Экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 03:44, доклад

Описание работы

Экономическая интеграция – объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Имеет место как на уровне национальных хозяйств, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Проявляется как в расширении и углублении производственно-технических связей, так и в создании благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятия взаимных барьеров.

Файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

«Проект 92», выпущенный в 1992г., устранил таможенные барьеры. С 1 января 1993 года отменена  процедура заполнения таможенных документов. Существование различных стандартов было одним из главных препятствий на пути движения товаров и услуг. Для решения этой проблемы был введён знак «СЕ», наличие которого на товарах означало, что они отвечают основным стандартам и могут свободно продвигаться на всей территории ЕС.

2. Свобода движения услуг

Торговля услугами в  региональном масштабе затруднялось целым рядом барьеров и препятствий:

  1. Прямыми запретами на предоставление отдельных видов услуг иностранцами.
  2. Валютными ограничениями на перевод за границу дохода от услуги.
  3. Техническими требованиями, предъявляемыми к оборудованию, используемому при предоставлению услуг.
  4. Проблемами таможенной очистки товаров, ввозимых из-за границы и используемых для предоставления услуг.

Римский договор  предоставил право компании из страны, входящей в ЕС, не открывая своего отделения  в этой стране. Прорывом в сфере торговли услугами стал «Проект-92».

Уничтожение барьеров и препятствий в торговле услугами в рамках ЕВР осуществлялось при помощи 3 взаимосвязанных инструментов «негативной» и «позитивной» интеграции:

1. Либерализации торговли услугами в рамках ЕВР как посредством свободного перемещения услуг через границы, так и свободного создания отделений для предоставления услуг в других государствах-членах ЕС.

2. Взаимного признания качества национального контроля.

3. Гармонизации существующих национальных и создания минимального набора средств интеграционного регулирования.

 

Пример: Лицо, предоставляющее услуги имеет право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.

Данная свобода  также применима к тем случаям, если заказчик и лицо, предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только предоставляемая услуга пересекает границу. Типичным примером могут служить телевидение и радиовещание.

 

3. Свобода движения капитала.

Неограниченные  приток и отток денежного капитала могут приводить к экономически необоснованным и в конечном счёте  к разрушительным колебаниям процентных ставок и обменных курсов, вынужденным  девальвациям и валютным кризисам. Поэтому, в зависимости от экономической конъюнктуры правительства принимают меры либо для ограничения вывоза капитала из страны, либо для ограничения его ввоза.

К середине 80-х  годов правительства западноевропейских стран пришли к выводу о необходимости отмены контроля над движением капитала и либерализации рынков. Этому способствовали ряд обстоятельств: устойчивое улучшение платёжных балансов государств-членов ЕС, быстрая интернационализация производства, ошеломляющий рост денежных рынков, высокое достижение информационных и банковских технологий.

В 1988 г. Совет  принял директиву о создании свободного рынка капиталов в рамках всего  Сообщества к 1992 г. Директива предусматривала  полную либерализацию движения капитала между государствами-членами. Были запрещены ограничения на движение капитала и платежи между государствами-членами и третьими странами. Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также переводить неограниченные средства из одной страны в другую.  Это также означает неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей Европе.

 

4. Свободное движение физических лиц

Граждане государств-членов ЕС получили право искать и устраиваться на работу по найму в любом другом государстве-члене ЕС и пользоваться теми же правами в области оплаты труда, условий работы и профсоюзных прав, что и граждане принимающего государства. Лица свободных профессий получили право свободно обосновываться в любом другом государстве-члене ЕС. Документы об образовании и профессиональной квалификации, полученные в одной стране ЕС, должны были автоматически признаваться в любой другой стране ЕС. Но экономические стимулы миграции оказались недостаточно сильными, а культурные и языковые барьеры слишком значительными.

В результате осуществления  программы к началу 1993 года между  странами ЕС были устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, включая  транспортные и финансовые услуги; ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий и принцип благоразумного надзора; устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран (они заменены едиными для всех стран ЕС механизмами количественных ограничений на импорт); введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации; открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.

 

5. Экономический и валютный союз.

