Экономика Финляндии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:14, реферат

Описание работы

Данная работа направлена на осветление темы особенности экономического развития Финляндии , а так же анализу состояния связей экономики страны с партнерами из других государств и в частности с Украиной

Содержание работы

Введение
Общая характеристика современного экономического положения Финляндии
Структура экономики Финляндии
Основные показатели экономического развития Финляндии
Финляндия в мировом пространстве
Финляндия и Украина
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по Международной экономике.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Ныне лишь 1/5 потребляемой в стране энергии покрывается за счет собственных ресурсов. Остальное же топливо поступает из-за рубежа. Ежегодно ввозится 13–14 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, около 4 миллионов тонн каменного угля и кокса и около 1 миллиарда кубических метров природного газа. Главный поставщик твердого и жидкого топлива в Финляндию – Россия. Природный газ также поступает из России по проложенному через Карельский перешеек газопроводу. Нефтеперерабатывающие заводы расположены на южном и юго-западном побережье страны в Шельдвиге, близ Порво, и в Наантали, близ Турку.

Машино- и судостроение

Машиностроение за послевоенные годы из отрасли, работавшей только на внутренний рынок, превратилось в отрасль, продукция которой занимает в  финском экспорте по стоимости второе место после лесобумажного производства. Главные машиностроительные предприятия сосредоточены преимущественно на юго-западе страны. Крупнейшие города: Хельсинки. Турку и Тампере – одновременно важнейшие машиностроительные центры.

В машиностроении выделяются прежде всего судостроение и изготовление оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

С участием шведских концернов  «Вольво» и «СААБ-Скания» создана  автомобильная промышленность, выпускающая ежегодно около 30 тысяч легковых и 2 тысяч грузовых автомобилей и автобусов. Основная часть узлов и деталей поступает из Швеции.

Финское судостроение – отрасль, развитие которой в послевоенные годы особенно сильно связано с советскими заказами. Для их выполнения были коренным образом реконструированы и расширены старые верфи и построены новые. Был освоен выпуск новых типов судов, двигателей и различного судового оборудования. Финское судостроение специализируется на постройке дизель-электрических ледоколов, морских буксиров, морских автомобильных паромов, танкеров для перевозки аммиака и других химических веществ, судов для прокладки подводных кабелей, буровых платформ для морских нефтепромыслов.

Ведущей судостроительной фирме – концерну «Вяртсиля», выпускающему примерно половину всех судов, принадлежат старейшая и крупнейшая в стране верфь «Крейто – Вулкан» в главном центре судостроения – Турку и верфь во втором по значению центре – Хельсинки.

Судостроительные верфи  расположены также в других городах  на побережье Ботнического и Финского заливов – в Рауме, Пори, Васа, Рахе, Ловиса.

Лесопромышленный  комплекс

Лесные массивы занимают более чем 2/3 территории страны, что  составляет свыше 26 миллионов гектаров. На продуктивные лесные угодья приходится 18 миллионов гектаров. Доля Финляндии  в общих мировых запасах лесных ресурсов составляет около 0,5%, а в мировых запасах хвойных лесных ресурсов – около 1%. Совокупные запасы лесных ресурсов насчитывают 1937 миллионов кубометров. Большая часть лесов принадлежит частным лесовладельцам, которых в Финляндии насчитывается свыше 439 тысяч. Распределение лесного фонда по категориям лесовладельцев: частные леса – 62%; государственные леса – 25%; леса промышленности – 8%; леса компаний, коммун, приходов, церквей и прочее – 5%.

Валовой годовой прирост  древесины в среднем по стране составляет около 75 миллионов кубометров в год, а на ежегодные рубки и естественную убыль приходится около 64 миллионов кубометров. Таким образом, запасы лесных ресурсов ежегодно увеличиваются более чем на 10 миллионов кубометров.

Финляндия – один из крупнейших в мире производителей и экспортеров пиломатериалов, бумажной массы, фанеры. Лесопильные заводы ежегодно производят до 8 миллионов кубометров пиленых и строганых досок. Больше половины их вывозится за границу. По экспорту пиломатериалов Финляндия занимает третье место (после России и Канады). Наиболее крупные центры лесопиления расположены в устьях главных лесосплавных рек – Кюмийоки, Кокемяэн-йоки, Оулуйоки и Кемийоки.

Существуют также портовые города на побережье Финского залива, Поре, Оулу, Кеми на побережье Ботнического залива. Крупным центром лесопиления относится также Ланпенранта, расположенная на южном берегу озера Сайма, у начала Сайменского канала. Размещение лесопильных и других деревообрабатывающих предприятий на реках и озерах имеет в основном исторический характер, так как сплавом теперь идет лишь одна треть потребляемой древесины, а около 2/3 ее доставляется на предприятия из леса автомобильным транспортом.

