Экономические отношения России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение экономических отношений США и России.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач, в том числе:

выявление основных нормативно-правовых актов, регулирующих российско-американское сотрудничество;

проанализировать динамику российско-американских отношений, их значимость и перспективы для экономики страны.

Содержание работы

Введение

1. Экономические отношения России и США

1.1 Договорно-правовая база, регулирующая торгово-экономические отношения России с США

1.2 Торговые отношения США и России

1.3 Инвестиционное сотрудничество США и России

1.4 Миграционные процессы между США и Россией

2. Перспективы развития экономических отношений между Россией и США

2.1 Проблемы в сфере экономических отношений между США и России

2.2 Перспективы решения проблем в сфере экономических отношений между США и Россией

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Копия курсоваяМЭО.docx

— 62.23 Кб (Скачать файл)

     Изучая  проблему миграции между США и  Россией и собирая информацию по данной теме, автор пришёл к выводу, что эта тема является недостаточно изученной и ей не уделяется большого внимания когда речь заходит о  торгово-экономическом сотрудничестве США и России. Но, по мнению автора, миграция российского населения  в Америку, большую часть из которых  составляют высокообразованные люди трудового  возраста, поездки по различным программам обмена студентов заслуживают серьёзного внимания, так как это является важной составляющей экономических отношений и может оказывать существенное влияние на их дальнейшее развитие.

     На  этом автор заканчивает аналитическую  главу и переходит к конструктивной главе, в которой рассматривает  перспективы развития экономических  отношений между Россией и  США, выявляя проблемы, препятствующие этому сотрудничеству и предлагая  способы решения этих проблем. 

 

      2. Перспективы развития  экономических отношений  между Россией  и США 

     2.1 Проблемы в сфере экономических отношений между США и России 

     На  сегодняшний день сфера взаимодействия и сотрудничества между США и  Россией огромна и, несмотря на проблемы в политической сфере, Соединённые  Штаты традиционно являются одним  из ведущих торговых партнеров России.

     Но  если рассмотреть масштабы, возможности  и потребности Америки и РФ., становится очевидным, что потенциал  российско-американских связей, особенно экономических, явно не реализован.

     В первую очередь следует обратить внимание на проблему зарубежного инвестирования. Практически все сферы и отрасли  России испытывают острую потребность  в огромном количестве инвестиционных ресурсов. США же занимает ведущие  позиции в мировом инвестиционном процессе и является лидером по размерам накопленных за рубежом прямых инвестиций. Но хотя по сумме накопленных иностранных  инвестиций в России Америка входит в десятку крупнейших, их доля в 9 раз меньше, к примеру, доли Великобритании.

     Гипотетическая  привлекательность российского  рынка для иностранных инвесторов (прежде всего с неограниченными  сырьевыми возможностями и дешевой  высококвалифицированной рабочей  силой) явно уступает сумме негативных факторов.

     В.А. Сельцо, автор статьи «Диверсификация  – необыкновенное направление российского  экспорта», прежде всего причиной малой  привлекательности России как импортёра  иностранного капитала называет нестабильность, законодательства применительно к  иностранным инвесторам и слишком  частые его изменения.

     Высокий уровень налогов, транспортных тарифов  является ещё одной причиной, оказывающей  негативное воздействие на инвестиционную привлекательность России. Конечно, с точки зрения ставок и общей  конструкции российская налоговая  система вполне сопоставима с  государствами восточной Европы, но на практике даже уплатив легально установленные законом налоги, предприятие  может спустя некоторое время  получить в виде претензий от налоговых  органов гораздо большие суммы, а в условиях всемирной доступности  почти любой информации, новости  о таких ситуациях не могут  не отпугнуть зарубежных партнёров, тем более американских.

     Также, по мнению автора этой статьи, высокий  уровень коррупции в бизнесе, а так же сложность и громоздкость процедуры оформления различных  документов или получения различных  документов становится серьёзной проблемой  для зарубежных инвесторов.

     В.А. Сельцо отмечает, что, не смотря на то, что в настоящее время в  сфере внешнеэкономических связей участвуют несколько сот тысяч  российских фирм и компаний, многие из них не обладают квалифицированными кадрами, способными грамотно общаться с иностранными партнёрами и вести  бизнес-сотрудничество.