 

Уход со сцены  национальных валют означает, что  цены товаров на рынках стран-участниц ЭВС становятся прямо и непосредственно  сравнимыми, что, в свою очередь, снимет два таких препятствия в торговле как накладные внешнеторговые расходы и валютный риск. Конкурентоспособность компаний больше не будет искажаться колебаниями валютных курсов, а станет объективно отражать их производительность, разницу в издержках производства и уровня цен.

Такая возросшая  деловая гласность должна привести к лучшему использованию капитала и других располагаемых ресурсов для деловой деятельности. Большая гласность условий конкуренции должна также облегчить международные сравнения балансов предприятий, анализ их экспортных цен, условий слияния, поглощения и иных деловых альянсов на уровне ЕС и деловых стратегий компаний в целом. Таким образом, единая валюта сделает возможным завершение создания единого внутреннего рынка Сообществ.

Сердце ЭВС - независимый Европейский Центральный  Банк (ECB), который управляет поставкой денег Европейской валюты, а также, подобно национальным центральным банкам, ответственен за стабильность валюты. Он имеет право разрешить выпуск банкнот и монет в ЕС. ECB формирует Европейскую Систему Центральных Банков (ESCB), включая непосредственно ECB Центральные банки Государств - членов. Задачи ESCB состоят в том, чтобы определять и осуществить валютную политику Сообщества, управлять официальными валютными запасами Государств - членов и обеспечивать бесперебойное действие системы платежей в Сообществе. Евро был введен в безналичное обращение с 1 января 1999, в наличное обращение с 1 января 2002. Главной причиной введения единой валюты называется следующая: Существование в Европе большого числа независимых государств с собственной валютой обходится слишком дорого. В первую очередь это касается издержек по конвертации.

 

По итогам 2012 года ВВП по паритету покупательной способности  составило 15,7 триллиона долларов, а  номинальное ВВП в 2012 году показало цифру в 16,5 триллиона долларов, что позволило им занять первую строчку в мире по этому показателю.

В мае 2013 г. ходе своего выступления в Лондоне президент Европейского Центробанка Марио Драги отметил заметные улучшения в Британской экономике.

Он сказал, что  три отстающие страны -  Испания, Ирландия и Португалия – намного улучшили свои экспортные показатели.  Несмотря на позитивные изменения в некоторых странах, в этом месяце господин Драги сократил процентные ставки по еврокредитам до рекордно низких размеров. Последние данные показывают замедление экономик стран Евросоюза. Даже Германия в начале этого года не показала интенсивного роста.

 

Несмотря на проблемы, евро остается стабильной, сильной  валютой.

 

Пока что невозможно предсказать, когда и как еврозона станет распадаться на части, однако уже ясно, что ей не удалось достичь заявленных целей ни политически, ни экономически. В политическом отношении единая валюта, вместо того чтобы намертво скреплять Европейский союз, оживляет застарелую враждебность между европейскими нациями, еще больше противопоставив их друг другу. В плане экономики, вместо того чтобы сглаживать разрыв в уровнях богатства на территориях еврозоны, единая валюта только усилила его, поскольку на европейской периферии увеличивается число наций, не способных к конкуренции. Что же касается «Европы без границ», то у свободы передвижения обнаружились свои жесткие пределы, обязанные языковому разнообразию и другим материальным ограничениям трудовой мобильности.

Во всяком случае, в 2012 году для молодых европейцев уже крайне значимо, где находится их родина – в Северной Европе (с ее безработицей молодых ниже 10% в Австрии, Германии и Нидерландах) или в Южной Европе (с уровнем безработицы среди молодежи свыше 50% в Греции и Испании) [5]. Поэтому неудивительно, что в разных странах ЕС столь разнятся взгляды на выгоды и издержки европейской интеграции: в этом отношении греки и немцы представят полную противоположность

Резкое ухудшение экономических  кондиций в Еврозоне началось с 3 квартала 2011. Снижение показателей идет последовательно и устойчиво на протяжении последних 6-7 кварталов. В фиксированных ценах ВВП соответствуют уровням конца 2006. ВВП столь высок за счет торгового баланса, т.к. за исключением показателей торгового баланса все еще хуже. По масштабу сокращения внутреннего спроса сейчас уже хуже кризиса 2008-2009. 