Ныне металлопромышленность  заняла ведущее место по числу  занятых, объему капиталовложений и стоимости выпускаемой продукции. Тем не менее, лесобумажная промышленность продолжает доминировать в финском экспорте и определять важную роль страны в международном разделении труда и ее место в мировой торговле.

Сельское хозяйство

До Второй мировой войны сельское хозяйство было основным занятием населения. После войны крестьяне, прибывшие из районов, отошедших к СССР, получили земельные наделы, и таким образом было организовано много мелких хозяйств. В настоящее время в стране преобладают небольшие крестьянские хозяйства.

Сельское хозяйство  Финляндии вместе с пищевой промышленностью  представляют единую цепь переработки  сельскохозяйственной продукции и  производства продуктов питания. Основой  этой отрасли являются паевые кооперативные  предприятия, многоотраслевые концерны и фирмы.

Финляндия обладает уникальным опытом ведения сельского хозяйства  в северных широтах, основанном на применении прогрессивных научных разработок в области селекции, севооборота  и агрохимии.

Подавляющее большинство  мелких и средних хозяйств поддерживают свое существование продажей леса с  принадлежащих им лесных участков, размеры которых в несколько  раз превышают размеры пахотных угодий. В среднем по стране на каждую ферму приходится лишь 11 гектаров пашни и в то же время более 50 гектаров продуктивных лесов. Выручка за проданный лес дает в среднем более четверти доходов фермеров, а во многих мелких хозяйствах – до половины всех денежных доходов. В обширных районах Центральной и Северной Финляндии лесное хозяйство служит основным источником существования крестьян, а сельское хозяйство – лишь дополнительным.

Своеобразие отраслевой структуры сельского хозяйства  наряду с характерным для всех стран Северной Европы преобладанием  животноводства над земледелием состоит в Финляндии, как и в Дании, в исключительно большой роли молочного производства. Примерно 4/5 всех доходов финского сельского хозяйства дает животноводство, а доходы от реализации молока составляют 3/5 доходов от животноводства.

Другие отрасли сельского хозяйства представлены тепличным производством, звероводством, рыбоводством и рыболовством.

Стадо крупного рогатого скота насчитывает около 1,8 миллионов голов, из которых около 800 тысяч – молочные коровы. Разводят преимущественно две примерно равноценные по продуктивности и хорошо переносящие холод породы: финскую, низкорослую и безрогую, и завезенную из Шотландии скрещенную с местным скотом более крупную, айрширскую.

Подавляющая часть молочного  стада сосредоточена в мелких и средних хозяйствах, объединенных в сбытовые кооперативы, которые скупают молоко и перерабатывают его на своих многочисленных заводах.

В Финляндии так же развито свиноводство. Свинина составляет более половины общего производства мяса. В заполярной Лапландии пасутся  стада северных оленей, насчитывающие до 200 тыс. голов. Оленина играет важную роль в мясном балансе страны. На многочисленных звероводческих фермах, преимущественно и западной части Финляндии, ежегодно заготовляют более 3 млн. шкурок норки.

Садоводство в Финляндии развито слабо, оно наиболее широко распространено в прибрежных районах, населенных шведами, в ляни Усима и на островах Южной Финляндии, но и там на долю садов приходится менее 0,9% сельскохозяйственной площади. Климатические условия в этих районах довольно благоприятны для выращивания яблонь, груш, вишен, которые дают неплохие, а нередко даже богатые урожаи.

Полеводство: В Финляндии  выращиваются многие разнообразные  полевые культуры с учетом климатических  особенностей: всего около сорока культур, из них лишь меньше половины имеет хозяйственное значение.

Озимая пшеница – наиболее требовательная зерновая культура в Финляндии. Она плохо переносит суровые зимы и преимущественно распространена на глинистых почвах в южных и юго-западных районах страны, как и яровая. Примерно также популярны озимая рожь и ячмень.

Овес – самая молодая зерновая культура Финляндии. Было время, когда он занимал половину всей посевной площади под зерновыми культурами. Особенно много овса выращивается в юго-западных районах Финляндии, где на его долю приходится свыше 1/4 всей посевной площади.

Сеяные травы, главным  образом тимофеевка и красный  клевер, также возделываются повсеместно. Всего под ними занято более 1/3 пахотной земли. В северной же половине страны сеяные травы доминируют и в растениеводстве и служат основным кормом крупного рогатого скота.

Культура сахарной свеклы стала внедряться в Финляндии  только в 1920-е годы, когда был построен первый сахарный завод в Сало. Ее посевы сосредоточены поблизости от сахарных заводов.

Так как картофель один из важных продуктов питания, его выращивают для собственных нужд почти в каждом хозяйстве и он является самой распространенной культурой в Финляндии наряду с тимофеевкой.