     Нельзя  также, по словам В.А. Сельцо, не отметить такой важный элемент экспортного  потенциала, как технический сервис. Многие российские предприятия машиностроения отдают приоритет выпуску готовых  машин, мало заботясь о выпуске запасных частей. Отсутствие своевременных поставок запасных частей является существенным тормозом для развития экспорта РФ продукции машиностроения, тогда  как автомобили и детали и аксессуары к ним в структуре импорта  США, на долю которого в 2007 году пришлось 15,3% всего мирового импорта, составляют десятую часть.

     Автор другой статьи «Проблемы роста иностранных  инвестиций в экономику РФ» Г.А. Орлова считает, что не менее важна  и сфера приложения инвестиций – около 75% из прямых американских инвестиции в России вложены в основном в ее производственный сектор. На непроизводственную сферу приходится ¼ прямых инвестиций США, направляемых, в первую очередь, в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационно-консультационных услуг. Но большую потребность в инвестировании, согласно данным государственной службы статистики, испытывают такие сферы как, например, сельское хозяйство, строительство, производство транспортных средств и оборудования, обработка древесины, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг. Одна из причин гипертрофии в сторону топливно-энергетического и агропромышленного комплексов – отсутствие должных мер экономической политики, определяющих приоритеты в развитии российской экономики и реализующих дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы, в том числе и американские, пока сами выбирают сферы деятельности, ориентируясь на освоение новых рынков сбыта, расширение своего участия в добыче сырьевых ресурсов и повышение экономической эффективности всей хозяйственной сети ТНК. Российское государство, к сожалению, не оказывает на этот процесс сколько-нибудь существенного воздействия. Оно не определило чётко приоритеты инвестиционной деятельности, что неизбежно приводит к распылению капитальных вложений.

     Далее Г.А. Орлова отмечает, что российские государственные службы контроля и  регулирования экономической деятельности не всегда предоставляют качественное информационное обеспечение экономики, которой требуется полная, своевременная  и непротиворечивая информация. Недостаточная  прозрачность, как внутренней деятельности компаний, так и во взаимодействии с внешним миром во многом способствует ухудшению инвестиционного климата, чрезвычайно затрудняет разработку общенациональной и отраслевой стратегии  развития различных сфер российской экономики.

     По  словам того же автора, на сегодня в  России существует некая неопределённость в отношении собственности. По итогам обзоров соблюдения прав американских владельцев интеллектуальной собственности  в зарубежных странах Россия, несмотря на очевидный прогресс в данной сфере, несколько лет подряд зачисляется  в неблагоприятный список «приоритетно наблюдаемых стран». Существует и  обратная проблема в отношении регистрации  прав на интеллектуальную собственность  российского происхождения в  США, а также по защите российской аудиовизуальной продукции от несанкционированных  копирования и продаж на американском рынке.

     Автор данной работы согласен с проблемами, которые в своих статьях Г.А. Орлова и В.А. Сельцо выделяют как  препятствующие развитию и углублению экономических отношений США  и России и также выделяет несколько  проблем, связанные с политикой  Америки по отношению к РФ.

     В первую очередь это дискриминация  России в вопросах экспортного контроля. Участие России в создании международного режима экспортного контроля взамен КОКОМ не привело к пересмотру правил экспортного контроля США  в отношении нашей страны.

     Также остаются нерешенными вопросы об отмене соглашений о добровольных экспортных ограничениях (по толстолистовой и  горячекатаной стали, нитрату аммония), ограничения по номенклатуре разрешенного к ввозу в США спортивно-охотничьего  оружия и боеприпасов, прекращению  действия антидемпинговых пошлин на российские товары (карбамид, феррованадий, металлический кремний, магний).

     Но  самая серьезная, по мнению автора данной работы, проблема заключается в отрицательном  имидже России как страны и русских  как нации в целом. Многие зарубежные, в основном американские, фильмы, а  так же народные традиции, представленные зачастую в градационном виде, создают  у иностранных партнёров ложное представление о РФ и становится серьёзнейшим препятствием для принятия решения о взаимном с ней сотрудничестве. 

     2.2 Перспективы решения проблем в сфере экономических отношений между США и Россией 

     Выделяемые  на сегодняшний день проблемы в сфере  международных торгово-экономических  отношений России с зарубежными  странами и, в частности, с Америкой, существуют не первый год и на протяжении всего этого времени активно  разрабатываются, предлагаются и обсуждаются  пути их решения.

     Г.А. Орлова в своей статье, о которой  говорилось выше, называет следующие  меры по решению некоторых из них.

     Например, предлагается более интенсивно использовать информационные технологии в работе государственных органов, своевременно обновлять сайты правительственных  министерств и ведомств, а также  своевременно публиковать полный перечень документов с регламентами для всех видов экономической деятельности.

