Функции и задачи Международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных функций и задач Международного валютного Фонда (МВФ).
Задачи работы:
1. Проследить создание МВФ. Рассмотреть основания вступления и структуру МВФ.
2. Выявить основные цели, функции и задачи деятельности МВФ.
3. Раскрыть роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений.

Содержание работы

Введение 3
1. Создание Международного валютного фонда (МВФ). Структура управления 5
1.1. Создание и вступление в Международный валютный фонд 5
1.2. Структура управления МВФ 7
2. Цели и направления деятельности Международного валютного фонда 13
2.1. Основные цели, задачи и функции деятельности МВФ 13
2.2. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений 23
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

mezhdunarodnyy_valyutnyy_fond.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. К временным специальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976 гг.) предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры нефти. Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка невысокая   0,5%, срок кредита   10 лет. Эти условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55 стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была передана развивающимся государствам пропорционально их квотам:

3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена-по   имени   директора-распорядителя МВФ; время действия 19791984 гг. Цель этого фонда — предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого фонда получили 26 стран:

4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда дополнительного кредитования, функционировал в 19811992 гг. Цель фонда    предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при большем периоде погашения кредита. Источником ресурсов фонда являлись собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.; 5) Фонд структурной перестройки (с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты беднейшим развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса в целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение 10 лет; т рационный период до 5'/2 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) — погашение кредитов, предоставленных доверительным фондом;

6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и механизму функционирования этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам, включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).

В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки — правопреемник предыдущего. Объем нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились участвовать в формировании этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания социальной защите населения и совершенствованию структуры государственных расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки — до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.

Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств10.

 

2.2. Роль МВФ в регулировании международных  валютно-кредитных отношений

 

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

Одним из главных признаков, отличающих международные организации от других правовых форм международного сотрудничества, является наличие у них постоянно функционирующего внутриорганизационного механизма, который присущ международной организации как институту независимо от ее юридической природы. Внутриорганизационный механизм можно определить как "систему различного рода органов, созданных в соответствии с учредительным и другими актами международной организации, находящихся в постоянном взаимодействии на основе принципов и норм международного права. Его понятие включает следующие элементы: 1) система, принципы и порядок формирования органов; 2) их компетенция (предметная и юрисдикционная); 3) взаимодействие органов; 4) процедура принятия решений в органах организации.

Уникальность Фонда по сравнению с другими международными организациями определяется тем, что в своей деятельности он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, направленные на достижение целей, во имя которых он был создан, а именно:

- содействовать сбалансированному  росту международной торговли;

- поддерживать устойчивость обменных  курсов валют;

- способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами МВФ и устранению валютных ограничений, препятствующих росту международной торговли;

- предоставлять государствам-членам  кредитные ресурсы, позволяющие  регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов;

- служить форумом для консультаций  и сотрудничества в области  международных валютных отношений11.

Необходимо отметить, что с момента вступления России в МВФ прошло уже более 16 лет. Постановление Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 г. N 2815-1, ратифицировавшее вступление Российской Федерации в МВФ, предусматривало, что с даты вступления в Фонд на территории нашей страны будут действовать в полном объеме положения разд. 2 (в) ст. VIII, разд. 2 - 9 ст. IX и ст. XXI Соглашения об МВФ. Полностью к ст. VIII Россия присоединилась в мае 1996 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 721 "О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля".

Вступление России в МВФ означало для нее необходимость принять ряд мер в области валютного регулирования. Они должны были, в частности, предусматривать отказ от множественности валютных курсов и переход к единому курсу, объективно отражающему стоимость национальной валюты.

Членство в МВФ позволило России участвовать в решении важнейших мировых проблем. При вступлении в МВФ Россия получила возможность иметь своего представителя в Директорате МВФ и в международном валютно-финансовом комитете. В рамках этих институтов вырабатываются соглашения, касающиеся основ функционирования мировой валютно-финансовой системы, а также принимаются меры по стабилизации международных финансовых рынков.

