Этапы и особенности формирования индустриальной цивилизации в Европе и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:25, реферат

Описание работы

По ходу выполнения данного реферата, постараемся более подробно рассмотреть особенности формирования индустриальной цивилизации таких стран как Соединенные Штаты Америки, Германии, Англии, Франции, России. Таковой будет цель нашего исследования.
В соответствии с ней на нас будет возложены задачи:
1. Изучить особенности индустриализации в Соединенных Штатах Америки
2. Отдельно рассмотреть особенности становления индустриализации Европейских стран
3. Сравнить процессы формирования индустриальной цивилизации в Европе и США

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
1. Глава 1 Особенности индустриализации в США…………………………….5
2. Глава 2 Особенности индустриализации в Европе…………………………12
2.1.Англия……………………………………………………………………12
2.2.Франция………………………………………………………………….15
2.3.Германия…………………………………………………………………17
2.4.Россия………………………………………………………..…………...19
3. Глава 3 Последствия промышленного переворота……………………...….21
3.1.Вторая научно-техническая революция…………………………...…...24
3.2.Сельское хозяйство……………………………………………………...26
3.3.Финансовая олигархия и концентрация производства………………..29
3.7.Милитаризация Европы………………………………………………....31
3.8.Госсудартвенно-правовая организация капиталистических стран….32
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………...3

Файлы: 1 файл

Этапы и особенности формирования индустриальной цивилизации в Европе и США..docx

— 62.86 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

Ханты-Мансийский институт дизайна и прикладных искусств (филиал)

УралГАХА

 

 

Кафедра Дизайн

 

                                                                                                                                                           

 

 

Реферат

По всемирной  истории 

Тема: «Этапы и особенности формирования индустриальной цивилизации в Европе и США»

 

Студент                                                            

I курс, 8Д, Промышленный дизайн

 

 

Руководитель                                                 (Доцент кафедры ДПИ, к. филос. наук)

 

 

Дата: 20.05.09

 

 

 

                                           Ханты-Мансийск 2009

                                                 Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3

1. Глава 1 Особенности индустриализации  в США…………………………….5

2. Глава 2 Особенности индустриализации  в Европе…………………………12

2.1.Англия……………………………………………………………………12

2.2.Франция………………………………………………………………….15

2.3.Германия…………………………………………………………………17

2.4.Россия………………………………………………………..…………...19

3. Глава 3 Последствия промышленного переворота……………………...….21

3.1.Вторая научно-техническая революция…………………………...…...24

3.2.Сельское хозяйство……………………………………………………...26

3.3.Финансовая олигархия и концентрация производства………………..29

3.7.Милитаризация Европы………………………………………………....31

3.8.Госсудартвенно-правовая  организация капиталистических стран….32

Заключение………………………………………………………………………35

Список  использованной литературы…………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для Запада XIX век стал эпохой торжества индустриальной революции, которая одерживала одну победу за другой в большинстве стран Европы, в США и в России. С конца XVIII в. начинается особый этап в развитии цивилизационного процесса - становление Индустриальной или машинной цивилизации. При жизни всего нескольких поколений человечество прошло путь от водяной мельницы до динамо-машины от конной повозки до автомобиля и самолета, от бригантины до теплохода, от конного плуга до трактора, от мушкета до пулемета. Совершился переход от аграрной к индустриальной экономике, который включал два этапа - мануфактурный и фабричный. [9,39]

По ходу выполнения данного реферата, постараемся  более подробно рассмотреть особенности  формирования индустриальной цивилизации  таких стран как Соединенные  Штаты Америки, Германии, Англии, Франции, России. Таковой будет цель нашего исследования.

