Формы и методы регулирования международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:22, реферат

Описание работы

Международная торговля – это система (совокупность) международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговой деятельности всех стран мира. Субъектами международной торговли могут быть физические, юридические лица, правительства государств, международные концерны. Международные торгово-экономические отношения это связи, устанавливающиеся между субъектами хозяйственной деятельности разных стран, а также между странами мира в результате коммерции, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного займа, валютных отношений, научно-технического производственного сотрудничества.
В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.31 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Международная торговля  – это  система (совокупность) международных  товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговой деятельности всех стран мира. Субъектами международной  торговли могут быть физические, юридические  лица, правительства государств, международные  концерны. Международные торгово-экономические  отношения это связи, устанавливающиеся  между субъектами хозяйственной  деятельности разных стран, а также  между странами мира в результате коммерции, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного займа, валютных отношений, научно-технического производственного  сотрудничества.

В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы  — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно  различаются своей обеспеченностью  экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных  товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.

Характер и взаимодействие этих двух обстоятельств можно легко  проиллюстрировать. Япония, например, обладает большой и хорошо образованной рабочей силой; квалифицированный  труд стоит дешево, поскольку имеется  в изобилии. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с  низкими затратами) разнообразные  товары, для изготовления которых  требуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и  видеомагнитофоны — это лишь некоторые  примеры подобных трудоемких товаров. Напротив, Австралия обладает обширными  земельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом, и поэтому можно дешево производить  такие "землеемкие" товары, как пшеница, шерсть, мясо. Бразилия имеет плодородные почвы, тропический климат, там выпадает большое количество осадков, в изобилии имеется неквалифицированный людской труд, то есть все необходимое для производства дешевого кофе. Промышленно развитые страны находятся в лучшем стратегическом положении в плане производства разнообразных капиталоемких товаров, например автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, машин и химикатов. Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах.

 

1 Основные методы и формы регулирования международной торговли

 

1.1 Концепции государственного отношения к мировой торговле

 

По мере развития мировой  торговли все более актуальным становился вопрос участия государства в  этом процессе. На сегодня сформировались и реализуются две концепции  государственного отношения к мировой  торговле:

- протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма: селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров; отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма; коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики. Идея протекционизма во внешней торговле сформулирована меркантилистами еще в XV-XVII вв.

- фритредерство (свобода торговли) – эта концепция широко распространилась в период промышленной революции. Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

В реальной жизни государство  в своей внешнеторговой политике вынуждено создать элементы и  протекционизма, и фритредерства. Так  или иначе, но сегодня государство  должно не только провозглашать концепцию  своей политики во внешней торговле, но и реально осуществлять меры по ее реализации, используя различные инструменты.

 

1.2 Тарифные методы регулирования

 

Первая группа - таможенные пошлины (тарифы). Это традиционные и наиболее активно применяемые средства государственного регулирования внешней торговли. Механизм их применения достаточно прост: единица измерения ввозимых товаров или единица декларируемой импортером стоимости товара облагается налогом в виде пошлины, что приводит к удорожанию ввозимых товаров на внутреннем рынке.

Таможенные тарифы и пошлины  являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность  применения которого признается международными нормами. В зависимости от того, какая  сторона торговой политики считается  важной, существует несколько дополняющих  друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф в  зависимости от контекста может  определяться как:

- инструмент торговой  политики и государственного  регулирования внутреннего рынка  страны при его взаимодействии  с мировым рынком;

- свод ставок таможенных  пошлин, применяемых к товарам,  перемещаемым через таможенную  границу, систематизированный в  соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности;

- конкретная ставка таможенной  пошлины, подлежащей уплате при  вывозе или ввозе определенного  товара на таможенную территорию  страны. В этом случае понятие  таможенного тарифа полностью  совпадает с понятием таможенной  пошлины. В отдельных странах  таможенная территория может  не совпадать с географической  территорией. Под товаром обычно  понимается любое имущество, перемещаемое  через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенный тариф любой  страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при импорте  или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

- фискальную, которая относится  и к импортным, и к экспортным  пошлинам, поскольку они являются  одной из статей доходной части  государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенные пошлины классифицируются:

  1. по способу взимания:

- адвалорные - начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

- специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);

- комбинированные - сочетают  оба названных вида таможенного  обложения (например, 20% от таможенной  стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу н применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товарa на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Посколькy цена товара может колебаться  под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотблениям. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

2. по объекту обложения:

- импортные - пошлины,  которые накладываются на импортные  товары при выпуске их для  свободного обращения на внутреннем  рынке страны. Являются преобладающей  формой пошлин, применяемой всеми  странами мира для защиты национальных  производителей от иностранной  конкуренции; 

- экспортные - пошлины, которые  накладываются на экспортные  товары при выпуске их за  пределы таможенной территории  государства. Применяются крайне  редко отдельными странами, обычно  в случае больших различий  в уровне внутренних регулируемых  цен и свободных цен мирового  рынка на отдельные товары, и  имеют целью сократить экспорт  и пополнить бюджет;

- транзитные - пошлины, которые  накладываются на товары, перевозимые  транзитом через территорию данной  страны. Встречаются крайне редко  и используются преимущественно  как средство торговой войны. 

3. по характеру: 

- сезонные - пошлины, которые  применяются для оперативного  регулирования международной торговли  продукцией сезонного характера,  прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не  может превышать нескольких месяцев  в год, и на этот период  действие обычного таможенного  тарифа по этим товарам приостанавливается;

- антидемпинговые - пошлины,  которые применяются в случае  ввоза на территорию страны  товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в  экспортирующей стране, если такой  импорт наносит ущерб местным  производителям подобных товаров  либо препятствует организации  и расширению национального производства  таких товаров; 

- компенсационные - пошлины,  накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

4. по происхождению: 

- автономные - пошлины, вводимые  на основании односторонних решений  органов государственной власти  страны. Обычно решение о введении  таможенного тарифа принимается  в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются  соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

- конвенционные (договорные)  пошлины, устанавливаемые на базе  двустороннего или многостороннего  соглашения, такого как Генеральное  соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном  союзе; 

- преференциальные - пошлины,  имеющие более низкие ставки  по сравнению с обычно действующим  таможенным тарифом, которые накладываются  на основе многосторонних соглашений  на товары, происходящие из развивающихся  стран. Цель преференциальных  пошлин - поддержать экономическое  развитие этих стран за счет  расширения их экспорта.

5. по типам ставок:

- постоянные - таможенный  тариф, ставки которого единовременно  установлены органами государственнoй власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

- переменные - таможенный  тариф, ставки которого могут  изменяться в установленных органами государственнoй власти случаях (при изменении уровня мировых или внугренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.

6. по способу вычисления: 

- номинальные - тарифные  ставки, указанные в таможенном  тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

- эффективные - реальный  уровень таможенных пошлин на  конечные товары, вычисленные с  учетом уровня пошлин, наложенных  на импортные узлы и детали  этих товаров.

 

1.3 Нетарифные методы регулирования

 

Вторая группа инструментов государственного регулирования - нетарифные ограничения (или так называемые нетарифные барьеры) - количественные, скрытые и финансовые. К ним относят: административный запрет на импорт; количественные ограничения (так называемое квотирование); введение стандартов здравоохранения, безопасности, экологичности, установления уровня минимальной цены; введение правил по расфасовке и маркировке; и т. д. Большинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Именно эта характеристика нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-нибудь их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики.

Информация о работе Формы и методы регулирования международной торговли