Экономика Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, актуальность данной темы очевидна, поскольку в современном глобализирующемся мире развитие экономики одной из ведущих стран мира интересует всех из-за возрастающей экономической взаимозависимости национальных хозяйств. Тема развития Великобритании заметно меньше освещена в экономической литературе чем, например США, Франции и Германии.
Цель данной работы заключается в подробном анализе современных тенденций, проблем и перспектив экономического развития Великобритании, определение роли Соединенного Королевства в развитии Европейского Союза.

Содержание работы

Введение. 3
Основные показатели экономического развития Великобритании.
Общая характеристика Великобритании. 4
1.2 Основные макроэкономические показатели. 6
Экономическая политика Великобритании. 9
2.1 Государственно-частное партнерство. «Частная финансовая инициатива» как государственная программа Великобритании. 11
2.2 Некоторые проблемы экономики Великобритании. 13
Великобритания и Европейский союз. 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 57.07 Кб (Скачать файл)

2.2 Государственно-частное партнерство. «Частная финансовая инициатива» как государственная программа Великобритании.

Государственно-частное  партнерство (ГЧП) – это форма взаимодействия государства и предпринимательского сообщества, применяемая для выполнения различного рода задач. ГЧП чаще всего выражается в контракте, подписанным каким либо органом государственной власти с одной стороны частной организацией, с другой стороны, на оказание услуг или осуществления проекта.

Великобритания  является одним из лидеров в области  использования ГЧП, британское правительство  стало одним из первых применять  эту схему работы на национальном уровне.

Основной  формой заключения подобных контрактов в Великобритании является «частная финансовая инициатива» (ЧФИ, Private Finance Initiative), при которой частная фирма получает от государства в лице ведомства, органа местного самоуправления или иного государственного института заказ на предоставление, создание или восстановление основных фондов (например, строительство больницы или школы, ремонт станции метро), а также долгосрочных услуг по эксплуатации (на 25-50 лет). При этом в контракте должны максимально четко оговариваться сроки выполнения работы, а также критерии и условия, при выполнении которых государство оплачивает оказанные частной компанией услуги

Всего на основе данной схемы было, по расчетам Intarnational Financional Services London (агентства, вошедшего в 2010 г. в состав City UK), было создано порядка 930 ГЧП на общую сумму более 66 млрд.ф.ст. 5Контракты в форме ЧФИ чаще всего заключались в таких областях, как транспорт, оборона, образование, здравоохранение и правопорядок. По данным Министерства финансов, при помощи контрактов ГЧП было построено более 800 школ, 70 больниц, 45 транспортных проектов. В среднем доля проектов ГЧП в государственных расходах в Великобритании составляет около 15%.

Уникальность  системы ГЧП в Великобритании, в том числе, состоит в фактическом отсутствии соответствующего законодательства, каким-либо образом ограничивающего ведомство или государственный орган в вопросах заключения таких контрактов. Для муниципалитетов в 1997 г. был принят «Закон для местных органов власти в отношении контрактов», который дает им право напрямую, без оглядки на «центр», реализовывать проекты ГЧП. С одной стороны, такая свобода действий стимулирует популярность системы ЧФИ в Великобритании, однако с другой требует точного, ясного и юридически подробного составления необходимой документации и контрактов во избежание спорных моментов в процессе осуществления ГЧП. Именно поэтому государственные институты и частные компании чаще всего пользуются типовыми контрактами, разработанными соответствующими подразделениями Министерства финансов, отвечающего за систему ГЧП Великобритании, и других специализированных институтов. Выпуск типовых контрактов осуществляется для обеспечения лучшего понимания сторонами принимаемых ими рисков, обеспечения схожести подходов к условиям и ценообразованию в аналогичных контрактах, снижения стоимости и длительности переговоров при заключении сторонами контракта ГЧП. С 1999 г. Минфин периодически публикует сборники таких документов. Несмотря на заметное негативное влияние последствий глобального финансового кризиса на британские финансовые рынки, в том числе на сектор ГЧП, использование ЧФИ, похоже, сохранит актуальность. В 2009 г. при Минфине в целях обеспечения поступательного развития в рамках этого сектора инфраструктурных проектов и привлечения дополнительного финансирования был создан «Центр финансирования инфраструктуры». В настоящее время он объединен с несколькими другими подразделениями и преобразован в новое агентство под эгидой Минфина с более широкими полномочиями – Infrastructure UK. Этот центр, в том числе, отвечает за имплементацию объявленного в октябре с.г. коалиционным правительством Национального инфраструктурного плана, подразумевающего построение «дорожной карты» соответствующей государственной политики с учетом проводимого одновременно курса на ускоренную фискальную консолидацию и существенное сокращение бюджетных расходов.