В соответствии с ней на нас будет возложены  задачи:

1. Изучить особенности индустриализации в Соединенных Штатах Америки

2. Отдельно  рассмотреть особенности становления  индустриализации Европейских стран

3. Сравнить процессы формирования индустриальной цивилизации в Европе и США

4. Выявить последствия индустриализации

В ходе работы над рефератом было использовано большое количество научной литературы для наиболее полного и точного  раскрытия данной темы: энциклопедические  и терминологические словари, различные  виды пособий, глобальная сеть Интернет. Основной материал по Этапам и особенности  формирования индустриальной цивилизации  в Европе и США взят из книги  Будановой В.П. История мировых цивилизаций, поскольку в этой книге он был структурирован и изложен в более доступной форме, и поэтому дает достаточно целостное представление об основных вехах истории Европейской  цивилизации, ее особенностях. В книге В.В.Струве и «Хрестоматия по истории Европейской цивилизации» идет речь о зарождении европейской цивилизации. Материал по формированию индустриальной цивилизации в США был взят из книги «История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века»  Хачатуряна В.М. и Юровского Е.Е. «Новая история стран Европы и Америки: первый период», в которых изложен материал по историческому развитию человеческого общества в период промышленного переворота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Глава 1 Особенности индустриализации в  США.

  Предпосылки XIX в. в экономической истории мира - это промышленного эпоха формирования индустриальной цивилизации. В этом веке завершается промышленный переворот, который охватывает все страны и Европы, и Америки. Прежде всего, здесь были подготовлены политические предпосылки, когда в результате войны за независимость страна добилась самостоятельности и могла обеспечить у себя свободу предпринимательства и торговли. В стране сложилась специализация районов, углублялось территориальное разделение труда, благодаря чему фермерское хозяйство втягивалось в товарно-денежное обращение и земледелие приобретало торговый характер, что стимулировало промышленное развитие, прежде всего Северо-востока. Сыграл свою роль недостаток рынка рабочей силы. В колониях не создавалось «избыточного» населения. При первой возможности наемные рабочие, даже из иммигрантов, стремились обзавестись землей и уходили с предприятий. Это обусловливало дороговизну рабочей силы, стимулировало изобретательство и ввоз машин и оборудования из Англии. Способствовала промышленному перевороту экономическая политика государства, что нашло отражение в переориентации в начале XIX в. инвестиций из сферы торговли и мореплавания в промышленность, а также установлении протекционистского тарифа. По таможенному тарифу 1816 г. на импортные ткани были установлены высокие ввозные пошлины, затем повышавшиеся в последующие годы. Это ограждало американское производство от иностранной конкуренции. Вступив в машинную стадию позже Англии, США использовали английский технический опыт, при этом внеся свой собственный и значительный вклад. Этот синтезированый путь позволил США провести промышленный переворот в сравнительно непродолжительный срок 40-50 лет.           Важная особенность промышленного переворота в США заключалась в активной роли американской инженерной мысли: были изобретены швейная машинка, ротационная типографская машина, фосфорная спичка, электромагнитный телеграф Морзе, буквопечатающий аппарат Д. Юза, револьвер, пневматический тормоз. Все эти новшества, родившиеся в США, предопределили развитие многих новых отраслей промышленности. Швейные фабрики Зингера, Беккера, Уиллера выпускали изделия, которые пользовались спросом во всех уголках мира.      Существенные особенности промышленного переворота в США предопределялись природными условиями страны. Так, из-за обилия рек страна была богата водной энергией, более дешевой, чем энергия пара. Поэтому здесь позже начала использоваться в массовом масштабе паровая энергия. Переход к паровой энергетической базе (системе) начался, только в 40-е годы XIX в., хотя первая паровая машина появилась еще в конце XVIII в. а в 1803 г. была изобретена паровая машина Оливера Эванса. «Машина и пар - вот формула технической революции в Англии. Машина и водяное колесо - вот формула для первого этапа машинной стадии американского капитализма», - так определяют специалисты особенности и этапы промышленного переворота в США. Паровой двигатель занял господствующее положение только в 50-е годы XIX в.      Еще одна особенность Промышленного переворота связана с изобилием в стране лесов, что предопределило длительное использование в качестве основного вида топлива древесного угля. Вплоть до 1860 г. на железнодорожном транспорте США потребляли дрова. Первая домна, работавшая на каменном угле, появилась в этой стране только в 1837 г. Задержка с заменой древесного топлива объяснялась также тем, что чугун, выплавляемый на нем, получался лучшего качества. Массовое применение минерального топлива в металлургии началось в 40-е гг., за 1847-1857 гг. построили 100 домен, работающих на каменном угле. Мануфактуры, возникавшие в колониальный период, не были устойчивы; их развитие сдерживала запретительная политика Англии. Поэтому правомерно говорить о том, что промышленный переворот проходил в условиях недостаточного развития мануфактурного производства.