Экономика Японии: экономический рост, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Основной целью контрольной работы является изучение экономики Японии в целом, ее экономический рост, проблемы и перспективы.
В связи с поставленной целью, в контрольной работе будут решаться следующие задачи:
Изучить историю развития экономики;
Рассмотреть основные черты современной экономики;
Изучить структуру японской политики;
Определить место страны в мировом хозяйстве;
Рассмотреть внешнеэкономическую стратегию Японии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Особенности экономики Японии…………………..…………………………...5
1.1 Особенности структуры частного предпринимательства…………………….5
1.2 Социальная структура и трудовые отношения ………………………………..7
1.3 Роль государства в экономике ……………………………………………..…...9

2 Внешние экономические связи Японии…………………………….………. 11
2.1 Использование Японией процесса глобализации мировой экономики …...11
2.2 Япония в современной мировой экономической системе………………….. 12
2.3 Япония в международных экономических отношениях…...………..………13

3 Проблемы и перспективы развития экономики Японии………………… 17
3.1Состояние и проблемы развития внешнеторговых отношений между Россией и Японией…………………………………………………………………………...17
3.2 Проблемы экономики Японии………….……………………………………..20
3.3 Перспективы развития экономики Японии в 2013 году………..……………23

Выводы и предложения…………..……………..…..……………………..……..25

Список использованных источников……………………...……

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по мировой экономике.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

В 70-е годы упор в развитии внешнеторговых отношений между  Советским Союзом и Японией делался  на осуществление крупномасштабных проектов по разработке природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока (прежде всего  в рамках, так называемых компенсационных соглашений) и взаимный товарооборот характеризовался устойчивой положительной динамикой. В 80-е годы двусторонние торговые связи в значительной мере утратили стабильность и до настоящего времени отличаются ощутимыми перепадами.

В настоящее время удельный вес Японии в общем объеме российской внешней торговли находится на уровне около 3%, а доля России в суммарном товарообороте Японии не превышает 0,5%, что ни в коей мере не соответствует потенциальным возможностям сторон. Устойчивое положительное сальдо России в торговле со второй по экономической мощи страной мира нельзя расценивать как безусловный успех российской внешнеторговой дипломатии. Остаются нереализованными значительные возможности импорта из Японии ряда важнейших товаров, в том числе перерабатывающего оборудования для сырьевых отраслей и рыбной промышленности.

Структура отечественного экспорта в Японию продолжает сохранять  «колониальный» характер. В 1998 г. на цветные  и драгоценные металлы приходилось 36,7% общего объема российских поставок в эту страну, на рыбу и морепродукты — 29,8%, на лес и лесоматериалы — 15,8%, минеральное сырье — 8,8%. Доля машин и оборудования, как и в предыдущие годы, не превышала 0,5%. [1, стр. 413]

В импорте из Японии преобладает  машинотехническая продукция: транспортные средства, электробытовые изделия, металлообрабатывающее и погрузочное оборудование, средства связи.

Проблема расширения российского импорта из Японии и  повышения его «отдачи» для отечественной  экономики во многом связана со своевременным  и эффективным использованием двух так называемых пакетов японского финансового содействия Российской Федерации на общую сумму в 4,3 млрд. долл. Сюда включаются кредиты Экспортно-импортного банка Японии на сумму в 1,1 млрд. долл., средства из лимита государственного страхования (2,9 млрд. долл.) и безвозмездная помощь в размере 320 млн. долл. Часть этих средств была использована на закупку машин и оборудования в Японии в рамках реализации конкретных проектов. Однако значительная доля выделенных ресурсов все еще остается неиспользованной, главным образом ввиду последствий кризиса 1997—1998 гг. и сложного финансового положения ряда российских предприятий, являющихся участниками совместных проектов.

В числе наиболее важных нерешенных вопросов развития отечественного экспорта в Японию — крайне низкая степень переработки поставляемого сырья и продовольственных товаров. В особенности это касается морепродуктов — основной статьи японского продовольственного импорта. Россия ежегодно недополучает сотни миллионов долларов из-за отсутствия соответствующих мощностей на российском Дальнем Востоке и невозможности экспорта в Японию готовой продукции.

Нельзя не отметить, что  другие товары традиционного российского  экспорта сталкиваются со все большими трудностями при поставках на японский рынок.

Уменьшение в последние  годы размеров экспорта в Японию некоторых  других российских товаров во многом объяснялось конъюнктурными причинами. Это относится, в частности, к  лесоматериалам, спрос на которые  в Японии резко сократился в условиях экономического спада.

Сокращение объемов  взаимных поставок в рамках «большой»  торговли сопровождается свертыванием прибрежной торговли. Резко понизился, например, уровень покупок в приморских городах Японии автомобилей, бытовой  техники и других товаров российскими моряками и туристами.

