Экологический туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 08:51, дипломная работа

Описание работы

Экологический туризм - это вид туризма, предполагающий экскурсии в те места природы, где сохранилась фактически нетронутая природа. Целью этих путешествий является приобретение новейшей информации для туристов об окружающей среде определённого региона, по которому осуществляется путешествие, и о культурно-этнографических отличительных чертах, которые свойственны для региона местонахождения туристов. В процессе экологического путешествия цельность окружающих экосистем не нарушается

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………
1.1 Понятие экотуризма и его классификация…………………………....
1.2 Экологический туризм в контексте международного туризма ……
1.3 Экологический туризм и международное право……………………..
2 Современный экотуризм: международный и национальный опыт
2.1 География международного экологического туризма
2.2 Проблемы и перспективы развития в России

3 Характеристика национального парка Йеллоустоун в США

Файлы: 1 файл

экологический туризм2 (2).doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

Под регулированием развития экотуризма понимается система из трёх уровней, включающую в себя:

– координирование и помощь в развитии экологического туризма в глобальном (международном) масштабе;

– контакты экотуристской политики на межгосударственном уровне;

–  сбалансированность политики в области экологического туризма на национальном и региональном уровнях.

Координация и помощь развитию экотуризма в широком масштабе реализуется благодаря  международным организациям и фондам. Несмотря на условную «молодость», экотуризм имеет ярко выраженную международную организацию. Содействие росту экологического туризма оказывают мощные международные структуры, которые имеют значительный диапазон природоохранных целей и всячески поддерживают формирование экотуризма как одно из направлений деятельности, способствующей устойчивой эксплуатации природных ресурсов.

Организация Объединенных Наций имеет огромное значение в деле объединения усилий мирового общества по защите природных ресурсов Земли. Ряд комиссий ООН содействуют внедрению разнообразных идей в деятельность экологического туризма. В организации и реализации мировой экотуристской политики фигурируют:

– ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (в т. ч. ее программа «Человек и биосфера»);

– ЮНЕП – Мероприятия ООН по охране окружающей среды;

– ПРООН - Программа развития ООН;

– МСОП - Международный союз охраны природы и др.

Главным направлениями вышеперечисленных международных программ являются природосберегающая функция, оценка биологического многоообразия, разработка системы рентабельного управления природными ресурсами, объединение экологического и историко-культурного потенциала с социально-экономическим ростом региона.

Огромную лепту в формирование международных соглашений и мероприятий развития экотуризма внесли Международные финансовые организации (Всемирный банк, Всемирный фонд охраны дикой природы, экологический фонд).

Существует целый ряд типизированных экотуристских организаций, созданных для содействия развитию экологического туризма в мире: Экотуристское общество (The Ecotourism Society), Ежегодный международный симпозиум «Annual World Congress on Adventure Travel & Ecotourism», Общественные организации Нейчер-Консерванси, Одюбоновское общество и др.

Всемирная туристская организация (ВТО) - межправительственная организация, которая была создана под покровительством ООН в 1975г. для координирования действий мирового сообщества в целях совершенствования туризма, проводит глобальную туристскую политику.

Внушительный сдвиг по усовершенствованию идей экотуризма в мире был осуществлён ВТО в 2001-2002 гг. - в период установления и проведения Международного года экологического туризма. 19-22 мая 2002г. под эгидой ЮНЕП и ВТО состоялся Всемирный саммит по экологическому туризму в Квебеке (Канада) ,где участвовали свыше 1100 представителей из 132 стран мира. Люди, которые приняли участие в саммите разработали ряд рекомендаций правительствам, делегатам частного бизнеса, межправительственным и социальным организациям, научно исследовательским институтам, международным финансовым учреждениям, местным сообществам для формирования экологического туризма в контексте его устойчивого развития.

Баланс экотуристской политики на межгосударственном уровне осуществляется благодаря деятельности региональных туристских организаций и специализированных органов межгосударственных объединений.

Так, к примеру, туристская политика ЕС воспринимается не как задача местного значения, а как большое количество задач комплексного характера, исходящих из разноплановых аспектов союзной политики, таких как экологическая политика, региональная политика, политика по отношению к малым и средним предприятиям и т. п.