[3,78]        Особенностью промышленного переворота в США была и крайняя территориальная и отраслевая неравномерность. Прежде всего, переворот охватил северо-восточные штаты; в то же время на Юге даже к началу Гражданской войны не было фабрик и заводов, что не могло не оказать влияния на ее исход. Здесь преобладала первичная обработка выращиваемых культур - хлопка, табака, риса, сахарного тростника и т. д. Кроме того, если для этого применялись машины, то обслуживались они рабами. Другой особенностью было использование технических и научных разработок используемых в Европе. Запаздывали по временным рамкам становления промышленного капитализма и западные штаты. Отраслевая структура складывающейся здесь промышленности отличалась от Северо-востока. Западные штаты специализировались на переработке пищевых продуктов, лесных материалов, производстве сельскохозяйственной техники. Промышленный переворот начался на Северо-востоке страны.    Первой отраслью, которая стала переходить к машинному производству, была хлопчатобумажная. Изобретенная в 1793 г. Э. Уитни хлопкоочистительная машина позволила преобразовать переработку хлопка и обеспечить сырьем хлопчатобумажное производство. Различные улучшения превратили ее в высокопроизводительную машину, повышающую производительность труда в 100 раз. Английский иммигрант рабочий-текстильщик С. Слейтер по памяти составил чертеж ватерной машины, используемой в Англии. Впоследствии Слейтер стал крупным предпринимателем, и его называют «отцом» американской промышленности.  Впервые в мировой практике прядильные и ткацкие машины были установлены на хлопчатобумажной фабрике, построенной Лаоудлом в 1814 г. С этого момента обработка сырья и выпуск готовой продукции были связаны в единый производственный цикл. В 1832 г. в США уже работало 795 хлопчатобумажных фабрик (625 из них в северо-восточных штатах), на них использовалось 1,2 млн. веретен; появились ситценабивные машины и другие технические новшества. Постепенно машины внедрялись и в более сложное шерстяное производство. Уже в 1840 г. на Северо-востоке домашнее шерстяное производство уступило место машинному производству. Северо-восток США был центром текстильной промышленности, здесь было сосредоточено 78% фабрик этой отрасли. С 40-х годов началось укрупнение текстильных фабрик. Механизация текстильного производства привела к уменьшению его издержек на единицу продукции, к снижению цен на ткани за 1815-1850 гг. в пять раз, уменьшению их ввоза из Англии. В легкой промышленности промышленный переворот помимо текстильной охватил пищевую (прежде всего мукомольную), обувную, швейную, кожевенную. Изобретение швейной машины Зингера в 1841 г., а также машины для изготовления обуви в 1846 г. значительно повысило производительность труда и качество изделий, а также стимулировало развитие подотраслей машиностроения.   Другое важное направление промышленного переворота в США - развитие транспорта. Первыми транспортными системами были каналы. Строительство каналов началось в конце XVIII в. В первой четверти XIX в. для соединения района Великих озер с Атлантическим океаном соорудили самый большой по протяженности канал Эри, что значительно удешевило перевозки. За этой стройкой последовало сооружение каналов в других штатах. К середине XIX в. протяженность искусственных водных путей достигла 6 тыс. км. Была создана разветвленная система каналов. Строительство их осуществлялось с помощью государства, доля которого в общей сумме средств составляла 75%. Развитию судоходства способствовало изобретение в 1807 г. Р. Фултоном первого в мире колесного парохода «Клермонт», спущенного на воду на р. Гудзон. В 1814 г. Фултон построил первое военное колесное паровое судно «Демалогос». Переход в 40-е годы к винтовым пароходам привел к решающим сдвигам в военно-морском деле. Качество американских судов не уступало английским. Тоннаж судов США и Англии в середине XIX в. почти сравнялся. В 1838 г. американские пароходы «Сириус» и «Грейт уэстерн» пересекли Атлантический океан. Первые железнодорожные рельсы соединили города Балтимор и Огайо (1828-1830), за два последующих десятилетия длина железных дорог возросла в 300 раз. Огромная территория государства была связана воедино средствами сообщения, функционирующими круглогодично. Правительство так же оказывало помощь и железнодорожному строительству. Революция на транспорте повлекла ускоренное развитие металлургии, добывающей и лесной промышленности, машиностроения. Поэтому можно считать, что с 40-х годов в США начался второй этап промышленного переворота. Металлургия в США развивалась медленно. В основном пользовались для производства чугуна древесным углем и только в 40-е годы