2.3 Некоторые проблемы экономики Великобритании.

За последние 170 лет экономика  Великобритании пережила много различных  потрясений. Резкий глобальный спад в 1857 г. привел к банкротству множество  банков и остудил спрос на экспорт. Депрессия 1930-х гг. также довольно сильно ударила по стране. Две последних  мировых войны разрушили жилой  фонд и инфраструктуру. Тем не менее через пять лет после каждого из перечисленных потрясений национальная экономика возобновляла рост. Однако сейчас восстановления не наблюдается. 
Великобритания сегодня больше топчется на месте. Банк Англии подсчитывает объем производства, который достиг своего пика в 1,5 трлн фунтов ($3 трлн) в 2007 г. и не сможет достигнуть того же уровня в реальном выражении до 2015 г.  
 При неудачном стечении обстоятельств страна может с легкостью потерять целое десятилетие. Мизерные зарплаты и необузданная инфляция съедают покупательскую способность. Фунт падает, а от торгового баланса слезы наворачиваются на глаза. Пессимизм красноречиво проявляется и в статистике: лишь 12% британцев ожидают улучшения своего финансового положения, в то время как 52% опрошенных готовятся к худшему. 6 
 Отсутствие экономического роста негативно отражается не только на бизнесе и домохозяйствах, но и затрудняет балансирование бюджета. Министр финансов Великобритании Джордж Осборн проводит политику жесткой экономии, главная цель которой преодоление бюджетного дефицита (на сегодня он составляет 3,6% к ВВП).  
 Ожидается, что соотношение долга к ВВП начнет снижаться с 2017-2018 гг. Однако вялый рост увеличивает выплаты пособий и уменьшает налоговые поступления, что, по сути, откладывает достижение поставленной цели. Долг вырос с 600 млрд фунтов в 2008 г. до 1,1 трлн фунтов в текущем году. Стоимость государственных заимствований остается все еще низкой, так как инвесторы доверяют Осборну, но рейтинг Великобритании был снижен из-за тревоги по поводу среднесрочного роста.  
 Кредитование остается серьезной проблемой. И хотя Банк Англии опустил ставку до рекордно низкого уровня, банки продолжают взимать с частных компаний высокий процент, что объясняет нежелание бизнеса брать кредиты. Монетарная политика – часть решения проблемы. The Economist продолжает настаивать, что Осборн должен заново взглянуть на работу Банка Англии и четко объявить, что не собирается повышать процентную ставку до тех пор, пока номинальный ВВП не будет на 10% выше, чем сейчас. Это успокоит рынки, и никто не будет ждать неожиданного повышения. Осборну также следует вместе с Банком Англии расширить схему “финансирования для кредитования”, которая снизит расходы коммерческих банков и приведет к более доступным кредитам.  
 Ориентированные на прибыль британские финансовые рынки не поддерживают небольшие активно занимающиеся исследованиями фирмы, которые чрезвычайно важны для будущего страны. Правительству необходимо помочь им, создав государственно-частный инвестиционный банк. Кроме того, следует пересмотреть закон о банкротстве в сторону облегчения и удешевления процесса закрытия неудавшегося бизнеса. Британия все еще отстает от Америки в вопросе создания благоприятной среды для желающих открыть новое дело после банкротства.  
 Инфраструктура – другой важный приоритет. Автомобильные и железные дороги, мосты и широкополосная сеть интернета стимулируют рост и увеличивают отдачу на каждый вложенный фунт. Однако именно в этой сфере проведены самые значительные сокращения. В период между 2009 – 2010 гг. и 2011 – 2012 гг. инвестиции в общественный сектор рухнули с 48,5 млрд фунтов до 28 млрд фунтов. Без всякого сомнения, они должны быть восстановлены и даже увеличены до 56 млрд фунтов.  
 Налоговая система также должна быть изменена так, чтобы она стимулировала рост. Так, например, одна из причин, почему компании медлят со строительством на подготовленных для этого территориях, – отсутствие налогов, до тех пор пока не закончено возведение офисных зданий или складских помещений. Было бы мудрее облагать налогом стоимость земли, что стимулировало бы владельцев продать ее тем, кто готов на ней строить. Как только земля эффективно используется, возрастает ее цена и увеличиваются налоги, создавая, таким образом, механизм самоусиления. И, наконец, Осборн должен ясно объявить, что Британия нуждается в талантливых людях. Популистские инициативы правительства по сокращению иммиграции, в результате чего в страну будет перекрыта дорога молодым и образованным, - настоящее экономическое бедствие.  
 Большинство из перечисленных реформ, включая достижение определенного уровня номинального ВВП, закон о банкротстве и иммиграционная политика, не требуют каких-либо затрат. Для других (в первую очередь 28 млрд фунтов на строительство инфраструктуры) необходимы средства. Осборн может найти деньги в своем бюджете, ограничив финансирование менее эффективных секторов. Кстати, говоря о политике жесткой экономии, в 2011-2012 гг. государственные расходы были на 300 млрд фунтов больше, чем в период 2001-2002 гг. Траты на государственное здравоохранение (которые взлетели с 59,8 млрд фунтов до 121,4 млрд фунтов) относятся к подобным статьям. Разве руководитель частного бизнеса может так сильно взвинтить цены на свои услуги или продукт? 
 Тем не менее, The Economist поддерживает план Осборна по уменьшению дефицита с помощью сокращения расходов. Государственный бюджет сегодня неоправданно раздут, и мы отвергаем спонсируемые Лейбористской партией идеи, что экономические проблемы Великобритании возникли из-за политики жесткой экономии. Кризис евро и дефектная финансовая система – истинные виновники тяжелой ситуации.  
 Вместе с тем министр финансов должен активнее стимулировать рост. Урезая расходы в общественном секторе, ему следует найти как минимум половину из требуемых 28 млрд фунтов для инфраструктуры. Должен ли Осборн заимствовать недостающую часть денег? Если это для стимулирования долгосрочного роста, то “да”, даже если 14 млрд увеличат долг на 1% к ВВП. Критики назовут это решение необдуманным, но рынок долговых обязательств простит незначительное заимствование ради роста. В конце концов, без роста Великобритания двигается в никуда.