Вместе с тем участие России практически сводится к текущему обсуждению проблем без возможности влиять на принятие решений. Размер квоты обеспечивает ей всего лишь 2,8% голосов, в то время как решение наиболее важных вопросов требует 85% и невозможно без согласия стран, располагающих в сумме 15% голосов. В роли таких центров мировой валютной силы выступают США, ЕС и "группа 24", объединяющая развивающиеся страны. Так, для принятия решения о распределении и аннулировании специальных прав заимствований требуется большинство в 85% общего числа голосов (разд. 4 ст. ХVIII Соглашения об МВФ).

В.С. Кузнецов отмечает, что участие экспертов МВФ в разработке правительством МВФ экономических программ, их одобрение означает, что Фонд несет солидарную ответственность за их негативные последствия, а он фактически "проморгал" финансовый кризис августа 1998 г. Завышенный курс рубля, отказ от своевременной девальвации для ликвидации разрыва между курсовым соотношением и покупательной способностью привели к обвалу российской валюты и в связи с высокой долей импорта в потреблении - к резкому повышению цен. Директорат МВФ, осуществляя мониторинг экономической программы России, не рекомендовал скорректировать курс рубля, так как его переоцененный уровень облегчал продвижение западных товаров на российский рынок12.

Форсирование Фондом открытия российской экономики по линии снижения импортных пошлин и либерализации международных валютных отношений РФ повысило степень уязвимости от внешнего сектора.

С 2001 г. отношения России с МВФ вступили в новый этап, который отличается тем, что в связи со стабилизацией валютно-финансового положения России Фонд прекратил оказывать ей финансовую помощь. Как заявил Президент России В.В. Путин на встрече с исполнительным директором Х. Келлером 11 октября 2001 г. в Кремле, Россия выходит на новый этап сотрудничества с МВФ, отличительной чертой которого будет самостоятельная разработка программ без кредитов13.

Решение России о досрочном погашении кредитов МВФ в значительной степени базируется на существенных изменениях в ее экономике. Стабилизация платежного баланса стала главным объективным фактором изменения позиции Правительства России в кредитных отношениях с МВФ. Платежный баланс был впервые сведен с активом в размере 13,9 млрд. долл. США. Это позволило ЦБ РФ накопить значительные валютные резервы, которые позволяют не допускать резких скачков рыночного курса рубля.

Прекращение выдачи кредитов переводит ее отношения в другую плоскость. Наличие у РФ актива платежного баланса дает Фонду основание назначить Россию страной-получателем СДР. Часть ее взноса в свободно конвертируемой валюте, согласно разд. 5 ст. XIX Соглашения об МВФ, может быть использована для выдачи кредита другим странам.

На протяжении последнего десятилетия кредиты МВФ выполняли двоякую роль. Они выступали источником пополнения доходной части бюджета и служили для внешних кредиторов гарантией принятия российским Правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса страны. В свою очередь улучшение платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создавать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга. Таким образом, экономические программы Правительства России, согласованные с экспертами МВФ, выступали своеобразной гарантией обеспечения платежеспособности страны.

Прекращение выдачи Фондом кредитных ресурсов Российской Федерации выдвигают на передний план проблему увеличения валютных резервов страны, решение которой возможно лишь при условии постоянного актива платежного баланса. Это означает создание условий для формирования тенденции превышения притока капиталов из-за границы над их оттоком.

Таким образом, МВФ занимается не только проблемами отдельных стран, но и вопросами функционирования международной валютной системы в целом, выступая в качестве ее институционного механизма.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение работы подведем обобщающий итог.

Итак, Международный валютный фонд (МВФ) - международная организация, созданная в 1944 году и направленная на содействие в кооперации стран в области обмена валют. Кроме того, международный валютный фонд предоставляет краткосрочные кредиты, а также практически определяет кредитоспособность отдельных стран.

Основные направления деятельности МВФ включают предоставление средств для корректировки валютных курсов, стабилизации платежных балансов стран-членов. Фонд предоставляет кредиты при условии проведения ими определенных изменений в экономической политике государства.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно Универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Конечно, как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных, экономических и политических интересов.

Уникальность Фонда по сравнению с другими международными организациями определяется тем, что в своей деятельности он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, направленные на достижение целей, во имя которых он был создан, а именно: содействовать сбалансированному росту международной торговли; поддерживать устойчивость обменных курсов валют; способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами МВФ и устранению валютных ограничений, препятствующих росту международной торговли; предоставлять государствам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных отношений.

Информация о работе Функции и задачи Международного валютного фонда