получили широкое применение пудлинговые печи. Добыча каменного угля в разгар промышленного переворота возросла в 20 раз. За 1830-1850 гг. производство чугуна увеличилось в три раза. Рельсопрокатное дело начало развиваться с 1845 г., но металла не хватало, и большая часть рельсов ввозилась из Англии. Центрами металлургии были Питгсбург; новые центры создавались на Западе (Теннеси, Кентукки), в Пенсильвании, Огайо. В середине XIX в. в США уже имелись крупные машиностроительные заводы, например, в Нью-Йорке по выпуску паровых двигателей, в Пенсильвании и др. Это означало вступление промышленного переворота в завершающую стадию - создание производства машин машинами (машиностроение). В 1818 г. Э. Уитни изобрел фрезерный станок с многорезцовым режущим инструментом (фрезой). Уитни заложил основы техники и организации массового производства в машиностроении. США стали крупным производителем паровозов, судов, а также сельскохозяйственных машин. Американские паровозы использовались и на европейских железных дорогах. В 1851 г. в США был создан электровоз. В 60-е годы строятся спальные вагоны, цистерны, вагоны-ледники. Если в первой половине XIX в. для строительства железнодорожных мостов использовались деревянные фермы и железные скрепления (система Гау), то с 40-х годов стали строить мосты с железными сквозными фермами разных систем. Строительство мостов с большими пролетами и большими нагрузками требовало точных и надежных расчетов. На судостроительных верфях США размещались иностранные заказы. С 40-х годов железо начинает применяться для обшивки судов, а потом и постройки судовых корпусов. Продукция сельскохозяйственного машиностроения США поставлялась и за рубеж. Основным фактором подъема этой отрасли был прогресс свободного фермерского хозяйства. В 40-50-е годы появились сеялки, молотилки, сенокосилки и другие машины.       Наиболее важное значение имело изобретение жатвенной машины и комбинированной молотилки с веялкой. Существовали и другие модели сельскохозяйственных машин. К 1851 г. были запатентованы не менее 167 уборочных машин и 62 косилки. В итоге промышленного переворота США стали индустриальной страной - 67,3% ее промышленного производства обеспечивал Северо-восток. Вместе с тем США еще не во всем могли удовлетворить свои внутренние потребности и прибегали к ввозу европейской (английской) продукции. Внешняя торговля США бурно развивалась, за первую половину XIX в. она увеличилась примерно в четыре раза, но в экспорте готовые изделия составляли только 13%. Темпы развития промышленности были очень высокими: с 1827 по 1860 гг. объем промышленной продукции США увеличился в восемь раз. Произошли изменения и в денежной системе США. После Войны за независимость старый британский масштаб цен был заменен и введена десятичная монетная система, встреченная населением недоброжелательно. [10,38]     Из-за недостатка твердой валюты правительство США выпустило долговые обязательства. Особенностью банковской системы стало участие в денежном обращении и кредитовании отдельных штатов. Однако децентрализация выпуска денежных знаков (эмиссионного дела) привела к дезорганизации экономики. Потребовалось решение вопроса на государственном уровне. Банку Соединенных Штатов было предоставлено в 1791 г. право на ведение банковских операций и, прежде всего регулирование денежного обращения в целях защиты экономики от инфляции. Так был установлен законодательный контроль за банковской деятельностью. Такое право устанавливалось на 20 лет и, когда срок истек в 1811 г., этот Банк обслуживал территорию всей страны, создав соответствующие отделения во всех крупных портовых городах. Одной из ведущих отраслей промышленности в США стала нефтяная - добыча нефти и ее переработка на основе месторождений, обнаруженных в Пенсильвании и других штатах. Изобретение метода вулканизации каучука послужило толчком возникновению и развитию в США резиновой промышленности. Если в 50-е годы XIX в. США оставались сельскохозяйственной страной, то в 1880 г. промышленная продукция по стоимости в 2,5 раза превысила стоимость сельскохозяйственной продукции. За полвека объем экспорта и импорта США возросли соответственно в 3,7 и 4 раза, но к середине XIX в. в американском экспорте еще превалировало сырье и сельскохозяйственные продукты - кожа, шерсть, хлопок. США в основном придерживались протекционистской политики. Это была доктрина капиталистов Севера, а южные плантаторы занимали фритредерские позиции - они нуждались в дешевых промтоварах.              Успех США, как державы обусловлен национальным историческим процессом, корни которого лежат в боле глубоких слоях истории, а именно в периоде промышленной революции в США, которая в корне отличается от промышленного переворота в странах Европы и Азии.   Промышленный переворот привел к изменению в составе населения - формированию группы пролетариата. В США внутренняя колонизация совпала с колонизацией земель и промышленным переворотом, что привело к недостатку рабочей силы на развивающихся промышленных предприятиях. [2,27-30]