Транспорт

Государственные железные дороги Финляндии сконцентрированы в южной части страны. Их общая протяженность 5900 километров, причем электрифицированы лишь 1600 километров. Хотя система автомобильных дорог была расширена, а парк частных автомашин сильно вырос в 1960–1970-е годы, интенсивность дорожного движения в Финляндии все еще невелика по сравнению с другими скандинавскими странами. Автобусное сообщение летом поддерживается вплоть до крайних северных районов.

Длина автомобильных дорог достигает 80 тысяч километров. Сеть судоходных водных путей протяженностью 6,1 тысяч километров, включающая каналы между многочисленными озерами, имеет исключительное значение для пассажирских и грузовых перевозок. Зимой судоходство по каналам осуществляется с помощью ледоколов.

Близкое к полуостровному положение страны в сочетании  с изобилием глубоких заливов способствует развитию морских перевозок. Морем идет 4/5 импортных и около 9/10 экспортных грузов. По сравнению с соседними Скандинавскими странами торговый флот невелик – его тоннаж несколько больше 2 миллионов тонн.

Вес доставляемых морем грузов, среди которых преобладает минеральное топливо, вдвое превышает вес отправляемых из финских портов грузов, состоящих преимущественно из лесопромышленной продукции. Среди многочисленных портов на побережье Финского и Ботнического заливов выделяются размерами грузооборота Хельсинки, куда поступает больше всего импортных грузов, и Котка, откуда отправляется больше всего экспортных грузов. Порт Турку отличается интенсивным развитием автопаромного сообщения со Швецией. В соседнем с Турку Нантали расположен крупнейший в Финляндии нефтеимпортный порт.

Внутри страны грузы  перевозятся главным образом  автомобильным и железнодорожным  транспортом. Железнодорожная сеть, составляющая 6 тыс. км, принадлежит  государству. Она сложилась, еще, когда  Финляндия входила в Россию. В стране насчитывается более 1 миллиона легковых и 130 тысяч грузовых автомобилей. Наряду с проложенными между городами автомагистралями повсеместно развита сеть поддерживающихся круглый год грунтовых дорог.

 

 

 

 

Туризм

В Финляндии нет большого количества всемирно известных достопримечательностей и памятников архитектуры. Однако власти любого финского города делают все возможное для восполнения этого недостатка, завлекая туристов проведением разнообразных фестивалей, многочисленных праздников, организацией новых музеев, а также созданием всевозможных аттракционов, объединяющих современные достижения технической мысли, национальные традиции и природные богатства.

Большие доходы государству приносит туризм. Лучшее время для поездки  в Финляндию – период с мая по сентябрь (самый жаркий в году). Только летом открыты молодежные турбазы, кемпинги, парки развлечений и большинство музеев. Это также время многочисленных культурных, фольклорных и спортивных фестивалей, проводимых по всей стране.

Летом озера привлекают массу туристов. Только летом возможно судоходство по многочисленным озерам страны. Зима – прекрасное время отдыха. В первую очередь Финляндия славится своими реками и озёрами – Меккой водного туризма Европы, горнолыжными курортами: Химос, Вуокатти, Рука, Тахко, Юлляс, Леви, Саарисельга.

Финляндия предлагает туристам прежде всего зимний отдых. И главный упор сделан на всякого рода зимние сафари (катания на оленях, собаках) и беговые лыжные дисциплины. Рекреационная ценность отдыха в Финляндии заключается прежде всего в прекрасной экологической обстановке в стране и свежем зимнем воздухе. Что касается горных лыж, то Финляндия небогата высокими горами и может предложить в основном трассы для начинающих.

Хельсинки, по признанию  многих туристов, – город, где тесно соприкасаются природа и культура. Четвертая часть территории города приходится на парки, а шум и аромат моря придают Хельсинки особое настроение. В последние годы все большее число туристов привлекает Лапландия.

В Хяменлинне начинается популярный туристический пароходный маршрут по лабиринту озер, так  называемая «Серебряная линия», которая  заканчивается в Тампере.

Город Савонлинна и его  окрестности получили славу самой красивой местности в стране и очень популярны среди туристов.

В последние годы Финляндия  становится крупным туристическим  центром, ориентированным на активный зимний отдых.

финляндия сотрудничество экономика глобализация

Основные  показатели экономического развития Финляндии

 

Финляндия – высокоразвитая индустриальная страна. Размер ВВП  составляет 190 862 миллиардов долларов, или более 36 тысяч долларов на душу населения (входит во вторую десятку стран мира). С начала 2000-х годов занимает высшие строчки в престижных рейтингах конкурентоспособности, обладает передовой инновационной системой, является нетто-экспортёром капитала. Государственный долг составляет 42,6% от ВВП – один из самых низких в Евросоюзе.

Информация о работе Экономика Финляндии