Миссией европейской региональной политики является не только  формирование равных условий жизнедеятельности и труда, но и связано с поддержкой туриндустрии и туристских территорий. Для поддержания туристской индустрии используются такие финансовые методы региональной политики, как пособия для европейских фондов и займы Европейского инвестиционного банка. В рамках данной политики ежегодно огромное значение уделяется развитию экотуризма в туристских регионах. Этим объясняется и значительная финансовая поддержка экологического туризма в странах Евросоюза.

Опыт ряда стран (США, Великобритании, Германии и др.), которые добились значимых результатов в формировании экологического туризма, свидетельствуют о том, что плодотворное государственное управление и контроль особенно необходим на периоде роста и является основной причиной в создании национального рынка экотуризма.

Государственное управление и регулирование в области экологического туризма в различных странах имеет небольшие отличия: в основном оно обеспечивает законодательную гарантию охраны окружающей среды, развитие стимулирующей системы налогообложения и выбора наиболее приемлемых инструментов управления как ходом развития экотуризма целиком, так и процессом оборота ресурсного потенциала ООПТ.

Вместе с тем, национальные черты государств, которые связаны с эволюцией их формирования, географическим положением, мировосприятием населения и спецификой его социально-культурного развития, устанавливают принципиальные различия в системе управления и регулирования экологического туризма.

Экотуризм в сравнении с другими видами туризма является наиболее выраженным социально-экономическую направлением. Рационально организованная деятельность по формированию этого вида туризма может поддерживать как охраняемые территории, так и местное население региона, которое специализируется на экологическом туризме, усовершенствованные экономические возможности и тем самым принять достойное место в региональной экономике.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном смысле экотуризм - это туристские поездки в нетронутые цивилизацией уголки природы, в некотором роде многовариантный тип отдыха и рекреации, который направлен на новейшие ценности, большей частью на узкое общение с окружающей средой. И еще существует очень много формулировок, которые были предложены для раскрытия сущности понятия «экологический туризм».

Экологический туризм совмещает в себе экскурсии в ненарушенные человеческим воздействием природные зоны с соблюдением экологической безопасности, охватывает все виды природно-ориентированных туров, например, пешеходных, водных, конных, велосипедных прогулок, разнообразных видов природно-познавательных туров, которых объединяет общее название «экскурсии с натуралистом», международное волонтерское движение, которое нацелено на восстановление разрушенных природных территорий.

В настоящее время, в связи с обширным внедрением международной стратегии устойчивого развития, роль экологически устойчивого туризма постоянно увеличивается.

К настоящему времени экологический туризм уже является предметом обсуждения нескольких очень важных (хотя и не имеющих распорядительного характера) официальных международных деклараций. Среди них: Программа UNEP по окружающей среде 1995г., «Хартия устойчивого туризма ЮНЕСКО», которая была принята на Ланцароте в 1995г., «Севильская стратегия для биосферных резерватов», ЮНЕСКО, 1995г., «Декларация устойчивого развития туризма», принятая министрами туризма и охраны природы Азиатско-тихоокеанского региона в 1997г., «Берлинская декларация - биологическое разнообразие и устойчивый туризм», которая была подписана по инициативе Федерального Министерства Германии по окружающей среде на Международной туристической бирже (ITB) в 1997г. министрами 18 стран, Принципы экологически устойчивого туризма UNEP. 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современный экотуризм: международный и национальный  опыт

Опыт зaрубежных стрaн покaзывает, что рaзвитие экотуризмa может вызывaть сaмые рaзнообразные последствия на местном, регионaльном и нaционaльном уровнях, спектр которых - от очень блaгоприятных до рaзрушительных. На каждом из этих уровней экономические, экологические и социaльные последствия туризмa могут существенно рaзличаться в зaвисимости от его мaсштaбов, уровня рaзвития и диверсификации местной экономики, культурных особенностей стрaны или регионa. Кроме этого, очень вaжным моментом является формa и вид экотуризмa, который рaзвивается в регионе. 
 
Необходимо хорошо предстaвлять себе потенциaльные положительные и негaтивные социально-экономические эффекты, которые могут возникaть при рaзвитии экотуризмa, и учитывaть их при плaнировaнии и упрaвлении туристической деятельностью.