 

 

2.Глава2 Особенности индустриализации в Европе

                                                   2.1 Англия

В конце XVII в. в Англии после революции, окончательно покончившей с феодализмом, установился буржуазно-демократический  политический строй, продолжающий в  основном существовать и в наше время. А сама Англия, победившая в борьбе за господство на морях в XVI в. Испанию, в XVII в. - Голландию, в XVIII в. - Францию, превратилась в мировую супердержаву. Оставаясь  небольшой страной, она стала  центром огромной колониальной империи, куда входила почти вся Северная Америка, Индия и другие регионы. Это означало приток новых капиталов  в английскую промышленность и растущий спрос на. английские промышленные товары Невиданные в истории массовые европейские армии и морские  флоты, где служили сотни тысяч  человек, породили .специфический массовый спрос на английские стандартизованные  изделия (ткани определенных сортов для униформированной одежды солдат разных родов войск, форменные пуговицы, сапоги, каски, стандартные штыки, ружья  и боеприпасы одинакового калибра  и т.д.). Особенно возрос спрос на хлопчатобумажные ткани для пошива белья. Английская хлопчатобумажная промышленность рождена британской колониальной империей (хлопок из английских колоний - Индии  и Северной Америки) в упорной  конкурентной борьбе с шерстяной  отраслью, победу над которой удалось  одержать благодаря более высокому спросу и низким ценам.           Несоответствие ручной технологии повышенному спросу на хлопчатобумажные ткани разрешилось внедрением машин. Сначала механизировали процесс хлопкопрядения (тюль - машина С. Кромптона, 1783 г.); Поскольку пряжи стало больше, срочно потребовался механический ткацкий станок, который был изобретен в 1785 г. Э. Картрайтом. Новый станок, заменявший до 40 ткачей, потребовал более 30 лет для своего широкого внедрения в производство, что объяснялось высокой поначалу его ценой и сопротивлением ткачей, труд которых он заменил. После механизации прядения и ткачества возникла потребность в создании универсального двигателя, не зависящего от природы (как, например, водяное колесо). Таким двигателем явилась паровая машина, созданная Дж. Уаттом (патент 1784 г.). В том же году построили первую прядильную паровую фабрику. Паровая машина получила действительно универсальное применение в промышленном производстве, а несколько позже и транспорте. Применение машин вызвало резкое повышение спроса на металл. Развитие металлургии сдерживалось недостатком древесного угля, при использовании каменного угля получался металл низкого качества. В 1784 г. Корт изобрел пудлинговую печь, которая давала сталь из чугуна при помощи минерального топлива, а изобретенные им же прокатные вальцы позволили получать металлические изделия нужной конфигурации. Производительность в металлургии благодаря этим изобретениям повысилась 5 раз. В 1851 г., когда в Лондоне была организована первая Всемирная выставка, половина железных дорог мира находилась в Англии, так же, как и половина судов дальнего плавания принадлежала Англии.   Прогресс металлургии, в свою очередь, способствовал быстрому развитию английской каменноугольной промышленности. Вахтах появились рельсовые пути ("трамвай") для конной выгрузки угля. Сочетание рельсов и паровой машины дало железную дорогу. Первый локомотив был создан Дж. Стефенсоном в 4 г., а железная дорога - в 1824 г. Появление железных дорог и создание на их основе стабильных коммуникаций между различными экономическими районами и отраслями промышленности вызвало коренной перелом в хозяйственной жизни страны. Одной из последних проблем промышленного переворота стало фабрично-заводское сооружение самих машин: возникла совершенно новая отрасль промышленности - машиностроение. Это способствовало создание основных типов металлорежущих станков - токарного (Г. Модели, 1798 г.) и строгального (Врам, )2 т.). Созданием фабричного машиностроения (первая полови-XIX в.) и завершился переворот в технологической сфере экономики Англии. Если в 1800 г. в Англии работало 320 паровых шин, то через четверть века - уже 15 тыс. Переворот произошел не только в технологической сфере: в Англии образовалась структура буржуазного индустриального общества. С помощью дешевых промышленных товаров буржуазия разрушила ремесленное производство. Возникли новые промышленные центры и в середине XIX в. почти половина Англии была занята в промышленности. Основным производителем стал промышленный рабочий, а место купца во главе буржуазного общества занял фабрикант. Промышленный переворот, как переход от мануфактурной к машинной, фабричной, стадии производства, явился подлинной революцией, которая происходит в истории каждой страны только однажды. [3,78-81]