Уровень государственного долга Великобритании достиг рекордной отметки, впервые в истории превысив показатель в £1 трлн. Таким образом, уровень долга королевства составляет 64,3 %. ВВП. 7 Госдолг Британии почти достиг уровня Португалии, задолженность которой составляет 93% ВВП. Общий госдолг еврозоны составляет 89% ВВП, среди самых злостных нарушителей периферийные страны: на начало 2011 года госдолг Греции составлял 142% ВВП, Италии — 119% ВВП, Ирландии — 96,2% ВВП.

Глава 3 . Великобритания в Европейском  союзе.

Одним из самых актуальных вопросов, которые вот уже более десяти лет всерьез волнует все британское общество, остается перспектива вхождения страны в Еврозону.

Эту тему активно обсуждают не только политики и бизнесмены, судьба национальной валюты очень беспокоит и простых  англичан.

Еще в далеком 1992 году при подписании в Маастрихте соглашения о создании Европейского экономического и валютного союза Великобритания заняла особую позицию, отказавшись от быстрого перехода на единую европейскую валюту. Тогда у власти в Лондоне находилось консервативное правительство Джона Мейджора, которое очень сдержанно реагировало на все интеграционные инициативы, приходящие из континентальной Европы. Кроме того, британцы не желали отдавать часть своих полномочий стремительно растущей европейской бюрократии. В те годы защита фунта стерлингов очень многими в Великобритании воспринималась как отстаивание не только национального символа, но и государственного суверенитета.