     Несомненно, инвесторам – как российским так  и иностранным – нужны чёткие представления, как будет развиваться  ситуация, на что ориентируется государство  в ведущих отраслях экономики  на ближайшие 5-20 лет, поэтому важно  выработать общенациональную и отраслевую стратегию развития различных сфер экономики.

     В.А. Сельцо, считает, что решать задачу по развитию внешнеэкономических отношений  необходимо по следующим направления.

     В первую очередь важно изменить сырьевую направленность российского экспорта. Как уже было сказано, повышение  степени переработки сырья, увеличение на этой основе экспорта готовых изделий  значительно повышает экономическую  эффективность внешней торговли, поэтому одной из насущных задач  является диверсификация российского  экспорта и развитие экспортно-ориентированных отраслей, нацеленных на увеличение промышленной переработки сырья и, прежде всего, продукции машиностроения.

     Одним из путей, препятствующих вывозу из России необработанного сырья, могло бы стать установление повышенных экспортных пошлин на его вывоз и дифференциация (эскалация) ставок экспортно-таможенного  тарифа в зависимости от степени  обработки товара.

     Направленность  российского экспорта в США традиционно  характеризуется сырьевой направленностью, доля машин и оборудования продолжает оставаться незначительной. Однако исследование конъюнктуры американского рынка  и анализ запросов американских компаний показывают, что существуют реальные возможности расширения российского  экспорта не только за счет роста объемов  экспортируемых из России нефти, природного газа, металлов и химических удобрений, но и путем увеличения поставок ряда товаров с высокой степенью обработки, а также услуг. Для этого, как  считает автор данной работы, нужно  ужесточить контроль над качеством  российской продукции, доработать систему  госстандартов. Это может способствовать более активному продвижению  в США некоторых видов готовой  продукции машиностроения, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, имеющих  реальную перспективу реализации на емком американском рынке.

     Также, по мнению В.А. Сельцо, необходимо создать  единый орган, на который были бы возложены  функции по реализации единой государственной  стратегии в области привлечения  иностранного капитала в российскую экономику.

     Для того, чтобы устранить проблему неквалифицированных  кадров, для участников внешнеэкономических  связей можно ввести специальную  лицензионную систему, которая позволила  бы усилить контроль государства  и повысить эффективность внешнеэкономического сотрудничества. Очень важно также и дальше совершенствовать договорно-правовую базу международного сотрудничества.

     Автор этой работы согласен с предложенными  В.А. Сельцо и Г.А. Орловой путями решения проблем, существующих и  возникающих в сфере русско-американского  экономического сотрудничества и выделяет ещё несколько задач экономической  политики России по отношению к США.

     В первую очередь очень важно поддерживать эффективный государственный контроль за экспортом из России стратегического  сырья, перспективных технологий, утечкой "умов" и интеллектуальной собственности  в сферах, затрагивающих интересы национальной безопасности страны.

     Нужно устранить или существенно сократить  ограничений на экспорт в Россию высокотехнологичного оборудования, "ноу-хау, и проводить гибкую протекционистскую  политику в целях выборочной защиты от иностранной конкуренции отечественных  производителей товаров и услуг.

     Также необходимо постепенно отказаться от тех видов экономических отношений, которые строятся преимущественно  на основе американской правительственной  помощи и кредитов международных  финансовых организаций, поскольку  они часто обусловливаются со стороны США политическими условиями, которые ущемляют суверенитет России, ограничивают внешнеполитическую и  внешнеэкономическую активность нашей  страны в отдельных регионах.

     И, несомненно, нужно разрушать сложившиеся  о России стереотипы, не допуская, чтобы  в фильмах, передачах или книгах РФ представлялась сквозь призму предрассудков.

     Отношения с США являются важнейшим приоритетом  российской внешней политики. В их основе лежит общее понимание  сторон о близости стратегических интересов  России и США в вопросах обеспечения  международной безопасности. Российское руководство исходит из того, что  возникающие в ходе взаимодействия двух стран расхождения как тактического, так и концептуального характера по некоторым вопросам не должны являться препятствием для поступательного развития российско-американских отношений. Проблемные вопросы должны решаться на основе диалога и стремления сторон к расширению сферы согласия и взаимопонимания. Россия и США сохраняют приверженность продолжению активного и плодотворного политического и экономического диалога по всему комплексу двусторонних, международных и глобальных проблем.

Информация о работе Экономические отношения России и США