 

 

 

 

2.2 Активизация «восточной политики»  ЕС

 

После распада СССР ЕС весьма четко дифференцировало свои отношения с восточной частью Европы по двум группам. Первую составили  бывшие соцстраны и республики Прибалтики, с которыми ЕС подписал Европейские Соглашения. Вторая - это большинство стран СНГ (в том числе Россия), которые связывают с ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Такая разница в договорно-правовой базе отражала политический курс ЕС на сближение со странами Центральной Восточной Европы и отводила второстепенное значение отношениям с Россией.

Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве (СПС), вступившее в силу в декабре 1997 г., в настоящее  время является основной организационной  и правовой базой отношений России и Европейского Союза. Оно не сыграло решающей роли в интеграции России в Европу и мировую экономику и в целом не закрепило особые отношения между Россией и ЕС. Реальность оказалась достаточно далекой от тех ожиданий, которые первоначально связывались с СПС.

Основным инструментом политики ЕС в отношении России последние  годы была программа ТАСИС, которая, хотя и была подключена к СПС, не имела непосредственной оперативной  связи с соглашением, а соответственно, ее потенциал не мог быть полностью использован для реализации целей и задач СПС3.

В контексте вступления России в ВТО ЕС не забывает о  своих интересах. Как известно, в  конце 2001 г. Европейский союз выдвинул требование унификации российских внутренних и внешних цен на энергоносители (и, прежде всего, на природный газ) в качестве условия вступления в ВТО4.

Общая Стратегия ЕС определяет четыре основные области для реализации двусторонних отношений: (1) укрепление демократии и правового общества в России; (2) интеграция России в общеевропейское экономическое и социальное пространство; (3) сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и мире и (4) совместный ответ на «общие вызовы», такие как ядерная безопасность, экология и борьба с оргпреступностью. Кроме того, предусматривается усиление мер горизонтального характера, прежде всего расширение политического диалога. Российская Среднесрочная стратегия рассматривает примерно тот же круг проблем, только в более детализированном виде.5

Разработка особых стратегий в отношении России - с одной стороны, и Беларуси, Украины и Молдовы - с другой, по мнению автора, стала бы нецелесообразной. Прежде всего, Россия, равно как Украина и Беларусь, непосредственно граничат с Евросоюзом. Россия тесно связана - экономически и политически - со всеми странами в регионе. Во-вторых, в скором будущем возможно создание союзного государства между Россией и Беларусью, а также создание ОЭП. Следовательно, общая политика ЕС в отношении восточных соседей невозможна без участия Москвы. Наконец, исключение России из восточной политики разделило бы восточное соседство ЕС на две группы - Россию и остальные приграничные государства. Учитывая прогрессирующую политическую и экономическую интеграцию между странами, обосновать такое разделение весьма трудно, поэтому создание общей стратегии по отношению ко всему региону вполне оправдано.

Главной целью политики ЕС в отношении России является глубокая внутренняя трансформация России на основе постепенного восприятия ею комплекса  европейских норм и ценностей. Эта задача четко обозначена в программных документах ЕС. Ее решение позволило бы единой Европе не только получить от соседства с Россией экономические выгоды, но и ответить на ряд серьезных вызовов в сфере безопасности6.

 

 

3. Направления и перспективы взаимодействия России и ЕС

 

«Мы для России - партнер  номер один. Сейчас у нас в ЕС 25 членов, очень скоро будет 27 - это  более 500 миллионов жителей. Мы - главный  экономический партнер России, и  Россия тоже экономически важна для  нас. Поэтому нам надо сделать все возможное, чтобы построить - как мы это называем - общее пространство России и Евросоюза, общее не только в экономике, но и в культуре»7.

Программа действий в  экономической сфере предусматривает:

  • содействие развитию торговли и инвестиций;
  • создание более благоприятных условий для деятельности экономических операторов - европейских, действующих в России и российских, которые начинают активно действовать на внутреннем рынке ЕС;
  • сближение законодательства (на основе норм ВТО и с учетом законодательства ЕС) в области развития торговли и инвестиций, создания благоприятных условий для деятельности экономических операторов.

 

 

 

 

1 Копитерс Б., Эмерсон  М. Европеизация и разрешение конфликтов: конкретные исследования европейской периферии / Б.Копитерс, М.Эмерсон ,  М.Хейссен, Т.Ковзиридзе, Г.Нутчева – М.: Изд-во «Весь мир», 2005. – с. 235

Информация о работе Экономическая интеграция