Основные надежды на расширение двусторонней торговли, и  прежде всего на увеличение российского  экспорта в Японию, связываются с  осуществлением совместных проектов в  топливно-энергетической области. В  перечне таких проектов одно из главных мест отводится энергомосту «Россия—Япония». Проектом предусматривается сооружение на Сахалине ТЭС мощностью в 4500 мВт с последующей переброской электроэнергии в размере 10—30 млрд. кВт/ч в год по подводному кабелю через пролив Лаперуза на остров Хоккайдо. Станция будет использовать попутный газ с сахалинских шельфовых месторождений.

Для осуществления проекта  консорциум японских компаний готов  выделить 9,6 млн. долл. Предполагаемые суммарные инвестиции в проект оцениваются  в 10—12 млрд. долл. Считают, что на проектную мощность ТЭС сможет выйти к 2015 г. Срок ее окупаемости — 11 лет. Одним из условий проекта является выплата японской стороной российским рыболовецким хозяйствам 1 млн. долл. в порядке компенсации за возможный ущерб их рыбным угодьям. Для Японии данный проект безусловно экономически интересен, поскольку себестоимость производства 1 кВт\ч электроэнергии на Сахалине составит менее 5 центов, в то время как на Хоккайдо она превышает 7 центов.

Имеются большие возможности  расширения поставок в Японию нефти и природного газа. По мнению ряда экспертов, в ближайшем будущем весьма вероятным представляется пересмотр Японией планов развития национальной атомной энергетики, поскольку ориентация на первичные энергоносители может оказаться экономически более оправданной, чем строительство новых ядерных реакторов. Сейчас на долю атомной энергии приходится 36% энергопотребления в стране, а удельный вес углеводородного топлива составляет 55%.

Расчеты показывают, что  к 2015 г. в зависимости от различных  вариантов изменения структуры энергобаланса импорт нефти в Японию может возрасти с нынешних 900 тыс. до 1,6 млн. баррелей в день (при предпочтении природного газа) или до 607,3 млн. баррелей в день (при предпочтении нефти). В любом случае перед Россией открываются дополнительные перспективы увеличения топливного экспорта в Японию, в первую очередь с сахалинских шельфовых месторождений.

 

3.2 Проблемы экономики Японии

 

В начале ХХI века Япония стоит перед необходимостью вернуться  к устойчивой экономической динамике и сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики. Это зависит от того, насколько успешно и быстро стране удастся преодолеть затяжной финансовый и структурный кризис, поразивший ее экономику в 90-х годах.

Япония начинает радикально менять методы экономической политики. Экономическая стратегия, направленная на завоевание мирового лидерства и строившаяся на сочетании защиты внутреннего рынка и внешней экспансии, выполнила свои задачи и устарела. Японии все труднее конкурировать с США и Западной Европой в сферах глобализации финансов, информации и связи.

Чтобы выйти из тяжелой  ситуации, японское правительство ведет  параллельно две разнонаправленные  и трудно совместимые линии экономической  политики. Одна линия состоит в  антикризисном управлении при помощи расширения государственного участия в экономике. Увеличено финансирование строительства объектов инфраструктуры, сделаны огромные вливания в капитал банков, накопивших безнадежные долги. Эффект от них еще не наступил, но тяжелый бюджетный кризис уже налицо: в 1999 г. дефицит бюджета составил около 6,7% ВВП, а накопленный долг приблизился к 100% ВВП. [1 стр. 417]

Другая линия современной  экономической политики — либеральные  реформы: приватизация государственного сектора, дерегулирование финансовых рынков, либерализация валютного режима, реформа бюджетной системы, пересмотр антимонопольного законодательства. Ставится задача оживить национальный денежный рынок и рынок капитала с тем, чтобы кредит и финансы стали ведущей отраслью экономики страны по конкурентоспособности предлагаемых услуг и способности создавать новые рабочие места.

Неблагоприятна и демографическая  перспектива. Ожидается, что между 2010 г. и 2015 г. численность населения  Японии стабилизируется на уровне 130 млн. чел. При тенденции к старению населения это означает, что трудовые ресурсы ожидает абсолютное сокращение. Уровень заработной платы будет подниматься быстрее, чем в других странах.

Требует замены и научно-техническая  концепция развития Японии, сложившаяся  в рамках модели «догоняющего развития». Чтобы удержать технологическое лидерство, придется отойти от преимущественной разработки «коммерческих» промышленных технологий, поднять значение фундаментальных исследований и расширить международный обмен идеями и технологиями.

Задачи глобализации внешних хозяйственных связей Японии потребуют включения крупнейших компаний страны в состав транснациональных корпораций, способных к конкуренции на рынках всемирных масштабов. Давление международной конкуренции будет вытеснять с национального рынка отрасли, теряющие конкурентоспособность. Свертываемые производства будут выноситься за пределы страны. Япония будет усиливать свои позиции в мировой экономике именно как лидер Азиатско-Тихоокеанского региона. Она будет активно строить как общую систему интеграционных связей в регионе, так и отдельные альянсы, чтобы сдерживать доминирование США и возможную экспансию Китая. Япония стремится к тому, чтобы ее национальная валюта заменила американский доллар в качестве ключевой валюты для расчетов и резервов в Азии, а в перспективе — к тому, что в регионе возникнет «иеновый блок», и иена стала валютой международных расчетов наряду с долларом и евро.

