Этнические общности. Межнациональные отношения. Этнические конфликты пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая национальные и межнациональные отношения, следует отметить, что в духовной сфере нет незначительных вопросов. Игнорирование даже небольших, на первый взгляд, проблем способно при определенных обстоятельствах превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением в идеологическом аспекте: они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функционирование всей общественной жизни.

Файлы: 1 файл

Этнические общности.docx

— 34.83 Кб (Скачать файл)

 

        Этнические  общности . Межнациональные отношения. Этнические                   конфликты пути их разрешения..

 

Этническая  общность (этнос) - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией, группой народов (славянская этническая общность и др.).

Этногенетическая общность или, короче, этнос- это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание - сознание своей генетической связи с др. представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его  представлениях  о своём происхождении. Он сознаёт себя принадлежащим к определённому этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате  образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса.

Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная генетическая связь, сколько представление о ней. "Гены" (кровное родство) сами по себе ещё не формируют этническое самосознание. Оно определяется не биологическим фактом происхождения от родителей, относящихся к данному этносу, а социально-психологическим фактом - тем, что индивид думает о своём происхождении. Иначе говоря, для этнического самосознания важно, чьим потомком считает себя человек, а не чьим потомком он является на самом деле. Разумеется, люди обычно знают своих родителей и их представление о своем происхождении основано на этом. Но даже у потомственной аристократии генеалогия рода редко прослеживается с достаточной достоверностью более двух-трёх  столетий, а большинству людей известно всего лишь несколько поколений своих предков. И практически почти во всякой родословной, уходящей достаточно далеко в прошлое, обнаруживаются "иноземцы" – выходцы  из иных народов. Поскольку любой этнос объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды, племена (иногда даже из разных рас) и постоянно пополняется за счёт межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из  др. этносов, постольку расистские попытки делить людей по "чистоте крови", различать "чистых" и "нечистых" представителей этноса, "настоящих арийцев" и "неполноценных бастардов" и т.п. совершенно бессмысленны. Этническая общность основана не на "крови", а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое, а социальное (или, можно сказать, биосоциальное).

В советской школе этнографии в русле дуалистической концепции этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:

Род— группа людей, которая основана на кровных связях.

Племя— этнос  эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.

Народность— окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.

Нация— в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному       и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и капиталистические нации, которое в результате крушения социалистической системы потеряло смысл.

Супер этнос — по мнению некоторых специалистов, новая форма этноса, формирующаяся в контексте процесса глобализации. Для супер этноса характерна высокая степень интегрированности наднациональных культурных, экономических, конфессиональных и экономических связей. В ряде случаев образованию супер этносов способствует территориальная близость наций и национальных государств, а значить  общность их геополитических целей. По некоторым прогнозам супер этнос станет главным субъектом мировой политики (XXI века), оттеснив на вторые роли нации и национальные государства.

Между понятиями «этнос» и «нация» часто ставится знак равенства. В отечественной литературе, посвященной этому вопросу, обычно уточняли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену  народности

Некоторые исследователи четко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна индивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают над этничность, синтез этнических, межэтнических и неэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.)

2. Межнациональные отношения

В социальной структуре общества важное значение занимают группы людей, объединённые по национальному  признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас наcсчитывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными.

Судьбу  отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа.

Преступные  действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по- разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная   гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой  позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы оправдывать хорошее и  плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа.

Такая ограниченность ведет к национальной розни, к бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом у разных народов были славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и  ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя   скрывать.

Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.

Исторический  путь каждого народа – это возникновение и утверждение национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу – сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.

Но бывают и отжившие, недобрые традиции. Например, кровавая    месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно восхищения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы нашей  страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом  к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские и украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены, таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.

Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.

И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.

Однако  в конце 80-х – начале 90-х годов в некоторых районах страны произошло обострение межнациональных отношений, возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Они выбивают людей из нормальной жизни, а в ряде случаев приводят к многочисленным жертвам. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия недопустимы. Они могут привести к всеобщей беде.

От  решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

Именно  поэтому государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к   кокой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь  возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности

Этноконфликт— ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, в которой так или иначе проявляется этническая идентичность сторон. Таким образом, Этнический конфликт – это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:

в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку;

стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;

в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;

новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;

этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.

Хотя  в основе большинства межэтнических конфликтов лежат вполне рациональные  причины, основой для их возникновения являются сами понятия этноса, этнической культуры и этнической идентичности, деление на «своих и чужих» по национальному признаку. Для этого не требуется непосредственного контакта между представителями тех или  иных национальностей — мнение о тех или иных этносах может формироваться заочно (через средства массовой информации и др.). В России следует разделять конфликты между основным этносом (русскими) и остальными народами и конфликты между местными народами (например, некоторые конфликты чеченцев и ингушей).

В Российской Федерации за возбуждение вражды по национальному признаку (в это понятие можно включить распространение расистской, экстремистской, сепаратистской и других подобный идеологий, а также провокации на межэтнические конфликты) Статьей 282 УК предусмотрена уголовная ответственность, в частности, в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного доход а осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Заключение

На  современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее, есть общее, интересующее этносоциологию, — социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все  то, что определяет национальную самобытность людей.

Информация о работе Этнические общности. Межнациональные отношения. Этнические конфликты пути их разрешения