Через пять лет правительство в Британии сменилось. К власти пришли лейбористы во главе с известным еврооптимистом Тони Блэром, который не раз высказывался в пользу введения общеевропейской валюты. Однако второй человек в руководстве страны (а таковым является министр финансов) Гордон Браун тогда, в 1997, заявил, что Лондону следует подробно изучить ситуацию, дождаться введения евро, провести наблюдения и расчеты, и только потом принимать окончательное решение. В качестве мерила успешности Гордон Браун предложил свои знаменитые «пять экономических тестов», исходя из результатов которых и следовало действовать. На подобные исследования министр финансов просил целых пять лет, и парламент согласился с ним, отложив принятие окончательного решения на 2003 год. 
 Еще через пять лет, уже после переизбрания Тони Блэра на второй срок, Министерство финансов Великобритании, наконец, озвучило результаты «пяти экономических тестов» Гордона Брауна. Как и ожидали многие аналитики, они оказались не в пользу евро. Детальный мониторинг ситуации показал, что из пяти критериев готовности страны к вступлению в еврозону четыре просто невыполнимы.      Прошло еще пять лет, лейбористы снова остались у власти в Великобритании, но теперь их уже возглавил небезызвестный Гордон Браун. В то время как раз произошли первые резкие рыночные обвалы, и британская денежная единица значительно потеряла в стоимости по сравнению с иными валютами и, прежде всего, с евро. Однако не смотря на это Великобритания осталась верна фунту.

Что же мешает британцам отказаться от старого доброго фунта стерлингов и полностью перейти на новую европейскую валюту? По мнению аналитиков академии трейдинга Masterforex-V, это в первую очередь вышеупомянутые «пять экономических тестов»: 
• Совпадение циклов у экономики Великобритании и других европейских стран. 

К сожалению, эти показатели часто не совпадают. Более того, экономические циклы  в Британии и континентальной Европе развиваются асинхронно. Если в Соединенном Королевстве экономика регионов выравнивается с помощью довольно гибкой системы налогообложения и соцобеспечения, то в большинстве стран ЕС для достижения этой цели прибегают к помощи финансовых дотаций. Также различными остаются пенсионные системы и системы ипотечного кредитования. Таким образом, для экономики Великобритании присущ более низкий уровень государственного регулирования (этим она в чем-то напоминает экономику США). 

 

• Эластичность экономической системы страны.

Имеется в  виду способность самостоятельно и  безболезненно осуществить переход  на евро. По расчетам специалистов переход  такой страны как Великобритания на новую валюту может стоить государственной  казне около 20 млрд. евро, и это  касается только технической стороны  проблемы. Также ожидается значительная девальвация национальной денежной единицы и довольно сильный инфляционный скачок.  
• Условия для инвестиций в экономику Великобритании.  

Инвестиционная  привлекательность королевства  все еще находится на очень  высоком уровне, даже несмотря на укрепление евро. Главным образом, это заслуга  низких социальных затрат и гибкого  рынка труда. Из всех европейских  стран Британское государство неизменно  стоит на первом месте для американских и японских инвесторов.  
• Влияние евро на британский сектор финансовых услуг. 

Это единственный из тестов, на который в свое время  был дан положительный ответ. Согласно расчетам, вступление Великобритании в еврозону довольно благотворно скажется на финансовом секторе и позволит сохранить Лондону лидирующие позиции в Европе. На сегодняшний день знаменитый Лондон-Сити, производящий 15% ВВП страны, без сомнения, является главным финансовым центром Старого Света. Вхождение в зону евро может существенно укрепить это положение. Хотя и без того Лондон-Сити пока что не имеет альтернатив в континентальной Европе, прежде всего, благодаря благоприятному налоговому режиму.  
• Проблема занятости при переходе на единую европейскую валюту. 