Основы японского управленческого  режима — пожизненный наем и оплата по старшинству — более не совместимы с необходимостью снижения издержек и утрачивают роль гарантов социальной стабильности. На смену прежней практике придет свободный наем и оплата по квалификации и результатам труда, сформируется мобильный рынок рабочей силы. Потеря рабочих мест на волне электронного и информационного бума будет перекрыта созданием новых рабочих мест в обслуживании информационных систем, в новых производствах и на рынках сбыта их продукции. Ожидаемый дефицит рабочей силы будет рассасываться благодаря привлечению пенсионеров и домохозяек на рынок труда и более широкому доступу в Японию работников-иностранцев. [5, стр. 98]

Уменьшится дифференциация японских семей по уровню доходов  и накопленного имущества и наметится  ослабление остроты жилищной проблемы в крупных японских городах. Предстоят пересмотр социальных программ и реформа социального обеспечения.

 

3.3 Перспективы развития экономики Японии в 2013 году

 

Правительство Японии предсказывает  рост экономики в 2013-2014 финансовом году на 2,5%. Они предполагают, что прирост ВВП Японии в 2013 г. - от 1,3% до 1,8%. Эксперты Японского центра экономических исследований называют цифры в 1,13% для 2013 г. Международный валютный фонд оптимистично предсказывает рост ВВП в 2013 г. на 1,2%. Условием для выполнения плана является успех стимуляционных мер премьер-министра Синдзо Абэ. Финансовый 2013-2014г. начнется в апреле. "Япония разрабатывает стратегию роста на основе чрезвычайных стимуляционных мер. Я думаю, что мы сможем достичь прогнозируемых темпов роста, если быстро реализуем стратегию", - сказал министр экономики Японии Акира Амари.

"Вслед за восстановлением  мировой экономики должен вырасти  объем экспорта, который подхлестнет  корпоративную активность. Правительственные  инициативы должны помочь увеличить  объем расходов на средства  производства. Должен увеличиться уровень занятости и потребительских расходов", - отметил один из сотрудников кабинета министров Японии.

Правительство Японии утвердило  крупнейший в истории страны пакет  мер по стимулированию экономики  в размере 175 миллиардов евро. Таким образом, власти рассчитывают придать импульс экономике, страдающей от высокого курса иены, дефляции и сокращения экспорта.

“Я признаю, что финансовая дисциплина чрезвычайно важна, я  буду стремиться к восстановлению первичного баланса, – заявил японский премьер-министр Синдзо Абэ. – Но без экономического роста нет никакой надежды на лучшее будущее Японии и восстановление наших финансов”.

Половина необходимых  для реализации программы средств  будет выделена из госбюджета, другую покроют за счет средств частных компаний и региональных бюджетов. 35 миллиардов евро планируется направить на восстановление районов, пострадавших от землетрясения 2011 года, и модернизацию транспортной инфраструктуры, около 30 миллиардов – на поддержку японских производителей. Правительство рассчитывает, что эти меры позволят увеличить ВВП на 2% в год и создать 600 тысяч новых рабочих мест.

Увеличение объемов  экспорта вернет японскую экономику  на путь роста в 2013 финансовом году.

Как считают аналитики, экономика Японии, по всей вероятности, уже достигла самой низкой отметки и вошла в фазу восстановления. 
Как известно, новое правительство Японии планирует принять дополнительный госбюджет для восстановления экономики страны.

 

 

 

Выводы и предложения

 

В настоящее время идет активное сотрудничество между Японией и Россией, а именно идет процесс формирования перспективных проектов в дальневосточном регионе, что принесет России большие перспективы развития экономики. Основной целью контрольной работы является изучение экономики Японии в целом, ее экономический рост, проблемы и перспективы.

В связи с поставленной целью, я решила ряд основных задач, таких как:

Рассмотрела основные черты современной экономики Японии;

Определила место страны в мировом хозяйстве;

Разобрала внешнеэкономическую стратегию Японии;

Проанализировала проблемы развития экономики страны;

Выделила перспективы  развития экономики Японии на 2013 год.

Япония - высокоразвитая страна и входит в "тройку" важнейших  экономических центров. Экономика  Японии сочетает в себе традиционные и современные элементы.

На развитие экономики  огромное влияние оказали следующие  факторы: эффективное использование  иностранной экономической помощи; массовое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка; широкое  использование иностранных научно-технических достижений, закупкой патентов, ноу-хау и т.д.

Надо отметить, что  особенностями современной экономики  Японии являются: редчайшая инициативность японских предпринимателей всех уровней  и сложившаяся система принятия решений; традиционно сложившаяся система наемного труда, проявляющаяся в гармоничных отношениях между администрацией фирмы и наемным работником; стремительное развитие собственной научно-исследовательской базы, особенно в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь в области электроники.

Информация о работе Экономика Японии: экономический рост, проблемы и перспективы