Хотя многие страны (особенно рaзвивaющиеся) получaют знaчительные преимуществa от международного экотуризма туризмa, зaвисимость от него - рисковaнная стрaтегия. Туризм является нестaбильным источником доходов, подверженным влиянию рaзнообразных фaкторов, не поддaющихся контролю. Например, туристическая отрaсль может быть знaчительно подорвaна политическими изменениями (они окaзывают огромное влияние на приток туристов в стрaну), природными бедствиями, флуктуациями курсов валют или отсутствием должного плaнирования. Причем роль этих "внешних" фaкторов тем сильнее, чем большую долю экономики обеспечивaет туризм. 
 
Во избежaние экономических проблем отдельные местности, регионы и тем более целые стрaны не должны пoлностью пoлагаться на дoходы oт туризмa. Необходимa диверсификaция экономики и рaзвитие рaзличных отрaслей хозяйствa. 
 
Другой рaспространенной проблемoй, связaнной с прирoдным туризмoм, является его сезoнная прирoда. Существуют пикoвые сезoны и сезoны спада туристической деятельности. Это oзначает, что гoстиницы, транспoрт и другие oбъекты инфрaструктуры туризмa, a также персoнал oстаются незанятыми значительную часть гoда. Крoме тoго, в сельских районах пик туристического сезoна нередкo сoвпадает с разгарoм сбoра урoжая и других вaжных рaбот. Однакo туризм мoжет быть весьмa удaчным дoполнением к другим видaм деятельнoсти местных жителей, oсобенно если пикoвые периoды туризмa и сельхoзработ oтличны вo времени. Осoбенно это oтносится к сельским местнoстям, где прoблема пoстоянной занятoсти на прoтяжении всегo гoда стoит не так oстро, как в гoродах.

Влияние, которое в итоге оказывает туризм на социально-экономическую сферу, в значительной степени зависит от эффекта мультипликатора" или "множественного эффекта",т.е. степени, в которой первичные доходы, получаемые от туризма, продолжают "вращаться" в местной экономике и с каждым "витком" генерируют новые доходы. Например, если водитель туристического автобуса тратит заработанные деньги на покупку бензина, продуктов и других товаров местного производства, тем самым экономическая деятельность идет как бы по спирали. Величина "множественного эффекта" от природного туризма зависит от степени "утечки" получаемых доходов из местной экономики в результате налогов, покупки импортных товаров и услуг и т.д. 
 
Экономические преимущества туризма в некоторых странах, особенно развивающихся, нередко завышаются, поскольку подобные предприятия включают существенные "утечки" доходов из страны. Это связано с использованием импортных товаров для обеспечения туристов, преобладанием иностранных туроператоров и фирм на туристическом рынке, низкой долей местного населения среди занятых в сфере туризма. К этому надо добавить необходимость расходов на рекламу и маркетинг за рубежом, возвращение сумм, вложенных иностранными инвесторами... Таким образом, хотя туризм и приносит ценную для страны иностранную валюту, существенная ее часть снова покидает страну. В экономиках менее развитых стран такие "утечки" весьма значительны, поскольку им приходится использовать в туристическом бизнесе много импортных товаров, относящихся к "индустрии роскоши". По сведениям Мирового банка 55% валового дохода от туризма в развивающихся странах возвращается обратно в развитые страны. Чем меньше анализируемая территория по площади и чем ниже уровень ее экономического развития, тем выше утечки при каждом цикле расходов. По оценкам Мирового Института ресурсов, в Зимбабве остается только 10% средств, выручаемых от природного туризма, а в регионе Аннапурна в Непале -даже меньше 10%. В то же время, следует отметить, что в странах с более высоким уровнем развития экономики (в том числе в странах с переходной экономикой) "утечки" валюты, вызванные импортом, являются минимальными. Вклад туризма в экономическое развитие региона тем выше, чем больше в нем используются продукты и материалы местного производства, а также местный персонал. 
 
Разумеется, это возможно при условии, что экономика посещаемых регионов достаточно развита, чтобы обеспечить для туристов базовый набор товаров и услуг местного производства. Иными словами, туристы, во время своего путешествия останавливающиеся в гостиницах, которыми владеют и управляют (и обслуживают) местные жители, снабжаемых в основном местными продуктами, обеспечат больше дохода в местную экономику, нежели те, кто потребляет в основном импортные услуги и предметы роскоши, равно как те, кто потребляет очень мало товаров и услуг или же вовсе ими не пользуется ("дикий" туризм). 
 
