника конфликта  в правовые инстанции. Исключение здесь составляет Международный Суд, который является одним из главных органов ООН. Международный Суд может рассматривать спор лишь при обоюдном согласии на это сторон. В подобных ситуациях нельзя говорить об односторонних шагах, хотя и совместными в полном смысле этого слова они не являются. Совместное здесь только само обращение, решение же остается за Судом.

Правоведение, являющееся отдельной  научной дисциплиной, изучает принципы, нормы и методы такого урегулирования. Однако часто проблема заключается  в том, что не все конфликты  разрешаются с помощью правовых процедур. Причин, по которым не всегда возможно урегулирование конфликтов в  рамках юриспруденции, несколько: 3* многие конфликты возникают именно из-за того, что противоречия, лежащие в их основе, не описываются существующими нормами, либо в ходе самого конфликта стороны или одна из них стремятся изменить нормы, обязательства, имеющееся положение дел и т.п. Иными словами, конфликт возникает относительно правил и норм;

* при судебном разбирательстве  вполне вероятно, что интересы  одной из сторон будут полностью  удовлетворены, а другой -- нет.  На переговорах можно выйти  за пределы конкретного конфликта  и увязать интересы (подключив  и такие, которые не затрагиваются  конфликтом) так, что это будет  выгодно обеим сторонам;

* обратившись в суд,  стороны должны следовать принятым  решениям, даже если они обе  не согласны с ними, в то  время как договорные решения  могут быть более гибкими, а  значит, и более приемлемыми для  сторон;

* судебные решения, как  правило, не изменяют характера  отношений сторон. Зачастую они  так и остаются конфликтными. А это значит, что вероятность  нового конфликта весьма высока.

Что касается международной  сферы, то к названным причинам добавляются  и другие:

* международные отношения  не столь централизованы и  структурированы, как отношения  внутри отдельных государств, поэтому  выполнение решений суда здесь  имеет более ограниченный характер, «наказать» за невыполнение решения  Международного Суда довольно  сложно;

* Международный Суд не  обладает автоматическим правом  разрешать международные споры,  а начинает действовать лишь  тогда, как уже отмечалось, когда  к нему обратятся все конфликтующие  стороны. 

Таким образом, политическое урегулирование не может не учитывать  правовые нормы. Переговорные решения  должны оформляться юридически. В  противном случае слишком велик  риск того, что они не будет выполняться  или возникнут споры относительно характера достигнутых договоренностей.

1.2 Совместное  решение политических конфликтов

Существует и второй путь разрешения конфликтов - путь совместного с противоположной стороной решения проблемы. В отличие от ориентации на односторонние действия, этот путь означает следующее: участники исходят из того, что противоречия, возникшие между ними, должны быть обсуждены и в результате этого обсуждения должно быть найдено решение проблемы. Таков путь политического урегулирования конфликта. Он предполагает проведение прямых переговоров или переговоров с помощью посредника. Решение, которое принимается сторонами на переговорах, если они завершились договоренностями, всегда есть совместное решение, т.е. то, на которое согласились оба участника, подписав заключительный документ. В этом случае стороны исходят из того, что в результате обсуждения можно найти взаимоприемлемое решение, которое затем закрепляется юридическими документами (договорами и соглашениями и т.п.).

Порой стороны одновременно пытаются реализовать и односторонние  шаги, и совместные действия. Однако в любом конфликте один из этих путей доминирует как в конкретный период, так и при разрешении конфликта в целом. То, какой путь будет избран участниками в качестве главного, зависит от многих факторов, в том числе от существующих традиций и наличных механизмов разрешения конфликтов у его участников, от их установок и навыков в этой области. Возможна и смена основного пути в ходе разрешения конфликта. Такая смена вызывается различными причинами. В международных отношениях это могут быть, например, внутриполитические изменения у того или иного участника конфликта, осознание невозможности реализовать свои интересы путем односторонних действий, влияние третьих стран и т.д.

Поскольку в конфликте  имеются как минимум два участника, постольку конкретный результат  взаимодействия будет определяться выбором обоих.

В литературе обычно встречается  противопоставление двух подходов к  конфликту, а именно основанных на силовых  или мирных методах его разрешения. При этом под силовыми методами обычно подразумеваются вооруженные средства борьбы, а под мирными -- только переговоры, т.е. мирные средства в узком смысле слова (без учета правовых процедур) Силовые и мирные методы соотносятся с двумя крайними методами,: борьбой, имеющей вооруженный характер, и переговорами. Выделение в анализе только этих крайних методов -- вооруженных и мирных -- во многих случаях оправдано, особенно если принять во внимание серьезную опасность, связанную с использованием вооруженных методов разрешения конфликта в современном мире.

1.3 Решение политических конфликтов с участием третьей стороны

Понятие «третья сторона» является широким и собирательным, включающим в себя обычно такие термины, как «посредник», «наблюдатель за ходом переговорного процесса», «арбитр». Под «третьей стороной» может пониматься также любое лицо, не имеющее статуса посредника или наблюдателя, однако занятое вопросами урегулирования конфликтных отношений между другими сторонами. Вообще, когда речь идет о вмешательстве в конфликт кого-то иного, кроме самих его участников, то используют общее понятие «третья сторона». Третья сторона вмешивается в конфликт именно с целью его мирного урегулирования, а не для оказания помощи одному из участников.4

Мир стал сложнее, поэтому  в нем наряду с государствами  третьей стороной могут быть и  нередко бывают группы государств, объединенных для урегулирования конкретного  конфликта; международные универсальные  и региональные организации; церковь; неофициальные (неправительственные) институты и организации, а в  некоторых случаях -- отдельные лица, предпринимающие усилия по мирному  урегулированию конфликта. Роль неправительственных  участников урегулирования конфликтов в современном мире возрастает.

Третья сторона может  позволить себе несколько отстраненное, более рефлексивное отношение к  урегулированию. Участники же конфликта, вследствие своей вовлеченности, слишком  пристрастно и эмоционально воспринимают ситуацию.

В 1985 г. в связи с 25-летием исследований по проблемам мира И. Галтунг  опубликовал статью, в которой  описал три основных стратегии, или  подхода, реализуемых в практической сфере третьей стороной: действия по поддержанию мира, миротворческая деятельность; деятельность по закреплению  мира («миростроительство»). В 1992 г. генеральный  секретарь ООН Б. Бутрос-Гали выступил с посланием «Повестка дня  для мира», в котором он выделил  следующие подходы в миротворческой деятельности ООН: действия, направленные на предотвращение и недопущение конфликтов (превентивная дипломатия); операции и действия по восстановлению мира там, где он нарушен; действия по поддержанию мира там, где мир был достигнут, но вероятность его нарушения сохраняется; действия по закреплению мира по окончании вооруженной стадии развития конфликта.

Информация о работе Переговоры в политическом конфликте