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Франция           

Во Франции начало механизации хлопчатобумажного прядения относится к 80-м гг. XVIII в., однако процесс массовой замены ручного труда машинным в важнейших отраслях промышленности получил широкое развитие лишь в период июльской монархии 1830-1848 гг. Результатом промышленного переворота стало превращение Франции в индустриально-аграрную страну, где 2/3 населения было занято в сельскохозяйственном производстве. Завершение промышленного переворота произошло во Франции только в 60-е гг., т.е. значительно позже, чем в Англии. Сложившаяся к XIX в. структура французского буржуазного общества не способствовала промышленной революции. Во французской экономике главную роль играли непромышленники, как в Англии, а банкиры (вспомним "Человеческую комедию" Бальзака), чья экономическая политика исходила исключительно из стремления к высокому учетному проценту, непосильному для среднего предпринимателя. Поэтому в стране, изобиловавшей банками, не развивался крайне необходимый для производства промышленный и сельскохозяйственный кредит. Не способствовала промышленному перевороту и внешняя политика Франции. Особенно тяжелые экономические последствия для французской промышленности имели континентальная блокада Англии, упорно проводимая Наполеоном. Предпринятая с целью подорвать промышленность, Англии и создать благоприятные условия для монополии на континенте французских товаров, она оказалась разорительной для Франции. Страна лишилась английских машин и металлоизделий, важнейших видов сырья (особенно хлопка и индиго - главного красителя для хлопчатобумажных тканей), что серьезно задержало промышленный переворот. В 1800 г. во французской промышленности работало всего 15 паровых машин, тогда как в английской - более 300.    
 К тому же специфическое производство значительной части французских мануфактур (предметы роскоши, дорогая мебель и убранство и пр.) значительно труднее поддавались механизации, чем рассчитанные на широкий рынок отрасли английской промышленности. Весьма уступала английской и французская инженерная мысль. Все же в 1830-1840 гг. механизация текстильного производства началась, стала развиваться благодаря 'железнодорожному строительству и тяжелая промышленность. Число паровых двигателей увеличилось за это двадцатилетие более чем в 7 раз, длина железнодорожной сети -более чем в 9 раз, добыча угля и выпуск чугуна, переработка хлопка - более чем в 2 раза, но сами объемы производства были слишком незначительными.      Проводившая активную внешнюю политику империя Наполеона III широко предоставляла специальный кредит для развития тяжелой промышленности. С 1850 по 1870 гг. количество паровых двигателей во французской промышленности увеличилось с 5 до 25 тыс., добыча каменного угля - 4 до 13,2 млн. т., производство чугуна - с 0,4 млн. т. до 1 млн. т., железнодорожная сеть - с 3 до 18 тыс. км. Оживилась Французская инженерная мысль. На всемирной выставке 1851 г. Лондоне французская техника заняла второе место после английской.          Развитие индустрии способствовало урбанизации страны. Была сведена перестройка Парижа, который именно в те годы получил свое современное лицо и навсегда стал признанным центром мирового туризма. Однако к концу 1860 г. из 3 млн., промышленных рабочих Франции 60% продолжало работать на мелких предприятиях и мастерских. Металлургические заводы Шнейдераи Крезо, считывающие в 1870 г. около 10 тыс. рабочих, можно рассматривать как исключение. В стране все еще преобладала легкая промышленность (в основном производство модных товаров). В XIX в. Франция так и не смогла превратиться в индустриальную страну. К 70-м гг. из 15,2 млн. самодеятельного населения Франции 7,2 млн. было занято в сельском хозяйстве, млн. - в промышленности, 1 млн. - в торговле, 1,3 млн. - в домашнем хозяйстве. [4, 56-59]