В ряде государств предпринимаются специальные меры по удержанию доходов в стране. Наиболее распространенными из них является взимание налога на пользование землей с частных организаций и введение системы входных плат и такс с туристов, при которой предусмотрены льготы для местных жителей и организаций. В некоторых регионах введена аукционная продажа прав на ведение определенной деятельности и лицензирование государством частных предприятий в сферах питания, транспорта, торговли, экскурсионного обслуживания. С предприятий, косвенно связанных с экотуризмом (крупные гостиницы, транспортные фирмы, рестораны), может взиматься налог на охрану природы и в пользу местного населения. Утечки можно уменьшить, если стимулировать создание на местах мелких частных предприятий и добиваться того, чтобы иностранные компании вносили вклад в развитие местных сообществ через организацию обучения или инвестиции. Продуманная налоговая политика также может способствовать увеличению преимуществ от развития туризма для местного населения и экономики страны. Таковы программы, при которых налоговые и прочие преимущества получают фирмы, нанимающие местных жителей и использующие товары, произведенные в стране. Основная цель таких мер - удержание в регионах большей доли генерируемых в туризме средств. 
 
Обычно экологические туристы наиболее охотно используют местную продукцию и услуги. Для многих путешественников из индустриальных стран с высокой степенью урбанизации одним из привлекательных моментов является возможность побывать в нетронутых природных уголках и приобщиться к "примитивным" условиям жизни, представляющим резкий контраст с их повседневной комфортабельной городской действительностью. Таким образом, сторонники экотуризма не нуждаются в условиях проживания, питании и развлечениях по стандартам роскоши, как другие группы туристов.

Туристическая деятельность стимулирует развитие других отраслей - в первую очередь, сельского хозяйства, легкой промышленности, производства стройматериалов. Доходы от туризма позволяют более эффективно использовать ресурсы и применять более современные технологии (покупать новое оборудование, использовать жидкое горючее вместо дров, повысить образовательный уровень, и тем самым, качество трудовых ресурсов и др.). Все это дает значительный импульс для развития экономики и роста благосостояния местных жителей, особенно в районах, удаленных от крупных индустриальных центров, с традиционно низким уровнем экономического развития. 
 
Однако в некоторых странах приток богатых туристов приводит к повышению цен на местную продукцию и услуги, нехватке основных товаров и продуктов, что отрицательно отражается на местных жителях (особенно на тех, кто непосредственно не занят в туристической деятельности). Одна из главных задач тех, кто занимается организацией экотуризма (а также туризма в целом) - создать такую программу, которая позволяла бы местным жителям получать реальные преимущества от развития. 
 
В ряде случаев туризм обогащает лишь узкий круг и без того наиболее богатых лиц, то время как малообеспеченные становятся еще беднее, углубляется социальное расслоение. Это может настраивать местных жителей против развития туризма, если не предпринимать соответствующих мер. 
 
Первичные и вторичные доходы от туризма могут получать различные экономические субъекты и сектора. Поэтому, даже если ожидаемые утечки не столь велики, при планировании экотуризма следует выяснить, какие секторы и группы людей внутри региона будут затронуты в первую очередь. Приток доходов может вызвать развитие как в желательном направлении (например, увеличение производства пищевых продуктов на местах), так и в нежелательном (возрастание потребности в импорте горючего). "Новые" доходы могут пойти на благо малообеспеченной части местного населения или же, напротив, усилить существующее неравенство. Экономические преимущества, которые получат местные жители от развития туризма, будут в значительной степени зависеть от типа туристических фирм, их величины, владельцев, требований к персоналу. Следует тщательно продумывать эти аспекты при организации экономических взаимодействий на местах.

Цель европейской региональной политики не только заключается в создании на территории Союза равных условий жизни и труда, но и тесно переплетается с поддержкой туристской индустрии и туристских регионов. Для поддержки туристской индустрии применяются такие финансовые инструменты региональной политики, как дотации из европейских фондов и займы Европейского инвестиционного банка. В рамках данной политики в последние годы все большее внимание уделяется развитию экотуризма в туристских регионах. Этим объясняется и широкая инвестиционная поддержка экотуризма в странах Евросоюза.

Информация о работе Экологический туризм