Британский  рынок труда более гибкий, чем  в других странах ЕС. Это связано  со многими факторами (плавающий  обменный курс фунта стерлингов, постоянный контроль за процентными ставками, слабость профсоюзов, более либеральная финансовая система). 
• Проблемы Евросоюза в связи с глубочайшим кризисом в Греции, Румынии, Ирландии, Испании. Прагматичные жители Британии задают закономерный вопрос, а какая выгода им, если Туманный Альбион, как Германия, будет тянуть на себе бремя европейских проблем, выделяя финансы на "латание дыр" в ЕС? 
Кроме названных выше 6 пунктов есть еще такой важный фактор как непопулярность данной реформы среди населения Великобритании. Британцы упорно не хотят отказываться от фунтов стерлингов. Для жителей Туманного Альбиона они, прежде всего, являются символом стабильности и незыблемости традиций. Не стоит забывать, что большинство англичан, не смотря ни на что, остаются евроскептиками, кроме того, антиевропейскую позицию занимает британская пресса, многие влиятельные бизнесмены, интеллектуалы, а также деятели культуры. В 2003 году, сразу после оглашения Гордоном Браунам результатов «пяти экономических тестов», о своей поддержке министра финансов заявили 55% из числа опрошенных британцев, в то время как Тони Блэра, сторонника введения евро, поддержали лишь 12%. В последствии, в течение благоприятных для ЕС 2004-2008 гг., которые сопровождались заметным укреплением новой европейской валюты, количество ее сторонников в Великобритании значительно возросло – аж до 30%. Однако во время мощного финансового кризиса 2009-2010 гг. и особенно на фоне огромных проблем Греции, Испании и Португалии прежняя уверенность в своей правоте снова вернулась к чопорным жителям Британских островов, а вместе с нею пришел и привычный скепсис. Неудивительно, что сейчас уровень поддержки евро в стране снизился к прежней отметке – 12-15%. Неизвестно, к каким же усилиям придется прибегнуть всевозможным евроинтеграторам, чтобы теперь преодолеть традиционную недоверчивость консервативных жителей Соединенного Королевства. 

 

Заключение.

 

В настоящее  время экономика Великобритании продолжает оставаться одной из самых  крупных в мире.

Международные компании рассматривают открытие бизнеса  в Великобритании как создание идеальной  площадки для дальнейшего успешного  развития во всей Европе, государство  способствует развитию малых и средних  предприятий в стране путем сокращения налогообложения и финансирования перспективных проектов. 

На долю Великобритании приходится более 40% оборота  торговли акциями, треть валютных операций – в полтора раза больше, чем в США, и в шесть раз больше, чем в Германии, пятая часть международного банковского кредитования, 60% первичного и до 70% вторичного рынка еврооблигаций. На Англию приходится пятая часть всех собранных премий по морскому страхованию. Страна активно участвует в международном разделении труда, основные статьи экспорта - ядерные реакторы, котлы, оборудование, механические устройства, топливо и нефтепродукты.

В настоящее  время Великобритания не может выйти на общеевропейский уровень экономического роста после кризиса 2008-2009 года. Уровень государственного долга составил более 64,3% к ВВП.

 Несмотря на то, что Великобритания  является членом Евросоюза, она  не намерена вступать в зону  евро, т.к. в случае отказа от фунта Лондон утратит  возможность проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. Пять экономических тестов, изобретенных Брауном, показывают, что переход с фунта на евро не несет за собой положительных эффектов для экономики Британии. Да и просто англичане – очень консервативная нация, для них фунт является символом стабильности и незыблемости традиций. 

Список литературы.

 

  1. Воронин В.П. и др. Мировая экономика. – М.: Юрайт-Издат, 2003, С. 58.

 

  1. http://www.ons.gov.uk/ons/guide-method/census/2011/index.html  // Официальная национальная статистика Великобритании

 

  1. http://www.uk.ru // Все о Великобритании.

 

  1. http://www.europestory.ru/page-90.html // «Интересно о Европе»

 

  1. http://www.economist.com/news/britain/21578096 //  «Восстановление темпов роста экономики.»

 

  1. http://www.guardian.co.uk/business/2012/jan/24/britain-national-debt-tops-one-trillion // « Внешний долг Великобритании.»

 

  1. http://pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/PPP%20in%20foring%20country/PPP_in_UK.pdf // ГЧП Великобритании.

1 Воронин В.П. и др. Мировая экономика. – М.: Юрайт-Издат, 2003, С. 58.

Информация о работе Экономика Великобритании