                                                   2.3 Германия

Индустриализация Германии развернулась по-настоящему только в 60-х гг. XIX в. Процесс индустриализации в значительной мере тормозился политической раздробленностью, существующей до 1870г. До 1850г. Промышленное развитие коснулось лишь небольшого количества городов и регионов: Гамбург и Бремен превратились в крупные порты с соответствующими отраслями промышленности.       Однако запоздавший промышленный переворот был очень бурным. За 60-е гг. общая мощность паровых двигателей возросла почти в 3 раза; по этому показателю Германия обогнала Францию, но уступала Англии. В более поздней индустриализации были свои выгоды. В отличие от французской промышленности, которая зависела от поставки английских машин, механизация немецкой индустрии проходила в значительной степени на основе собственного машиностроения. Некоторые германские государства строили и контролировали железнодорожные линии. В 1850г. Германская железнодорожная сеть вдвое превышает по длине железнодорожную сеть Франции. Вначале эта сеть лишь усиливала раздробленность Германии, но впоследствии, когда началось создание объединенной Германии, железные дороги послужили катализатором этого объединения. Благодаря развитой железнодорожной сети Германия занимает выгодное стратегическое положение в Центральной Европе и располагается на перекрестке европейских торговых путей.              Стали работать крупнейшие по тому времени машиностроительные предприятия, подобные заводу локомобилей Борзига, на котором в 1857 г. трудилось всего 37, а в 1866 г. - уже 1600 рабочих. Германская промышленность развивалась невиданными для XIX в. темпами: прирост промышленной продукции за 40-е гг. составил 13%, за 50-е - более 100, а за 60-е гг. - почти 50. При этом структура немецкой заводской промышленности не стала простым повторением английского аналога. Так, в 1856 г. немецкие специалисты разработали способ получения красителей из каменного угля, что послужило базой для развития анилиновой промышленности, получившей мировой рынок.      Усиленное развитие тяжелой промышленности серьезно стимулировалось подготовкой вооруженных сил Пруссии, самого сильного немецкого государства, к борьбе за подчинение всей Германии и к войне с Францией. В связи с этим был создан сильнейший в Европе военно-промышленный комплекс, где особую роль играли артиллерийские заводы Крупна (Рейнская область). Еще в середине столетия Германия выплавляла стали (основного военного металла) меньше, чем Франция, а в 1870 г. - в два раза больше Франции и примерно столько же, сколько выплавляла Англия. Важным фактором промышленного развития явился и размах железнодорожного строительства. В течение 1850-1870 гг. инвестиции в железные дороги (соответственно заказы металл, уголь, машины) увеличились с 400 млн. до 4 млрд. марок.      За индустриализацией последовала перестройка немецкой внешней торговли. Только за 50-е гг. объем германского экспорт увеличился более чем в 2,5, а импорта - в 2 раза. В германском экспорте вместо сельскохозяйственных продуктов стали преобладать готовые промышленные товары: металлоизделия, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, готовая одежда, кожевен-е товары, сахар и т.д., а в импорте, наоборот, продукты сель-)го хозяйства и сырье, металлические руды и пр. В 60-х гг. под кимом юнкеров, которых привлекала возможность беспошлинного экспорта сельхозпродуктов в Англию, Германия пытать перейти к фритредерству, но завершение индустриализация страны диктовало господство жесткого протекционизма. Во торой половине XIX в. Германия из аграрного придатка индустриальной Англии превратилась в ее конкурента. [5, 34,42-45]

Информация о работе Этапы и особенности формирования индустриальной цивилизации в Европе и США